Школа спортивных танцев в г. Москва и г. Балашиха мкр. Железнодорожный

Энциклопедия танца: Латиноамериканские танцы

Латиноамериканскими танцами принято называть танцевальные традиции Мексики, Центральной Америки, а также ряда стран Южной Америки и Карибского бассейна, которые были колонизированы испанцами и португальцами. Фактически латиноамериканские танцы появились в результате смеси традиций коренных народов (индейцев), а также африканских и европейских традиций, которые были завезены колонизаторами. Со временем завезенные из Европы и Африки традиции стали частью танцевальной культуры и тесно переплелись с местными и региональными танцами.


Наследие коренных народов


После прибытия в Западное полушарие в конце 15 и начале 16 веков экспедиций из Португалии и Кастилии (Испания), европейцы встретили народы, по сути даже целые империи, ранее неизвестные белым людям. В это время несколько этнографов, которые входили в состав первых экспедиций, сделали записи об уникальных музыкальных и танцевальных традициях, которые они наблюдали во время ритуальных праздников среди местного населения. К сожалению, коренное население было практически уничтожено в результате колонизации — привезенные заболевания, принудительный труд и военная агрессия сделали свое черное дело. Поэтому множество изначальных традиций фактически было утеряно. Хотя в Карибском бассейне выжило очень мало коренных народностей, на материке значительному количеству индейского населения удалось сохранить свои общинные традиции.

Энциклопедия танца: Латиноамериканские танцы

Некоторые ранние танцы можно найти в записях первых экспедиций. К примеру, передача исторических преданий стала общепринятым аспектом коренной духовной практики, а для подобной передачи обычно использовались танцы и пение. Танцоры зачастую олицетворяли природные силы (местных богов и богинь), а танцевальные ритуалы часто служили для того, чтобы предупредить или объяснить глобальные события. К примеру, великие цивилизации ацтеков и инков создали сложные ритуалы, в которых танцы играли очень важную роль.


Танцы ацтеков были четко структурированы. Шаманы обучали молодых людей движениям ритуальных танцев. Основной темой подобных танцев были войны: танцоры с оружием в руках изображали борьбу между богами или между племенами, которые имели разные тотемы. Такие танцы длились более суток, и их целью было проверить выносливость и решимость воинов-танцоров.


Латиноамериканские танцы эпохи колонизации


После начала колонизации Америки испанцами и португальцами, в Новый Свет прибыла Римско-католическая церковь, с ее ритуалами, доктринами и совершенно отличным от того, к которому привыкли местные народности, мировоззрением. Церковь стала неотъемлемой частью функционирования вице-королевств Новая Испания (в Мексике, 1535-1821) и Перу (1542 -1824), между которыми лежали колониальные территории испанцев. После военного завоевания этих стран, религиозная музыка, танцы, шествия, и фестивали стали инструментом культурной трансформации и социального контроля над местными жителями.

Энциклопедия танца: Латиноамериканские танцы

Католические священники и монахи — иезуиты, францисканцы, доминиканцы, кармелиты, августинцы — разрешили коренным танцорам продолжать свои ритуалы, но при этом обязали включать в них образы католических святых. Коренные народы приспособили свой собственный богатый календарь государственных праздников к новым условиям. В настоящее время древние ритуальные танцы проводятся во время ежегодных обрядов, которые происходят перед церквями и в других священных местах.
Возможно, самым распространенным танцевальным ритуалом Латинской Америки стал «танец мавров и христиан» (la danza de Moros y Cristianos), который проводился во время крупных религиозных праздников в средневековой Испании. Танец был создан на базе старой формы религиозного уличного театра, «ауто сакраменталь» (мистерий), и темы противостояния сил добра и зла. Впоследствии подобный вид танцевальной драмы был привезен в Центральную Америку и Перу в 16 веке. Хотя la danza de Moros y Cristianos существует во всей Латинской Америке, он известен под разными названиями, в том числе: danza de la conquista, danza de los Moros, marujada (в Бразилии), и danza de Santiago.

Энциклопедия танца: Латиноамериканские танцы

Смешанные танцевальные ритуалы, такие как la danza de la conquista, стали частью колониальных религиозных праздников. Театрально-танцевальные постановки, посвященные завоеваниям, или farsas de guerra («военные фарсы»), занимали существенную роль в развлекательном и культурном аспектах колониальных народов. В Мексике подобные развлечения стали известны под названием mitotes (от науатльского»mitotia», что означает «создавать танец»). Mitotes представляли собой смесь испанских драматических постановок, а также традиций ацтеков и чичимеков, которые испокон веков привыкли изображать в танцах значимые битвы между племенами.


Моду на «завоевательные» танцы привезли из колоний в Испанию и такие танцы начали исполнять для элитной аудитории. Хотя их популярность в Испании сошла на нет в 17 веке, они стали базой для дальнейшего развития ритуальных танцев в Новом Свете.


Социальные танцы в Латинской Америке


После образования испанской колониальной империи, в которую вошли вице-королевства Новая Испания (на территории бывших империй ацтеков и майя) и Перу (Южная Америка), в новые колонии начали переселяться дворяне и предприниматели. Эти иммигранты привезли с собой модные на то время в Европе социальные танцы (los bailes de salón ). Аристократия вице-королевств с восторгом восприняла популярные европейские танцы.

Энциклопедия танца: Латиноамериканские танцы

В Латинской Америке начали набирать популярность парные танцы, такие как менуэт, аллеманда, сарабанда, чакона, гальярда, павана и вольта. Позже в 17 веке они развились в парный контрданс и его вариации (кадриль, лансер и котильона). Такие более сложные по хореографии танцы изначально возникли в Европе, но быстро дошли до Латинской Америки, где распространились по всем бальным и танцевальным салонам в течение 18-го века. Мода на парные танцы охватила буквально все социальные слои. Например, коренные танцоры в северо-восточной Мексике ввели контрданс в свой ритуальный танец matlachines.
Контрдансы и кадрили до сих пор распространены по всей Латинской Америке и Карибском бассейне и в начале 21-го века. Их характерные черты легко узнаваемы в сотнях местных танцев. В Карибском бассейне контрдансы и кадрили были включены в такие танцы, как беле, белайр и белен, а также в современный вариант кадрили (квадрилья) и многочисленные ее варианты. В северо-восточной Бразилии кадрили стали традиционными танцами на фестивале в Святого Иоанна Крестителя, который проводится в Сан Жоао 24 июня. Также подобные танцы остаются популярными на северо-востоке Бразилии, а в 21-м веке соревнования по квадрилье прошли на государственном и национальном уровне.

Энциклопедия танца: Латиноамериканские танцы

После того, как в Латинской Америке начала повсеместно борьба за независимость, в 19 веке приобрели популярные танцы, в которых происходил более тесный контакт между танцорами, в частности, вальс, шоттише и полька. Подобные «более раскованные» танцы стали модными в элитном обществе. Поскольку в вальсе и польке танцоры большую часть времени касались друг друга, эти танцы начали считать актами мятежности и сексуальной распущенности. Однако, с течением времени, подобные социальные танцы стали обычным явлением, и более тесный контакт танцоров получил более широкое признание. Социальные танцы постепенно пришли и в сельскую местность, где проживали большинство людей африканского происхождения. Темнокожее население включило в них свои традиционные движения, которые возмутили представителей Римско-католической церкви. Церковники посчитали их аморальными и имеющими сексуальный подтекст.


Влияние африканской культуры на латиноамериканские танцы


В 16-19 веках миллионы африканцев из стран к югу от Сахары (в основном из западных и центральных регионов) были отправлены в качестве рабов в Латинскую Америку. Со временем, когда африканцы начали ассимилироваться среди местного населения, элементы их танца начали внедряться в популярные в то время в Латинской Америке виды социальных танцев bailes de salón и bailes de tierra, которые произошли от фанданго.

Африканские рабы составляли значительную часть населения всего Карибского бассейна, а также других регионов с экономикой на основе плантаций (особенно сахарного тростника и кофе). Их влияние на развитие танца было намного меньшим в Мексике и Андах. Культура, в которой было значительное влияние африканских традиций, начала распространяться в таких космополитических портах, как Гавана и Рио-де-Жанейро, и оттуда она впоследствии сильно повлияла на национальную самобытность Кубы, Бразилии, Колумбии, Венесуэлы и других стран.

Влияние африканской культуры на латиноамериканские танцы

В африканском танце есть легко узнаваемые черты: согнутые ноги, все движения начинаются от центра тела, волнообразные движения рук и ног, наклоненная вперед верхняя часть тела, постановка ног на всю стопу, а не на пятку или носок, полиритмическое движение различных частей тела (т.е., одновременные контрастные движения, к примеру, ног и плеч). Также африканские танцы очень изобретательные и спонтанные, при этом они сосредоточены на нижней части тела и общей расслабленности, в отличие от вертикального и более жесткого стиля танцев Пиренейского полуострова, которые распространялись до этого в Латинской Америке.

Влияние африканской культуры на латиноамериканские танцы

Африканское влияние распространилось на большинство формирующихся танцев Латинской Америки, особенно стали популярными движения тазом и явный сексуальный подтекст в танцах. Для музыкального сопровождения танцев были добавлены ударные инструменты к ранее использующимся арфе,скрипке и гитаре, которые сопровождали bailes de tierra. Африканские полиритмичные и синкопированные мелодии привели к возрастанию сложности танцев, в которых начало задействоваться все тело танцоров. Социальные танцы приобрели юмористический оттенок, а также явный оттенок флирта.

Влияние африканской культуры на латиноамериканские танцы

В африканских сообществах Латинской Америки ритуальные танцы были механизмом для выживания в условиях угнетения, жестокости и расизма. Они вдохновляли людей на борьбу и сплоченность. Танец также был механизм ухода от эмоционального стресса и способом восстановить эмоциональное и физическое равновесие.


Разделение танцев по нациям


Богатое пиренейское танцевальное наследие, смешанное с африканскими стилями движения и коренными традициями фестивалей, стали почвой для развития латиноамериканских танцев. В то время, как страны этого региона пытались добиться независимости, они использовали музыку и танцы как символы неповиновения и солидарности. Танцы призывали к единству и помогали создать новую коллективную идентичность.

В Перу и Мексике sonecitos del país стали формой самовыражения метисов. В Лиме, столице вице-королевства Перу, в 19 веке среди метисов набрал популярность танец zamacueca. В нем прослеживается явное влияние традиционных испанских танцев, такое как вертикальное положение тела во время танца (в отличие от африканских танцевальных традиций), использование в качестве аксессуара носового платка, музыкальное сопровождение на гитаре или арфе, а также использование испанского языка в текстах песен. В музыке, сопровождающей zamacuecas, влияние коренных местных традиций отмечается в использовании минорных мелодий. Афро-перуанское влияние на зарождающиеся традиции выражаются в раскачивании и кружении бедрами и использовании cajon (деревянного ящика, по которому барабанили руками) в качестве сопровождающего ударного инструмента.

Энциклопедия танца: Латиноамериканские танцы

Когда Андские республики освободились от испанского владычества и создали свои собственные государства, танец zamacueca приобрел новые названия. В Чили и Боливии его назвали la cueca, в Аргентине он был известен как la zamba. Вперу название было изменено на la marinera в честь перуанского флота и героев, которые погибли в сражениях вдоль границы между Перу и Чили во время Тихоокеанской войны (1879-83). В большинстве вариаций zamacueca, как мужчины, так и женщины использовали платок в танцах, чтобы подчеркнуть жесты рук. Если женщина хотела остудить страстные ухаживания своего партнера, то она проводила платком перед ее лицом. Если женщина хотела стимулировать своего партнера, то она набрасывала платок на плечо и медленно и игриво стягивала его.


Дальнейшее развитие zamacueca получил во время путешествий, связанных с золотой лихорадки в Калифорнии (1849 и через несколько лет после этого). В мексиканских тихоокеанских портах останавливались чилийские суда во время своего путешествия на север. Чилийские моряки привезли с собой традиционный танец cueca chilena, который в Мексике назвали просто la chilena в штатах Оахака и Герреро. В мексиканской версии танца, помимо прочего, представляется символическое любовное ухаживание петуха за курицей, а красный платок у мужчины символизирует гребень петуха.

Энциклопедия танца: Латиноамериканские танцы

В других районах Мексики в середине 18-го века на основании sonecitos del país были разработаны разнообразные танцы jarabe, самым известным из которых был Jarabe Nacional (который стал официальным национальным танцем Мексики в 1921 году). Этот танец известен многим североамериканцев, как «мексиканский танец со шляпой», но его название правильно переводится как «народный танец Мексики». После того, как Мексика получила независимость от Испании в 1810 году, в ее регионах начали возникать танцевальные стили, которые были названы Bailes Regionales (региональные танцы).

Рубрики


Вариации Века логотип