Школа спортивных танцев Вариации Века

 мкр. Железнодорожный г. Балашиха 

 г. Москва

Контраданца - кубинский салонный танец

Контраданца - это кубинский салонный и популярный танцевальный и музыкальный жанр 19 века, который часто ошибочно принимают за границей за хабанеру, но который обозначает контрадансу в гаванском стиле в дополнение к более раннему стилю контраданзы, а именно, испанский линейный танец, популярный в 18 и начале 19 веков, который, как считается, произошел от более старого английского "кантри-танца" (отсюда испанское искажение названия). Однако именно франко-гаитянские рабы, искавшие убежища в Ориенте в 1790-х годах, а не испанцы, ввели этот жанр на острове в виде французского contredanse.

Несмотря на сдержанность ритма по современным афрокубинским стандартам, контраданза была скандально синкопированной для своего времени, потому что она представляла собой одно из первых очевидных проявлений африканского ритма в кубинских музыкальных салонах, которые до тех пор были местом исполнения строго европейских форм, таких как вальсы, кадрили и шоттиши. Ранее европейские инструменты, мелодии и гармонии проникали в музыкальную практику кубинских рабов, но подобное изменение музыкального влияния не было столь сильным до появления контраданзы.

Хотя кубинская контраданза была хорошо известна на рубеже 19 века, самым ранним сохранившимся примером является "Сан-Паскуаль Байон", который датируется 1803 годом.

Контраданза - кубинский салонный танец

Контраданца (также называемая контраданца криолла, данза, danza criolla или хабанера) - испанская и испано-американская версия контраданса, который был всемирно популярным стилем музыки и танца в 18 веке, произошедшим от английского кантри-танца и принятым при французском дворе. Контраданза была завезена в Америку и там приобрела фольклорные формы, которые до сих пор существуют в Мексике, Венесуэле, Колумбии, Перу, Панаме и Эквадоре.

На Кубе в 19 веке контраданза стала важным жанром, первой написанной музыкой, ритмически основанной на африканском образце ритма, и первым кубинским танцем, завоевавшим международную популярность, прародителем дансона, мамбо и ча-ча-ча, с характерным "ритмом хабанеры" и песенными текстами.

За пределами Кубы кубинская контраданца стала известна как хабанера – гаванский танец - и это название было принято на самой Кубе после его международной популярности в конце 19 века, хотя люди, которые его создали, никогда так его не называли.

История танца Контраданца

 

Контраданца была популярна в Испании и распространилась по всей Испанской Америке в 18 веке. По словам музыковеда Питера Мануэля, решить вопрос о происхождении контраданзы, возможно, невозможно, как на это указал кубинский музыковед Наталио Галан, юмористически обозначив жанр как "англофранкоиспаноафрокубано" (англо-французско-испанский-афро-кубинский).

 

Наиболее общепринятый консенсус относительно происхождения этого популярного кубинского жанра был достигнут романистом Алехо Карпентье в его книге 1946 года "Музыка на Кубе". В книге он предлагает теорию, которая указывает на французский контреданс, предположительно введенный на Кубе французскими иммигрантами, спасающимися от Гаитянской революции (1791-1803), как на прототип для создания креолизированной кубинской контредансы. Однако, по мнению других известных кубинских музыковедов, таких как Зойла Лапик и Наталио Галан, вполне вероятно, что Контраданца была завезена в Гавану непосредственно из Испании, Франции или Англии несколькими десятилетиями ранее.

Самая ранняя кубинская контраданса, о которой сохранились записи, - это "Сан-Паскуаль Байон", написанная в 1803 году. К середине 19 века кубинская контраданза отличалась от contredanse определенными характеристиками, в частности включением африканского перекрестного ритма, называемого тресильо. Ритм хабанеры можно рассматривать как комбинацию тресильо и бэкбита.

Хабанера также медленнее и как танец более грациозен по стилю, чем более старая контраданца, но сохраняет бинарную форму классического танца, состоящую из двух частей по 8-16 тактов в каждой, хотя часто и со вступлением. Ранняя узнаваемая контраданца хабанера, "La Pimienta", анонимная песня, опубликованная в сборнике 1836 года, является самым ранним известным произведением, в котором используется характерный ритм хабанеры в левой руке пианиста.

Контраданца, исполняемая как танцевальная музыка, была исполнена оркестром, состоящим из двух скрипок, двух кларнетов, контрабаса, корнета, тромбона, офиклейды, пайлы и гуиро. Но хабанеру пели так же хорошо, как и танцевали.

В течение первой половины 19 века контраданца доминировала на кубинской музыкальной сцене до такой степени, что почти все кубинские композиторы того времени, независимо от того, сочиняли ли они для концертного зала или танцевального зала, пробовали свои силы в контраданце. Среди них наиболее известен Мануэль Сомель (1817-1870).

Уроженец Нового Орлеана пианист / композитор Луи Моро Готшалк (1829-1869) написал несколько пьес с ритмом, частично почерпнутым им из своих путешествий по Кубе и Вест-Индии: "Danza" (1857), "La Gallina, танец Кубинский" (1859), "Ojos Criollos" (1859) и "Souvenir de Porto Rico" (1857) среди прочих.

Считается, что кубинский стиль был привезен моряками в Испанию, где он стал популярен на некоторое время до начала двадцатого века. 

"La Paloma" ("Голубка") баскского композитора Себастьяна Ирадье получила большую известность в Испании и Америке. Этот танец был принят всеми слоями общества и имел свое место в английских и французских салонах.

Она была настолько хорошо известна как испанский танец, что Жюль Массне включил ее в музыку к балету к своей опере "Сид" (1885). 

Морис Равель написал вокализ-этюд в форме хабанеры и хабанеру для Рапсодии эспаньол (часть III, первоначально фортепианная пьеса, написанная в 1895 году), "Гаванез" Камиля Сен-Санса для скрипки с оркестром исполняют и записывают до сих пор, как и "Хабанеру" Эммануэля Шабрие для оркестра (первоначально для фортепиано). Партитура Бернарда Херрманна к фильму "Головокружение" (1958) широко использует ритм как ключ к разгадке тайны фильма.

В Андалусии (особенно в Кадисе), Валенсии, Аликанте и Каталонии хабанера по-прежнему популярна. "La Paloma", "La bella Lola" или "El meu avi" ("Мой дедушка") хорошо известны. Из Испании этот стиль пришел на Филиппины, где до сих пор существует как второстепенный вид искусства.

В 20 веке хабанера постепенно стала реликтовой формой на Кубе. Музыка и танцы контраданцы /danza больше не популярны на Кубе, но иногда звучат в выступлениях фольклорных групп.

 

Контраданза - кубинский салонный танец

Музыка

 

Музыкальный размер хабанеры равен 2/4. Подчеркнуто оптимистичное звучание в середине такта придает мощь ритму хабанеры. 

Синкопированные перекрестные ритмы, называемые тресильо и чинквильо, основные ритмические элементы афролатиноамериканской и африканской музыки, положили начало дифференциации кубинского танца от его европейской формы. 

Их неравномерно сгруппированные акценты располагаются в виде одного или двух тактов: ритм накладывает двойные и тройные акценты.

Рисунок чинквильо звучит на колокольчике в фольклорной конголезской макуте, которую играют в Гаване.

Карпентье утверждает, что чинквильо был завезен на Кубу в песнях чернокожих рабов и вольноотпущенников, иммигрировавших в Сантьяго-де-Куба из Гаити в 1790-х годах, и что композиторы западной Кубы оставались в неведении о его существовании:

В те дни, когда поездка из Гаваны в Сантьяго была пятнадцатидневным приключением (или более), было возможно сосуществование двух типов контраданцы: один, более близкий к классическому образцу, отмеченный духом менуэта, который позже отразится в danzón посредством danza; другой, более популярный, который продолжил свою эволюцию, начатую на Гаити, благодаря присутствию "французских черных" на востоке Кубы.

Мануэль оспаривает утверждение Карпантье, упоминая "по меньшей мере полдюжины гаванских аналогов, существование которых опровергает утверждение Карпантье об отсутствии чинквильо в Havana contradanza" 

 

Данза, танго и более поздние разработки

 

Контраданца 6/8 эволюционировала в клаву, криоллу и гуахиру. Из контраданцы в 2/4 вышли (danza) хабанера и дансон. Согласно Аржельеру Леону, слово danza было просто сокращением от contrad-dan, и между музыкой contrad-dan и danza нет существенных различий. Оба термина продолжали обозначать, по сути, одно и то же, на протяжении всего 19 века. Но хотя контраданца и данза были идентичны в музыкальном плане, танцы были разными.

Данза под названием "El Sungambelo", датированная 1813 годом, имеет ту же структуру, что и контраданца – схема из четырех частей повторяется дважды, уже слышен ритм cinquillo.

Danza доминировали в кубинской музыке во второй половине 19 века, хотя и не так безраздельно, как contradanza в первой половине. В частности, два известных кубинских композитора, Игнасио Сервантес (1847-1905) и Эрнесто Лекуона (1895-1963), использовали данзу в качестве основы для некоторых из своих самых запоминающихся композиций.

На Кубе danza была вытеснена danzón с 1870-х годов, хотя danza продолжали сочинять как танцевальную музыку и в 1920-х годах.

У данзона другой, но родственный ритм, бакетео, и танец совсем другой.

 

В аргентинской милонге и танго используется ритм хабанеры, состоящий из пунктирной четверти ноты, за которой следуют три восьмые ноты с акцентом на первой и третьей нотах. В некоторой степени ритм хабанеры сохраняется в ранних танго, особенно в El Choclo и "La Morocha" (1904). 

Будучи последовательной ритмической основой басовой партии в аргентинском танго, хабанера просуществовала относительно короткое время, пока не стала преобладать вариация, отмеченная Робертсом.

В 1883 году Вентура Линч, изучавшая танцы и фольклор Буэнос-Айреса, отметила, что милонга была "настолько универсальна в окрестностях города, что является обязательной частью всех танцев низшего класса (bailecitos de medio pelo), и ... также была подхвачена шарманщиками, которые аранжировали ее так, чтобы она звучала как танец хабанера. Ее танцуют в низкопробных клубах ..."

Орнаментированная и распределенная по текстуре, контраданца остается неотъемлемой частью музыки танго. В "La trampera" Анибала Тройло ("Изменщица"), записанной им в 1962 году, используется та же хабанера, которую можно услышать в "Кармен" Бизе.


Вариации Века логотип

В нашем клубе проводится обучение:

 

  • бальным танцам 
  • хип-хоп танцам
  • занятия хореографией
  • для самых маленьких проходят занятия ритмопластики.