Вариации Века
Вариации Века
танцевально-спортивный клуб
Школа спортивных танцев Вариации Века
мкр. Железнодорожный г. Балашиха
г. Москва
Полонез - танец польского происхождения, исполняемый в 3/4 такта. Его название по-французски означает "польский".
Полонез - величественный польский процессионный танец, исполняемый парами, которые прогуливаются по танцевальному залу.
Ритм полонеза был довольно близок к ритму шведской полукваверной или польской песни на шестнадцатой ноте, и эти два танца имеют общее происхождение.
Полонез - широко распространенный танец на карнавальных вечеринках. Полонез - это всегда первый танец на studniówka ("стодневке"), польском эквиваленте выпускного бала, который проводится примерно за 100 дней до экзаменов.
Полонез развился из Польского танца (Taniec Polski) 18 века. Эта форма, в свою очередь, произошла от Chodzony (Танец при ходьбе), который был популярен в 17 веке и известен как pieszy (пеший), или chmielowy танец (прыжки). Последняя форма уходит своими корнями в народные свадебные танцы, от которых она отделилась и затем вошла в танцевальный репертуар знати.
Народные варианты продолжали развиваться независимо от "Польского танца", в результате чего появились такие танцы, как Chodzony, chmielowy (в деревнях), и świeczkowy (в городах). Польское название танца "Полонез" происходит от полонизированной формы французского термина "полонез", который был введен в 17 веке (также принят в английском языке); польский термин заменил более раннее название "польский танец" в 18 веке; самым ранним польским источником является рукописный сборник Джозефа Сихры 1772 года (с 62 полонезами). Полонез как форму танца не следует путать с хореей полоники (то есть "польским танцем" на латыни), часто встречающейся в рукописях эпохи барокко 17 века. По мнению многих ученых, хорея полоника обладает музыкальными характеристиками Krakowiak, а не Полонеза.
Согласно записи о полонезе в New Grove Dictionary of Music and Musicians, до конца 16 века польские народные танцы, являющиеся предками полонеза, были переняты низшими чинами высших классов (шляхтой и мелкой аристократией). Сначала они отказались от пения под аккомпанемент, но по мере того, как эти танцы становились популярными среди людей более высокого статуса, музыка была передана инструменталистам, которые сопровождали придворные танцы.
Придворный полонез, согласно записи в New Grove, "исполнялся музыкантами на галереях больших приемных залов, в то время как собрание, разодетое в пышные одежды, танцевало его внизу в виде процессии. В такой форме он превратился в самое благородное выражение польского национального духа и стал в процессе самым представительным из польских танцев во всей Европе".
Народные истоки полонеза довольно далеки в современных интерпретациях фольклорных танцевальных коллективов. Полонез обычно танцуют в костюмах польской знати 17 века (куртки контуша); некоторые группы представляют свои полонезы в костюмах периода Варшавского герцогства (1811-1814), созданных Наполеоном до его поражения в 1815 году (платья в стиле ампир, кавалерийская форма).
Народные предшественники полонеза носят названия, описывающие их медленный темп - wolny и powolny (медленный); их вращательные движения - obracany (поворот), okrągły (круг); их характер ходьбы - chodzony (ходьба); и их величественное, впечатляющее настроение - wielki (великий).
Этот танец использовался в официальных контекстах и во время публичных церемоний и празднеств, особенно на свадьбах, или, в последнее время, как первый танец официального бала. Для исполнения полонеза требуется прямая осанка без движения бедрами, плавные и элегантные жесты рук и как бы гордо поднятая голова. По словам Ады Дзевановской, "мужчина должен проявлять достоинство и вежливую внимательность не только к своей партнерше, но и к окружающим.
Женщина должна вести себя грациозно и с некоторой робостью".
Танцоры никогда не поворачиваются лицом друг к другу, держась за руки; вместо этого пары рука об руку проходят процессией по залу, останавливаясь, чтобы поклониться друг другу, кружатся, держа одну руку выше уровня глаз, и т.д.
Базовый шаг полонеза настраивается на трехметровый ритм, акцентируя первый такт в каждом такте более длинным шагом (с небольшим сгибанием колен) и выполняя два более коротких шага при несколько более прямом и высоком положении тела.
Пары также могут двигаться назад, поворачиваться, двигаться боком или танцевать на месте - эти варианты полезны, когда вся процессия, направляемая ведущей парой, должна пересекать свой собственный путь крест-накрест. Ритмы музыки обозначаются формальными поклонами, каждый из которых длится два такта аккомпанемента. Танец включает специальные фигуры, которые исполняют отдельные пары, со сменой рук, поворотами и т.д. Групповые фигуры включают рисунок расхождения пар, променады и прохождение под поднятыми руками пары, стоящей в начале очереди. Существует множество вариаций исполнения полонеза. На протяжении всего выступления он должен сохранять свой благородный, "прямой" имидж, полный достоинства и гордости.
Поскольку этот танец стал известен как один из "джентри" или "благородных", наиболее подходящими костюмами являются костюмы из Польши 17 века, которые еще не следовали международной моде в одежде, но представляли разные костюмы для представителей каждого социального класса.
Дворяне носили большие пояса с орнаментом из атласа и шелка (pas słucki), высокие сапоги, длинные пальто с разрезами на рукавах, подбитые мехом (kontusz) и меховые шляпы с перьями и драгоценными камнями.
Они также брили головы, оставляя пучок волос на макушке, и носили длинные усы.
У знатных женщин были свои варианты подбитых мехом контушей с длинными рукавами-разрезами и меховых шапочек с драгоценными камнями. Под жакетами они носили длинные юбки и высокие сапоги. Все тело было закрыто, ткань была тяжелой, блестящей и богатой, хотя и без ярких узоров или сильно контрастирующих цветов. Пожалуйста, обратите внимание, что современные польские коллективы народных танцев обычно используют юбки короче, чем те, которые представлены в традиционных изображениях костюма.
Современный дизайн костюма для героини молодой дворянки из национальной оперы Станислава Монюшко "Усадьба с привидениями", рассказывающий о жизни землевладельческой знати в середине 18 века.
Другой выбор костюма для полонеза восходит к наполеоновским войнам и французской / военной моде герцогства Варшавского (недолговечный французский протекторат, созданный Наполеоном в 1811-1815 годах). Мужчины носят форму польского легиона: узкие темно-синие брюки с красными лампасами по бокам, короткие куртки с декоративными застежками на пуговицы и эполетами и высокие квадратные шляпы с национальным гербом спереди.
В некоторых версиях танца они также носят оружие на боку; они используют его для создания "моста" над головами женщин в одной фигуре танца. Женщины носят кокетливую и декоративную гражданскую одежду, то есть струящиеся платья с глубоким вырезом и короткими рукавами периода империи, появившиеся при дворе Наполеона во Франции и экспортированные во время его правления по всей Европе. Их головы непокрыты, волосы собраны на макушке во французскую имитацию древнегреческих стилей.
Воспроизведенный выше образ "полонеза" Зофьи Стриженской использует еще один тип костюма; в ее интерпретации танцовщица одета в юбку с широким обручем и рубашку с глубоким вырезом и широкими рукавами дореволюционного французского двора. Обратите внимание на женский веер во французском стиле и отсутствие замысловатого французского парика. Мужчина представляет красочную версию костюма дворянина. Таким образом, художница указывает, что женщины знати были более склонны следовать иностранной моде, чем мужчины; по-видимому, в период до разделов (конец 18 века) Польша была ареной споров между традиционалистами и модными интернационалистами, которые ненавидели как костюмы друг друга, так и идеологию, которую эти костюмы олицетворяли. Интересно, что интерпретация национального костюма Стриженской сочетает национальную традицию с международной изысканностью.
Поскольку полонез имеет народные корни и широко распространен по всей стране, его можно танцевать в народных костюмах, например, из Кракова (ансамбль польских искр) и Бескиды (ансамбль народного танца Подхале). Эти региональные версии полонеза должны сопровождаться соответствующей музыкой. Польско-американские коллективы народного танца использовали записи полонезов в исполнении государственных фольклорных ансамблей Мазовше и Сленска.
Обозначение alla polacca в музыкальной партитуре указывает на то, что пьеса должна исполняться с ритмом и характером полонеза.
Например, третья часть Тройного концерта Бетховена, соч. 56, с пометкой "Рондо алла полакка", и финал вариаций Шопена на тему "Ла си дарем ла мано" имеют эту нотацию.
В своей книге "Классическая музыка: экспрессия, форма и стиль" Леонард Г. Ратнер цитирует четвертую часть "Серенады ре мажор" Бетховена, Соч. 8, помеченную как "Allegretto alla Polacca", как репрезентативный пример танцевальной темы полонеза .
Полонезы Фредерика Шопена, как правило, самые известные из всех полонезов классической музыки. Другие композиторы, написавшие полонезы или пьесы в ритме полонеза, включают Иоганна Себастьяна Баха, Георга Филиппа Телемана, Вильгельма Фридемана Баха, Карла Филиппа Эмануэля Баха, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена, Михаила Клеофаса Огиньского, Марию Агату Шимановскую, Франца Шуберта, Винченцо Беллини, Луи Шпора, Карла Марию фон Вебер, Роберта Шумана, Ференца Листа, Морица Мошковского, Фридрих Баумфельдер, Фердинандо Карулли, Мауро Джулиани, Модест Мусоргский, Петр Ильич Чайковский и Александр Скрябин.
Другим более поздним композитором-полонезистом был американец Эдвард Александр Макдауэлл.
Джон Филип Соуза написал Президентский полонез, предназначенный для того, чтобы посетители быстро проходили через очередь в приемную Белого дома. Соуза написал его в 1886 году по просьбе президента Честера А. Артура, который умер до того, как он был исполнен.
Полонез - польский танец, один из пяти исторических национальных танцев Польши. Остальные - Мазурка (Мазур), куявяк, краковяк и Оберек, последние три - старинные народные танцы. Полонез возник как крестьянский танец, известный под разными названиями – ходзоны, хмелевы, пьесы или вельки, записанный еще в 15 веке. В последующие века он приобрел популярность среди знати и горожан.
Рубрики
В нашем клубе проводится обучение: