Школа спортивных танцев Вариации Века

 мкр. Железнодорожный г. Балашиха 

 г. Москва

Итальянский народный танец - история

Итальянский народный танец был неотъемлемой частью итальянской культуры на протяжении веков. Танец был непрерывной нитью в жизни Италии от Данте до Возрождения, появления тарантеллы в Южной Италии и современного возрождения народной музыки и танцев.

 

 История танцев Италии

 

 Средние века

 

Кэрол или кароль (карола по-итальянски), круговой или цепной танец, аналогия колядок, включающий в себя пение, был доминирующей формой средневекового танца в Европе, по крайней мере, с 12 по 14 века. Эта форма танца была найдена и в Италии, и хотя у Данте есть несколько мимолетных упоминаний о танце, именно современник Данте Джованни дель Вирджилио (Флоруит, 1319-1327) дает нам самое раннее упоминание об итальянском народном танце. Он описывает группу женщин, выходящих из церкви в Болонье на празднике Сан-Джованни; они образуют круг, лидер поет первую строфу, в конце которой танцоры останавливаются и, опустив руки, поют припев. Затем круг перестраивается, и ведущий переходит к следующей строфе.

 Джованни Боккаччо

 

Однако именно Джованни Боккаччо (1313-1375) иллюстрирует социальную функцию танца в "Декамероне" (около 1350-1353). 

В шедевре Боккаччо группа мужчин и женщин отправилась на загородную виллу, чтобы спастись от Черной смерти, и они рассказывают серию историй, чтобы скоротать время. До и после рассказов также проводятся общественные мероприятия, которые включают песни и танцы. 

После завтрака в начале первого дня:

 

"Завтрак закончен, столы убраны, и королева велела принести музыкальные инструменты; ибо все, как дамы, так и молодые люди, знали, как отбивать такт, и некоторые из них играли и пели с большим мастерством: итак, по ее приказу Дионео взял лютню, а Фьяметта - виолу, они исполнили танец в приятном согласии;  и, когда слуги были отпущены на трапезу, королева в сопровождении других дам и двух молодых людей величественно исполнила гимн; закончив его, они перешли к пению частушек, изящных и веселых."

 

В течение каждого из десяти дней песни и танцы являются частью деятельности рассказчиков - в конце шестого дня:

 

"Затем, поскольку час был очень поздний, они всего лишь искупались и, как только снова оделись, вернулись к дамам, которых застали танцующими гимн на мотив, который пела Фьямметта ..."

 

И далее после рассказывания историй на седьмой день:

 

"вскоре они собрались на танец у красивого фонтана и теперь исполняли его под звуки корнемузы Тиндаро, а теперь и под другую музыку."

 

 

Танцевальные отрывки из "Декамерона" показывают, что гимн исполнялся всегда, но мог сопровождаться и инструментальной музыкой, танцевали и мужчины, и женщины, хотя женщины, кажется, танцуют чаще, чем мужчины, и все умели танцевать.

Боккаччо также использует два других термина, помимо каролы, для описания исполняемых танцев: danza и ballo. Некоторые ученые предполагают, что все термины являются синонимами, поскольку танцевальным формам не дается отличительного описания, но другие принимают их за отдельные танцы и восходят к танцам эпохи Возрождения бассаданца и балло.

Итальянский народный танец

 Танцы в сельской местности

 

Два термина для обозначения танца, которые использует Боккаччо, ridda и ballonchio, оба относятся к хороводным танцам с пением. 

Другой вариант хоровода с песней - Риголетто, известный во Флоренции и окрестностях в 14-15 веках.

 

 Истанпитта и другие

 

В итальянской рукописи 14 века, хранящейся в Британской библиотеке содержатся 15 монофонических музыкальных произведений, первые восемь из которых помечены как istanpitta. 

Из следующих семи произведений 4 называются сальтарелло, одно тротто, одно Ламенто ди Тристано, а последнее называется Ла Манфредина. Это единственные известные примеры инструментальной танцевальной музыки Италии средневековья, и все они имеют сходство с более ранними французскими танцевальными произведениями под названием estampie.

Мнения по вопросу о том, был ли estampie / istanpitta на самом деле танцем или просто музыкальной формой, разделились. 

Курт Сакс в своей Всемирной истории танца считает, что сильный ритм музыки, название, которое он получил от термина "топать", и литературные ссылки указывают на то, что эстампи определенно является танцем. Веллекуп, с другой стороны, рассматривает доказательства и приходит к выводу, что эстампи было просто названием ранней инструментальной музыки.

Остальные семь танцев в рукописи имеют ту же общую музыкальную структуру, что и те, что помечены как "istanpitta", но проще и, вероятно, больше подходят для танцев.

Сальтарелло - это название танца, встречающееся и в более поздние века, но более поздние примеры могут не относиться к тому же танцу, что и эти произведения 14 века. Два последних танца в рукописи, Ламенто ди Тристано и Ла Манфредина, примечательны как пары родственных танцев, схема, которая стала распространенной в танцах эпохи Возрождения.

 Изображения танца

 

Одно из самых ранних известных изображений итальянского народного танца является частью набора фресок во Дворце Пабблико в Сиене работы Амброджо Лоренцетти (около 1285-1348). 

 

Итальянский народный танец

Часть его Аллегории благого правления (Effetto del Buon Governo), написанная около 1338-40 годов, изображает группу из девяти танцовщиц, все женщины, в сопровождении другой женщины, поющей и играющей на тамбурине, исполняющей фигуру "моста", когда танцоры идут под соединенными руками двух ведущих танцоров.

 

Еще одна иллюстрация 14 века принадлежит флорентийскому художнику Андреа Бонаюти (1343-1377). На одной из его серий картин "Церковь воинствующая и торжествующая" (Chiesa militante e trionfante), выполненной в 1365 году в часовне церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции, также изображены женщины, танцующие в сопровождении женщины с тамбурином.

 

Итальянский народный танец

 Ренессанс

 

Из книги Симоны Продензани "Свобода Сапоретти" (или Иль Сапоретто), опубликованной в 1415 году, в которой описывается музыка и танцы при воображаемом дворе, и из других произведений видно, что в начале 15 века направление передачи танцевальных форм было от популярных народных танцев городов и сельской местности ко дворам знати. Но при дворе появляется новое отношение, которое возводит танец в ранг искусства. 

В средневековый период ни один писатель не описывал танцевальные па или фигуры, предполагалось, что танцевать умели все. 

К раннему Возрождению простые круговые и цепные танцы предыдущих веков все еще существуют - есть упоминания о хороводе (ridda) и танцах по кругу еще в начале 16 века в Страпароле Le piacevoli notti ("Веселые ночи Страпаролы"). Но мы также обнаруживаем, что теперь появляются парные танцы и миметические элементы, а также впервые появляются формальные хореографии. Это новое искусство танца особенно можно увидеть при главных дворах Милана, Падуи, Венеции, Флоренции, Болоньи, Пезаро, Урбино и Неаполя.

 Руководства по танцам

 

Когда танцы достигли новых высот, при дворе появляются мастера танцев, а первые руководства по танцам известны с середины 15 века.

 

  • Domenico da Piacenza: De arte saltandi & choreas ducendi. Искусство балета и танца (середина 15 века)
  • Antonio Cornazano: Libro del'arte del danzare (about 1455)
  • Guglielmo Ebreo da Pesaro: De practica seu arte tripudii vulgare opusculum (about 1463)
  • Fabritio Caroso: Il Ballarino (1581) Venice
  • Fabritio Caroso: Nobilita di Dame (1600) Venice
  • Livio Lupi: Mutanze di gagliarda, tordiglione, passo e mezzo, canari e passegi (1600) Palermo
  • Cesare Negri: Le Gratie d'Amore (1602) Milan & reissued as Nuove Inventione di Balli (1604) Milan

 

Три трактата 15 века делят свои танцы на два типа: бассаданца и балло, возможно, связанные с более ранними простыми танцевальными формами времен Боккаччо. В бассаданце, в союзе с аналогичным французским басовым танцем, это медленный, исполненный достоинства танец без прыжков, в то время как балло был более живым танцем, часто содержащим элементы пантомимы. 

Термины сальтарелло или пива иногда использовались для обозначения более зажигательных версий бала. Танцы предназначены для пар, держащихся за руки или выстроившихся в шеренгу. Танцам в рукописях часто давали довольно причудливые названия, например, Лиончелло, Джойозо и Розина, которые часто встречаются более чем в одном произведении, а иногда и как названия танцев в более поздние времена.

 Танец позднего Возрождения

 

В руководствах Карозо и Негри конца 16-го и начала 17-го веков можно увидеть множество типов танцев: медленные процессионные танцы, длинные хороводы, различные танцы для одиноких пар и даже несколько для трио или пяти танцоров. Все это социальные танцы для обоих полов, при этом шаги мужчин более спортивные, чем у женщин. Во всех танцах верхняя часть тела держится прямо, руки спокойны, а движения выше талии невелики.

Танцевальные сюиты обычно начинались с пешеходной последовательности, паваны, термина, часто встречающегося в музыке того времени, но почти никогда не встречающегося в руководствах по танцам. Пассо и меццо (буквально полтора шага), похоже, были более быстрым вариантом паваны. Более быстрая, атлетичная гальярда часто следовала за паваной, но также исполнялась как отдельный танец. Другими похожими быстрыми послетанцами были тордильоне и сальтарелло (другой термин, который чаще встречается в музыке, чем в описаниях танцев). Другими видами были Спаньолетта и канарио с их уникальными рисунками чеканки.

Некоторые из этих названий снова встречаются в стихотворении 1588 года о жизни в Неаполе, Ритратто ... "Ди Наполи" Джана Баттисты дель Туфо (около 1548-1600), где упоминаются, но не описываются такие танцы, как Спаньолетта или Тордильоне, а также Роджер, Ло Брандо и Пассо и меццо. Но он рассказывает о танце с арабским влиянием и движениями с Мальты, Сфессании. Несколько десятилетий спустя мы находим Вилланеллу, и еще раз Руджеро, Сфессанию и Спаньолетту в сборнике неаполитанских сказок Джамбаттисты Базиле "Пентамерон" (опубликован в 1634-36). Ни в одной из работ не упоминается название, которое позже стало определяющим неаполитанским танцем, Тарантелла, но Брагалья считает, что Сфессания можно рассматривать как предка этого танца.

Даже в эпоху позднего Возрождения и сложной хореографии Карозо можно увидеть связь между придворным танцем и кантри или народным танцем. Элементы народного танца оживляют придворные танцы, а народные танцы перенимают движения и стили придворных танцев. Разница между двумя формами, вероятно, заключалась в стиле и элегантности.

 18 и 19 века

 

К 18 веку название Тарантелла действительно появляется на иллюстрациях и в рассказах путешественников по Южной Италии. Когда немецкий писатель Гете описывает Тарантеллу, которую он видел в Неаполе во время своей поездки в Италию в 1786-87 годах, она выглядит как танец только для женщин: две девушки танцуют с кастаньетами в сопровождении третьей на тамбурине. 

Мадам де Сталь также путешествовала по Италии, и в своем романе 1817 года "Коринна, или Италия" она заставляет свою героиню танцевать Тарантеллу соло. Но Тарантелла как парный танец, рассказывающий историю любви в пантомиме, действительно появляется в описании Оргитано в середине 19 века.

Также на иллюстрациях и текстах фигурирует Сальтарелло как деревенский танец Романьи в Центральной Италии. Это название также встречается в самой ранней итальянской танцевальной музыке и на протяжении всего Ренессанса. Однако неясно, представляют ли эти различные упоминания одни и те же или даже родственные танцы.

На Севере, в Венеции, существовал "дикий танец ухаживания", известный как Фурлана или Форлана, который танцевал Казанова в 1775 году.

Ссылки на фигурные танцы, похожие на английские народные танцы и французские контрадансы, также появляются еще в первой половине 18 века. Танцы этого типа 18-19 веков в Италии включают La Contraddanza, Quadriglia и Il Codiglione. 

В письме английского писателя и политика Горация Уолпола, датированном 1740 годом, из Флоренции говорится, что "Итальянцам до некоторой степени нравятся наши деревенские танцы"

 Исследование танцев

 

Одной из первых попыток систематического сбора народных танцев является работа Гаспара Унгарелли 1894 года "Старые итальянские танцы, все еще используемые в провинции Болонья", в которой даются краткие описания и музыка примерно к 30 танцам.

В 1925 году правительство Бенито Муссолини учредило Национальную оперу Дополаворо (OND) или Национальный развлекательный клуб как средство продвижения спортивных и культурных мероприятий, и одним из его достижений был широкий обзор народной музыки и танцев в Италии того времени. 

Произведение было опубликовано в 1931 году под названием Costumi, musica, danze e feste popolari italiane ("Итальянские народные обычаи, музыка, танцы и фестивали"). В сентябре 1945 года OND была заменена новой организацией, Ente Nazionale Assistenza Lavoratori (ENAL) со штаб-квартирой в Риме. В партнерстве с Международным советом по народной музыке ENAL спонсировал Конгресс и фестиваль в Венеции 7-11 сентября 1949 года, в котором приняли участие многие выдающиеся исследователи итальянского фольклора, а также народные танцевальные и музыкальные коллективы из различных регионов Италии.

ENAL был распущен в конце 1978 года, но ранее, в октябре 1970 года, итальянские фольклорные группы, входившие в ENAL,

создали отдельную организацию, которая в 1978 году стала Итальянской традиционной федерацией (FITP). FITP публикует информационный бюллетень и научное издание Il Folklore D'Italia.

Некоторыми выдающимися исследователями итальянского народного танца 20 века являются Антон Джулио Брагалья, Диего Карпителла, Антонио Корнольди, Джузеппе Микеле Гала, Бьянка Мария Галанти, Джорджио Наталетти, Плачида Старо и Паоло Тоски.

Интерес к сохранению и развитию народного искусства, музыки и танцев среди американцев итальянского происхождения, а также преданность делу и лидерство Эльбы Фарабеголи Гурцау привели к образованию Федерации итальянского народного искусства Америки (IFAFA) в мае 1979 года. Группа спонсирует ежегодную конференцию и с 1980 года публикует информационный бюллетень Tradizioni.


Вариации Века логотип

В нашем клубе проводится обучение:

 

  • бальным танцам 
  • хип-хоп танцам
  • занятия хореографией
  • для самых маленьких проходят занятия ритмопластики.