Школа танцев в г. Москва и г. Балашиха мкр. Железнодорожный

танцующая пара
Танцы спорт в мкр. Железнодорожный (Балашиха)
Спортивные бальные танцы

Танцы индейцев Америки

Американские коренные танцы, также называемые индейскими танцами — традиционное искусство коренных жителей Америки, которых часто называют американскими индейцами. Рассмотрим индейские танцы с точки зрения их общих особенностей, а также их проявления в ряде аспектов жизни.

Танцы индейцев Америки

Общие характеристики индейских танцев


В качестве основных факторов, которые объединяют практически все индейские танцы, можно выделить организацию танцев в племенах, а также отношения человека и божеств, выраженные в танцах.


Виды танцевальных форм


Многие виды танцев, как правило, посвященные празднованию рождения новой жизни, были разработаны в Северной и Южной Америке, в течение тысячелетий местными коренными народностями. Это наиболее заметно в культурах западной части Северной Америки (современный штат Калифорния, США), в Венесуэле и Тьерра-дель-Фуэго в Южной Америки. Сохранились различные свидетельства танцевальных погребальных обрядов на севере США, в Канаде и в южных пустынях. Танцы войны и охоты получили известность фактически везде по двум континентам, но наиболее они развились среди охотников на Великих равнинах Северной Америки. Так называемые танцы животных варьировались в зависимости от местной фауны: у тропических народов был популярен танец тигра, а в северной части Северной Америки и в Сибири распространился культ медведя.

Танцы индейцев Америки

Религиозная магия, или шаманизм, практикуемые целыми обществами или отдельными шаманами, были похожи на некоторые практики сибирских народов, таких как эвенки и чукчи. Шаманизм, в котором танцы использовались для лечения больных и связи с миром духов, распространился на юго-востоке Бразилии, а наибольшее подобные практики получили среди арктических народов. В Мексике получили развитие, вероятно, пришедшие из Перу, сельскохозяйственные танцевальные обряды. Стоит отметить, что на более поздние сельскохозяйственные танцевальные формы повлияли иберийские ритуалы.

Танцы индейцев Америки

Отдельно стоит выделить танцы пуэбло из юго-западе США, где, чтобы исполнить танец, исполнители тренируются целыми месяцами, а также должны получить ритуальное благословение перед выступлением. Такие танцы используются, чтобы вызвать дождь, вылечить членов племени или получить благословение от духов предков. Хотя подобные танцы имеют религиозное значение, они являются светскими, и любой может поучаствовать в них.



Обычно танцы у индейцев Северной и Южной Америки строго ранжированы по социальному признаку. К примеру, большинство танцев могут начать только мужчины или женщины, а уже в ходе танца к нему присоединяются остальные участники. Другие же танцы начинают только старейшины, или, к примеру, охотники.


Танцы ирокезов


Намного менее известна структура построения танцев среди членов племен ирокезов, в которых танцы разделены на основе либо взаимоотношений членов племени, либо на основе родства. Во всех ирокезских танцах традиционно строго определена возможность участия в танцах мужчин и женщин: некоторые танцы могут исполнять только мужчины, другие — только женщины, а третьи допускают возможность участия в танце смешанных пар. Также существует так называемый лидер-заводила танца, который фактически ведет за собой остальных участников.

Танцы ирокезов

В танцевальных традициях ирокезов также четко прослеживается влияние различных общественных или тайных сообществ. Эти общества исполняют такие танцы, как лечебные обряды «ложного лица», женские танцы, связанные с обрядами похорон, известные как ohgiwe, а также танцы медведя и бизона, которые традиционно считаются сексуально ориентированными и посвященными плодородию.


Танец conchero


Некоторые из этих обществ вышли за рамки племен и стали общепринятыми среди всех индейцев определенного ареала. В качестве примера подобных танцев можно привести мексиканский танец conchero, который сохраняет многие элементы доколумбовых религиозных ритуалов. Он, по всей видимости возник в 1522 году, после завоевания испанцами народности чичимеков. Впоследствии, этот танец стал выражением древних ритуалов у всех народностей современной Мексики. В танце встречаются как различные военные элементы, так и олицетворения местного дьявола, колдунов и мифологических фигур. Conchero до сих пор несет в себе больше ацтекского наследия, чем испанских примесей.

Танцы индейцев Америки

Ацтекские танцы


Ранние ацтекские танцы являются отображением абсолютного теократического правления, в них участники строго определяются согласно жреческого или социального положения в обществе. Они очень сильно отличаются от намного более демократических танцев ирокезов. Танцы ацтеков отражали социальную структуру и разделение на жрецов, дворян и воинов, простых людей, а также рабов.

Танцы индейцев Америки

Касты жрецов и благородных воинов принимали активное участие во многих фестивалях ацтекского календаря, а жрецы обучали молодых людей благородного происхождения путем танцев и пения. Молодые воины исполняли церемониальные танцы, имитирующие бои, а воины орла и оцелота, танцуя, боролись с пленными рабами во время определенных фестивалей.


Религиозная символика в танцах


Религиозная символика является значительной как во взаимоотношениях американских индейцев, так и во время их танцев. Мужчины часто символизируют в танцах фаллических и агрессивных сверхъестественных существ, а также божества дождя, в то время как женщины символизируют богинь плодородия.

Танцы индейцев Америки

В церемониях ирокезов женщины представляют трех Изначальных Сестер — духов кукурузы (маиса), фасоли и кабачка. Точно так же, женщины пуэбло в своих символических танцах изображают духов растений и человеческого плодородия.
Также в качестве примера можно привести обрядовый танец с корзиной племени тева народности пуэбло, в котором присутствуют церемонии вызова духов для способствования улучшению урожайности. Также этот церемониальный танец символизирует центральную роль женщины в поддержании жизни пуэбло.

Танцы индейцев Америки

Отдельно стоит отметить отношение к духам животных в танцевальной культуре индейцев. В подобных танцах также есть также отдельные роли для мужчин и женщин. Женщины племен оттава и хо-чанк имитируют в танце полет диких лебедей и гусей, а мужчины ирокезов и пуэбло имитируют в танце движения орлов. В танцевальных церемониях мужчины и женщин этих племен также регулярно встречается имитация сверхъестественных духов медведей и бизонов, причем в танцах ирокезов эта имитация гораздо более реалистична. На юго-западе, особенно в новых мексиканских пуэбло, мужчины изображают духов оленей. Сольные танцы, посвященные оленям, также встречаются в Аризоне и Соноре, при этом солистом всегда является мужчина, который довольно реалистично изображает охоту и убийство животного.

В целом, как в Северной Америке, так и в Южной, сельскохозяйственные танцы, как правило, связаны и духами животных. Жители Британской Колумбии, переодетые животными, имитируют в танце сверхъестественных существ. В Венесуэле подростки племени майпуре, одетые в маски зверей, танцуют mauari — танец полового созревания.

Танцы индейцев Америки

Также в обеих Америках в танцах жестами отображаются отношения между человеком и божествами. Племя квакиутль в северо-западной Северной Америке разработало целый кодированный язык церемониальных жестов, подобный пуэбло, ацтекам и майя.

Танцы, посвященные духам сторон света приняты фактически среди всех народностей, первоначально вышедших из районов Великих равнин и Великих озер. Особенно это заметно в танце трубки. Танцор по очереди предлагает трубку духам востока, юга, запада и севера, двигаясь по часовой стрелке, а затем божествам неба и земли.


Особенности танцевальных форм и движений



Религиозная, ориентированная на природу концепция индейских танцев отличается от западных народных и художественных танцев, которые имеют только художественное или эмоциональное значение. Однако, при этом геометрические построения танцевальных фигур часто похожи на западные обычаи.

Танцы индейцев Америки

У индейцев среди охотников часто встречаются круговые танцы, в которых участники двигаются по часовой стрелке. Среди земледельцев также приняты подобные танцы, но участники в них движутся против часовой стрелки. Танцы, в которых группа исполнителей движется «змейкой», преобладают среди земледельцев племен ирокезов и пуэбло, а также среди этнических групп Центральной Америки и Анд. Среди ирокезов также очень популярны хороводы (причем, обязательно с ведущим-лидером танца). Что любопытно, они очень напоминают балканские танцы, которые очень распространены в юго-восточной Европе.

Танцы индейцев Америки

Линейные танцы аборигенов достаточно простые, они зачастую состоят буквально из пары основных движений. В Латинской Америке и на юго-западе США подобные в подобных танцах очень четко можно проследить испанские элементы, поскольку на традиционную культуру индейцев в этих регионах оказали сильное влияние испанцы во время колонизации. Также стоит отметить испанское и австрийское влияние в парных танцах Латинской Америки.

Танцы индейцев Америки

Основными характеристиками индейских танцев являются немного наклоненное перед туловище, постановка ног на всю стопу и тенденции к расслаблению мышц, а также сдержанности в жестах во время танцев. Это основной стиль движений тела, хотя он может меняться не только в зависимости от региона или племени, но даже в разных танцах. Также нужно отметить, что при «сельскохозяйственных» танцах обычно тело исполнителя расслаблено, а осанка прямая. В отличие от этого, мужские военные танцы зачастую включают в себя сложные резкие движения и изгибы туловища (приблизительно какэ то происходит в танцах, посвященных духам животных).

По всей Америке позы и движения в коренных индейских танцах также зависят от пола исполнителя. Женщины, как правило, более сдержанны и меньше поднимают ноги во время плясок. Исключением из данного правила являются военные танцы, в которых женщины используют те же самые шаги, что и мужчины.

Танцы Великих равнин и северо-западного побережья


В области, простирающейся от реки Миссисипи до Скалистых гор и от Техаса и Оклахомы до Канады, ритуальный танец сна стал частью культа духов. Обычно этот танец связан с половой зрелостью мальчиков, а также являлся частью известной церемонии Танца Солнца. Во время Танца Солнца, продолжающегося от одного до четырех дней (обычно он проводится во время летнего солнцестояния) участники воздерживаются от еды и питья. Танцоры разрисовывают свои тела символическими цветами, а также во время танца кладут себе в рот свистульки, сделанные из кости орлиного крыла. Под ритм, отбиваемый на большом барабане, и пение специальных ритуальных песен они кружатся в экстатическом танце, зачастую впадая в состояние транса. Танец продолжается до тех пор, пока исполнитель не потеряет сознание или к нему не придет видение.

Танцы индейцев Америки

Калумет (ритуал раскуривания трубка мира) и танец мира часто встречаются среди обрядов, связанных с табаком, таких племен северной части Великих Равнин как кроу, дакота и прочих племен, говорящих на языке сиу. Однако, наибольшее развитие этот танец получил в ритуале центральных Великих Равнин у пауни, а также соседних омаха, айова, понса и осейджа. У воинственных индейцев этих племен были популярны военные танцы среди мужчин. Женщины в этих племенах, в свою очередь, исполняют множество танцев, которые направлены на подчеркивание изобилия в племени.

Танцы индейцев Америки

Также среди женщин сиу популярен танец скальпа. Самые захватывающие охотничьи церемонии этого региона, такие как бычий танец mandans, развились в связи с тем, что буйволы были просто жизненно необходимы для выживания индейцев и являлись их основным рационом. Обрядовые танцы, посвященные буйволам, впоследствии слились церемониями солнца, войны и изобилия. Во время их воины-мужчины старались показать свою силу, ловкость и танцевальное мастерство. Женские танцы, в отличие от этого, чаще выглядели как хороводы в замкнутом кругу.

Индейские племена вдоль Тихоокеанского побережья от штата Вашингтон до Британской Колумбии разработали целительные танцевальные обряды, а также танцевальные церемонии, посвященные рыбной ловле. Особенно в этом регионе выделяются две церемонии: потлач — банкет и танец для показа и распределения богатства хозяина, а также обряд посвящения, проходящий в середине зимы. Этот обряд проходит в специальном танцевальном доме и может длиться несколько месяцев.


Танцы Большого Бассейна и юго-запада США


Индейцы Большого Бассейна, такие как хавасупаи из Гранд-Каньона и юмены, создали собственные сельскохозяйственные танцы. У юменов из пустыни Мохаве также существуют собственные танцевальные церемонии, посвященные урожаям, но в отличие от хавасупаев, у них также приняты целительные танцы и пляски, посвященные духам животным, подобные тем, которые существуют у навахо.

Танцы индейцев Америки

Практически по всей территории Большого бассейна приняты церемонии поиска духа-покровителя, видение которого индейцы пытаются получить во время священного танца. Представители некоторых племен, такие как паюты и салиши, во время танца впадают в транс. Именно в этой области возник так называемый Призрачный Танец — религиозное движение, ритуалы которого включали в себя гипнотический круговой танец, который в 19 веке распространился по всем Великим равнинам. Множество малочисленных племен Калифорнии переняли танцевальные церемонии, посвященные видениям, излечению и сбору урожая у своих восточных соседей. Но, в отличие от них, в Калифорнии стали приняты церемонии в масках, проводящиеся во время инициирования мальчиков во взрослую жизнь, а также круговые танцы для обрядов половой зрелости девочек.

Танцы индейцев Америки

Полузасушливую пустынную область, которая тянется от запада Рио-Гранде до пустыни Мохаве в южной Калифорнии, а также до севера Мексики, можно подразделить на три ареала обитания племен. К первой группе относятся фермеры: пуэбло в Рио-Гранде, зуни в Нью-Мексико и хопи в северной Аризоне. Ко второй группе можно отнести кочевников навахо, которые сегодня занимаются выпасом скота. К третьей группе относятся племена пустыни, к которым относятся фермеры (пима, тохоно, о’одхэмы и яки), а также бывшие кочевники, такие как апачи. У пуэбло в Нью-Мексико и Аризоне основными танцами являются летних церемонии, посвященные урожаю зерна, а также танцы-молитвы для призыва дождя. В основном у пуэбло коллективные танцы организовывают племенные шаманы, которые проводят их в кива или специальных святилищах.

Танцы индейцев Америки

Самыми захватывающими и зрелищными общественными танцами пуэбло являются танцы зерна или танцы таблита, которые были названы по имени женских головных уборов с символами облаков на них. Они практикуются в течение весны и лета, при этом самые зрелищные церемонии проводятся после Пасхи и в день святого Пуэбло. По традиции каждое выступление в церемонии зерна включает в себя медленный и быстрый танец. В медленном танце участвуют 7 – 70 (в зависимости от размера племени) старейших людей племени. Затем в быстрый пляс вступают 12 — 200 танцоров, которые танцуют парами.

Одной из самых известных церемоний, дошедшей до сегодняшних дней, является танец антилопы и змеи, который принят у хопи в Аризоне. Во время этого обряда во все четыре стороны света хопи выпускают змей, которые должны искать дождь. В это время исполняется танец под гортанное скандирование участников племени. Также в первозданном виде сохранился лечебный танец ейбтчаи у навахо, которая очень похожа на церемонии у индейцев племен Великих равнин. Апачи создали свой собственный захватывающий танец в масках по названию гахан, которым они празднуют достижение совершеннолетия девочками. Также у апачей и поныне есть танцевальные обряды для видений и предсказаний.


Танцы Мексики и Мезоамерики


Рассказывая о танцах мексиканских индейцев, нельзя не упомянуть о традиционных танцах клоунов в масках. Традиции пасколас или клоунов-танцоров в деревянных масках индейцев яки в Аризоне и пустыне Сонора в Мексике восходят еще к доисторическим традициям клоунов-шаманов. Изначально яки танцуют без масок в полуиспанском стиле, и затем одевают маски во время танца в древнем стиле имитируют охоту на оленя. В отличие от этого, общество танцующих клоунов чапаека очень напоминает клоунов (цавийо) пуэбло, которые всегда отличались противоестественным поведением и тем, что скрывали свои лица масками.

Танцы индейцев Америки

В горах Мексики, несмотря на века колонизации страны испанцами, индейцам удалось сохранить несколько своих древних танцев. Миноте до сих пор остается ритуальным танцем южных племен тепехуан и других племен Западного Сьерра-Мадре, таких как тепекано, хичол и кора. Мужчины и женщины ходят по кругу — 5 раз против часовой стрелки, а затем 5 раз в другом направлении. Шаман сопровождает этом танец песнями, параллельно наигрывая мелодию на инструменте из тыквы. После миноте обычно следует танец оленя.

