Вариации Века
Вариации Века
танцевально-спортивный клуб
Школа спортивных танцев Вариации Века
мкр. Железнодорожный г. Балашиха
г. Москва
Мазурка (по-польски Мазур или Мазурек) - это живой польский народный танец в тройном ритме, предназначенный для круга пар и характеризующийся топаньем ног и щелканьем каблуков, традиционно исполняемый под музыку деревенского оркестра.
Музыка мазурки звучит в такте 3/4 или 3/8 с сильным акцентом на втором такте. Танец в высшей степени импровизационный, существует более 50 различных шагов. Музыка, написанная для танца, также называется Мазуркой.
На польском языке эта музыкальная форма называется "Мазурек" — слово, производное от "Mazur", которое вплоть до девятнадцатого века обозначало жителя польской Мазовии и которое также стало корнем для "Masuria". В польском языке "Мазурка" на самом деле является родительным и винительным падежами от "Мазурек".
Как бальный танец, предназначенный для четырех или восьми пар или для одиночных пар, мазурка сохраняет простор для импровизации. Сборник мазурок, написанных Фредериком Шопеном для фортепиано, отражает его интерес к музыке своей родины, а также популярность танца в его время. Varsovienne (итальянская варсовиана) - французский парный танец 19 века, возникший из простого па мазурки.
Несмотря на то, что мазурка начиналась как танец для пар, Михаил Фокин, российский хореограф и танцовщик, создал женский сольный танец мазурка, в котором преобладают летящие grandes jetés, чередующиеся вторые и третьи арабески и кульминационные позы с раздвоенными ногами.
Мазурка зародилась на равнинах Мазовии вокруг Варшавы, Польша. Жителей провинции называли мазурами; таким образом, танец Мазур носит то же название, что и жители региона.
Танец, известный за рубежом как Мазурка, включает в себя народные истоки двух других польских музыкальных форм: медленного куявяка и быстрого Оберека.
Эти танцы связаны общими ритмическими и хореографическими чертами, особенно ритмом мазурки. Название намного моложе самого танца и, вероятно, возникло за пределами региона.
Этот термин впервые появляется в музыкальном словаре Й. Рипеля, изданном в Германии в 1752 году.
Этот танец был известен еще в 16 веке. Ранние табулатуры для лютни и органа содержат множество примеров ритма мазурки в пьесах под названием "Польский танец" или, на латыни, "Хорея полоника".
В 17 веке танец распространился по всей Польше и начал появляться также в соседних странах. Различные версии этих танцев можно найти в репертуаре сельской местности (народные танцы типа мазура и мазур знати) и городов (городская мазурка).
Танец был быстро принят при польском дворе примерно в 18-19 веках, но все же оставался народным танцем. Дворяне встречались и танцевали в разных странах, поэтому танец стал известен на международном уровне. Со временем мазурка распространилась по русским и немецким бальным залам, а к 1830-м годам достигла Англии и Франции.
Август II, курфюрст Саксонии и король Польши (1697-1733), очень любил этот танец и ввел его при дворах Германии. После потери Польшей независимости танец вошел в моду в высших социальных кругах Парижа, затем Лондона и других центров Западной Европы.
В 1830 году британская газета The Observer (25 апреля 1830 г.) описала мазурку как "только что введенную или предполагаемую к введению в этой стране".
В 1830-1840-е годы мазурка пользовалась наибольшей популярностью в западных салунах. Наряду с краковяком и полонезом, она служила знаком солидарности с угнетенной польской нацией, делом, которое отстаивали польские изгнанники в Париже и их аристократические покровители. Парадоксально, но после разделов Польши мазурка также стала популярна среди русской аристократии и крестьянства.
Важным фактом в истории мазурки является ее появление в польском государственном гимне.
Мазурка Домбровского (Dąbrowski Mazurka) была создана в 1797 году как Песня Польского легиона для войск генерала Яна Домбровского, служивших Наполеону во время его завоевания Европы в надежде вернуть Польше независимость.
Мелодия гимна анонимного народного происхождения. Текст был написан Юзефом Выбицки. Таким образом, стремительный, энергичный танец стал национальным символом несколькими различными способами.
Наиболее характерной особенностью танца является наличие так называемых ритмов мазурки, которые встречаются во множестве нетанцующих песен и танцев из центральной и западной частей Польши. Согласно текущим исследованиям, невозможно описать черты, которые однозначно отличали бы оберека от мазурки или куявяка.
Народный танец носит импровизационный характер.
Его танцуют пары, которые кружатся по танцевальному залу и демонстрируют разнообразные жесты. Как "показательный" танец, он считается "самым захватывающим и сложным из пяти национальных танцев Польши" (Ада Дзевановска: Польские народные танцы и песни, стр. 509).
Дзевановска описала танец Мазурку как танец, исполненный контрастов: "в нем сочетаются пламенный дух с гордостью и элегантностью, живость с лиризмом, достоинство с радостью, смелость с галантностью".
Положение тела напоминает полонез - голова высоко поднята, туловище выпрямлено, грациозные движения рук. Отличительный характер танца обусловлен, прежде всего, более быстрым темпом и наличием неравномерно расставленных акцентов, топота и щелканья ботинок.
Существует четыре версии Мазурки, которые могла представить группа народных танцев: танец знати (в костюмах 17 века), салонный танец наполеоновской эпохи (в соответствующей военной [мужской] и салонной [женской] одежде), городской народный танец или крестьянский танец из центральной Польши.
Каждый вид танца подчеркивает различные классовые характеристики изображаемых слоев польского общества.
Существует ряд основных шагов: биг мазурови (бегущий шаг), шаг боком, скользящий шаг и холубец (щелканье каблуками друг о друга, аналогично шагу в краковяке). Существует также множество положений рук, фигур и поворотов, которые могут быть использованы парами, исполняющими этот танец. Для ансамблей доступен другой набор групповых фигур. Таким образом, танец оставляет много места для творчества хореографа и спонтанности отдельных танцоров.
В мазурке партнер показывает, что он лидирует, но дама - его самое главное "сокровище", так что даже положение его рук показывает, что он защищает ее. Есть такая поза, когда он держит ее за руку и защищает ее голову сзади.
Поскольку существует по крайней мере четыре различных социально-исторических варианта мазурки (дворянство 17 века, патриотическое общество 19 века, крестьяне из центральной Польши, региональные разновидности западной и юго-центральной Польши и т.д.), для исполнения доступны различные костюмы.
Если выбран вариант дворянства (иногда под музыку из классической традиции, например, Мазурка из "Усадьбы с привидениями" Станислава Монюшко), одежда должна соответствовать польской знати 17 века, носить куртки с меховой подкладкой (kontusz) и шляпы. Польские искры носят стилизацию этого костюма: женщины носят более короткие юбки и другую обувь, которая была бы в ходу у польской шляхты.
"Великосветская" мазурку также могут исполнять польские легионеры 19 века (в наполеоновской форме и специальных квадратных шляпах с национальным гербом - орлом спереди) и их очаровательные партнерши в платьях в стиле ампир, длинных перчатках и иногда в легких ниспадающих шарфах, прикрывающих их почти обнаженные плечи.
Народные версии мазурки, особенно из центральной Польши, могут включать костюмы различных региональных разновидностей, например, яркие полосатые юбки и накидки женщин из района Лович в центральной Мазовии или любой другой тип мазовецкого костюма (которых существует несколько).
Региональные костюмы, используемые польскими ансамблями народного танца, значительно отличаются от исторически задокументированной одежды крестьян региона в 19 веке, например, пары из Рашина, недалеко от Варшавы, представленной в "Пьесах польского народа" Оскара Кольберга (1857).
Тем не менее, танцевальные коллективы предпочитают представлять Мазурку как танец знати, приберегая народные костюмы для исполнения более быстрых и медленных вариантов, то есть Оберека и куявяка. Также можно найти танцы типа мазурки в Великопольске, Малопольске или Любельске - действительно, благодаря богатству костюмов и разнообразию доступных вариантов мазурка действительно является национальным танцем и может присутствовать в танцевальных сюитах из всех этих регионов.
Мазурки написали несколько классических композиторов, наиболее известной из которых является "69" Фредерика Шопена для фортепиано соло. В 1825 году Мария Шимановская написала самую большую коллекцию фортепианных мазурок, опубликованную до Шопена. Хенрик Венявский также написал две партии для скрипки с фортепиано (популярный "Обертас", соч. 19), а в 1920-х Кароль Шимановский написал набор из двадцати партий для фортепиано и завершил свою композиторскую карьеру финальной парой в 1934 году.
Шопен впервые начал сочинять мазурки в 1825 году, но его творчество не становилось серьезным до 1830 года, года Ноябрьского восстания Польши против русского царя.
В то время было важно сочинять польскую музыку для сохранения польской идентичности. Всю свою жизнь Шопен пытался создать польский национальный стиль. Сегодня национальным гимном Польши является мазурка. Именно тогда, когда Шопен провел лето 1828 года во дворце к западу от Варшавы, он близко соприкоснулся с танцем, увидев и услышав его в местном исполнении.
Шопен продолжал сочинять мазурки до 1849 года, года своей смерти. Стилистические и музыкальные характеристики мазурок Шопена отличаются от традиционной разновидности, потому что он, по сути, создал совершенно отдельный и новый жанр мазурки, свой собственный.
Например, в своих мазурках он использовал классические техники, включая контрапункт и фугу. Добавив в мазурки больше хроматизма и гармонии, он сделал их технически более интересными, чем традиционные танцы. Шопен также пытался сочинять свои мазурки таким образом, чтобы их нельзя было использовать для танца, чтобы отдалить их от первоначальной формы.
Однако, хотя Шопен изменил некоторые аспекты оригинальной мазурки, он сохранил другие. Его мазурки, как и традиционные танцы, содержат много повторений: повторение определенных тактов или групп тактов, целых разделов и начальной темы.
Ритм его мазурки также остается очень похожим на ритм более ранних мазурок. Однако Шопен также включил ритмические элементы двух других польских форм, упомянутых выше, куявяка и Оберека; в его мазурках обычно присутствуют ритмы более чем одной из этих трех форм (мазурек, Куявяк и Оберек). Такое использование ритма наводит на мысль, что Шопен пытался создать жанр, который был связан с оригинальной формой, но все же был чем-то новым и непохожим.
Мазурка была распространена как популярный танец в Европе и Соединенных Штатах в середине-конце девятнадцатого века.
В Кабо-Верде мазурка также почитается как важное культурное явление, исполняемое акустическими группами под руководством скрипача и в сопровождении гитаристов. Он также представляет собой разновидность танца мазурка и встречается в основном на севере архипелага, в основном в Сан-Николау, Санто-Антан. На юге он пользуется популярностью на острове Брава.
Чешские композиторы Бедржих Сметана, Антонин Дворжак и Богуслав Мартину, по крайней мере, в той или иной степени, писали мазурки.
Для Сметаны и Мартину это отдельные пьесы (соответственно, мазурка-каприччио для фортепиано и мазурка-ноктюрн для смешанного квартета струнных и духовых), в то время как Дворжак сочинил набор из шести мазурк для фортепиано и мазурку для скрипки с оркестром.
Во Франции мазурки писали композиторы-импрессионисты Клод Дебюсси, Морис Равель и Фредерик Шопен. Дебюсси - самостоятельное произведение, а Равель - часть сюиты из ранних произведений, La Parade. Жак Оффенбах включил мазурку в свой балет "Парижанка". Лео Делиб сочинил мазурку, которая несколько раз звучит в первом акте его балета Коппелия.
Мазурка часто встречается во французской традиционной народной музыке. На французских Антильских островах мазурка стала важным стилем танца и музыки. Креолизированная версия мазурки - мазук, которая была завезена во французские страны Карибского бассейна в 19 веке.
В популярных народных танцах Франции в последние годы (примерно после 2005 года) мазурка превратилась в танец в более мягком темпе (без традиционного шага "гоп" на третьем такте), что позволяет танцевать более интимно и придает ему статус танца соблазнения. Этот стиль мазурки также был импортирован в танцы балфолк в Бельгии и Нидерландах, отсюда и название "Бельгийская мазурка" или "Фламандская мазурка".
Мазурки составляют отличительную часть традиционной танцевальной музыки графства Донегол, Ирландия. Как парный танец он больше не популярен. Польский танец появился на Британских островах в 1840-х годах, но не получил широкого распространения за пределами Донегола. В отличие от польского мазурека, в котором акцент может делаться на втором или третьем такте, ирландская мазурка (masúrca на ирландском языке) постоянно акцентируется на втором такте, придавая ему неповторимый колорит.
Музыкант Каоимхин Мак Аойд написал книгу на эту тему, От Мазовии до Минбанада: Донегальские мазурки, в которой рассказывается об истории музыкальной и танцевальной формы. Мак Аойд отыскал 32 различных мазурки, которые исполнялись в Ирландии.
В Бразилии композитор Эрнесто Назарет написал мазурку Шопена под названием "Мерседес" в 1917 году. Хейтор Вилла-Лобос написал мазурку для классической гитары в музыкальном стиле, похожем на польские мазурки.
На Кубе композитор Эрнесто Лекуона написал пьесу под названием Mazurka en Glisado для фортепиано, одну из различных композиций на протяжении всей своей жизни. В Никарагуа Карлос Мехиа Годой-и-лос-де-Палакагина и Лос-Саньядорес-де-Сарагуаска составили подборку мазурк из популярной народной музыки, которые исполняются на скрипке талалате, местном инструменте Никарагуа.
На Кюрасао мазурка была популярна как танцевальная музыка в девятнадцатом веке, а также в первой половине двадцатого века. Мазурки написали несколько композиторов, родившихся на Кюрасао, таких как Ян Джерард Палм, Джозеф Сикман Корсен, Якобо Палм, Рудольф Палм и Вим Статиус Мюллер. В Мексике композиторы Рикардо Кастро и Мануэль М. Понсе написали мазурки для фортепиано в стиле Шопена, в конечном итоге смешав элементы мексиканских народных танцев.
На Филиппинах мазурка является популярной формой традиционного танца. Мазурка Бохолана - одна из самых известных филиппинских мазурок.
В Португалии мазурка стала одним из самых популярных традиционных европейских танцев в первые годы проведения ежегодного Андансаса, фестиваля традиционных танцев, проводимого недалеко от Каштелу-де-Виде.
В России многие композиторы писали мазурки для фортепиано соло: Александр Скрябин, Милий Балакирев, Петр Ильич Чайковский. Бородин написал две из своей Маленькой сюиты для фортепиано. Михаил Глинка также написал две, хотя одна из них представляет собой упрощенную версию Мазурки № 13 Шопена. Чайковский также включал мазурки в свои партитуры для Лебединого озера, Евгения Онегина и Спящей красавицы.
Мазурка была распространенным танцем на балах Российской империи и изображена во многих русских романах и фильмах. Помимо упоминания о танце в "Анне Карениной" Льва Толстого, а также в затянувшемся эпизоде в "Войне и мире", танец занимает видное место в романе Ивана Тургенева "Отцы и дети". Аркадий исполняет мазурку для мадам Одинцовой, в которую он влюбляется.
В шведской народной музыке дребезжащая полька из восьми нот имеет ритм, сходный с мазуркой, и эти два танца имеют общее происхождение. Международная версия мазурки также была представлена под этим названием в девятнадцатом веке.
Мазурка сохранилась в некоторых старинных мелодиях для скрипки, а также в ранней каджунской музыке, хотя сейчас она в значительной степени исчезла из каджунской музыки. На Юге Соединенных Штатов ее иногда называли мазука
Джулиан Кокран сочинил сборник из пяти мазурок для фортепиано соло с оркестром.
Рубрики
В нашем клубе проводится обучение: