Школа спортивных танцев Вариации Века

 мкр. Железнодорожный г. Балашиха 

 г. Москва

Японский театр кабуки

В течение четырех веков театр кабуки не теряет свою популярность. Кабуки сочетает в себе различные жанры музыки и танца, а его отличительной чертой является преувеличенная мимика актеров.

Изначально выступления кабуки проводились на улице, и он стал сенсационным жанром для своего времени. Позже кабуки переместился в так называемые чайные театры в пресловутых кварталах красных фонарей в растущих городах. В период Эдо можно прекрасно проследить в пьесах Кабуки явных эротический репертуар. Также кабуки зачастую перенимал тематику пьес с родственной формы театра — бунраку и с более старой формы театра Но.
Во время золотого века кабуки (18-19 века) чайные театры выросли в размерах, а также стала применяться более сложная техника: вращающиеся сцены, подъемники и многослойные шторы. Таким образом, кабуки стал предлагать красочные панорамы, сценические трюки, изменение формы декораций, чего не было в большинстве форм азиатского театра, в основном сосредоточенных на искусстве актера.

Японский театр кабуки

История кабуки


Если Кабуки сам по себе можно описать, как «красочный» жанр, это же в равной степени относится к его истории. Длительный процесс эволюции кабуки начался на берегу реки в Киото в 1603 году. Родоначальницей жанра стала Окуни (которая была служительницей храма Идзумо Тайся). Ее ритуальные танцы в высохшем русле реки близ Киото привлекли сотни зрителей. Вскоре Окуни начала использовать в своих выступлениях романтические и светские танцы. Прошло совсем немного времени, как женщина прославилась по всей столице и начала выступать вместе с труппой на сценах Киото.

Ее танцы, возможно, были основаны на более ранних буддийских храмовых танцах, в то время как музыка первоначального варианта кабуки была взята из более древнего театра Но. Однако, в кабуки, в отличие от других форм театра, начал использоваться новый инструмент, трехструнный сямисэн, который вскоре стал очень модным.

Короткие танцевальные номера и сценки, исполняемые труппой Окуни, создавали ощущение эротизма, поскольку актрисы одевали экзотические костюмы, которые частично подражали костюмам португальских миссионеров. Этот первый вариант кабуки, как полагают некоторые исследователи, был связан с проституцией. Поэтому вовсе не удивительно, что он так стал популярен в чайных театрах кварталов. Ведь с помощью нового популярного жанра можно было предоставить клиентам новый вид развлечений, и в то же время рекламировать жриц любви на сцене.
Из-за большой популярности «женского кабуки» и шумихи, который этот жанр создал среди мужской аудитории, чиновники запретили «онна кабуки» в 1629 году. Это привело к созданию другого варианта театра — «вакашу кабуки или «кабуки молодых мужчин». Чайные бордели начали предлагать услуги молодых парней, что обрело популярность среди бисексуальной атмосферы «кварталов для удовольствия» и их особого стиля жизни под названием ukioyo или «изменчивого мира». Парни, исполняющие женские роли, приобрели популярность среди мужской аудитории. Но подобное продлилось недолго. В 1652 году чиновники запретили и этот вид кабуки. Тем не менее, взрослым мужчинам никто не запретил выступать на сцене, что привело к созданию нового вида театра — «яро кабуки», в котором все роли, даже женские, играли взрослые актеры мужского пола.

Японский театр кабуки

Продолжение традиций


Постепенно в 17 веке кабуки удалось дистанцироваться от проституции, и этот театр начал привлекать серьезных драматургов. Талантливые актеры также внесли существенный вклад в развитие кабуки, создав новые виды ролей, такие как onnagata — женская роль, исполняемая мужчиной, wagoto — роль элегантного мужчина, а позже появилась aragoto — роль брутального сильного мужчины. Каждая из них вдохновила драматургов на создание новых видов драмы.


Кабуки проник буквально в каждую сферу жизни страны. В области Киото и Осаки вдохновением для кабуки стал эротический, гедонистический «изменчивый мир» или ukioyo, который процветал в «районах красных фонарей» больших городов. Этот стиль жизни, с его знаменитыми проститутками и звездными актерами кабуки, часто изображался цветных мозаиках того времени.


В первой половине 18-го века в Эдо, который был резиденцией военного правительства, появился другой яркий стиль кабуки, который довольно быстро распространился. Он был назван aragoto, а на его создание оказал сильное влияние кукольный театр бунраку.

Зачастую у бунраку и кабуки был одинаковый репертуар, к примеру в обеих разновидностях театра использовались пьесы Тикамацу Мондзаэмона (1653-1724), а также многих других знаменитых драматургов. Разновидности ролей и стиль бунраку во многом оказали влияние на актерское мастерство и выражение лиц актеров кабуки.

Японский театр кабуки

Конец 18-го века и большая часть следующего столетия стали золотым веком театра кабуки. Несколько инновационных драматургов расширили репертуар театра, добавив следующие категории пьес: jidaimono (исторические пьесы), sewamono (отечественные пьесы), kaidanmono (призрачные пьесы), похожие на танцевальные драмы Но, а также shiranamimono (воровские пьесы).
Шло время, и театры кабуки выросли от простых сцен в чайханах и более поздних деревянных конструкций, напоминающих ранние театры Но, до настоящих огромных театров, в которых использовалась более сложная техника. Также появился обычай ставить пьесы кабуки, которые длились целый день. Они состояли из нескольких частей: программу открывала пьеса jidaimono, а заканчивала пьеса sewamono.

К концу золотого периода кабуки было создано большинство из ныне существующих его стилей, с соответствующим репертуаром. Появились целые семейные династии актеров, которые специализировались на определенных стилях и пьесах.
Из всех четырех «классических» форм японского театра только кабуки удалось сохранить свою популярность в период Мэйдзи (1868-1912). Но и кёгэн стали редкостью, в то время как традиции бунраку сохранились в основном в Осаке. Кабуки удалось адаптировать основные темы, тексты и танцы из этих более старых стилей театра.


В 19 веке центром кабуки стал Токио (который ранее назывался Эдо), где к концу века было создано три больших театра кабуки. К сожалению, все они были уничтожены пожарами и взрывами, и только один из них (известный как "Кабуки-дза") был перестроен в 1952 году. В настоящее время Национальный театр Токио также служит в качестве сцены для театра кабуки. 
Во время эпохи Мэйдзи, когда модными стали западные формы развлечений, был изобретен новый, более реалистичный тип театра — так называемый "шин кабуки" или "новый кабуки", который тем не менее никогда не приобрел широкой популярности.

С 20-го века до начала 21-го века кабуки не был самой популярной формой традиционного театра Японии. Но это также не был застойный "музейный" жанр. Постепенно он развивался. К примеру, в настоящее время появились различные, зачастую даже противоположные тенденции. Несколько замечательных актеров и драматургов сделали инновационный вклад с целью модернизации кабуки в 20 веке. 


Актеры и их типичные роли


Лишь в очень немногих разновидностях театров актеры сыграли одну из самых важных ролей в создании и разработке целой формы искусства, как это произошло в кабуки. Есть несколько категорий ролей с различными суб-категориями. Лишь самые талантливые актеры могут быть настолько универсальными, что они могут исполнять роли разных категорий. Намного чаще встречается, что актер специализируется только на одной из категорий, поскольку подготовка действительно классного актера может длиться в течение всей его жизни. 
Рассмотрим основные типы ролей в театре кабуки.

Японский театр кабуки

Wagoto - молодой горожанин, как правило, элегантный, даже женственный. Чаще всего в пьесе он влюблен в знаменитую куртизанку. Он может быть героем, но часто его потуги бесполезны и даже комичны. Wagoto носят белый грим и костюмы, основанные на городской моде периода Эдо.

Aragoto (стиль дикого воина) - сильный, зачастую агрессивный мужской персонаж, который может быть добрым или злым. Они носят стилизованный макияж, просторные мешковатые костюмы и часто высокую обувь. 

Onnagata — женская роль, исполняемая мужчиной. Она может рассматриваться как воплощение стилизованной карикатурной актерской техники кабуки. Практика использования актеров-мужчин в женских ролях восходит к началу 17 века, когда появились вакашу-кабуки или "молодых мужчины кабуки". Когда женщинам запретили выступать на сцене в этом жанре в 1629 году, молодые мальчики заменили их. Когда мальчики-актеры были запрещены в 1652 году, женские роли начали исполнять взрослые мужчины. На протяжении всей истории кабуки актеры onnagata были звездами, которыми особенно восхищались и которые часто диктовали женскую моду.

Японский театр кабуки

Роли оннагата можно разделить на многочисленные суб-категории, каждая из которых обладает своими уникальными характеристиками. Keisei - яркая куртизанка, akahime - дочь самурайского военачальника, akuba - злая женщина из пьес sewamono, baba — старухи, musume - дочери обычных фермеров или жителей города и т.д.
Помимо трех основных ролевых категорий, описанных выше, wagoto, aragoto и onnagata, каждая со своими подкатегориями, есть также несколько незначительных типовых ролей: katakiyaku — злодеи, sabakiyaku — положительные мужские персонажи, jitsugoto - исторические личности, sanmaime - комические персонажи мужского пола.

Различные типы постановок


Тематика пьес кабуки была взята из очень многих источников. К примеру, очень многие пьесы являются одинаковыми с постановками кукольного театра бунраку. Таким образом, многие известные пьесы можно увидеть как в бунраку, так и в кабуки. Также из репертуара бунраку было перенято две из основных категорий - jidaomono (исторические пьесы) и sewamono (бытовые пьесы). 
Пьесы jidaimono часто ссылаются на великие эпопеи феодального периода, такие как "Повесть о доме Тайра" и "Сказки Исэ моногатари". Таким образом, они повествуют о далеком прошлом. Великолепный стиль костюмов пьес jidaimono отражает моду, которая была принята в начале феодального периода того времени. При этом актерский стиль был очень стилизованы. При этом пьесы sewamono были намного более реалистичными, а их костюмы отвечали моде, принятой в период Эдо. Первый пьеса sewamono была поставлена Тикамацу Мондзаэмоном примерно в 1703 году. 
Параллельно с sewamono появился его поджанр - Sonesaki Shinju, в котором рассказывалось о жизни простых людей в период Эдо, а не о мифических героях прошлого. Многие из пьес sewamono поэтому были основаны на реальных событиях, а речь в них шла о двойных самоубийствах, совершенных "любителями". Жанр Shinju стал настолько популярным, что его впоследствии запретили. 

Японский театр кабуки

Третьей основной категорией кабуки стали пьесы shosagoto, которые концентрировались в основном на танцах, а не на сюжете. На самом деле, танец является неотъемлемой частью большинства из пьес кабуки, но в shosagoto именно танцы являлись их основным содержанием. Большинство пьес кабуки, которые были адаптированы из репертуара Но во время эпохи Мэйдзи, принадлежат к этой категории.
Кабуки также можно классифицировать в соответствии с их темами. В них часто встречаются основные сюжеты более старого репертуара Но и киоген (подобные пьесы получили название matsubamemono). Пьесы, в которых в сюжете встречается понятие вендетты, получили название sogamono, в которых темой было самоубийств влюбленных - shinjumono, пьесы с призраками назвали kaidanmono, а в которых речь шла об известных ворах - получили название shiranamimono. 

Сцены и реквизит



В течение 18 века сцена кабуки, которая ранее была простым деревянным помостом, превратилась в сложное «волшебное построение» с несколькими типами занавеса, лифтами и даже вращающейся сценой.

По своей сложности сцену кабуки можно сравнить разве что со «сценой барокко», которая использовалась в Европе примерно в то же время. Обе сцены были предназначены для исполнения различных танцевальных драматических постановок. Также все оснащение этих обоих типов сцен были направлены на то, чтобы поразить публику. Однако есть существенные различия между западноевропейской сценой барокко и сценой кабуки.

Японский театр кабуки

Сцена барокко была сделана согласно европейских придворных театральных традиций, поэтому на нее очень сильно повлияли научные открытия эпохи Возрождения. Это привело к созданию довольно высокой и глубокой сцены, на которой было легко создать иллюзию больших расстояний. В театре кабуки, который фактически родился в «увеселительных кварталах» была очень широкая сцена, необычные декорации которой были сделаны в классическом японском стиле живописи.

Японский театр кабуки

Самые ранние выступления кабуки проводились на временных сценах. Когда этот театр только начал приобретать популярность, его постановки ставились на деревянных конструкциях, похожих на те, которые использовались в театре Но. К концу 17-го века сцена кабуки приобрела одну из современных отличительных черт, которая сохранилась до сих пор — hanamichi или «цветочный путь», который ведет от задней части зала в левом углу до собственно самой сцены. В кабуки в 17-18 веке появились специфические полосатые шторы-занавесы «маку», которые также стали одной из «фишек» кабуки. Подобные занавесы сейчас повсеместно используются во время танцевальных пьес.

Японский театр кабуки

Сложные системы лифтов и тайников, которые сегодня можно найти на любой профессиональной сцене кабуки, развивались на протяжении веков. Это позволяло актерам появляться и исчезать в мгновение ока. Полноразмерная же вращающаяся сцена, которая была впервые использована в Европе в 1896 году, в кабуки использовалась уже в 1758 году. Иллюзии являются одним из важнейших элементов во многих пьесах кабуки. Одним из самых красивых сценических трюков является «оседлавший небеса» (chunori), в котором актер летит над сценой, или даже над зрительным залом. В некоторых типах современных постановок в полной мере используются подобные сценические трюки.


Актерская техника



Актерская техника кабуки в значительной степени основана на имитации действий и поведения людей во время различных исторических периодов Японии. Жизнь придворных, самураев и даже обычных горожан была ограничена и диктовалась сложными правилами поведения, которые все были отражены на сцене кабуки. Например, разговорный язык и язык тела мужчин и женщин сильно отличались (это частично до сих пор сохранилось в Японии). Преувеличенная мимика стала одним из основных компонентов актерской техники (фури) в кабуки. К примеру, это нашло отражение в отыгрывании ролей персонажей оннагата, преувеличенно крошечные шаги которых стали отображением идеализированной концепции женственности периода Эдо. 

https://www.youtube.com/watch?v=6oZu80KZAM4

Сильные характеры мужчин, с другой стороны, олицетворяют мужественность, культ которой пропагандировался в мире самураев. В то время как oннагата держали ноги плотно сведенными и передвигались крошечными шажками, энергичные персонажи арагото наоборот - ходили по сцене размашистой уверенной походкой. 

Еще одной яркой характеристикой постановок кабуки является использование чрезвычайно преувеличенной мимики лица. Это сильно отличается от бесстрастных "каменных лиц" более ранних придворных форм театра, таких как бугаку и Но. В отличие от этих форм, в фарсах киоген, которые развились непосредственно из народного театра, преувеличенные выражения лица составляли важную часть актерской техники. 
Все вышеупомянутые аспекты, различные системы движений и выражений лица представляют искусство игровой пантомимы (фури) в кабуки. Оно столь же важно для представлений кабуки, как и искусство танца, которое делится на две категории: архаичная техника (к примеру, которая была позаимствована из Но) и одори - более свободный и ритмичный тип танца.

Японский театр кабуки

Каждый будущий актер кабуки начинает обучение с раннего детства. Он должен ознакомиться с обширным репертуаром танцев, особенно если собирался специализироваться на ролях оннагата. В большинстве пьес кабуки, которые были взяты из репертуара Но, танец является доминирующим аспектом. 
Поскольку кабуки является в значительной степени наследственной профессией, обучение этому искусству производится в рамках семей. Студент может брать отдельные уроки танца и музыки, но основную часть обучения производит мастер одной из сохранившихся семей, которые уже веками занимаются кабуки. 


Грим и костюмы


У главных героев кабуки наиболее распространен сугубо белый грим или макияж (кешо). Это цвет чистоты, утонченности и аристократии. Многие из простолюдинов, такие как слуги и крестьяне, использовали более коричневатый макияж, имитируя загар людей, которые много работают на открытом воздухе. Белый макияж в основном наносится после сбривания или замазывания белой пастой бровей (для актеров ролей оннагата наносится красная основа под слоем белого грима). После этого обводятся глаза, красятся губы и высоко на лбу наводятся брови (все это делается черным или красным цветом).

Подобный тип макияжа позволяет преувеличивать и подчеркивать черты лица в соответствии с эстетикой Кабуки. Он также подчеркивает выражение лица, которое очень многое значит в этом японском типе театра, а также позволяет хорошо видеть мимику даже зрителям с задних рядов.

Японский театр кабуки

Существуют также несколько еще более стилизованных специальных видов макияжа. Наиболее яркий и кричащий из них — кумадори, макияж в стиле, который развился вместе с aragoto (энергичных персонажей мужского пола). В кумадори макияж наносится линиями, которые подчеркивают черты лица актера. Красные линии обычно символизируют хорошего, а синие — злого персонажа.
Актеры кабуки, как правило, сами наносят свой макияж.


Костюмы в кабуки называются ишо. Сразу стоит подчеркнуть то, что репертуар кабуки охватывает многочисленные типы постановок: некоторые из них повествуют о феодальных интригах прошлого (джидамоно), некоторые рассказывают о повседневной жизни в период Эдо (севамоно), а некоторые изображают призраков и сверхъестественных существ. Таким образом в кабуки также используется несколько типов костюмов. Костюмы пьес джидамоно напоминают тяжелые платья старых времен и похожи на костюмы Но. Мужчины часто носят широкие юбки, брюки и вставки-расширители плечей.

Японский театр кабуки

Реалистичные костюмы периода Эдо используются в пьесах севамоно. Самыми скромными из них являются так называемые «бумажные кимоно», которые указывают на бедность персонажей. Самыми роскошными являются костюмы популярных куртизанок, которые состоят из нескольких слоев кимоно, охваченных тяжелой накидкой. Заниженный воротник задней части кимоно показывает шею, что японцы рассматривают как очень эротическую и пикантную подробность.

Японский театр кабуки

Костюмы могут иметь скрытый смысл. Их цвет, а особенно вышитые на них детали всегда имеют символическое значение. Просто приподняв подол кимоно или подняв рукав, актер может символизировать различные ситуации. Таким образом, обращение с различными типами костюмов является неотъемлемой частью актерской техники.


Специальные актерские техники и музыка


Одним из самых важных специальных методов кабуки является миэ – последовательность резких движений, которая заканчивается кульминацией в виде в экспрессивной позы актера. При этом актер также делает стилизованное выражение лица со сведенными глазами. Миэ обычно осуществляется актерами мужского пола, для женщин же существует подобная техника, хотя она менее стилизованная и в ней не используется сведение вместе глаз. Подобная техника называется кимари. 
Также существует еще один специальный метод - роппо (шесть направлений). Это стилизованный, преувеличенный способ ходьбы, который характерен для энергичных персонажей мужского пола, часто встречаемых в пьесах арагото и джидамоно. Также для роппо характерны размашистые движения рук мощные высокие шаги актера. 

Боевые сцены в кабуки называются тачимавари. При этом в кабуки, как и в пекинской опере Китая, батальные сцены четко отражают технику боевых искусств. Тем не менее, в кабуки батальные сцены более стилизованные, в отличие от быстрых и очень акробатических боев китайской оперы. 

Несмотря на то, что в тачимавари используется множество оружия и акробатических кульбитов и т.д., эти сцены в кабуки показаны в замедленном движении, чтобы позволить аудитории четко рассмотреть все детали. Обычно герой побеждает своих врагов с показной легкостью, даже не касаясь своих противников. Подобные сцены являются настоящими шедеврами групповой хореографии.

Стили музыки кабуки


В кабуки используется особый стиль сямисэн - совместное повествование (гидаю), а также несколько видов музыки, которая разделена на две основные категории: повествовательная катаримоно и более лирическая утаимоно. Первая образовалась из из повествований и музыки кукольного театра бунраку, в то время как последняя имеет свои истоки в нескольких типах музыки, которые сопровождали различные танцы. 


Третий тип музыки, Геза, обеспечивается музыкантами, которые сидят скрыто от зрителей в отдельно зале справа от сцены. Основным инструментом в кабуки является трехструнная лютня сямисэн. Однако, оркестр геза использует несколько других инструментов для того, чтобы обеспечить эффект изменения атмосферы и специальные звуковые эффекты, такие как шторм, дождь и т.д. В некоторых пьесах, особенно в танцевальных пьесах из репертуара Но, оркестр и певцы сидят на платформах в задней части сцены. 
В кабуки также используются для различных целей два типа деревянных трещоток. С помощью интенсивного крещендо ручных трещоток "ки" объявляют о начале постановок, в то время как трещотки "тсуре" используют для подчеркивания драматических кульминационных моментов. Эти моменты также сопровождаются громкими криками ободрения и удовлетворения "какегое". 


Источник Википедия и 4dancing.ru


Видео японский театр кабуки



Вариации Века логотип

В нашем клубе проводится обучение:

 

  • бальным танцам 
  • хип-хоп танцам
  • занятия хореографией
  • для самых маленьких проходят занятия ритмопластики.