Танцы индейцев Америки

Хикули или танец мескаля, проводимый в ноябре, проводится после традиционных паломничеств племен хуичол и тарахурама, посвященных мескалю. Танец хуичолов более восторженный. После потребления вызывающего транс мескаля мужчины и женщины начинают дикую пляску против часовой стрелки, исступленно прыгая и вращая руками.

Рутубури — типичный ритуальный танец северного мексиканского племени тарахурама, который проводится во время трех сельскохозяйственных фестивалей — дождя, зеленого зерна, и урожая, а также его принято исполнять на похоронах и во время мемориальных обрядов. После троекратного взывания шамана к духам на площадку для танца выходят женщины, которые пересекают площадку шесть раз, а после этого двигаются по кругу против часовой стрелки, держа руки поднятыми вверх и перепрыгивая с одной ноги на другую.

Танцы индейцев Америки

Племена племена Восточного Сьерра-Мадре также сохранили свои танцы, такие как кетцаль, исполняемый в огромных сомбреро и воладор или танец летающих акробатов. После ритуальных прелюдий акробаты сначала танцуют вокруг шеста под музыку флейты и тамбуринов. Традиционно в воладоре участвуют четыре танцора, но иногда встречаются варианты с шестью танцорами. Воладорес (танцоры-акробаты) взбираются по веревочной лестнице и садятся на маленькую площадку на верху шеста. После этого они по очереди танцуют на двухфутовой центральной платформе. При этом они бросаются вниз с шеста и начинают раскручиваться на веревках, привязанных к вершине шеста, постепенно опускаясь вниз.


Танцы Севера Южной Америки


Начиная рассказ об южноамериканских танцах, нельзя не отметить, что они очень напоминают мезоамериканские танцы. В джунглях и горах данного региона до сих пор сохранились древние ритуальные танцы, а благодаря местным иберийским танцевальным драмам можно наблюдать исторические связи индейских племен севера Южной Америки с Мезоамерикой.

Традиционные танцы индейцев севера Южной Америки

В Венесуэле у нескольких племен реки Ориноко существуют тайные танцевальные обряды половой зрелости. Например, среди племен майпуре, банива и мауари танцоры исполняют роль злого духа. При этом они полностью покрывают свое тело краской красного и черного цвета, на лицо одевают маску из шкуры пумы или ягуара, а на голову – корону из рогов оленя. При инициировании молодого человека или девочки во взрослую жизнь обряд начинается с того, что из леса появляются танцоры в масках, представляющие львов, тигров, оленя, медведей и других диких животных. Их чудовищные рычания и завывания смешиваются со стонущими звуками «ботутос» — священных труб. Вся ночь вокруг переполнена ужасным шумом и кажется дикой вакханалией. С дикими прыжками и кривляниями люди в масках животных затем танцуют вокруг посвящаемых юноши или девушки и четырех шаманов, которые привели подростка на обряд.


Стоит отметить, что древние церемонии половой зрелости были довольно сильно распространены. Они встречались (естественно, с местными отличительными особенностями) в бассейне Амазонки и в горной местности Мату-Гросу Бразилии, области Гран-Чако Боливии и Парагвая, а также Патагонии и Огненной Земле в Аргентине. Фактически они являлись частью комплекса танцевальной традиционной культуры, к которой также можно отнести шаманские лечения, смертельные обряды и танцы, посвященные животным, которые исполнялись для удачной охоты.

Традиционные танцы индейцев севера Южной Америки

Сегодня самыми известными танцами Венесуэлы являются мориска (и ее множество версий), которое исполняется во время христианских праздников, а также танец средневековых дьяволов в Корпус-Кристи. А оживленный парный танец джороро, похожий на вальс, является национальным танцем Венесуэлы.


В Колумбии есть меньше религиозных торжеств и гораздо более распространены танцы ухаживания. Тот же джоропо популярен в восточной Колумбии. На Карибском побережье более часто встречаются буллеренге, лумбалу и кумбия, в которых смешаны местные и африканские особенности. Колумбийское фанданго имеет явно испанские корни, а национальный танец бамбучо возник среди коренных племен, населяющих Анды.


Источник Википедия и 4dancing.ru



Вариации Века логотип