Уолтер Лэйрд. Духовный отец латинских танцев

Биографический очерк

По материалам Ballroom Icons от Brigitt Mayer


Данные: 26 июля 1920 –30 мая 2002

Место рождения: Лейтон, Англия

Отец: Уолтер Уиллиам Лэйрд

Mать: Лиллиан София Лэйрд

1936 выиграл свои первые соревнования по джиттербагу (теперь Джайв. – прим. переводчика)

1960 Начал свое партнерство с Лоррейн Родин Рейнольдс (Lorraine Rohdin Reynolds)

1961 Первое издание книги «Техника латиноамериканских танцев»

Уильям Уолтер Лаэрд

Известным всем поколениям латиноамериканских танцоров во всем мире, автором «библии» всех времен «Техника латиноамериканских танцев», Уолтером «Уолли» Лэйрдом восхищались одинаково его современники и его ученики за его «блестящий аналитический ум». Один из его современников в бальных танцах отметил, что он был и остается «духовным отцом развития латиноамериканского танца».

Он начал танцевать, будучи школьником, вместе со своей сестрой Джоан, что привело к победе на конкурсе по джиттербагу в подростковом возрасте в 1936 году. Лэйрд познакомился со своей первой женой, Энди, во время Второй мировой войны, работая инженером по проектированию приборов кабины экипажа для Научно-исследовательского института ВВС Великобритании, который позже был присоединен к исследовательскому агентству Министерства обороны Соединенного Королевства. Уолли и Энди стали первыми восьмикратными чемпионами Великобритании в танцах, а к 1955 году трижды чемпионами Англии среди профессионалов по восьми танцам: вальс, танго, медленный фокстрот, квикстеп, румба, самба, пасодобль и джайв. Пара развелась в конце 1950-х.

К 1960 Лэйрд стал в пару с Лоррейн (тогда Рейнольдс, теперь Родин). «Лэрд и Лоррэйн» выиграли три чемпионата мира, три чемпионата Европы, четыре открытых чемпионата Великобритании, три чемпионата Звезд, четыре чемпионата Объединенного Королевства и четыре международных чемпионата в 60-х и тем самым придали новый смысл стилю исполнения латиноамериканских танцев. Их партнерство закончилось, когда Лоррейн вышла замуж и оставила танцы.

Позже Уолтер женился Джули Гибсон. Он продолжал исследования и лекции в течение последних 20 лет своей жизни. Он умер 30 мая 2002 года, во время Британского танцевального фестиваля в Блэкпуле.

За свою жизнь он был одним из основателей и президентом Федерации бальных танцев, его секретарем и почетным делегатом в Британском Танцевальном Совете (1973-1993), а также членом, экспертом и исполнительным советником (1981) Международной Ассоциации учителей танца. Он был удостоен многих наград, в том числе двух Наград Карла-Алана.


Наследство Уолтера Лэйрда

«Мужество мессионера»


Именно во время продолжительной болезни Лоррейн туберкулезом Уолтер Лэйрд пишет работу, которая легла в основу техники латиноамериканских танцев, впервые опубликованную в 1961 году. Но уже в первой половине 1940-х, он начал изучать ритмы латиноамериканских танцев и разработал методику, основанную на принципах, используемых им и Лоррэйн, а также другими ведущими спортсменами. Впервые основные принципы, положения и фигуры, которые стали основополагающими для этих танцев, получили имя. В последующих изданиях его книги много фигур было добавлено, переименовано, и дальнейший технический анализ проводился по таким темам, как темп, разделение ритма и многое другое.

Леонард Морган написал в своем предисловии: «встревоженный отсутствием обстоятельной работы по этому вопросу, Уолтер поставил перед собой сложную задачу написания этой книги. Он взял на себя огромную ответственность, что было за пределами возможностей большинства танцоров. Чтобы отказаться от устаревших теорий и представить технику в новом и вдохновенном формате требуется любовь к предмету, целеустремленность, огромный опыт, научный склад ума и миссионерское мужество «.

Уолтер систематизировал международный стиль латиноамериканских танцев. Теория и танцы объединились в его логическом представлении в динамику этого нового конкурсного стиля. Но аутентичность всегда была важна для него, он настаивал на использовании оригинальной музыки, и он всегда считал, что танцоры должны уделять гораздо больше внимания и усилий основополагающим принципам танцев.


Эспен Салберг: Аналитический, артистичный, и мужчина и женщина


Дух и принципы основного перфекциониста, Уолтера Лэйрда прогрессивно передавались — через его последователей и сторонников, его бывших учеников, которые стали великими чемпионами в свое время и теперь уже их «учеников». Одним из первой линии последователей был Эспен Зальберг, который стал чемпионом при Уолли и Лоррэйн. Аналитический подход и артистический ум были, кажется, общими знаменателями Уолли и Эспена.

Я учился у Уолли сам и был особенно заинтригован его подходом к ведению и следованию, или, иначе говоря, роли партнера и партнерши. Так логично и ясно — вы могли видеть это у всех студентов Уолли: дамы всегда выглядели женственно и красиво в самом классическом смысле, а мужчины сильны и мужественны, не отвлекая на себя внимания. Уолли научил мужчин уделять должное внимание своим партнершам — на какой ноге они стоят, где их вес, могу ли я действительно повернуть ее здесь и сейчас, не веду ли слишком сильно, какой здесь эмоциональный контекст. И дамы, в свою очередь учились адекватно реагировать на ведение, а не предугадывать, идти слишком рано или тяжело, и «играть» с партнером.

В своем исследовании для Ballroom Icons я опросил несколько великих чемпионов, которые учились у Уолли, интересуясь, что в его работе пленяло их больше всего. Вот некоторые из их ответов:


Дэвид Сикамор и Дениз Уиверс: Тренер с собственным взглядом и логикой


У Уолли была репутация великого техника. Не смотря на то, что это было, несомненно, верно, мы полагаем, что это недооценивало его талант как учителя. Он был намного больше чем великий техник. У него был проницательный глаз, который ценил красоту человеческой фигуры и он всю жизнь исследовал, как заставить тело перемещаться красиво с точки зрения стиля латиноамериканских движений. У него также была удивительная способность передавать это знание в научной и логической манере, чтобы можно было легко воспринимать все сказанное им.

Поскольку конкурсное исполнение латиноамериканских танцев развивалось в течение многих лет после того, как стало популярным в Европе, это развитие шло в направлении с принципами и преподаванием Уолли. Вместе с тем как действие, движение и ритм выходили на первый план, увеличивалась и важность принципов техники, так строго исповедуемой Уолтером Лэйрдом на протяжении многих лет.

К сожалению, Уолли покинул эту землю несколько лет назад, но, к счастью, у нас осталась в наследие книга, которую он написал в качестве вспомогательного средства для профессионалов в улучшении их преподавательской квалификации. Она содержит много, хоть и не все знания, которые обогатили студентов Уолтера Лэйрда.


Надя и Йохан Эфтедаль: Источник понимания


Учитель, как описано в словаре Вебстера: «дающий инструкции, помогающий понимать». Я думаю, это был дар Уолли нам… понимание латиноамериканского танца, каким мы знали его в то время, и всегда относиться с уважением к той форме искусства, которую мы выбрали в своей жизни как профессионалы. Мы были и остаемся горды до сих пор, что нам довелось учиться у Уолли много лет. Он передал нам свою любовь к танцу и всему, что он содержит через его всестороннее знание и энтузиазм по поводу величия и красоты.

Ральф Лепен: Баунс самбы до кровавых стоп

Когда я встретил Уолли впервые, я подумал: «Чему вообще в латиноамериканских танцах может научить меня этот «старик»?» Мне едва исполнилось 20, а ему было уже за 60.

Однако мне не потребовалось много времени, чтобы понять, кем на самом деле был Уолли. Он был уникальным в своем роде, и я встречал совсем немного людей в своей жизни, перед которыми я преклоняюсь в уважении и поклонении за их глубокие познания в бальных танцах. Вершиной работы его жизни стало создание книги, «Техника латиноамериканских танцев», «библии» латинских танцев. Она формирует основы правил международных конкурсов по латиноамериканской программе и используется во всем мире как образовательное средство для танцевальных тренеров. Эта книга стала результатом тщательного пятнадцатилетнего наблюдения и анализа танцев Уолли. Даже сейчас она считается основополагающей работой для латинских танцоров всех уровней.

Уолли писал этот шедевр с тем же щепетильным вниманием к деталям, с которым тренировал своих студентов, делая из них мастеров танца. Я никогда не забуду, как Уолли заставил меня отрабатывать только баунс в самбе в течение восьми часов, снова и снова, пока я не ушел с паркета с кровавыми ступнями… уставший… разбитый! Уолли также научил меня, что успех дается потом и кровью.


Колин и Лин Джеймс: Перемена ролей, разборка согласованности действий во времени


Что означает согласованность действий во времени и что означает ведение, и какие группы фигур работают вместе? Я все еще слышу его слова: «Итак, что ты хочешь? Ты просто хочешь стать чемпионом или ты хочешь научиться танцевать?». Я шесть месяцев изучал шаги партнерши. Только после этого он разрешил мне стать в пару с Лин, моей партнершей, в роли партнера. Я должен был делать свои шаги, зная, что делает при этом партнерша…

Уолли все же не учил меня по книге. Моим заданием было каждую неделю возвращаться, сделав выводы, и выполнять шаги обеих партий. Хотя тогда это казалось мне очень медленным и монотонным процессом, сейчас – это единственная вещь, которая позволяет мне быть в форме! Это то, что структурирует мою работу и процесс обучения. Это моя основа. Хотя, конечно, за многие годы я собрал большое количество информации и разработал свои собственные методы.

Когда мы начали принимать участие в соревнованиях, мы стали больше работать над хореографией. Уолли нам тогда очень помог! Главным аспектом его преподавания было, как соединить разные фигуры. Он всегда мог предвидеть положительные аспекты движения, хотя иногда и мог прокомментировать невозможность сочетания.

По мере нашего с Лин роста музыка становилась для нас все более важной. Одно из моих самых любимых воспоминаний – это зайти в его зал, который находился рядом с его студией, и увидеть целую стену музыки. Тысячи записей! Вся стена длиной метров в пять от пола до потолка была заставлена записями. У него также было много инструментов, и он умел играть на них всех. Он мог играть вместе с музыкой. Конечно мы тоже начали покупать разные записи и изучать музыку. В большей степени это были ритмы латины, их структура и то, как они сливались с мелодией

Возвращаясь к Уолли, мы должны были уметь играть на каком-либо инструменте. Не идеально, но уметь проигрывать музыкальный размер движений, он всегда очень щепетильно относился к музыкальному размеру движения по отношению к музыкальному размеру переноса веса и ведения. Нужно уметь слушать музыку, работать с ней и реагировать на нее.

Однажды мы пошли посмотреть на Тито Пуэнте. Он выступал в Лондоне. Это был совершенно иной замечательный опыт слушать его лично, а не на записи. Люди были на стульях, в проходах, везде! Невероятно!

Уолли учил на слушать музыку и тренировать наши тела для создания движений в специфических ритмах, а потом уметь сочетать ритм стопы, ритм бедер и ритм тела с музыкальным размером ведения… все требовало постоянного развития.


Донни Бернс: «Я всем обязан Уолли»


Наиболее успешными студентами Уолли были, вероятно, Донни Бернс и Гейнор Фейрвезер, 14-кратные чемпионы мира. Они работали сначала под руководством Нины Хант, но в их профессиональной карьере основном с Уолли. Донни однажды заявил, что он «обязан всем Уолли». Он уделил особое внимание ему в 2003 году во время лекции в Блэкпуле: «посвящаю Уолли Лэйрду» и сказал, с огоньком в глазах: "Уолли был моим наставником, а я был его мучением"


По материалам bestdancetribune.com

Перевод: Анна Лебединская