Школа спортивных танцев в г. Москва и г. Балашиха мкр. Железнодорожный

Танцы острова Бали

Балийский танец не предназначен для развлечения аудитории. Конечно, нельзя утверждать, что миллионы людей не любят наблюдать за необычными островными танцами, но в целом балийский танец уходит корнями глубоко в индуистскую религию. 
Танцы на Бали в основном предназначены для восхваления Богов и для молитвы посредством движения. Танец в индуистской традиции является отсыланием к контрасту постоянного распада и создания Вселенной, каждое движение в балийских танцах имеет скрытый подтекст и насыщено смыслом. 


Особенности балийских танцев


Одной из удивительных особенностей балийского танца является его неотъемлемость от балийской культуры. Детей начинают учить основным танцевальным движениям, начиная с возраста четырех лет. Также не является редкостью увидеть восьмидесятилетних женщин, которые изящно двигаются под звуки оркестра гамелан. Большая часть движений танцев и их драматический смысл пришли из острова Ява. Это подтверждают историки моды и танцев, которые утверждают, что сегодня яванские традиции являются намного более доминирующими в балийских танцах, нежели на самой Яве (которая стала в основном исламской). 

Танцы острова Бали

Одной из удивительных особенностей балийского танца является его неотъемлемость от балийской культуры. Детей начинают учить основным танцевальным движениям, начиная с возраста четырех лет. Также не является редкостью увидеть восьмидесятилетних женщин, которые изящно двигаются под звуки оркестра гамелан. Большая часть движений танцев и их драматический смысл пришли из острова Ява. Это подтверждают историки моды и танцев, которые утверждают, что сегодня яванские традиции являются намного более доминирующими в балийских танцах, нежели на самой Яве (которая стала в основном исламской). 
Движения балийских танцев не обязательно должны быть строго определенными. Есть много различных вариантов, на основании которых учитель обучает танцоров. Существует также много возможностей для импровизации в самих движениях. Создание индонезийского художественного института в Бали помогло систематизировать и задокументировать эти танцы. При этом хореографы в настоящее время постоянно создают новые вариации традиционных танцев. 

Танцы острова Бали

В движениях балийских танцев есть уникальная особенность – они, как правило, имеют более низкий центр тяжести, чем большинство западных танцев. Ноги танцоров в балийских танцах наполовину изогнуты, а торс и руки движутся независимо друг от друга, показывая чудеса ловкости. Одим из наиболее известных аспектов танцев на Бали является "мудра", позиционирование пальцев в жестах, которые подразумевают различный смысл в зависимости от конкретной истории, передаваемой танцем. 

В незапамятные времена танцы на Бали были привилегией знати и использовались для сопровождения религиозных церемоний. Обычно люди видят в танцах искусство, балийцы же рассматривают их как религиозный ритуал — соответственно отношение к танцам на Бали очень серьезное, многие учатся танцам с раннего детства. Что примечательно в традиционных балийских танцах — это то, что они отличаются редкой экспрессивностью и сложностью. Также для балийских танцев характерны вычурные, расшитые костюмы.

Одним из примеров интеграции танца в балийскую культуру является тот факт, что многие танцы используются для рассказа о мифах и преданиях народа. Длинные и драматические повествования Махабхараты и Рамаяны являются, пожалуй, самыми яркими примерами этого. 
И по сей день балийский танец используется в храмах, в качестве восхваления и мольбы к богам, а танцоры являются неотъемлемой частью религиозных церемоний. 
Еще одним примером является танец pendet, который исполняется женщинами и девочками в качестве своего рода "приветствия" либо богов в храме, либо людей в начале события. Этот танец часто используется для обучения молодых женщин основным движениям более сложных постановок.


Классические танцы в балийской культуре 

Конечно, не все танцы имеют настолько глубокий смысл - некоторые просто используются для обучения или даже для удовольствия. Подобными примерами балийских танцев являются:


Legong - считается "классическим" танцем, который исполняют исключительно юные девушки, начиная с пяти лет, и до достижния половой зрелости. Танец символизирует благодать и изысканность дворянства, ранее легонг считался танцем ангелов.
Baris – этот боевой танец исполняют мальчики. Он является для них проявлением мужественности. Танец исполняется на светских и религиозных мероприятиях.
Janger - один из танцев "нового поколения" (хореография его была придумана в 1925 году). Этот танец исполняют около двадцати мальчиков и девочек, которые поют о том, как они рады быть вместе, во время танца. 


Очевидно, что балийский танец является гораздо более сложным, чем обычные красивые выступления, которые видят туристы в отелях. Народу Бали удалось сохранить богатое наследство и самобытное искусство своего прошлого. 

Танцы острова Бали


Танец легонг


Легонг, вероятно, является самым известным видом современного балийского танца. И легонг полностью стоит своей репутации, поскольку мало какой танец может похвастаться такой красотой и зрелищностью. Танцевать легонг — означает являться воплощением женственности, красоты и изящества, а также юности и непорочности. 
Эта форма танцевальной драмы, которая исполняется в основном тремя девочками, представляет собой классический стандарт балийского женского танца. Легонг был создан на рубеже восемнадцатого века, и в нем были скомбинированы элементы из старых традиций, таких как гамбух и танцы с элементами транса санхьянг дедари, с их многочисленными древними движениями, подражающими животным. 

Танцы острова Бали

В начале развития этой разновидности танца, существовал вариант легонга, в котором участвовали юноши. Однако, королевским приказом было постановлено: хореографию легонга отныне можно было ставить только для девушек. Девушки-подростки специально отбирались из близлежащих деревень, но они не становились танцовщицами до половой зрелости. Их обучали танцу с самого раннего детства, а в 7-8 лет девочки получали право называться танцовщицами. Карьера их закачивалась с наступлением половой зрелости — в 13-15 лет. В современных постановках, которые предназначены в основном для туристов, участвуют в основном взрослые танцоры. 
Стандартная постановка танцевального театра на Бали или Яве основана на цикле восточнояванских сказок, связанных с приключениями легендарного принца Пянджи. Однако, легонг является совершенно обособленной формой танцевального театра, более абстрактной. Поэтому в ней постановки, основанные на приключениях принца Пянджа, встречаются не так часто. 

Они, как правило, концентрируется только на фрагменте предания, в котором король Ласем похитил принцессу Рангка Сари, которая влюбилась в принца Пянджа. Король пытается завоевать сердце прекрасной принцессы, но она не отвечает на его ухаживания. В дальнейшем во время танцевальной постановки рассказывается, как принцесса потребовала от короля, чтобы тот сразил принца Пянджа в честном бою. Король едет к месту сражения, но по пути он встречает ворона — птицу, которая в балийской мифологии символизирует дурное предзнаменование. Король высокомерно убивает птицу своим веером и тем самым предопределяет свою судьбу в грядущем сражении с Пянджи. 


Характеристики и особенности танца


Легонг – красивый балийский национальный танец, который исполняют исключительно юные девочки. Он довольно сложен по технике исполнения, а особого шарма ему придают расшитые золотыми узорами костюмы танцовщиц из парчи или шелка. Обычно легонг исполняют под классический аккомпанемент индонезийского оркестра гамелан. Основным инструментом в сопровождающем танец оркестре является гамбанг. Традиционно танцуют легонг три девочки, а продолжительность танца может достигать полутора часов. 
Одна из танцовщиц изображает роль принцессы, другая - роль короля, а третья играет слугу и птицу. Все три танцовщицы носят одинаковые стандартные костюмы с длинной юбкой, полностью закрывающей ноги. Материал костюмов, как правило, представляет собой вышитую золотом темно-зеленую или фиолетовую ткань. Эта традиция первоначально возникла при королевском дворе. Платье танцовщиц также украшено широким воротником из золоченой кожи. Также они носят головные уборы из того же материала, которые украшены живыми цветами. В руках у них обычно вееры, а танцовщица, исполняющая роль птицы, имеет позолоченные крылья. В оригинальных придворных выступлениях танцовщицы носили золотые украшения и головные уборы с драгоценными камнями. 

Танцы острова Бали

В легонге танцовщицы не говорят и не поют сами, за них это делают певцы среди оркестра. Сам же танец основан на гамбух, но особенности костюмов, плотно замотанная талия и узкая нижняя часть платьев помогают создать другой эстетический вид танца. В время танца ноги девочек в основном согнуты, а туловище наклонено вперед. Для танца также характерны почти полное отсутствие движений головы и напряженные руки. Некоторые искусствоведы сравнивают дрожание пальцев танцовщиц во время легонга с дрожание усиков тропических насекомых. Еще одной особенностью легонга являются выразительные движения глаз танцовщиц, характерные для балийских танцев, но редкие в других местах в Юго-Восточной Азии. 
Постановка легонг традиционно начинается со сложного вступительного танца, после чего развивается драматическое представление. Заканчивается танец неким абстрактным эпилогом. Движения быстрые, иногда даже практически лихорадочные. 
Девочек начинают обучать легонку в очень раннем детстве. Обучение идет по несколько лет, до тех пор, пока "танец не станет их внутренней сущностью". Во многих деревнях есть свои собственные традиции легонга, а в настоящее время этот стиль используется не только для постановок по приключениям принца Пянджа, но и для постановок по другим историям. 

Балийский танец-транс санхьянг


Одной из важнейших форм священного танца "вали" является "реджанг" - групповой танец, который исполняется женщинами. Его хореография базируется на простых линейных построениях танцовщиц, а исполняется танец, как правило, в дневное время группой, состоящей из 40-60 непрофессиональных танцоров. Реджанг - относительно простой танец, хотя его медленные и плавные движения вызывают чувство степенности и красоты. Еще одним танцем, который связан со священными жертвенными ритуалами, является габор, который также исполняется женщинами. Светский вариант габор стал на Бали общепринятым танцем-приветствием, который обычно исполняют для туристов или при приеме почетных гостей. 


Санхьянг — характеристики и особенности танца


Бали славится своими многочисленными традициями ритуалов, при которых один или несколько танцоров впадают в транс с помощью благовоний, музыки, песнопений, молитвы, а иногда даже запрещенных веществ. Транс - измененное состояние сознания, в котором танцоры, а иногда и зрители, могут вступать в контакт с миром духов и становиться одержимыми богами, анимистическими духами или даже духами животных. В связи с очевидной опасностью ритуалов, связанных с трансом, их никогда не проводят на Бали одиночку. 
Почти везде в Азии транс, в той или иной форме, является неотъемлемой частью ритуалов театра коренных народов. Санхьянг - жанр трансовых танцев, которые, как правило, исполняются в отдаленных деревнях, хотя иногда их можно встретить и во время выступлений для туристов. Он включает в себя несколько основных форм, а местные варианты можно найти чуть ли не в каждой деревне. В большинстве видов мужчины, танцующие санхьянг, становятся одержимыми духами животных. В санхьянг джаран мужчины "превращаются" в лошадей, в санхьянг лелипи - в змей, а в санхьянг селенг они становятся одержимы духами свиней. 

Танцы острова Бали

Основная цель подобных танцевальных спектаклей - ритуальное очищение. Например, люди, которые одержимы духами свиней, в состоянии транса "едят грязь", по крайней мере, символически, и, таким образом, "помогают очищению всего их сообщества". Ритуалы танцев-транса часто проходят беспокойно и шумно, поэтому деревенские священники и сопровождающие их лица контролируют непредсказуемые действия, чтобы избежать травм. После танцевального спектакля священники поливают участников святой водой, тем самым помогая им обрести нормальное сознание. 
Самым известным и, без сомнения, самым красивым видом санхьянг является санхьянг дедари (дедари переводится как фея), который исполняется девочками-подростками. Исполнителями, как правило, являются храмовые служительницы или иногда родственницы священников, причем фактически все они не имеют специального обучения танцам. Девушки постепенно во время санхьянг дедари впадают в транс, после чего они начинают исполнять сложный танец, частично основанный на различных движениях животных. Затем девочек поднимают на плечи мужчины, которые быстро перемещаются по кругу, а танцовщицы в это время продолжают свой неистовый танец. Наконец, девушки танцуют на тлеющих углях и через некоторое время приходят в нормальное сознание. Практически лихорадочные движения санхьянг дедари повлияли и на другие формы танца, такие как классический легонг. 
Существуют также другие балийские трансовые ритуалы, некоторые из которых были объединены с рядом форм танцевальной драмы. Некоторые трансовые ритуалы также превратились в чисто коммерческие выступления. Одним из самых известных подобных вариантов является кечак, который был создан в двадцатом веке.


Ритуальные танцы и танцы воинов на Бали


Бали является родиной многих ритуальных выступлений, которые не соответствуют традиционной западной концепции «театра» или «танца». Это в основном религиозные ритуалы, полные магического значения для их исполнителей и зрителей. 
Подобные выступления могут включать в себя танцы и элементы, характерные для театральных спектаклей, однако при этом эти выступления редко предназначены для эстетического или интеллектуального удовольствия в современном западном смысле этого термина. В этих ритуалах танец и театр всегда служат религиозным и магическим целям. Они, как правило, проводятся во внутренних дворах храмов по особо значимым календарным праздникам.

Танцы острова Бали

Исполнители в основном непрофессиональные, хотя в некоторых формах «вали» могут использоваться профессиональные актрисы-танцовщицы. Хотя, стоит отметить, что танцевальная техника имеет второстепенное значение. Ритуальные выступления можно разделить примерно на две группы: церемониальные танцы, как правило, являются древними священными танцами коренного населения, и ритуалы-транс, в которых исполнители и иногда зрители впадают в транс. 


Наиболее священные танцы рассматриваются как акт поклонения или знак преданности. Из-за их природы их можно исполнять только в самой священной части храма. Большинство танцев Бали, как полагают современные ученые, происходят от чисто коренных традиций, хотя они позже заимствовали ряд особенностей индо-яванского классического танца. Поскольку большинство священных танцев не предназначены для публичного исполнения, неудивительно, что появились более секуляризованные их варианты сугубо для коммерческих целей. 


Бари – священный танец воинов


Одном из основных групп и самым распространенным танцем из группы Вали является полный достоинства и торжественности «Бари», который исполняется мужчинами. Это древний военный танец, в котором группа танцоров выстраивается в линию, состоящую, как правило, из шести - шестидесяти танцоров. Основной упор делается на скоординированные действия группы, что иногда создает впечатление стилизованного боя с движениями, ограниченными простыми шагами и движениями ног. Первые упоминания о танцах Бари датируются началом 16-го века. 
Танцоры, которых можно рассматривать как своеобразных хранителей божеств, посещающих храм, носят пирамидальные головные уборы, украшенные треугольными кусочками перламутра, а в руках они держат священное оружие или реликвии. Различные жанры Бари классифицируются по типу оружия, которые используются в них. Существует также современный, полностью светский вариант этого танца.

Танцы острова Бали

Светский Бари - виртуозный сольный танец, во время которого танцор изображает эмоции воина, отбывающего на сражение. Техника представляет собой сочетание священных движений Бари и различных элементов балийского классического мужского танца. Быстрые практически нервные короткие движения, напряжение тела танцоры, выразительные жесты рук и мимика используются для передачи быстро меняющегося настроения воина: от храбрости до страха и сомнений. Эта форма Бари, как правило, встречается в танцевальных спектаклях, которые ставят специально для туристов. 


Использованы материалы 4dancing.ru



Вариации Века логотип