Танцы Испании

В современной Испании танцы почти всегда сопровождаются пением. Феномен такого единства песни и танца получил название «песнопляски». Эмоциональность и зрелищность испанских танцев послужила причиной того, что эти танцы завоевали такую популярность во всем мире.


Хота


Хота, в которой выражается весь спектр чувств: от желания любви до религии, танцуется по всей Испании, несколько версий имеет кастильская сегидилья. Особенно широко распространены танцы знойной Андалузии – популярные танцы-сценки, построенные на стуке каблуков – в стиле «сапатеаде», эль-вито и халео, чувственные оле и гаротин, пламенный фандангильо.

Хота — народный испанский танец, красота которого подвигла великого русского композитора Глинку на создание неповторимо колоритной оркестровой пьесы «Арагонская хота». Но прежде чем начать творить свой шедевр, композитор тщательно изучил историю возникновения и развития этого танца. Посещение Испании подарило Глинке огромное вдохновение. О чем можно судить, послушав его творение.

Этот старинный испанский народный танец относится к последним десятилетиям восемнадцатого века. Но существует мнение, что он возник гораздо раньше.

танец хота

Местом рождения этого танца принято считать провинцию Арагон на севере Испании. Популярность танца быстро начала набирать масштабы. На сегодняшний день хоту можно встретить в культурах многих народов. Также мелодия этого танца украшает списки произведений многих европейских композиторов.

Название «хота» (в переводе — «скачок») полностью оправдывает себя. Это движение является основным.


Хота исполняется на всех празднествах, приуроченных к знаменательным событиям в жизни каждого испанца. Танец разворачивается под колоритное пение. Слова песен рассказывают истории о патриотизме, любви, страсти, верности, предательстве, сексуальных победах. В переплетении голоса, мелодии и движения отражается единение народа и гордость за нацию.

Танцевальная площадка пестрит яркими красками национальных костюмов. Завораживающая атмосфера подпитывается эмоциональными движениями пар. Ритмический размер хоты — 7/8, а сами шаги напоминают вальсовые, но преподнесенные с испанской пылкостью, страстью и самозабвением.


танец хота

Как и все испанские народные танцы, хота обладает ритмичностью, грацией и наполнена особенной энергетикой. Превалирующая часть жителей Арагоны имеет иберийское происхождение. Не смотря на это, на культуру региона значительное влияние произвели мавританские традиции. Но каждый из регионов наложил свой особый оттенок на общую картину танца.


Хота Alcaniz представляет собой сочетание быстрого темпа и традиционного набора танцевальных движений, исполняемых в определенной последовательности. К таким движениям относятся:


скачки,

прыжки,

батудас,

приветствия,

удары ног о землю во время подскакиваний.


Хота Albalate имеет меньший набор движений и меньшую динамичность.

Каландская и андоррская хота отличаются величественным характером. Валенсийская — развивает свой темп от медленного к быстрому.

Хота из Сарагосы располагает большим набором фигур, шагов и значительным выбором темпов.


Культура Андалузии


В том виде, который имеет песенно-танцевальная культура Андалузии сейчас, она может быть разделена на два слоя – «хондо» и «фламенко». Фламенко известно не только как название танца, но и по гитарной музыке Пако де Лусия и Андреса Сеговии. Современный испанский композитор Хосе Торрегроса написал даже мессу фламенко.


Болеро


Если фламенко, прежде всего, означает родовое название большой группы местных песноплясок и только затем – некие устойчивые признаки определенного стиля танца, то «болеро», являясь достоянием испанской общенациональной культуры, не относится к какому-то конкретному песенно-танцевальному фольклору. Исследователь танца Рохер Салас пишеь: «То, что сегодня называют «школой болеро» есть испанский благородный танец, испанский балет, медленно, но неотступно утверждающий свои позиции в канонах классического танца».

Испанский танец болеро

По некоторым данным, этот танец был создан испанским танцовщиком Себастьяно Сересо около 1780 года. Хотя он всегда был трёхдольным, доли эти в разное время по-разному дробились: три равные доли в первом такте (три четверти, если выражаться профессиональным музыкальным языком), затем на сильную долю следующего такта остановка (четверть с точкой) и три короткие ноты (восьмые). Один из ритмических вариантов болеро: первый такт дробится на короткие ноты; в таком случае их шесть (восьмые), причём вместо первой ноты пауза. Второй такт такой же, как в первом варианте. Впоследствии дробление становится ещё более мелким. Темп классического болеро умеренный, можно сказать, даже сдержанный. Движение полно внутренней силы и страсти. Танцуется такое болеро под аккомпанемент гитары и барабана, а сами танцующие отбивают на кастаньетах дополнительно сложные ритмические фигуры, сплетающиеся в необычайно прихотливый узор.


Фанданго


Фанданго — парный испанский танец, который имитирует собой ухаживание. Этот бурный танец, как полагают современные ученые, скорее всего имеет мавританское происхождение. Пик его популярности в Европе пришелся на 18 век. В 20 веке он сохранился в качестве народного танца в Испании, Португалии, на юге Франции и в Латинской Америке.

Обычно фанданго исполняют парами. Начинается танец в медленном ритме под щелчки кастаньет, хлопки рук и притопывание ногами.

Музыка танца обычно исполняется в темпе 3/4 или 6/8. Время от времени в музыке возникает внезапная пауза в музыке и танцоры станавливаются в напряженной позе, пока музыка не возобновится. Весь танец является выражением страсти, и партнеры непрерывно дразнят друг друга, флиртуют и выражают свою страсть каждым шагом и жестом.


В другом варианте фанданго исполняется двумя мужчинами и по сути является состязанием в мастерстве между ними. Первый танцор устанавливает ритм и шаги, в второй подхватывает его ритм и еще более усложняет танец.

Одноименная песня фанданго, под которую зачастую исполняется танец, состоит из отдельных куплетов-сценок, которые в импровизированном виде раскрывают сатирические, религиозные или романтические темы. Как танец и как песню фанданго можно рассматривать как совместно, так и отдельно с фламенко. Также фанданго довольно тесно связан с танцем хота.

Фанданго

Самое раннее упоминание о мелодии фанданго встречается в сборнике гитарных мелодий "Libro de diferentes cifras de guitarra" 1705 года. Самое же раннее упоминание о танце фанданго датируется 1712 годом, когда о нем написал испанский священник Мартин Март. Первое включение танца фанданго в театральную постановку датируется 1720-м, когда Франсиско де Лифадеаль поставил пьесу "Entremes El novio de la aldeana" в Севилье в 1720 году.

К концу 18 века фанданго стал модным среди аристократии и этот танец начали часто включать в балеты и оперы, причем не только в Испании, но и в других странах Европы. Начали возникать различные стили этого танца. Фанданго гранде (большой фанданго) как правило танцуют парами, причем танец начинается медленно, а темп постепенно возрастает. Фандангильо (маленькие фанданго) являются более оживленными версиями танца, которые обычно исполняются по праздникам. В некоторых регионах Испании разработали свой собственный стиль фанданго, такие как Уэльва (фанданго де Уэльва) и Малага (фанданго де Малага или вердиалес). В северных районах , таких как Астурия, страна Басков и Кастилия, до сих пор сохранились более медленные, степенные версии фанданго. Также португальская версия фанданго является одним из главных народных танцев в Португалии.


Фанданго могут исполнять парой мужчина и женщина, 2 мужчины (наиболее часто) или редко две девушки. Из любопытных фактов выделить то, что из-за экстравагантных особенностей танца, слово "фанданго" используется в испанском языке в качестве синонима "ссора", "большая суета" или "блестящий подвиг."