Школа спортивных танцев Вариации Века

 мкр. Железнодорожный г. Балашиха 

 г. Москва

Экстатический танец

Экстатический танец это форма Танца в котором танцоры, иногда без необходимости следовать определенным шагам, отдаются ритму и свободно двигаются под музыку, что приводит их в транс и чувство экстаза. Эффекты экстатического танца начинаются с самого экстаза, который может испытываться в разной степени. Танцоры описываются как чувствующие связь с другими и со своими собственными эмоциями. Танец служит формой медитации, помогая людям справиться со стрессом и достичь безмятежности.

В древней и широко распространенной практике шаманизма экстатический танец и ритмичный бой на барабанах используются для изменения сознания в духовных практиках. Экстатические священные танцы известны также из религиозных традиций по всему миру. Современный экстатический танец был возрожден Gabrielle Roth в 1970-х годах и формализованный в ее практике 5 ритмов ; сейчас его варианты можно найти по всему западному миру. Отношение к экстатическому танцу сильно различалось. В 1920-х годах, Музыковеды , такие как Пол Неттл и Fritz Böhme считал его примитивным и нерафинированным. Совсем недавно его сравнивали с танцами в рейвах и в клубной культуре Антрополог Майкл Дж. Винкельман и музыковед Руперт Тилл обнаружили в этих формах элементы ритуала, духовности и исцеления. Философ Гедиминас Кароблис относит ранний экстатический танец к религиозному ритуалу и отмечает, что любой хорошо исполненный танец граничит с экстазом.

 Экстаз

 

Экстази (от Древнегреческого ἔκστασις экстасис, в свою очередь от ἐκ (ek, out) и ἵστημι (hístēmi, Я стою) - это субъективный опыт полной вовлеченности субъекта в объект своего осознания. В классической греческой литературе это означало удаление разума или тела "из их обычного места функционирования".

Основным эффектом экстатического танца является сам экстаз. В частности,, священные танцоры активно стремятся к экстазу "в переживании припадка и восторга". Историк религии Мирча Элиаде заявил, что шаманы используют танцы, повторяющуюся музыку, голодание и Галлюциногенные препараты , чтобы вызвать экстаз. Этнолог Мария-Габриэла Восьен определены четыре степени экстаза, которые могут испытывать танцоры: "предупреждение, шепот вдохновения, пророчество и, наконец, дар, высшая степень вдохновения".

Описанные эффекты экстатического танца включают чувство связи с другими,[5] действительно о "всеобщей взаимосвязанности", и с собственными эмоциями танцора; служит в качестве медитации, обеспечивающий способ справиться со стрессом и восстановить безмятежность; и служащий духовной практикой. Рот определила специфические эмоции, связанные с пятью различными ритмами экстатического танца, которые она использовала, а именно, что плавный ритм соединял танцора с их собственным страхом; ритм стаккато с гневом; хаос с грусть; лиричность с радостью; и неподвижность с состраданием.

Экстатический танец

 Древние времена

 

Мало что известно непосредственно об экстатическом танце в древние времена. Однако в греческой мифологии есть несколько историй о менадах; менады были опьяненными женщинами, поклонявшимися греческому богу вина, Дионису, известными своими "экстатическими откровениями и бешеными танцами". Говорили, что мифические последовательницы Диониса, в том числе вакханки и тиаи, а также менады, стремились к "дикому бреду" одержимости богом, чтобы они могли "выйти из себя", что называлось "экстазис". Мужскими аналогами менад были корибанты (греческий: κορύβαντες), вооруженные экстатические танцоры с хохолками, которые поклонялись фригийской богине Кибеле с барабанным боем и танцами. Они были потомками музы Талии и бога Аполлона. Греки часто путали их с другими экстатическими мужскими братствами, такими как идейские дактили (греческий: Δάκτυλοι ἸΔαῖΟι) или критские куреты (κουρῆτες), юноши-духи (курои) с магическими способностями, которые выступали в роли опекунов младенца Зевса.

Мифы дали начало древнегреческим обрядам в честь Диониса. Орейбасия ("танцы в горах") был дионисийским обрядом в середине зимы, практикуемым женщинами, и первоначально считался "безудержным экстатическим танцем, в котором "человеческая" личность временно заменялась другой", хотя со временем он превратился в определенный ритуал.

Богослов У. О. Э. Эстерли утверждает, что отрывки из Ветхого Завета, такие как 1 Царств 18: 26: "Они [пророки Ваала] хромали вокруг алтаря, который они соорудили", и 1 Царств 18: 21: "Как долго вы будете хромать на две ноги?" опишите разновидность экстатического танца, используемого для языческого богослужения, при котором колени сгибались одно за другим, создавая своего рода прихрамывающий шаг, повторяющийся для каждой ноги. Он отмечает, что танец перерос "в оргиастическое исступление", поскольку в 1 Царств 18: 28 танцоры громко плачут и режут себя "ножами и копьями". Он предполагает, что это могло быть сделано для того, чтобы пробудить божью жалость и, следовательно, ответить на молитвы людей. Эстерли сравнивает это с рассказом Апулея в его "Золотом осле 2-го века" 8: 27-28 об экстатическом танце жрецов сирийской богини, в котором "они начали фальшиво выть и метаться туда-сюда, как сумасшедшие. Они делали тысячи жестов ногами и головами; они наклоняли шеи и кружились так, что их волосы разлетались по кругу; они кусали собственную плоть; наконец, каждый брал свое обоюдоострое оружие и ранил себе руки в разных местах ".

Экстатический танец

 Традиции

 

Различные религии и другие традиции, основанные в разное время, но все еще практикуемые по всему миру сегодня, используют экстатический танец.

 

Рудра-Шива - Индия

 

В индуистской мифологии в Ригведе рассказывается о марутах, диких, но игривых спутниках бога Рудры-Шивы. 

Человеческие последователи бога могут отождествлять себя со спутниками бога и подражать им, точно так же, как это произошло в древней Греции с последователями Диониса и Корибантов.

 

Шаманизм - По всему миру

 

Использует барабанный бой, ритм и экстатический танец для изменения сознания в духовных практиках, следовательно, скорее магический, чем чисто экстатический; в Европе это закончилось в средние века, запрещено христианской церковью, в то время как это продолжалось среди коренных народов Америки, Сибири и других мест.

Экстатический танец

Анастенария - Северная Греция, Болгария

 

В рамках ежегодных празднований Святого Константина и Святой Елены танцоры исполняют Анастенарию, ритуал хождения по огню, как кульминацию трехдневных процессий, музыки, танцев и жертвоприношения животных.

 

Суфийское кружение - Турция

 

В традиции ордена Мевлеви, основанного Руми, экстатическое суфийское кружение практикуется преданными как активная медитация в рамках Сама (церемонии поклонения). В 2007 году экстатический танец был центром политического сопротивления в Иране, по сообщениям, "демонизированный" шиитскими священнослужителями.

 

Сантерия - Куба

 

Синкретизированная форма африканского танца религии йоруба, фон Бенина и конголезских традиций, слился с христианством и религиями коренных американцев.

 

Кандомбле - Бразилия

 

Афроамериканская религиозная традиция, практикуемая в основном в Бразилии; использует музыку и экстатический танец, в котором верующие становятся одержимыми своими собственными божествами-покровителями, Оришами.

 

Шейкеры, некоторые Пятидесятники - Америка

 

"Харизматические" христианские секты, использующие экстатический ритуальный танец.

Экстатический танец

Балийский ритуальный танец - Бали, Индонезия

 

Антропологи Грегори Бейтсон и Маргарет Мид снимали транс и танцы на Бали в конце 1930-х годов, фиксируя использование транса в балийском ритуальном танце, но также влияя на то, что они наблюдали, например, вводя использование танцовщиц в крис-танце в 1937 году. Кульминация танца заключается в том, что женщины танцуют в экстазе, пронзая себя своими острыми как бритва кинжалами kris и не причиняя никому вреда.

 

Современное колдовство - Западный мир

 

Современные традиции колдовства, такие как традиция восстановления и традиция Фери, определяют себя как "экстатические традиции" и фокусируются на достижении экстатических состояний в своих ритуалах, которые включают танец с другими техниками.

 

Карибский шактизм - Индо-карибцы

 

Мадрасские тамильские иммигранты из южной Индии привезли с собой ритуальное поклонение богине Мариамме, основанное на экстатическом танце под барабанную дробь на таппу. С 1970-х годов поклонение Кали приняло форму "экстатических церемоний исцеления от одержимости духом".

 Современность

 

В начале 20 века австрийская танцовщица Грете Визенталь превратила формальный венский вальс в экстатическое танцевальное представление с "кружащимися, эйфорическими движениями и подвешенными дугами тела", танцоры "с распущенными волосами и развевающимися платьями".

Современный экстатический танец - это стиль танцевальной импровизации практически без формальной структуры, шагов для подражания или какого-либо определенного способа танцевать. Современный экстатический танец развивался параллельно интересу Запада к тантре; иногда они сочетаются, и экстатический танец часто играет определенную роль на семинарах по тантре.

Танцовщица и музыкант Габриэль Рот вернула термин "Экстатический танец" в современное употребление в 1970-х годах в Институте Эсалена с ее танцевальным форматом под названием 5 ритмов. Он состоит из пяти секций, каждая из которых сопровождается музыкой транса с разным ритмом, вместе образуя "Волну". Пять ритмов (по порядку): плавный, стаккато, Хаос, лирический и неподвижность. Форма настоятельно требует от танцоров формирования особого стиля движений, соответствующего каждому из пяти ритмов, что на практике отличается от других современных экстатических танцев, поскольку эти ритмы часто похожи у танцоров, но имеют несколько других правил. Набор танцевальной музыки тщательно подобран,[34] как описано в книге Рота 1989 года "Карты экстаза" и наборе из трех DVD.

Экстатический тантрический союз, династия Юань, 14 век. Современный экстатический танец иногда включает элементы тантры.

Мои глаза сканируют танцующие тела, но продолжают возвращаться к молодому человеку. Он скользил по поверхности, выполняя свой стандартный репертуар плавных движений, как вдруг внутри него что-то меняется. Он преодолевает свою скуку и входит в тело пантеры на роликовых коньках. Движения исходят из его центра бесконечными волнами, наблюдать за некоторыми из них захватывает дух. Он исчезает в танце до тех пор, пока от него не остается только копна обесцвеченных волос... Он растворяется в вихре рук, в взмахе ноги, в изгибе шеи. ... он отдает свои кости волнам и танцует в океане своего существа.

С 1970-х годов появилось много различных форматов, часто возникших из 5 ритмов Рота. После обучения у Рота в 1989 году Сюзанна и Яаков Дарлинг-Хан основали школу Moving Centre в Великобритании в 1989 году, обучая 5 ритмам по всей Европе. В начале 1990-х "Босоногий буги" в Сан-Франциско дважды в неделю предлагал танцевальное мероприятие без употребления наркотиков и алкоголя, очень похожее по форме на современный экстатический танец, без названия. В 2006 году, встретив шаманов на Амазонке, Дарлинг-Ханы основали свою собственную форму экстатического танца, Медицину движений.[40] Журналистка по науке и окружающей среде Кристин Оттери, писавшая для британской газеты The Guardian в 2011 году, предположила, что "у экстатических танцев есть проблема с имиджем", но что они "охватывают все, от крупных глобальных движений, таких как 5Rhythms и Biodanza, до местных встреч drum'n'dance". Анализируя свой опыт с 5 ритмами для газеты, она предполагает, что читатели могут "счесть 5 ритмов хорошим началом", если хотят попробовать экстатический танец.

Однако есть и другие стили, которые были разработаны и в Северной Америке, в том числе Танцевальное сообщество Ecstatic Dance, основанное в 2000 году Бодхи Тарой из Калани Хонуа в Пуне на Большом острове Гавайи, которое затем передало его DJ Max Fathom под влиянием Body Choir Кэрол Мараши 1994 года в Остине, штат Техас. Также в Техасе Сидни "Самадхи" Страхан основал Ecstatic Dance Evolution в Хьюстоне в 2003 году, в то время как в 2006 году в Торонто открылось сообщество племенных танцев Джулии Рэй. Более влиятельная программа мероприятий ecstatic dance, получившая простое название Ecstatic Dance, была основана позже, в 2008 году, Тайлером Бланком и Донной Кэрролл и проводилась в Sweet's Ballroom в Окленде, Калифорния. К 2018 году Фонд Сообщества экстатических танцев перечислил более 80 мест, предлагающих "организованные, спонтанные танцевальные практики"

Экстатический танец

 Мнения о Экстатическом танце

 

Философия

 

Философ Гедиминас Кароблис утверждает, что в ранних культурах экстатический танец был связан с религиозным ритуалом, освобождающим танцора от эгоцентричного "я", уничтожающим самосознание и соединяющим с абсолютом. По мнению Кароблиса, трансовые танцы могут быть как экстатическими, так и волшебными. Он считает, что транс кружащихся дервишей по-настоящему экстатичен, поскольку прославляет Бога, тогда как шаманский танец таковым не является, являясь вместо этого магическим, поскольку он призван оказывать воздействие на мир. Кароблис отмечает, что любой танец граничит с экстазом, поскольку катарсис, который он вызывает – если он хорош – невозможно контролировать или "технически рассчитать", но танцоры зависят от него.

 

Психология

 

Психоаналитик Мэри Джо Спенсер писала о Вилле мистерий в Помпеях Менаде: "Она не танцует в экстазе; она и есть танец".

Психоаналитик Мэри Джо Спенсер использовала образ экстатической танцовщицы (менады), изображенной на Вилле мистерий, Помпеи, при объяснении появления танца как символа психики. Она описала на фреске "обнаженную женщину с развевающимся шарфом, кружащуюся в сдержанном, но экстатичном танце, очень похожем на описание дервишей: она не танцует в экстазе; она и есть танец". Это было в контексте клиента, который представил продолжающийся "мотив" танца, который появлялся всякий раз, когда "серьезный сдвиг в отношении" был неизбежен.

 

Осознанность

 

Исследователь медсестринского дела Яоварат Матчим и его коллеги пишут, что, хотя медитация осознанности возникла в буддизме, практики, провоцирующие осознанность, встречаются в традициях мудрости по всему миру; такие практики включают экстатический танец, а также йогу, молитву, музыку и искусство.

 

Параллели

 

Антрополог Майкл Дж. Винкельман предполагает, что шаманизм и современные рейвы имеют общие структуры, включая социальный ритуал и использование танца и музыки для установления связей, передачи эмоций и их влияния на сознание и личное исцеление.

 

Музыковед Руперт Тилл относит современные клубные танцы к электронной танцевальной музыке в рамках ecstatic dance. Он пишет, что "клубная культура содержит элементы религии, духовности и смысла. Его трансгрессивный характер частично является реакцией на историю подавления традиций экстатического танца христианством, особенно пуританскими и лютеранскими традициями". Он отмечает, что музыковеды Николас Сондерс и Саймон Рейнольдс обсуждают культуру электронной танцевальной музыки "с точки зрения трансовых ритуалов и экстатических состояний".

 

Документация

 

В своем документальном фильме 2003 года "Танцы экстаза" режиссеры Мишель Марер и Николь Ма изобразили экстатические танцы со всего мира: традиционные танцы Сан из пустыни Калахари в Намибии и йоруба из Нигерии; современное ежегодное празднование танца огня в горах Санта-Крус, Калифорния; Габриэль Рот; кружащийся танец Зикр суфийских дервишей; ритуал Хадра в исполнении марокканских женщин, привезенных иммигрантами из Ганы и Сенегал; современный фестиваль радужных змей в Австралии; ритуал Кандомбле в Бразилии, происходящий от традиций йоруба, фон из Бенина и конголезских традиций; и шаманский ритуал Кут из Кореи.


Вариации Века логотип

В нашем клубе проводится обучение:

 

  • бальным танцам 
  • хип-хоп танцам
  • занятия хореографией
  • для самых маленьких проходят занятия ритмопластики.