Школа спортивных танцев Вариации Века

 мкр. Железнодорожный г. Балашиха 

 г. Москва

Шоттиш - народный танец Викторианской эпохи

Шоттиш (нем. schottisch) или скотиш (англ. skoteesh) - это парный народный танец, который, по-видимому, возник в Богемии. Он был популярен в бальных залах викторианской эпохи как часть богемного увлечения народными танцами и оставил свои следы в народной музыке таких стран, как Аргентина, Финляндия, Франция, Италия, Норвегия, Португалия, Бразилия, Испания, Швеция, Дания и Соединенные Штаты, среди других стран.

 

Один из самых популярных парных танцев середины-конца 19 века, Шоттиш впервые начал появляться в руководствах по танцам в 1850-х годах. Известный парижский учитель танцев Анри Целлариус, писавший в конце 1840-х годов, вообще не упоминал об этом.

 

Происхождение танца Шоттиш

 

В книге "Марковски и салоны" "Взгляд на парижский полусвет", опубликованной в 1860 году, утверждается, что польский танцор и парижский мастер танцев Марковски изобрел "шотландский танец" (среди многих других танцев, включая Hongroise) в период крайней бедности, но большого хореографического творчества в 1850-х годах. Изображение великого танцора, создающего танцы в своей уединенной парижской мансарде, обладает очарованием, но в случае с шоттиш оно вряд ли соответствует действительности.

 

Возможно, Марковски и пропагандировал танец в Париже, но в 1885 году немецкий мастер танцев Фридрих Цорн заявил (в оригинале на немецком; выдержки здесь взяты из английского перевода, опубликованного в 1905 году), что:

"В 1850 году во всех частях Европы появился “Шоттиш”, хороводный танец, который еще в 1844 году исполнялся в Баварии под названием “Рейнландер”, а в рейнских странах он был известен как “Баварская полька".

Американский мастер танца Аллен Додворт утверждал (в своем руководстве 1885 года), что познакомил с ним своих учеников в 1849 году, а другой американский мастер танца, Эдвард Ферраро, объяснил в 1859 году, что:

"Шоттиш появился вскоре после польки и приобрел большую популярность в Америке. Он по-прежнему пользуется высокой репутацией у немцев, от которых, как предполагают некоторые, он и произошел."

Лондонская учительница танцев миссис Николас Хендерсон в своем руководстве по танцам середины 1850-х годов была более определенной:

"На самом деле это немецкий крестьянский танец. Музыка тоже немецкая, хотя многие предполагают, что она написана недавно".

Название ставшего популярным танца в первые годы своего существования меняло варианты написания. Фридрих Цорн согласен с книгой Марковского относительно его раннего написания.:

"Этот танец был известен во Франции, Англии, России, Италии, Греции и различных других странах как “шотландский”, и было бы трудно объяснить, если вообще можно было бы удовлетворительно определить, как название “Шоттише”, которое является немецкой формой этого слова, вообще стало настолько определенно применяться к танцу, что оправдывает его принятие в непереведенном виде на языки всех упомянутых стран ".

Миссис Хендерсон упоминала его в разных публикациях как "Шоттиш" и "Шоттише", в то время как парижский мастер танца Гавликовский, поскольку его Руководство по Complet de la Danse просматривало разные издания, исправил его "Schotisch" 1858 года на "Schottisch" 1862 года. Написание с последней буквой "е" стало стандартным.

Несмотря на популярность танца, по крайней мере, один автор анонимного американского руководства Beadle's dime ballroom companion and guide to dancing (1868) презрительно относился к шоттише:

"Этот танец, вероятно, танцуют меньше, чем любой другой хоровод в "лучших кругах", поскольку он считается "вульгарным". Однако у детей и молодежи он по-прежнему остается любимым; и поэтому мы приводим описание манеры, в которой его танцуют."

Шоттиш - народный танец Викторианской эпохи

Техника танца Шоттиш

 

Позиция миссис Хендерсон, дословно скопированная Дюрангом (1856) и Хиллгроувом (1857), более распространена:

"Шоттиш сейчас становится довольно универсальным. Он не требует столько практики, как многие другие танцы, и при правильном исполнении получается очень элегантным и к тому же особенно приятным движением, поскольку представляет собой комбинацию двух движений, польки и кругового прыжка; и эти два сочетания составляют самое приятное разнообразие, которого нет ни в Польке, ни в Двух темпах, ни в Редове."

Далее она любезно предупреждает джентльменов об их ответственности в шоттиш и ужасных последствиях ошибок:

"Степ очень прост, но двойное движение требует гораздо большей осторожности и внимания, чем полька, джентльмену становится трудно вести свою партнершу по лабиринтам Шоттиш, не сталкиваясь со многими из тех неловких ситуаций, таких как наступание на носки и платья, которым постоянно подвергаются неумелые танцоры.

Трудности возникают главным образом в круговом движении, или прыжке, поскольку, если не соблюдать точное время, чтобы два прыжка были совершены совершенно одновременно, столкновение неизбежно, и немедленно следует торжественная пауза, к большому разочарованию обеих сторон, но особенно джентльмена, на котором лежит главная ответственность."

Шоттиш - народный танец Викторианской эпохи
Шоттиш - народный танец Викторианской эпохи
Шоттиш - народный танец Викторианской эпохи

Музыка танца Шоттиш

 

Шоттиш описывается по-разному: либо в такт 4/4, либо в замедленном темпе 2/4.

Сегодня в библиотеках и нотных коллекциях сохранились десятки или даже сотни музыкальных произведений для the schottische.

 

Описание танца Шоттиш

 

Шоттиш состоит из двух частей; Цорн называет их балансе (или раскачиванием) и сотезе (или прыжками). Несколько источников, в которых указывается танцевальная позиция, сходятся в том, что танец исполняется в позиции вальс (закрытый захват), как в польке; позиция бок о бок более поздней "военный" шоттиш нигде не встречается в ранних источниках о танце.

 

Первая часть шоттише состоит из последовательности, обычно описываемой как:

 

1. Отведите ведущую ногу (левую у джентльмена, правую у леди) в сторону

2. Закройте вторую ногу (в некоторых источниках указывается сзади или в третьей позиции) 3. Снова скользите или прыгайте первой ногой 4. Запрыгивай на эту ногу.

 

Затем вся последовательность повторяется ведущей второй ногой.

 

Большинство источников описывают как первую, так и третью части как скольжение; это описание можно найти у Цорна, Хендерсона, Хоу (1862), Хиллгроува (1857 и 1863), Брукса, деГармо Брукса, Дюранга, Ферреро и Бидла. Кулон, Робертс и более раннее издание Хоу (1858) описывают три "прогулочных" шага. Гавликовский единственный в этом наборе источников, кто описывает третий шаг как "прыжок"; он также сравнивает его с удлиненной полькой (в самом техничном виде - последовательность скольжение-отрезок-прыжок), за которой следует прыжок.

Во второй части шоттише сотез обычно описывается как серия "прыжков", за которыми следуют "прыжки", или иногда как двойные "пружины", похожие на Жете или Быстрый вальс Сотезе эпохи Регентства (хотя, вероятно, без вытянутой ноги на прыжке!).

 

1. Прыжок 2. Прыжок 3. Прыжок 4. Прыжок

(затем эти четыре счета повторяются в общей сложности для четырех "прыжков в длину")

 

Это согласуется с большинством использованных источников: Хендерсоном, Гавликовски, Цорном, Хоу, Кулоном, ДеГармо, Дюрангом, Ферреро, Beadle's и изданием Hillgrove 1857 года. Цорн (опубликованный в 1885 году, но отражающий практику молодого автора) добавляет дополнительную информацию о том, что свободная нога поднимается в третью позицию позади другой во время прыжка. Однако издание книги Хиллгроува и Брукса 1863 года (1866) описывает движение как “шаг”, а не как прыжок или пружину. ДеГармо Брукс (1867) исполняет либо прыжок, либо степ. Прыжки, по-видимому, являются предпочтительным методом, хотя современное исполнение обычно предполагает более спокойный "степ".


Вариации Века логотип

В нашем клубе проводится обучение:

 

  • бальным танцам 
  • хип-хоп танцам
  • занятия хореографией
  • для самых маленьких проходят занятия ритмопластики.