Школа танцев в г. Москва и г. Балашиха мкр. Железнодорожный

танцующая пара
Танцы спорт в мкр. Железнодорожный (Балашиха)
Спортивные бальные танцы

Энциклопедия танца: Африканский танец

Африканский танец — это не просто искусство владения свои телом. Это исполнительское искусство глубоко вплетено в социальную жизнь Африки и участвует буквально в каждом аспекте жизни обитателей Черного континента.

В африканских обществах танец выступает в качестве неотъемлемого компонента в любых социальных целях. В любом африканском танце, как правило, в первую очередь в качестве основной цели его исполнения выступают непосредственные традиции коренного населения данной области (к примеру, у ряда танцев существует четко выраженное военное направление, у других первостепенным выступает направление плодородия или поклонение духам).

Также каждое выступление имеет ряд вспомогательных целей, которые могут выражать или отражать общественные ценности и социальные отношения людей. Для того, чтобы различать разнообразие стилей танца, изначально необходимо определить цель, для которой выполняется каждый танец.

Танцы Африки: религия

Часто в Африке нет четкого различия между ритуалами празднования и социальным отдыхом в танцевальных представлениях, одна цель может прекрасно сочетаться с другой. К примеру, это прекрасно видно в танца масок эфе во время ритуальных фестивалей Геледе в Кету-Йоруба (деревни Нигерии и Бенина). В таких танцевальных ритуалах с заката до полуночи танцуют почти все жители племени. В полночь появляется шаман в маске, который выходит в центр круга и во время танца произносит заклинания, направленные на успокоение ведьм. Затем он исполняет танец в честь великой Матери Земли и старейшин- женщин общины.

 

Танец продолжается всю ночь, главный исполнитель периодически делает паузы, чтобы воспеть дифирамбы старейшинам и уважаемым людям племени, тщательно соблюдая порядок их старшинства. Таким образом, ритуальное действие постепенно переходит в социальное, а затеи и вовсе — превращается в способ отдыха и релаксации. Такие танцы Геледе длятся до восхода солнца. Ведущий танцор эфе (в роли которого часто выступают шаманы) занимает центральное место в подобных танцах, развлекая аудиторию рассказами, которые чаще всего посвящены комическим и сатирическим случаям из жизни сообщества в течение последнего года.

Танцы Африки: религия

Практически все традиционные системы африканских культур основываются на мировоззрении, в котором существует постоянное взаимодействие между духовными силами и сообществом людей на Земле. Духовные существа могут обитать в природных элементах или в животных, а также могут контактировать с людьми посредством шаманов или медиумов.

 

Подобная одержимость, как правило, носит временный характер и приурочена к ритуалу, а когда жрецы бога йоруба Шанго танцуют в состоянии глубокого транса на ежегодном фестивале. Обычно танцоры на этом фестивале впадают в состояние транса и выражают гнев бога грома молниеносными движениями своих рук, а также движениями плеч. В Зимбабве медиумы Mhondora, которые относятся к племени шона, являются хранителями духов мертвых. Они вводят танцоров в транс музыкой Mbira lamellaphone, под которую поются священные тексты. Танцоры также исполняют ряд простых, постоянно повторяющихся движений ног, которые в сочетании с музыкой еще больше вгоняют их в состоянии транса. Таким образом, с помощью танцев африканские жрецы осуществляют связь людей в африканских племенах и их духов предков.

Танцы Африки: религия

Танец используется как терапия в ритуальных обществах во многих африканских культурах. Женщины племени хауса, к примеру, исцеляются путем танца и одержимости духами. Подобной практикой занимается культ Бори. В племенах народности джукун (Нигерия) также существует подобный культ по названию Аюн, старейшины которого лечат истерические расстройства у женщин путем обрядов изгнания злых духов, причем большая часть этих обрядов заключается в танцах.

Танцы Африки: религия

Больные вначале проводят трехмесячный период в строении-святыне. В течение этого времени они разучивают песни и танцы, которые имеют терапевтическую функцию. Помимо этого, подобные танцы (танец аюн-кпа) являются кульминацией в церемониях посвящения новых членов в куль Аюн. В дельте реки Нигер женины-медиумы племен калабари также используют танец и песни в качестве неотъемлемой части их терапии, направленной на исцеление людей.
 

Многие африканские религии основаны на связи преемственности между живыми людьми и их умершими предками. В некоторых культурах люди верят, что во время танца и транса, вызываемого им, духи предков вселяются в танцоров, чтобы дать совет и направить жизнь в нужное русло. Сложная сеть человеческих взаимоотношений особенно ярко видна во время ритуальных праздников, в ходе которой можно найти полностью уникальные танцевальные практики.

 

В Африке танцуют все, без разницы — старики или дети, вожди или обычные землепашцы. Ритм у африканцев, без преувеличения, впитывается с материнским молоком. Люди начинают танцевать, только научившись ходить, и продолжают выражать свои чувства посредством танца до глубокой старости.

 

Музыка, жизнь и танец

 

Помимо барабанов, которые выступают в качестве основного аккомпанемента в африканских танцах, наиболее распространенным инструментом отображения ритма является человеческий голос и тело. Во всем мире известно явление так называемых «говорящих африканских барабанов», ритм и звучание которых меняется в зависимости от необходимости описать то или иное событие. Однако при этом, как утверждают лингвисты, многие африканские языки «тональные», и также меняют свое звучание, как в разных песнях, так и в простом общении, в зависимости от ситуации.

Танцы в Африке — это действительно глобальное увлечение, и более того — даже стиль жизни. Каждое племя танцует в той или иной присущей только ему манере, причем даже дети, сидящие на спинах своих матерей, движутся в унисон с мелодией.

Энциклопедия танца: африканский танец

Есть много разных причин для различных танцев, но они фактически все отражают часть повседневной жизни африканцев. Есть, к примеру, простые песни-танцы рабочих, которые помогают крестьянам в их тяжком труде, есть более специфические и гораздо более сложные танцы, которые, как правило, исполняются во врем конкретного мероприятия. Так, Agbekor — это танец, который часто исполняется на культурных мероприятиях и похоронах. Также в Африке популярен танец воинов, в ходе которого танцоры имитируют бои с копьями с наконечниками, украшенными кисточками из конского волоса. Это один из самых популярных и широко распространенных африканских танцев, который исполняются и современными группами.

Африканские танцы в масках

 

Танцы в масках являются особенностью религиозных обществ во многих областях. Есть четыре основных типа танцоров в масках, которые представляют в танце различные роли: некоторые воплощают божеств или духов природы, которым приносят жертвы чтобы обеспечить плодородие; другие воплощают духов предков; третьи успокаивают духов посредством танца, а четвертые выступают главным образом в качестве конферансье.

Энциклопедия танца: африканский танец

Маски животных — общая черта обществ повсюду в Африке. В Мали танцоры Tyiwara, изображающие духов племени Бамбара, во время танца одевают резные маски антилоп и других диких животных, а также имитируют в танце движения этих животных, чтобы способствовать обильному урожаю и охоте. Танцоры в масках Isinyaso народностей Яо и Мэку Танзании носят тщательно продуманные бамбуковые конструкции, покрытые тканью и рафией.

 

Тип маски влияет на стиль танца. Танцоры Ikpelweme народности Афемай в Нигерии носят богато окрашенные, плотно прилегающие костюмы с масками и тщательно продуманные шлемы из ткани. В подобной одежде можно исполнять танец, темп которого постоянно ускоряется. Наго и Akakayi, танцоры в масках народности Гвари носят плотно прилегающие к телу одежды и плотные маски, в которых возможны быстрые движения.

 

Танцоры в масках Egungun народностей Йоруба несмотря на свободные одежды из ткани или пальмовых листьев, не могут исполнять быстрые танцы с резкими движениями, поскольку носят массивные маски, вырезанные из дерева. В подобных масках возможны только плавные величественные движения в танцах.

 

Подобные действа, участники которых носят маски, появились в ритуальных обществах Африки. Артисты Egungun народа йоруба в основном выступают во время фестивалей Egungun, но зачастую их приглашают выступать за плату в соседних поселениях. Обычно подобные артисты начинают свои выступления с популярных акробатических танцев и только затем одевают маски, имитирующие различных животных или духов. С помощью пантомимы и танца они воздают хвалу богам и героям, высмеивают политиков, правонарушителей, а также чужаков.

Энциклопедия танца: африканский танец

Особенности африканских танцев 

 

Есть существенные отличия африканского танца от большинства западных танцевальных форм. Наиболее очевидным различием является отсутствие парных танцев (по крайней мере, смешанных пар). Вместо этого большинство танцев групповые, причем строго разделенные по половому признаку. Мужчины танцуют отдельно, а женщины отдельно, причем в танце участвуют люди любого возраста, иногда отдельными группами, иногда вместе. Это помогает укрепить племенные роли, как с точки зрения полов, так и с точки зрения групповой идентичности.

 

Африканская игра на барабанах

 

Другой основной характеристикой африканских танцевальных стилей является обязательное наличие барабанов в качестве аккомпанемента. Исключение составляют всего нескольких кочевых племен, таких как масаи. У остальных же племен игра на барабанах является богатой и хорошо развитой музыкальной формой искусства, которое неразрывно связано с искусством танца. В большинстве африканских деревень никогда не будут играть на барабанах, одновременно не танцуя.В африканских плясках используется большое разнообразие инструментов: от барабанов, такие как джембе , до прочих ударных инструментов, таких как shakera (тыква, с обернутой вокруг нее сетью, в которую вплетены крошечные раковины или камни).Мастера-барабанщики долго учатся своему искусству, до тех пор, пока они не начнут «на слух» с идеальной точностью воспроизводить любые ритмы. Ведь в африканской музыке, в отличие от танцев, нет места для изменения или импровизации.На музыкантов ложится гораздо большая обязанность, чем обычное развлечение, поскольку танцы и музыка — одно из того, что помогает удерживать племя как единое целое. Барабаны отражают настроение племени и исполняемого танца, а игра на них может варьироваться в зависимости от цели каждого танца.

Энциклопедия танца: африканский танец

Групповые танцы Африки

 

 

Наиболее распространенными формами танца в коренных традициях Африки является групповой танец в круговой формации, во время которого танцоры смотрят на центр круга, или танец в линию. Танцоры обычно движутся вдоль линии окружности в направлении против часовой стрелки. В эгалитарном обществе круговые танцы обычно распределены по возрастному и половому критерию. К примеру, обычно мужчины и женщины народности тив танцуют в хороводах раздельно.

 

Танцы, в которых используются прямые линейные образования, являются общими для культур с сильными воинскими традициями, в которых необходима строгая дисциплина. Ярким примером таких плясок являются военные танцы народности шангани в Зимбабве. Также подобные танцы распространены у народностей, которые склонны перенимать традиции других культур: к примеру в танцах юношей племени игбо в восточной Нигерии формирование линий танцоров явно похоже на западные традиционные танцы в линию.

Энциклопедия танца: африканский танец

К подобным культурам, заимствующим чужие танцевальные традиции, также можно отнести танцы племени фулани, в котором выстаиваются в линии и танцуют с оружием в руках.

Линейные или круговые рисунки танца используются в культурах, в которых приняты групповые танцы с солистом. В танце олу каанва девушки, не состоящие в браке, выстраиваются в круг, после чего танцовщицы выходят в центр и исполняют сольные номера. Среди женщин ийо также принят подобный танец, но девушки выстраиваются полукругом, чтобы осталось место для зрителей.

 

В танцах племени урхобо в Нигерии используется свободное, линейное формирование, а солисты во время танца двигаются от линии исполнителей к музыкантам, и обратно. Подобные танцы (под названием адуа) с солистами, которые танцуют от группы танцоров к музыкантам, используются женщинами народности асанте в районе Кумаси (Ганы). Также этот танец отличается особо выразительными движениями рук.

 

Общество и танец


Во всех африканских культурах танец, музыка и песни помогают определить роль личности и группы в пределах сообщества. В иерархических обществах правитель, как правило, заявлял о своей власти посредством исполнения официальных танцев, поэтому невыполнение требуемых стандартов танца могло серьезно повредить его престижу.

Энциклопедия танца: африканский танец

По время коронации Оба (король) в землях йоруба ведет торжественное шествие по городу, во время которого он исполняет ритуальный величавый танец, который веками практиковали верховные вожди йоруба. За «оба» в шествии следуют его жены, которые также танцуют, но их движения более соответствуют их рангу, поэтому весь танец выражает уважение и смиренность. При этом поза жен короля даже во время торжественного шествия-танца имитирует полупоклон, при этом их туловище и голова слегка наклонены вперед. Далее во время церемонии «оба» садится, а его военные начальники по очереди подходят к своему королю, чтобы поприветствовать его, при этом каждый из них исполняет свой индивидуальный танец. Затем для чествования короля выходят охотники племени, которые исполняют быстрый и сложной танец.

Танцы также имеют очень важный аспект в качестве образовательного инструмента. Благодаря танцам африканских детей учат физическому самоконтролю и общественным стандартам поведения. Дети в африканских племенах зачастую даже создают свои собственные танцевальные и маскарадные группы. Такие группы детей часто присоединяются к танцующим взрослым во время общинных праздников и фестивалей, или же танцуют в специально отведенном для них пространстве. В некоторых местах, в частности в Западной Африке, у юношей существуют свои собственные танцы в масках, которыми их готовят к вступлению во взрослую жизнь и вступлению в общество племени. Также по всей Африке дети используют танцевальные игры.

В обществах, в которых существует четкая диверсификация групп людей по возрасту, качества, свойственные определенному возрасту людей, обычно выражаются в танцах. Поэтому танцы в в африканских селениях обычно развивали физические кондиции молодых людей, а также учили их базовым навыкам, необходимым в будущих сражениях. Танцы молодежи зулу и ндебеле в Южной Африке обычно были посвящены последним победам воинов племени. В народности ово-йоруба существует торжественный танец Totorigi для старших мужчин и женщин, а также танец Ajabure для юношей племени, которые исполняются с мечами и предназначены для того, чтобы почтить память побед предков.

 

В некоторых районах Африки танцы являются частью ритуального действа во время похоронных обрядов, в также во время юбилеев. Также, что особо характерно для Африки, зачастую танцы создаются для вполне определенной цели.

Энциклопедия танца: африканский танец

Одним из ярких примеров использования танца для практичных действий выступает танец бигого у народности ово-йоруба, когда молодые люди топают ногами, утрамбовывая землю на могилах. В общине Фулани в Камеруне после смерти уважаемого человека, его труп размещают в сидячем положении, в вокруг его в честь покойного исполняют сольные и общинные групповые танцы. В некоторых районах во время процедуры обязательного ритуального вскрытия людей, выполняющих данную процедуру, окружает хоровод.

 

Таким образом, танец в Африке имеет решающее значение во время ключевых переходов от одного социального статуса к другому: ребенка приветствуют в обществе во время церемонии его наречения, при которой исполняют танец; подростков инициируют во взрослую жизнь танцем; во время перехода женщины из отеческого дома в дом мужа она также исполняет обязательный танец; во время похорон, когда человек покидает сообщество, чтобы присоединиться к миру духов, танцы исполняются всем племенем.

 

В африканских культурах существует давняя традиция разных стилей танца для мужчин и женщин. Причем, даже если пара танцует вместе, то стиль танца очень сильно отличается. Обычно в танце подчеркиваются мужские и женские качества. Например, мужчины народности тив используют в танце множество быстрых движений, чтобы подчеркнуть свою ловкость, а также силовые движения, чтобы выразить мужественность. В это время танец женщин тив выражает умиротворение и красоту, которая отражает их женственность. Если мужчины и женщины участвуют в общем хороводе, то несмотря на то, что они танцуют в одном и том же музыкальном ритме, их позы во время танца различаются.
Также в Африке распространены танцы, во время которых происходит формализованный флирт между юношами и девушками. Бороро в западном Камеруне празднуют окончание засушливого сухого сезона танцем молодых парней и девушек, которые в кульминационный момент танца разбиваются на пары. Среди народности нупе в Нигерии на праздника урожая подобные парные танцы зачастую перерастают в сексуальные контакты. Танцы молодых людей ика (западная Нигерия) стали открыто эротичными с начала 1960-х годов, в едином танце начали допускать участие исполнителей обеих полов.

Энциклопедия танца: африканский танец

Стили африканского танца

 

Несмотря на то, что танцы часто служат одним и тем же социальным целям, их стили радикально отличаются во множестве разнообразных культур Африки. Движения в танце довольно сильно варьируются в разных культурах. Как полагают историки, на это оказало влияние то, каким путем развивалась данная народность, а также какие экологические, исторические и социальные обстоятельства оказали влияние на социальные и развлекательные движения.

 

У людей, живущих на сухих, просторных сельхозугодьях, движения в танцах сильно отличаются от обитателей болот. Фермеры в саваннах привыкли к твердой земле под ногами, поэтому у них шаги в танцах обычно очень жесткие, они буквально впечатывают ноги в землю.

Танцевальные движения людей народности ийо, которые живут в мангровых болотах дельты Нигера, традиционно сложились из-за территориальных условий их проживания. Они танцуют, сильно наклонив туловище вперед, практически параллельно земле. В основном их танцевальные движения легкие и быстрые, при этом вес переносится с пятки на пальцы ног. Подобный танец похож на балансирование на неустойчивом каноэ или на прокладывание пути через болото. Подобные примеры встречаются сплошь и рядом в танцах африканских народностей.

Энциклопедия танца: африканский танец

Величественные, размеренные танцы народности канури майдугури в северо-восточной Нигерии как будто предназначены для того, чтобы экономить энергию во время движений. Подобная черта присуща танцам всех народностей, обитающих в пустыне. В отличие от них, некоторые лесные обитатели танцуют свободно, расслабив все тело. Южные йоруба непрерывно изменяют движения ног и последовательность этих движений под ритм, диктуемым ведущим барабанщиком. Их движения похожи на то, как человек прокладывает себе путь через густой лес, при этом находясь в постоянной готовности к внезапному нападению.

 

Также на движения в африканских танцах сильно повлияли особенности работы, которой в основном занимаются люди в определенных племенах. К примеру, фермеры, которые в своей работе используют мачете для вырубки растений, танцуют в основном с согнутыми коленями, как будто полуприсев перед взмахом.

 

Эти культурные влияния в развитии стиля танца были частично нивелированы такими историческими событиями, как миграции, войны и работорговля, из-за которых в течение веков представители одних народностей привносили свои культурные традиции в другие страны. Развитие торговых маршрутов также привело к влиянию (в основном, в северной Африке) со стороны арабской и других культур. Колониализм также привел к тому, что культурные традиции часто перемешивались и видоизменялись.

 

По материалам 4dancing.ru и Википедии



Вариации Века логотип