Школа спортивных танцев Вариации Века

г. Балашиха мкр. Железнодорожный

г. Москва

Японский кукольный театр Бунраку

Бунраку, форма кукольного театра, созданная в начале периода Эдо (1603-1868), без сомнения, является самой зрелищной традицией кукольных представлений во всем мире. Его марионетками, высота которых составляет один метр, манипулируют кукловоды в черных одеждах. А рассказчики при этом в очень экспрессивной манере декламируют истории под аккомпанемент музыки сямисэн. 
Обычно рассказы в подобных представлениях изображают кровопролитные войны феодального периода Японии или же сосредоточены на судьбах горожан в период Эдо. Зачастую кукольные пьесы представляют из себя душераздирающие трагедии, а их тексты являются классической японской драматической литературой. 

Японский кукольный театр Бунраку

История японского театра Бунраку


Кукольный театр имеет довольно долгую историю в Японии. Считается, что он произошел от древних ритуалов, в которых куклы олицетворяли умерших. Также когда в 7 веке был установлен контакт с Китаем, из Поднебесной были переняты кукольные представления, наряду с другими культурными элементами.
Сохранились письменные доказательства периода Хэйан (794-1185), которые упоминают о путешествующих труппах кукловодов. Они использовали простые куклы, одеваемые на руку. Еще одной формой искусства, которая также практиковалась бродячими художниками, были рассказы. Обычно рассказывались истории о знаменитых сражениях феодального периода. 

Японский кукольный театр Бунраку

Бунраку или hingyo joruri (именно так первоначально назывался данный жанр) начал активно развиваться в конце 16-го века. Именно в это время в новой форме искусства стали принимать участие игроки на сямисэн - щипковых инструментах, которые были завезены из Китая и стали самыми модными инструментами периода Эдо.
Новая форма кукольного театра "Бунраку", которая стала результатом слияния трех художественных форм, достигла своего пика популярности в начале 17-го века. В начале 18 -го века первоначально сравнительно небольшие куклы были увеличены до нынешних размеров. Их механизм стал настолько деликатным и сложным, что одной марионеткой управляли три кукловода. 
На росте популярности бунраку существенно сказалось то, что ведущие драматурги начали писать пьесы для этого жанра. Среди них можно выделить Тикамацу Мондзаэмон (1653-1724), который первоначально писал пьесы для сенсационного театра кабуки. 
В начале периода Мэйдзи (1868-1912) популярность бунраку существенно снизилась, поскольку вошли в моду западные формы развлечений. При этом театру кабуки удалось сохранить свою популярность, и в его репертуар было включено много спектаклей, первоначально написанные для бунраку.


Симбиоз кукольного театра, танца и музыки 


В конце 16 — начале 17 века в Японии зародился жанр, в котором сочетались кукольные представления, танец и народный песенный сказ дзерури. Само представление исполняется под музыку сямисэна. Что любопытно, существует традиция: если сложить возраст главного кукольника, декламатора и аккомпаниатора на сямисэне, то должно получиться более 200 лет. 

Японский кукольный театр Бунраку

Бунраку и еще одна форма искусства, которая появилась в то же время, - сенсационный театр кабуки — имеют во многом один и тот же репертуар. Пьесы могут быть разделены на две категории: jidaimono или "исторические пьесы" и sewamono или "бытовые" пьесы, в которых рассказываются судьбы простых людей.
Jidaimono — более старшая из этих двух разновидностей постановок, поэтому в нем часто повествуется об эпических персонажах или событиях феодального периода. Эта традиция была затем преобразована в исторические пьесы бунраку. 
Пьесы, которые первоначально состояли из шести актов, впоследствии были преобразованы в пятиактные. Их структура полностью следует принципу джо-ха-кю, который уже нашел применение в театре Но. В пьесе бунраку обязательно должно быть вступление, основная часть и концовка. 

Японский кукольный театр Бунраку

Sewmanono или бытовые пьесы немного проще по своей структуре. Эта разновидность постановок появилась благодаря плодотворному сотрудничеству знаменитого драматурга Тикамацу Мондзаэмон (1653-1724) и рассказчика дзёрури Такэмото Гидаю (1651-1714).
Тикамацу родился в самурайской семье и не понаслышке был знаком с театром Но. Позже он начал специализироваться в письменной форме повествований дзёрури. Он писал пьесы для известных актеров кабуки, но в самом начале 18 века в Осаке начал сотрудничать с Такемото.
Для бунраку обычной практикой была совместная работа нескольких авторов, включая рассказчиков, кукловодов и т.д. Основной тематикой пьес sewamono стал конфликт между социальными обязательствами (гири) и личными желаниями, страстями и эмоциями индивида (нинджо), что также встречается во многих индийских, китайских и западных драматических постановках.
Популярные пьесы Chikamatsu в основном характеризуются глубоким гуманизмом и пониманием душевного состояния обычных людей. Тема самоубийства стала чрезвычайно популярной, в подобных пьесах описывали людей, которые были не в состоянии решить конфликт гири и нинджо. Такие пьесы были часто основаны на случаях из реальной жизни. Но, как оказалось, постановки вдохновили многих людей следовать примеру актеров и покончить свою жизнь самоубийством. Это привело к официальному запрету на подобные постановки. 


Кукольный театр Японии

Бунраку — кукольный театр Японии. Он зародился в Осака в начале XVIII века и представляет собой одну из важнейших форм драматического искусства старой Японии, наряду с Но, кёгэн и Кабуки. 
Куклы в театре бунраку, которые отличаются великолепной резьбой и тщательно изготовленными костюмами, не всегда были такими, а являются результатом длительного процесса эволюции. Ранние куклы бунраку были довольно простыми и небольшими по размеру (примерно наполовину меньше их нынешних размеров).
Уже в 1734 году, спустя век после рождения бунраку, куклы выросли до таких размеров, что для манипулирования каждой марионеткой нужды были три кукловода. Также куклы были усовершенствованы таким образом, что стали подвижными даже их пальцы, рты и глаза.
Куклы собираются сугубо перед представлением. Остальное время они хранятся разобранными на запчасти. Наиболее важной частью марионетки считается ее голова (кашира), размер которой варьируется в зависимости от типа персонажа. К примеру, военный командир имеет большую голову, чем скромный сельский житель. Цвет лица куклы также различается в зависимости от персонажа - от коричневатого до чистого белого цвета. 
Стилизация черт лица напоминает искусные карикатуры, а их мимика очень похожа на мимику актеров в кабуки. 

Кукловоды


Традиционно кукловоды в бунраку одеваются в черные одежды, и большинство из них носят черные капюшоны, которые скрывают их лица от зрителей. В японском театре черный цвет традиционно означает, что на персонажа (в данном случае на кукловода) не нужно обращать внимания, они как бы "невидимы". Что примечательно и не встречается нигде более в мире, кукольники буквально сливаются с марионетками и передают мельчайших эмоции своих персонажей. 
С второстепенными персонажами, которые не имеют подвижных пальцев и черт лица, как правило работает только один кукловод. Более сложные куклы главных героев обслуживают по три человека. Координация этих трех кукловодов имеет первостепенное значение, поскольку от их зависит то, насколько кукла будет выглядеть живой. Кукловоды делятся на три категории: omozukai) (главный кукловод), который работает с головой и правой рукой куклы, hidarizukai, который работает с левой рукой куклы, и ashizukai, контролирующий работу ног куклы. 

Японский кукольный театр Бунраку

Несмотря на то, что анимированные куклы, без сомнения, являются главной фишкой бунраку, многие из японских зрителей в первую очередь сосредотачивают свое внимание на gidayu - рассказчике, который вместе с игроком на сямисэне сидит на небольшой площадке с правой стороны от сцены. 
Вокальный диапазон рассказчика gidayu просто потрясает воображение. Помимо того, что gidayu рассказывает основную историю, он также озвучивает все диалоги и пение марионеточных персонажей. При этом его голос меняется от глубокого баса до "загробного" шепота или яростных выкриков. 
Методику разговорной речи в бунраку можно разделить на три стиля. Kotoba — это разговоры и диалоги. Ji — пение, перемежаемое игрой на сямисэне, а fushi - эмоционально насыщенные песни, под ненавязчивую тихую мелодию сямисэн. 
Овладение искусством повествования gidayu занимает десятилетия напряженной работы, и только опытный мастер позволяет себе делать небольшие изменения в ходе повествовании, которые строго подчиняются вековым традициям. Для многих людей бунраку, это не просто театр, а его рассказчик. Поэтому вовсе не удивительно, что он, как правило, получает самые восторженные аплодисменты от зрителей.

Музыка в театре Бунраку


Искусство повествования gidayu в театре бунраку органически связано с сопровождением на сямисэн. Подобно тому, как совместная работа трех кукловодов создает впечатление того, что марионетки живые, сотрудничество рассказчика и игрока на сямисэн способствует тому, что обычный текст становится выразительной драмой. 

Японский кукольный театр Бунраку

Сямисэн, трехструнный инструмент, на котором играют большим костяным медиатором, традиционны использовался в течение многих веков. Он использовался не только в бунраку, но и в театре кабуки, а также в музыкальных формах, популярных в домах гейш.


Сцена для Бунраку


Сцена для бунраку - довольно сложная конструкция. Фактическое рабочее пространство для кукловодов находится на метр ниже, чем сцена. Это позволяет кукловодам управлять марионетками на нужной высоте для аудитории. Рядом с главной сценой, по правой стороне от аудитории, стоит меньшая платформа, на которой сидят рассказчики вместе с игроками на сямисэн. Она оснащена вращающимся полом. 


Истояник 4dancing.ru

Японский кукольный театр - видео


Рубрики


Вариации Века логотип