Обучение танцам: танец и сохранение традиций

Поскольку танец является исполнительским искусством, выживание в течение длительного времени любой танцевальной формы зависит от того, сохранится ли она в традициях определенной страны или же она будет записана историю. Там, где традиции продолжаются непрерывно, изменения в стиле и интерпретации (это происходит неизбежно, когда разные танцоры исполняют один и тот же материал) могут быть исправлены и танец сохранится в своем первоначальном виде. Но когда традиция нарушается (если, например, культурные традиции одной этнической группы поглотят традиции другой группы), то танцы не только могут радикально измениться, но даже исчезнуть. По этой причине запись танцев или нотация играет важную роль в сохранении его истории.

Обучение танцам: танец и сохранение традиций

Свидетельства о существовании записи танцев восходят к древним египтянам, которые использовали иероглифы для представления танцевальных движений. В Индии самой ранней книгой о танцах (которая сохранилась и используется до сих пор) считается «Натья-Шастра» («Трактат о драматических искусствах», который согласно разным источникам, датируется 2 веком до н.э — 3 веком н.э).

Эта фундаментальная работа, которая считается священной в индийской культуре, описала ряд правил, регламентирующих танцы, в том числе все жесты и то, какие эмоции они должны изображать.

Бхаратанатьям — классическая форма танца, сделанная на основе этого трактата, является хорошим примером традиционного танца, которая выжила неизменной в течение многих веков. Она начала приходить в упадок только в течение 19-го века, частично потому что жители Запада и индийцы одинаково начали выражать свое негативное отношение по поводу его связей с проституцией. Однако, бхаратанатьям был спасен от исчезновения в целом, когда он был переделан в концертно-сценическую форму в начале 20 века. Одной из причин выживания бхаратанатьяма в течение веков было то, что бхаратанатьям использовался во время религиозных церемоний индуизма. Кроме того, «Натья-Шастра» обеспечила полное описание традиционных принципов и стилей танца для их более позднего возрождения.

Обучение танцам: танец и сохранение традиций

Основные методы записи танцев или нотации


Отсутствие на Западе любых надежных форм описаний танца вплоть до 20 века привело к относительному недостатку традиционных танцев, по сравнению с другими формами искусства. В то время как музыка, искусство и литература минувших веков доступны и сегодня (или в оригинале или в воспроизведенной форме), не существует ни одного полного отчета ни по одному из балетов, поставленному перед 19-м веком. Даже те работы, которые формируют основы классической традиции балета (к примеру, «Лебединое озеро», «Жизель» и «Спящая красавица») не сохранились в формах, которые полностью напоминают оригинальную хореографию.


В течение Ренессанса танцы нотировались в виде простой формы словесного сокращения (одно движение или шаг обозначались одной буквой). Этот метод мог существовать, потому что танцы того времени были очень простыми, и буквально всем были известны их отдельные шаги. К 17-му веку все более и более сложные танцы, особенно придворные, привели к появлению своих нотационных систем, самая сложная из которых была издана в 1700 году и называлась «Хореография или Искусство описания танца», изданная в 1852 французским танцором и балетмейстером Артуром Сэйнт-Леоном.

Недостатком этой системы было то, что в ней нельзя было сделать привязку движения к временным промежутках. Поэтому более поздние попытки сделать подобную систему были основаны на музыкальных нотах, что могло описать не только движения, но и их продолжительность.

Обучение танцам: танец и сохранение традиций

В 19-м веке самая продвинутая система подобного вида была издана в 1892 году в Alphabet des mouvements du corps («Алфавит движений человеческого тела») Владимиром Степановым, танцором Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Система Степанова использовалась, чтобы записывать достаточно большое количество балетов в репертуаре Мариинского театра. Именно его записи стали основанием последующих реконструкций этих постановок Балетом Уэллса Сэдлера в Лондоне.


У системы Степанова все еще было много недостатков, самым значительным среди которых было то, что сама система была приспособлена к балету и с ее помощью фактически невозможно было описать более широкий диапазон движений, развиваемых в современных методах танца.

В 1928 году Рудольф Лейбан, венгерский танцор, педагог и балетмейстер, создал сложную серию принципов для анализа полного спектра человеческих движений. Его система для записи движений в танце (широко известная как Labanotation) имела преимущество в том, что в ней можно было делать запись не только положений тела и образцов шагов, но также и способов, которыми нужно было выполнять эти движения.

Обучение танцам: танец и сохранение традиций

Choreology — система, развитая Джоан и Рудольфом Бенеш в 1955 году, была основана на более визуальной, а не символической форме нотации. В ней движения танцоров заносились в пятилинейную таблицу (причем в виде «сзади танцора»). Верхняя строка показывает положение макушки; вторая — плечей, третья — талии, четвертая — коленей и пятая — ног. Специальные символы, такие как тире, точки и кресты указывают на то, что каждая часть тела делает — например, выпрямлена конечность или согнута и в какое направление перемещается каждая часть тела. Другие символы показывают качество или динамику движения, его ритм и акцент. В 1958 Ноа Эшкол и Абрахам Уочман предложили математическую систему, в которой движения были проанализированы с анатомической точки зрения.


Сложности в нотации танцев и театральные элементы


Основная проблема во всех системах нотации и записи танцев состоит в том, что очень мало хореографов и еще меньшее количество танцоров разбираются в них. В настоящее время нотация танцев главным образом используется только для записи, а не для создания и изучения танцев. Учитывая современные методы создания танцев в студии, для хореографа попросту невозможно получить полное представление о работе, трудно внести изменения или экспериментировать со способами отражения первоначальной идеи постановки, поскольку хореограф ограничен относительно коротким периодом времени, количеством репетиций и практическими соображениями, такими как наличие танцоров и их усталость.

Обучение танцам: танец и сохранение традиций

Даже лучшая система нотаций не может иметь полного успеха, потому что она не может изменить фундаментальный характер танца.

Как любой другой исполнительский вид искусства, танец чрезвычайно эфемерный, существующий только во время его исполнения. Он никогда не сможет быть полностью правильно записан или сохранен для будущих поколений, поскольку способы, с помощью которых танцоры интерпретируют свою работу (их стили, технические способности и физические способности), всегда изменяются при каждом новом исполнении танца.


Театральные элементы


Музыка, дизайн и драматические элементы играли важную роль в эволюции танца, но во многих культурах танец был на самом деле не отделим от этих искусств. Например, греческое слово mousikē обозначает музыку, поэзию и танец как единую форму. Это прекрасно отражает соотношение между этими тремя видами искусства в классической греческой драме.

В ранних европейских балетах танец, музыка, драма и зрелище были одинаково неразделимы.

Даже там, где танец воспринимался как независимая форма искусства, большая часть хореографии все равно была связана с одним или всеми  элементами (музыка и драма). Хореографы обычно рассматривают их как неотъемлемые части постановок. Звуковые и визуальные эффекты, например, могут иметь сильное воздействие на танцевальные движения и могут также помочь зрителю более полно прочувствовать его эстетические качества. Общим способом музыка, дизайн и драма также «сотрудничают» в плане усиления эффекта от восприятия танца, акцентируя внимание зрителя.


Обучение танцам: танец и сохранение традиций

Самый важный элемент танца — музыка, и редко какой танец любого вида (социальный, театральный или религиозный) может развиваться без музыкального аккомпанемента. Тесная связь между танцем и музыкой основана на том, что оба вида организованы вокруг ритмичного образца; таким образом ритм сопровождающей музыки может использоваться, чтобы определить ритм танца, придать ему какое-либо специфическое значение или помочь танцорам поддержать какую-либо идею.

По материалам 4dancing.ru и Википедии