Школа танцев в г. Москва и г. Балашиха мкр. Железнодорожный

танцующая пара
Танцы спорт в мкр. Железнодорожный (Балашиха)
Спортивные бальные танцы

Энциклопедия танца: Танец и его виды

О классическом балете и его развитии мы уже писали в предыдущей статье, продолжим рассказ о направлениях танцев.


Индийский классический танец


Шесть признанных школ индийского классического танца развивались как часть религиозного ритуала, во время которого танцоры поклонялись богам, рассказывая истории о своей жизни и подвигах. Основу этих танцев составляют три основных компонента. Этими компонентами являются натья — драматический элемент танца (т.е. имитация и передача характера персонажа), нритта – «чистый» танец, в котором ритмы и фразы музыки находят свое отражение в декоративных движениях рук и тела и в топоте ног, а также нритья — отображение настроения через выражение лица, жесты рук и положение ног и ступней.

Энциклопедия танца: Танец и его виды

Стиль движений в индийском классическом танце очень отличается от западного балета. В балете акцент часто ставится на действие ног — прыжки, повороты и быстрые шаги, которые создают характерные качества балета – возвышенность, скорость и «воздушность», в то время как само тело остается относительно неподвижным. В отличие от этого, в индийском танце ноги исполнителя обычно согнуты и танцор редко высоко поднимает их. Переходы между позициями, как правило, низкие и танцор зачастую двигается, что называется, прямо «на пятачке», исполняя сложные шаги ногами на ограниченном пространстве.


Также в индийских танцах больше используются сложные ритмы «штамповки» ног. Они зачастую служат для повышения музыкальности танца, поскольку многие танцоры носят колокольчики на своих щиколотках, тем самым фактически сами себе обеспечивая музыкальное сопровождения, а также поддерживая ритм, отбиваемый музыкантами.

Энциклопедия танца: Танец и его виды

В индийских танцах у исполнителей чрезвычайно активны торс, лицо, руки и локти. Голова исполнителя также довольно «мобильная» и ей танцор «отслеживает» мельчайшие изменения направления движений. Еще одной характерной чертой является движения головой из стороны в сторону, которое подчеркивает изменение выражения его лица. Движения туловища в таких танцах изящные и «текучие», они как будто перетекают из стороны в сторону и зачастую исходят «от позвоночника». Они сопровождаются утонченными и сложными движениями рук. Индийские танцоры имеют обширный репертуар жестов, посредством которых они выражают сложные события, идеи и эмоции. Есть, например, 13 жестов головы, 36 различных взглядов и 67 мудр или жестов рук, которые могут, в различных комбинациях, иметь несколько тысяч различных значений.


Индийские бхаратанатьям и катхакали


Пожалуй, самой изящной и утонченной из всех форм является бхаратанатьям. Традиционно, этот танец исполняются женщинами, хотя бывают исключения. В типичной позиции бхаратанатьям ноги танцовщицы согнуты, руки часто расположены на бедрах, а тело удерживается в вертикальном положении. Даже в движения, в которых изгибается торс, все равно никогда не создается впечатление, что танцовщица упадет, наоборот — есть чувство какой-то воздушности. Ноги выполняют небольшие движения по земле: например, может подниматься пятка, после чего нога «перетекает» на носок и поднимается в воздух. Казалось бы, это очень простое движение, но описать его сложно — это нужно видеть. Быстрые и ритмичные смены позиций ног исполняются под музыкальное сопровождение.

Энциклопедия танца: Танец и его виды

В то время как ноги в бхаратанатьяме исполняют основную последовательность шагов, руки, локти и голова также не остаются без дела — они исполняют сложные движения. Руки всегда согнуты в локтевом суставе и никогда свободно не висят в воздухе. Они могут быть расставлены в стороны, подняты над головой или согнуты в локтях во многих различных положениях. При выполнении мудры руки передают разные значения в зависимости от положения пальцев и того, согнута ли ладони «чашечкой» или нет. Шея двигается из стороны в сторону, голова кивает или поворачивается, глаза также движутся. Каждое из этих различных движений способствует ритмичной и визуальной сложности танца.


Катхакали — это танец-драма, который исполняется мужчинами, поскольку этот танец считается слишком энергичным и трудным для женщин (хотя женщины могут изучить этот танец и исполнять его определенные элементы). Танцоры носят сложные головные уборы и костюмы, а также обширный макияж. Что интересно, нанесение макияжа может занять до четырех часов и он позволяет танцору полностью вжиться в роль, которую он собирается выполнить. Основная позиция катхакали — глубокий изгиб туловища и согнутые ноги, опирающиеся на внешнюю сторону подошвы, что придает танцору «косолапый» вид. Эта поза позволяет ему пережить длительные выступления, снижая нагрузку на ноги.

Энциклопедия танца: Танец и его виды

Большинство танцев катхакали очень энергичные. Шаги в них шире и более энергичные, чем в бхаратанатьяме, ноги поднимаются выше, а размахи рук шире. Движения рук, тела и головы также намного более выразительные. Еще одной особенностью танца является выражение лица: танцоры катхакали имеют такой контроль над своими лицевыми мышцами, что могут смеяться одной стороной лица и плакать другой стороной. Более подробно передать сюжет танца помогают мудры, хотя они не всегда означают одно и то же, что и в бхаратанатьяме.


Племенные танцы


Балет, современный танец и индийский классический танец являются формами театрального танца, в котором танцоры, как правило, являются высококвалифицированными специалистами, исполняющими танец для аудитории в конкретных местах и по особым случаям. Племенные и этнические танцы, с другой стороны, могут быть охарактеризованы как почти полностью противоположные. Во-первых, они не обязательно требуют участия квалифицированных специалистов (хотя исполнители могли быть таковыми). В таких танцах могут принимать участие и зрители. Также, хотя подобные танцы могли проходить в специальных местах или проводиться по особым случаям, они часто были тесно связаны между собой и с повседневной жизнью общества.

Энциклопедия танца: Танец и его виды

Племенное общество по сути является самодостаточной системой. Хотя оно может иметь сложную культурную и социальную структуру, его технологические и экономические структуры, как правило, примитивны. Следовательно, к концу 20-го века такие общества стали намного более редкими, а многие племенные танцы или просто исчезли или трансформировались.

Тем не менее, некоторые племенные танцы сохранились, даже в тех случаях, когда племена были поглощены другими социальными структурами, и стали средством сохранения культурной самобытности и чувства исторической преемственности. Подобное довольно широко распространено во многих африканских государствах. Часто приводится пример с королем Свазиленда Собуза II, который в 1966 году присоединился к своим людям для участия в шестидневной «инквала» или ритуальной танцевальной церемонии. Одетый в шкуры животных и украшенный перьями, Собуза исполнял танцы, которые должны были обеспечить процветание его народу.

Энциклопедия танца: Танец и его виды

В дошедших до современных времен племенных обществах, таких, как индейцы хопи на северо-востоке американского штата Аризона, танец сохраняет большую часть своей традиционной формы и значимости. Хопи все еще танцуют в качестве формы поклонения, и у них есть конкретные танцы для различных церемоний. Однако, такие танцы, как и в любой другой традиции, претерпели неизбежное изменение и развитие на протяжении всей истории, поэтому они не могут быть использованы в качестве точных доказательств того, на что были похожи племенные танцы древних людей. Обобщение племенных танцев осложняется не только отсутствием доказательств относительно их происхождения и быстрым исчезновением форм, дошедших до наших дней, а также тем фактом, что термин «племенной» охватывает очень много различных видов танца. Племенные танцы не только варьируются от одного племени к другому, но и принадлежат различным категориям, таким как танцы с оружием, танцы плодородия, танцы поклонения Солнцу и Луне, инициирующие танцы, боевые танцы и охотничьи танцы.


Этнические танцы


В описании множества танцев часто подчеркивается их этническое, а не племенное происхождение. Этнический танец — это просто танец, который характерен для определенной культурной группы.

В соответствии с этим определением даже польку, которая почти всегда рассматривается как социальный танец, можно назвать этническим танцем, поскольку она возникла в определенном культурном ареале отдельного региона Европы. Фламенко, который начинался как импровизированный танец среди андалузских цыган, сочетает в себе прищелкивания носками и пятками с движениями тела, похожими на индийский танец.

Энциклопедия танца: Танец и его виды

Индийские танцы можно рассматривать в качестве общего этнического типа, но среди них встречаются многочисленные формы и традиции, некоторые из которых являются классическими (всего существует шесть классических стилей), а то время как другие являются по сути популярными социальными танцами и их исполняют не специально обученные люди для общественных торжеств и для отдыха. Именно подобные танцы стоит рассматривать, как этнические, поскольку они по-прежнему практикуются уникальными культурными группами и до сих пор сохраняют некоторые из своих оригинальных общественных или ритуальных функций, а также они до сих пор не достигли «профессионального» состояния классического или народного танца.

Энциклопедия танца: Танец и его виды

Принято считать, что многие афрокарибские танцы образуют особую этническую форму, потому что для них присущи некоторые характерные движения. Как и в индийских танцах, ноги исполнителей часто изогнуты, а туловище и часто выполняет извилистые или более отрывистые, ритмичные движения. Тела танцоров часто согнуты немного вперед и при этом активно используются бедра. Жесты и мимика используются в некоторых повествовательных танцах, но они, как правило, гораздо менее сложные, чем в индийских танцах.


В современных танцевальных постановках большинство афро-карибских танцевальных трупп состоят из двух танцоров и барабанщиков. Ритм музыки в них помогает усилить эмоции. Часто танцоры танцуют по очереди, а на сцене, как правило, происходит много неформального общения между членами труппы. Также в конце выступления часто приветствуется участие аудитории в танце, что отражает общинное, а не театральное происхождение данной формы танца.


Народные танцы


Когда племенные общества в Европе уступили место более структурированным обществам, старые формы танца постепенно развились в то, что теперь называют народными или крестьянскими танцами. В течение долгого времени они сохраняли большую часть их первоначального значения и, следовательно, могли бы получить современную классификацию «этнические танцы».

Энциклопедия танца: Танец и его виды

Танец майского дерева, все еще иногда исполняемый в Англии, является потомком более старых танцев поклонения деревьям — ленты, которые держат танцоры, танцуя вокру шеста-«дерева», символизируют ветви. Танец «моррис», также названный «мориска», потому что почерневшие лица танцоров напоминали мавров, является выжившим примером ранних танцев с оружием, которые не были военными танцами, а скорее древней формой религиозного вероисповедания. Существовало множество типов и стилей этих различных танцев, но большинство их, как и в случае с племенными танцами, были утеряны, поскольку о них сохранилась лишь обрывочная информация. В 20-м веке усилия по каталогизации и переписи национальной музыки и танцев начали предприниматься многими искусствоведами, в том числе Сесилом Шарпом в Англии и Белой Бартоком в Венгрии. Эти усилия привели к возрождению определенных танцев, но сегодня их исполняют главным образом для отдыха и развлечения, а их оригинальное значение было утеряно. Благодаря подобному сознательному возрождению или сохранению этнических и национальных танцев в целях развлечений и возник современный народный танец.

Энциклопедия танца: Танец и его виды

Хотя у различных областей и стран есть различные стили танца, большинство из них имеют общие формирования и стили движения. Самое раннее и самое простое формирование — закрытый круг можно найти в народных танцах практически всех стран, а происходят они от ритуала кружения вокруг объекта вероисповедания. Танцоры в подобных танцах, держась друг за друга руками, кружат вокруг центра круга. В более сложных формах танцоры двигаются к центру круга и от него, исполняя более сложные движении или формируя пары. В некоторых танцах есть два концентрических круга, иногда внутренний состоит из мужчин, а внешний из женщин.

Еще одним общим формированием является линия или цепочка, в котором танцоры выстраиваются в длинную линию, часто держа друг друга за руки. Такая цепочка людей движется за ведущим танца (который, естественно, стоит первым в ней), при это чаще они движутся не по прямой, а змейкой. Такие процессии могут проделывать длинный путь, зачастую через всю деревню.



Народные танцы в разных странах


Много народных танцев сегодня исполняются в группах приблизительно из восьми танцоров, которые могут выступать во всех базовых формированиях (в кругу или в линию), но делают это в условиях ограниченного пространства. В других танцах люди могут отделяться от групп и исполнять танец самостоятельно.

Энциклопедия танца: Танец и его виды

Шаги народного танца обычно довольно простые и состоят из ходьбы, прыжков, вращений и поворотов. В зависимости от конкретной формы танца эти шаги могут быть длинными, медленными и скользящими или же короткими, быстрыми и пружинистыми. Бедра обычно остаются неподвижными, хотя в более энергичных танцах (особенно, в мужских танцах) исполнители могут приседать, становиться на колени или даже ложиться на пол. Некоторые танцы включают большие скачки и повороты, в частности иногда в народных танцах встречаются моменты, когда мужчина хватает женщину за талию, поднимает ее в воздух и, возможно, поворачивается с ней.


Есть многочисленные виды захватов. Например, два танцора могут перекрестить руки или использовать захват, подобный тому, который используют исполнители бальных танцев. Отдельные народные танцы могут также содержать отличительные мотивы: танцоры могут хлопать в ладоши, использовать носовые платки или использовать палки. Некоторые танцы содержат элементы пантомимы — к примеру, реверансы или элементы ухаживания, другие (чаще всего это принято в славянских танцах, посвященных урожаю) — такие жесты, как символическое обнимание чего-то и прижимание его к груди, а затем выпрямление рук вперед, по направлению к зрителю (танцор как бы «дарит» свое самое дорогое, что у него есть).

Энциклопедия танца: Танец и его виды

Много европейских народных танцев характеризуются сильным акцентом на определенные шаблоны и формирования. Танцоры часто двигаются в определенном порядке друг к другу, а их шаги следуют по одним и тем же воображаемым линиям на земле. Круг — самый простой пример подобного шаблона, но также довольно распространены и другие формации (некоторые более сложные шаблоны, вероятно, были позаимствованы из придворных танцев, которые сами ассимилировали более популярные крестьянские формы). Хотя есть многочисленные исключения из правил, акцент во многих из подобных танцев смещен на активные групповые действия, а не на энергичные движения тел танцоров.


Социальные танцы


Когда ранние европейские народные танцы (особенно формы, связанные с ухаживанием) были включены в придворные танцы, они потеряли многие свои неистовые и пантомимические элементы. Мужчина больше не обнимал женщину во время танца или не поднимал ее в воздух на руках, а максимум становился на колено и брал ее за руку. Раннее более сильное кокетливое сопротивление женщины превратилось в кокетливый поворот головы, а энергичные шаги и движения уступили место изящным скользящим шагам, из которых часто формировались очень запутанные и сложные и запутанные сочетания. Также подобные танцы изобиловали поклонами и реверансами.

Энциклопедия танца: Танец и его виды

Социальные танцы, в противоположность театральным формам, которые перенимали новые веяния постепенно, становились более тщательно продуманными и более оживленными. Небольшие подъемы, прыжки и повороты были включены в гальярд и лавольту. Постепенно акцент в танце начал переключаться со сложных групповых формирований группы к парному исполнению. К концу 18 века в таких танцах, как вальс, а, впоследствии, и в польке, люди уже танцевали в парах, причем в общественных залах. В то же время эти танцы стали исполняться людьми, принадлежащими ко всем социальным классам. Шаги танцев были упрощены, и танцорам больше не была нужна специальная инструкция, чтобы исполнять пляски, которые раньше можно было встретить только при королевских дворах.


В 20-м веке бальные танцы стали очень популярными, а к их репертуару добавились новые танцы, такие как танго и фокстрот. Также наблюдались изменения и в более старых типах танца. В вальсе и польке основной акцент был смещен на ловкую работу ног, при этом таз и туловище почти не двигались. Появление джаза, однако, привело к другим формам социального танца, поскольку западная музыка попала под влияние потомков африканских рабов в Америке. В течение джазовой эры 1920-х такие танцы, как чарльстон и блек боттом, не только показали синкопированные ритмы, акцент на работу туловища, бедер и таза, подобные африканскому танцу, но и также и сумели прервать тотальное доминирование парных танцев. Хот люди все еще могли танцевать друг напротив друга в парах, они больше не держали друг друга и не танцевали в унисон (для танцоров в паре было полностью допустимо танцевать отдельно). Как следствие, танцоры больше не следовали установленным образцам шагов, а изобретали что-то собственное в общем стиле танца.

Энциклопедия танца: Танец и его виды

Танцор без партнера был свободен в выборе расстояния и направления, в котором можно двигаться. При этом стали возможными намного более энергичные движения туловища, ног и рук, поскольку танцор не должен был волноваться о том, что он кому-то помешает. Линди и рок-н-ролл вновь привнесли непосредственный контакт в между танцорами в парных танцах, но это были очень акробатический и индивидуалистические разновидности социальных танцев. Влияние африканского танца могло также можно прекрасно заметить в дискотечных и других популярных формах танца, особенно в характерном колебании бедер и таза и движениях туловища в ритм музыке.


Использованы материалы Википедии и 4dancing.ru


Вариации Века логотип