Вариации Века
Вариации Века
танцевально-спортивный клуб
Школа спортивных танцев Вариации Века
мкр. Железнодорожный г. Балашиха
г. Москва
В Африке и африканских диаспорах, как правило, принято считать, что традиционная музыка и танцы нераздельны. С помощью как музыки, так и танцев, обычно сопровождаются многие ритуалы и обряды.
Поскольку подавляющее большинство сейшельцев родом из Африки, а также в связи с близостью континента, можно было бы ожидать идентичное явление на Сейшельских островах. Тем не менее, на островах также есть сильное влияние европейских и азиатских традиций на креольское сообщество.
Сейшелы буквально являются Меккой для историков и культуроведов со всего мира, поскольку анализ происхождения и существования в нынешнее время различных танцев на островах может выявить причины, почему некоторые танцы с течением веков сохраняются лучше, чем другие.
Танцы африканского происхождения на Сейшельских островах, как правило, исполняются под аккомпанемент перкусионных инструментов. Особенно среди подобных танцев выделяются мутиа и сега отантик.
Как полагают ученые, термин «мутиа» происходит от слова из языка банту «mutcira», которое обозначает танец в провинции Нампула. Традиционно, на Сейшельских островах танец мутиа осуществляют в ночное время. Обычно для подобных танцев люди собирались в субботу после работы, вокруг костра из кокосовых листьев. После вступления из барабанного проигрыша мужчины из толпы начинали выкрикивать различные «темы», которым вторили танцовщицы с очень высокими голосами. Как правило, к таким темам обычно относились социальные события последних дней, скандалы между супругами и… многочисленные жалобы на что-либо. Подобное обилие в мутиа жалоб неудивительно, ведь танец был создан самыми угнетенными членами сейшельского сообщества.
Танцы мутиа всегда исполняются на открытом воздухе, в отличие от танцев европейского происхождения «kanmtole», которые, как правило, исполняются в залах.
Песни, которыми танцоры сопровождают мутиа, можно охарактеризовать как «социальный протест», поскольку их слова отображают эксплуатацию и душевные страдания простых людей, работающих на плантациях.
Танцы и веселая музыка всегда были неотъемлемыми составляющими досуга на Сейшелах. До сих пор на островах можно увидеть выступления танцоров, которые исполняют традиционный танец Сейшел — мутию, которая была завезена на острова Африки во времена рабства.
Одно время этот экспрессивный и чувственный танец, который исполняют ночью у костра под аккомпанемент песен, был запрещен официальной властью, поскольку изначально это был танец рабов.
Танцем мутия исполнители фактически показывают свой гнев и разочарование бывшими хозяевами и колониальной системой. Во время кульминации танца исполнители, кажется, что достигают состояния «нирваны» и впадают в своего рода транс. Мужчины танцуют вокруг женщин-партнеров, которые кокетливо приподнимают свои юбки и делают медленные и очень ритмичные движения своими бедрами и плечами, периодически опуская и поднимая головы.
Буквально с первого взгляда можно заметить, что в вальсе или других танцах европейского происхождения гораздо более тесный физический контакт между партнерами, нежели в мутия, поскольку партнеры в сейшельском танце почти никогда не касаются друг друга, несмотря на все сексуальные движения.
На протяжении многих лет, колониальные власти сделали раз за разом издавали законы по запрету танцы мутия. В частности, были приняты меры, которые устанавливали ограничения относительно того, когда и где мутия можно исполнять. Появился запрет на исполнение этого танца вне пределов города, также были введены законы по запрету барабанного боя после наступления определенного времени и запрет на разведение костров (а танец принято исполнять именно ночью вокруг костра).
Кросс-культурные исследования помогли историкам проследить происхождение мутия из других танцев, которые очень тесно связаны между собой. Мутия имеет общие корни с традиционным танцем Реюньона «малоя» и традиционным танцем Маврикия «Сега Раван». При тщательном исследовании составляющих этих танцев можно предположить, что изначально это был один танец, но затем с годами из-за географической изоляции регионов его версии эволюционировали независимо.
Традиционный танец Сейшельских островов сега, который также известен под названиями «сега отантик» или «сега транбл», без сомнения, имеет африканское или малагасийское происхождение. Большинство песен, под которые танцевали сега в прошлом, исполнялись не на креольском языке, в отличие от песен мутия.
Также этот танец не следует путать с современным танцем сега. Традиционно на Сейшельских островах сегу танцевали под ритмы барабанов, которые представляли из себя выдолбленные кокосовые стволы с натянутой на 1 конец козьей шкурой. Женщины также зачастую при этом отбивали ритм бамбуковыми палочками, стуча ими друг по другу. Традиционный ритм сега очень быстрый по сравнению с ритмом мутия. За движениями ног и плеч танцоров порой бывает даже трудно уследить. В отличие от мутия, в сеге танцоры практически никогда не впадают в транс.
Некоторые сейшельцы утверждают, что их предки научились многим из этих танцев от их родственников из Мадагаскара. Тем не менее, в таких местах, как Ривьер-Нуар в Маврикие термин «мутия» практически неизвестен среди местного чернокожего населения или креольского начеления. «Мутия» Сейшельских островов может быть эквивалентом традиционного танца Сега раване на Маврикии.
Термин «сега» был впервые использован в начале девятнадцатого века, когда ряд различных авторов написали о существовании танца «chega» или «tchega» в Восточной Африке. На языке банту это может означать «игра», «танец» или «смех». Также можно провести параллель с названием танца «chica», который исполнялся рабами в Бразилии, Гаити, Мартинике.
Вопросы, когда и почему традиционный танец сега или сега раванн Маврикия стал танцем мутия Сейшельских островов, остаются открытыми. Также неизвестно, почему сега отантик Сейшельских островов и сега танбур на островах Родригес и Чагос сохранились лучше, чем подлинная сега на Маврикии и традиционный танце малоя на Реюньоне. Некоторые исследователи считают, что на острове Родригес на танец сега не оказали музыкального влияния другие этнические группы.
Некоторые этномузыковеды затрудняются классифицировать два традиционных художественных проявления, которые существуют на Сейшелах уже сотни лет, — «сокве» и «тинге». До сих пор идут споры, какой из этих танцев возник первым.
Сокве, как описывали этот танец в начале века, многие годы тому назад был больше похоже на спектакль или комедию. Ранее это было целое представление, в котором актеры традиционно одевали костюмы из сухим пальмовых листьев и изображали королевскую семью, в которой царит переполох по поводу здоровья. Вся церемония заканчивалась танцем. К нынешнему времени от этой постановки сохранился только танец, который примечателен тем, что это единственный танец в масках, который сохранялся на Сейшельских островах до недавнего времени. Другие церемониальные танцы, такие как «танец слона», которые описывали ряд путешественников в конце 19 -го века, в данное время исчезли. Танец, который имитировал охоту на слона, мог быть завезен так называемыми «освобожденными рабами» из Африки, которые были высажены на Сейшельских островах в 1860-х годах британскими кораблями, которые перехватывали арабские корабли, перевозящие рабов.
Танцоры сокве, как правило, украшали себя сушеными листьями банана или лиан, а также покрывали свои лица стилизованными масками. Их танец сопровождается короткими отрывистыми фразами «ведущего», который контролирует ход танца. Некоторые историки предполагают, что танцоры в своих движениях подражают бабуинам.
Точное происхождение танца так же таинственно, как и сам танец. Некоторые относят его к Западной Африке (Сенегалу или Бенину), а другие к Восточной Африке. По крайней мере, один исследователь приписывает термин «tshokwe» Анголе.
Тинге — танец, в котором соревнуются две команды: одна копирует движения другой, это сопровождается пением и хлопаньем в ладоши. Среди туарегов в Северной Африке также существуют подобные выступления, которые называют «tinday» (в которому участвуют как мужчины, так и женщины). На Сейшельских островах тинге, как правило, исполняется только мужчинами.
Использованы материалы Википедии и 4dancing.ru
Рубрики
В нашем клубе проводится обучение: