Вариации Века
Вариации Века
танцевально-спортивный клуб
Школа спортивных танцев Вариации Века
мкр. Железнодорожный г. Балашиха
г. Москва
Буто это авангардный стиль современного танца, возникший в Японии после второй мировой войны, в котором акцент делается не на форме, а на способах движения, с попыткой танцора отстраниться от социальной стороны своей личности, корнями уходящий в немецкий экспрессионистский танец.
Буто — один из феноменов необычной японской культуры. Это название получили новые танцевальные формы, которая возникли в середине ХХ века в Японии. Для широкой аудитории это похоже на вид танца или безмолвный театр, в котором странные визуальные образы показывают тощие, окрашенные в белый цвет танцоры. Но, тем не менее, этот необычный вид танца распространился по всему миру благодаря многочисленным шоу.
Хотя, эстетика буто гораздо шире общепринятого восприятия его западным миром, а с практической точки зрения, буто – гораздо больше, чем просто новые хореографические и визуальные тенденции, созданные японскими современными танцорами.
С самого начала, Тацуми Хиджиката и Кацуо Оно (учредители) пребывали в поисках чего-то, что может выйти за рамки всего, что они уже видели в танцах и в актерском искусстве.
Стоит вспомнить то, что буто возник в японском обществе после Второй мировой войны. Смесь путаных эмоций, чувств, вызванная процессом индустриализации их тысячелетней культуры, которая всегда основывалась на традициях, а также ужас, вызванный бомбежкой Хиросимы и Нагасаки — вот вкратце пересечь социального видения жизни того времени. Художники в общем и построили свою концепцию нового танца, учитывая эти обстоятельства.
Тацуми Хиджиката (1928 — 1986) открывал свое шоу под названием «Kinjiki» (Запрещенные цвета), в 1959 году. На основе романа Юкио Мисимы он создал спектакль, в котором молодой человек совокупляется с курицей до тех пор, пока он не убивает ее, зажав между своих ног. Зрители были возмущены и Хиджикату выгнали с фестиваля, на котором он и представил публике первый раз свою постановку. Но он продолжил свои эксперименты, работая над японской и французской литературой (Юкио Мисима, Лотреамон, Арто, Жене и маркиз де Сад), в которой он нашел для себя гротеск, темные или декадентские черты. В то же время, он исследует превращение тела в другие формы, такие как дым, пыль, призраки или животные.
Кацуо Оно (1906 — 2010), который, как известно, был близким другом и сотрудником Хиджикаты, становится известным в Европе с сольным выступлением, озаглавленном «Дань Аргентине» (1977). Это произведение было создано в честь Антониа Мерсе, знаменитого испанского танцора, который пробудил в Оно желание танцевать.
Чтобы лучше понять суть буто, стоит вспомнить некоторые цитаты его авторов: «Есть бесконечное число путей, по которым вы можете пройти из одного места в другое. Но вы же понимаете, что эти движения находятся в вашей голове? Или же мы видим свою душу в движении? Даже пятно на кончике ногтя воплощает вашу душу … главное в том, что ваши движения, даже когда вы стоите на месте, воплощают вашу душу».
Совместная работа Хиджикаты и Оно была описана как поиск представления, которое будет свободно от любых культурных отсылок и открыто для всех метаморфоз. Это предполагает существование естественного состояния человечества (в отличие от культурно обусловленного), которое может быть достигнуто и выражено движением.
Их поиски подобного первичного состояния человечества, вместе с их реакцией на современную танцевальную сцену в Японии , которая поддалась влиянию Запада, привели к некоторым общим чертам для буто:
— Поиск индивидуальной или коллективной памяти.
— Использование запретных тем: смерти, эротики, секса.
— Экстремальная или абсурдная среда.
— Медленные, выверенные и полностью контролируемые движения.
— Почти обнаженные тела, полностью окрашенные в белый цвет.
— Игривые и гротескные образы.
— Танец как с аудиторией, так и без.
— Никакого строгого стиля.
— Буто может быть чисто концептуальным, без движения вообще.
— Эстетические функции, которые противостоят западным архетипам совершенства и красоты.
— Техники, которые используют традиционные японские знания, такие как управление энергией.
Буто получил большой успех в Японии в 80-х годах, благодаря художественным тенденциям, которые ставят во главу поиск национальной идентичности.
В настоящее время Буто — это танец, который исполняется во всем мире и упоминается в почти каждой современной записи об истории танца. Буто развивается не только в Японии: этот стиль оказал влияние и на деятелей искусства Европы, Америки, России и других стран.
Классическое буто (первое поколение)
Отличительные черты: подчёркнутая анти-техничность и протест против норм, гротеск, эстетика Хидзиката.
Современное буто (второе поколение)
Отличительные черты: избавление от специфически японских черт, унаследованных от первого поколения из-за того, что идеи Хидзиката о «японском теле» привели к восприятию буто как японской экзотики, вместо желаемого вторым поколением широкого распространения искусства буто.
Пост-модернистское буто (третье поколение)
Отличительные черты: наряду с сохранением многих идей буто, присутствуют многочисленные отклонения от «канона»; рассматривается как одно из течений современного танца.
Если первое и второе поколения актёров буто использовали белый грим, то начиная с третьего — эта традиция была утрачена. При этом, впрочем, стоит отметить, что в 1980-х ещё не нашедшее собственного стиля третье поколение некоторое время по традиции пользовалось гримом.
Пост-буто (четвёртое поколение)
Отличительные черты: по сути представляет собой современный танец, воспринявший элементы «классического» буто. Нельзя однозначно провести чёткую границу между четвертым и третьим поколением, однако собственно буто четвёртое поколение назвать уже сложно.
В статье использованы материалы Википедии
Рубрики
В нашем клубе проводится обучение: