Вариации Века
Вариации Века
танцевально-спортивный клуб
Школа спортивных танцев Вариации Века
мкр. Железнодорожный г. Балашиха
г. Москва
Жозефина Бейкер – американо-французская танцовщица — непростая личность. ее можно осуждать, можно обожать, но пройти мимо нее невозможно.
Сегодня о Жозефине Бейкер практически не знают, как об исполнителе, хотя она была звездой сцены того времени. Однако, по мнению голливудских историков и людей, связанных с индустрией развлечений, она всегда будет считаться легендой. Жозефина родилась летом 1906 года в Сент-Луисе, где воспитывалась матерью негритянкой, работающей прачкой. При этом никто так никогда не подтвердил, кто же являлся отцом девочки на самом деле. Ходили слухи о некоем лице кавказского происхождения, другие же говорили, что это был еврейский музыкант Эдди Карсон. Из-за того, что в ней смешалось множество рас, Жозефина обладала особой красотой, которая отождествляется с многими разными этническими группами. Но, прежде всего, она воспринималась именно как черная исполнительница. Так, Жозефина Бейкер стала первой афро-американской женщиной, которая снималась в главных ролях, которая выступила в американском концертном зале.
Жозефина Бейкер никогда не вела традиционный образ жизни. Она бросила школу в возрасте 12 лет, а уже с 13 лет выступала в качестве уличного артиста. К 15 годам девочка была уже профессиональной танцовщицей в водевиле. Вскоре Жозефина переехала в Нью-Йорк, чтобы начать выступления в известном в то время Plantation Club. Со старта ей предложили самый высокий оклад во все водевиле. В этом клубе юная танцовщица выступала в роли последнего танцора в линии – на позиции, которая требует как невероятного танцевального мастерство, так и комедийного таланта.
Вскоре после этого, карьера Жозефины сделала неожиданный поворот — она переехала во Францию и стала известной в Париже, как экзотическая танцовщица, которая выступает на сцене практически полностью обнаженной. Жозефина проехала с эротическим туром по всей Европе. Из-за расового преследования в США, она предпочла остаться во Франции, где она стала одним из самых знаменитых американских исполнителей в стране.
Жозефина Бейкер была не только великолепной танцовщицей, она также пела и выступала как драматическая актриса. У нее даже была короткая кинокарьера, которая насчитывает роли в трех французских фильмах. Несмотря на ее вызывающее и смелое поведение, она стала источником вдохновения для некоторых великих творцов, в том числе Эрнеста Хемингуэя, Пабло Пикасо, Лэнгстона Хьюза и даже Кристиана Диора.
За заслуги перед Францией в годы Второй мировой войны Жозефина Бейкер была награждена Военным крестом и орденом Почетного легиона. Когда она скончалась в 1975 году, то на похоронах от имени государства были оказаны официальные воинские почести — 21 ружейный залп. Первая во французской истории женщина иностранного происхождения, чью память почтили на столь высоком уровне.
А в начале биографии была история золушки из бедных кварталов американского города Сент-Луис в штате Миссури. Отец — еврей Эдди Карсон, мать — негритянка Керри Макдональд. Незаконнорожденная Фреда-Жозефина появилась на свет 3 июня 1906 года, в 12 лет бросила школу и примкнула к бродячей эстрадной труппе. В 15-летнем возрасте она была замужем уже во второй раз — за неким Вилли Бейкером, чью фамилию сохранила на всю жизнь.
В начале двадцатых Жозефина выступает в мюзик-холлах Бродвея, а в 1925 году в составе ревю "Черные птицы" приезжает в Париж и покоряет этот самый капризный город мира. На смену традиционному канкану в парижских кабаре тогда приходят другие танцы и иные кумиры. Танцовщица и певица из США становится звездой "Фоли Бержер", затем — киноактрисой.
На сцене Жозефина появлялась почти обнаженной, но даже не это поражало искушенных парижан. "Она была столь хороша, что не нуждалась ни в каких украшениях — на ней были лишь боа из перьев, нитка жемчуга и ее знаменитая связка бананов на бедрах". Критик живописал: "Идолов той эпохи зовут Жозефина Бейкер, Кики де Монпарнас и Нэнси Куран. Они — модели Ман Рэя и студии Мадам д'Ора, они персонифицируют Безумную Эпоху, гоняются за туфлями, предназначенными, чтобы танцевать чарльстон, и изощряются в провокационности — тюрбан на голове, мундштук в зубах".
И далее: "Выступления Жозефины потрясали изумительной непосредственностью — пела, танцевала, вертелась, кувыркалась, гримасничала, напоминая сказочного чертенка. Так, в финале своего номера она убегала на четвереньках, с задранным выше головы, как у молодого жирафа, задом. И при этом комизме она была необыкновенно эротична. Гибкая, как змея, с поющими руками, с жарким блеском глаз и с кожей цвета кофе с молоком, она притягивала внимание всего зала. И как Жозефина танцевала чарльстон! Так не танцевал никто. Казалось, в ее ногах поселился веселый бес, который и руководит танцем. Это не женщина, это не танцовщица — это нечто непостижимое, такое же восхитительное, как сама музыка".
У прожившей немало лет во Франции русской писательницы Натальи Кончаловской в посвященной Эдит Пиаф повести "Песня, собранная в кулак" есть строки и о нашей героине двадцатых:
"…Тогда же впервые свела с ума публику песенками и танцами молодая негритянка Жозефина Бейкер, с кожей, отливавшей оливковым глянцем, с чудесным сложением, с обаянием негритянской изящной некрасивости. Голос у нее был небольшой, но танцевала она бесподобно".
В 1935 году Жозефина снялась вместе с Жаном Габеном в фильме "Зузу", ее приглашал в свой театр выдающийся немецкий режиссер Макс Рейнхардт. Гражданство Франции Бейкер приняла в 1937 году, будучи уже европейской звездой первой величины. Она — владелица загородного поместья, дорогих автомобилей, породистых скакунов. В перечне великосветских занятий было даже участие в масонской ложе.
О военных годах Жозефины Бейкер в сборниках артистических биографий традиционно говорится, что она примкнула к движению "Сражающаяся Франция" Шарля де Голля, работала в Красном Кресте, находилась на службе в т. н. женском вспомогательном корпусе французских ВВС. Но это, похоже, не все. Не так давно в историческом разделе официального сайта Министерства обороны США появилась статья Руди Вильямса "Женщины в военной разведке", где о Жозефине Бейкер повествуется не только как о сублейтенанте французских ВВС, но и как о ценном агенте Управления стратегических служб США — предшественника ЦРУ в годы Второй мировой.
"Сначала я танцевала, чтобы согреться, а потом поняла, что рождена для танца", - говорит Жозефина Бейкер, легендарная танцовщица и певица XX века, в которой смешались негритянская, индейская и испанская кровь. Она покорила всю Европу своими необузданными танцами и музыкальной импровизацией. Но ее путь на сцену был не так прост: бедное детство в гетто Сент-Луиса, прислуживание немке, которая за мелкую провинность сунула руку ребенка в кипяток, развод родителей. Но задор, любовь к музыке и феноменальная гибкость привели-таки "Тампи" Бейкер в театр Филадельфии, где и началась ее карьера…
Стоп, стоп! Жозефина – моя любимица, и она слишком незаурядная личность, чтобы вот так просто и по порядку рассказать вам о ее жизни. Ее натура настолько противоречива, а образ такой яркий, что я лучше покажу вам двух Жозефин, две стороны ее характера. Одна из них возмущала людей, вызывала шквал гневных отзывов и оскорблений, а другая – открывала ей навстречу сердца. А вы сами соедините эти два портрета, добавьте зажигательных музыкальных ритмов и щедрую горсть веселья, а потом решите для себя, кто же она, просто невоспитанная дикарка или Черная Венера?
Когда Тампи (так называли нашу героиню родители) исполнилось 15 лет, на ее счету уже было два не слишком удачных замужества. Всего у нее было 5 официальных мужей.
Она шокировала всех, выступив в театре "Фоли Бержер" в юбочке из одних только бананов.
В начале своей карьеры она не только на сцене, но и в жизни была дикаркой: очень громко разговаривала и смеялась, ела спагетти руками и не принимала всерьез замечаний.
Экстравагантность Жозефины Бейкер не знала границ: однажды она завела себе одновременно гепарда, поросенка Альберта, удава, гуся и белых мышей. Все они жили в ее съемной квартире в центре Парижа. В ответ протестующим соседям она кричала, что только животные никогда не предадут ее.
Ее никогда не видели с книгой. А для переписки она нанимала секретарей. Жозефина не закончила школу и так плохо говорила на родном для нее английском, что выбрала для общения французский, справедливо считая, что ошибки в иностранном языке для нее простительны.
Эрнест Хемингуэй писал об одном из вечеров с Жозефиной в 1926 году: "Было жарко, но она куталась в манто. Мы танцевали весь вечер, но она ни разу его не сняла. Только когда клуб закрылся, и мы вышли, Жозефин призналась мне, что под мехами у нее не было никакой одежды".
Она была любовницей Жоржа Сименона, принца Адольфа (будущего короля Швеции Густава VI), Эрнеста Хэмингуэя и многих других мужчин. Она была настолько горяча и так легко относилась к телесной любви, что ходили слухи, будто любой таксист отвезет вас к ее дому, даже если вы не назовете адреса.
Жозефина усыновила 12 детей разных национальностей. Это был ее личный вклад в борьбу против расизма. Японский мальчик Жано, финский Хаари, колумбийский Луис, французы Бриан, Жан-Клод, Марианна и Ноэль, араб Брахим, израильские евреи Хаим и Мойше, Кокофи из Кот-д'Ивуара… Близкие называли их "семьей-радугой".
Во время Второй мировой войны она получила удостоверение летчика и дослужилась до лейтенанта.
Жозефина получила французское гражданство и вела разведдеятельность ради борьбы с фашизмом. И это не просто слова, статья о ней, активной участнице Движения сопротивления есть даже в академической "Энциклопедии шпионажа" Нормана Полмара и Томаса Б. Аллена.
Она объездила всю Европу и Северную Африку, поддерживая солдат на передовой своими выступлениями. Нередко почти под обстрелом.
После войны Жозефина Бейкер была удостоена ордена Военного Креста, ордена Сопротивления и ордена Почетного Легиона. Нельзя не согласиться, что это достойный послужной список для эстрадной артистки.
Купив после войны усадьбу во Франции, она зимой оплачивала долги за уголь всем жителям деревни, а на Рождество дарила подарки. Бедное детство навсегда осталось внутри.
В возрасте 70 лет она танцевала на сцене театра "Лондон Палладиум" в тюрбане из страусиных перьев, отмечая 50-летие творческой деятельности. Шоу прошло с неимоверным успехом. После финальных аплодисментов за кулисами Жозефина Бейкер танцевала на столе и кричала, что ей снова семнадцать. А на следующее утро не проснулась, рухнув, как солдат на поле боя.
Ее похоронили в Монако со всеми воинскими почестями, сопроводив церемонию залпом из 21 орудия.
Пикассо и Матисс писали ее портреты, Ле Корбюзье посвятил ей виллу "Савой", а Гертруда Стайн – стихотворение в прозе. Часть ее уникальных танцевальных па скопировал в будущем Майкл Джексон. А повальная мода на загар в 20-30-х годах возникла благодаря ее кофейной коже.
Ее жизнь пронеслась, как чарльстон, танец, который именно она открыла для европейской публики. Бурно, блистательно.
Хорошим финалом будут слова самой Жозефины о любимом деле ее жизни: "Я импровизировала, обезумев от музыки... Даже мои зубы и глаза горели лихорадкой. Каждый раз, когда я прыгала, я прикасалась к небу, а когда опускалась на землю, казалось, что она принадлежит только мне".
Рубрики
В нашем клубе проводится обучение: