Действия в танце

Сегодня мы поговорим о различных типах действия в танце. Действия — одни из тех универсальных основ, которые способны помочь танцору в большей степени овладеть своим телом, вне зависимости от исполняемого стиля. Эти понятия универсальны. 

Каждое движение в танце можно разбить на составляющие — шаг, поворот, остановка, прыжок и т. д. 

Существуют 5 основных пар действий, контрастных друг другу:

 

  • Продвижение — Неподвижность
  • Скручивание — Вращение
  • Растяжение — Сжатие
  • Сгибание — Прыжок
  • Потеря баланса — Жест

 

Давайте рассмотрим каждое движение чуть подробнее.

 

Продвижение — это очень просто. Главной целью исполнителя становится передвижение в пространстве. Вы можете идти, бежать, ползти — это уже второстепенно. Главное, что должен видеть зритель — продвижение из одной точки в другую. 

 

Неподвижность — эффект стоп-кадра, фотографии. Вы должны мгновенно замереть, остановив любые движения в своём теле и остаться абсолютно неподвижным, на нужный отрезок времени. Включая взгляд. Наиболее ярко смотрится после активного продвижения и наоборот. 

Скручивание — представьте, как выжимают руками только что постиранное бельё. До последней капли влаги. Также и исполнитель должен скрутить свой корпус вокруг вертикальной оси, используя все возможные ресурсы своего тела. 

 

Вращение — весь тот запас энергии, что накопился в теле исполнителя во время активного скручивания, можно выплеснуть во вращение. Скручивание выступает тем самым форсом, который позволяет исполнять множественные повороты на одном месте. Хотя, безусловно, возможны и вращения с места, но они выглядят значительно менее ярко.

 

Растяжение — представьте себе дыбу, которую использовали в Средневековья для получения достоверных сведений от узников. Поставьте руки и ноги в сторону и с максимальной силой продолжите растягиваться, представляя, как вас тянут ремни, привязанные к рукам и ногам. Чтобы почувствовать растяжение, необходимо использовать мышцы своего тела на максимум, иначе ваши ощущения, а тем более ощущения зрителя, наблюдающего за вашим танцем, будут блеклыми. 

 

Сжатие — исполнитель должен сжать своё тело к одному центру, использую силу мышц, их напряжение. Собраться в комок, сжаться в зародыше.

Не стоит это понимать буквально и сжиматься как туалетная бумага, она ведь предназначена для этого, будь то отечественная или импортная.

 

Сгибание — в отличие от сжатия, сгибание не требует мышечного напряжения. Наоборот, расслабляя различные группы мышц своего тела, исполнитель может сгибать свой корпус в различных направлениях. Сгибать можно руки, ноги, шею. Главное отличие от сжатия — отсутствие мышечного напряжения. 

 

Прыжок — согнув колени, исполнитель получает запас энергии необходимый для прыжка. Прыжок в чистом виде — с места, вверх. Прыжок с продвижением — это уже сочетание, а об этом чуть ниже. 

 

Потеря баланса — контролируемое падение. Как правило, служит началом для активного продвижения. Максимально оттягивая момент начала движения, постарайтесь смещать свой баланс в какую-либо сторону, например, вперёд по стопе. Момент, когда чтобы не упасть, исполнитель вынужден начать движение, и есть потеря баланса. 

 

Жест — более близок драматическому мастерству, нежели танцу. Но. Нет ничего более выразительного и способного мгновенно привлечь внимание к исполнителю, чем жест. Жест может быть исполнен любой частью тела, наиболее очевидный пример — указывание рукой в каком-либо направление. Осознанно используйте жесты в своём танце, и вы обеспечите себе постоянное внимание зрителя.

Действия в танце

Действия в чистом виде встречаются в танце крайне редко, как правило, доминируют их сочетания, вроде продвижение-поворот, скручивание-жест и т. д. А также более сложные, сочетающие в себе не пару действий, а три и более. 

Изначально попробуйте исполнять действия поочерёдно, стремясь не повторяться в пластики при повторе одинаковых действий. Пробуйте исполнять каждое действие настолько ярко, чтобы ни у кого не могло возникнуть и тени сомнения «А что же это?». Каждое действие должно выглядеть ярко, однозначно узнаваться и выглядеть законченным. 

Чтобы лучше понять предложенную идею, попробуйте составить тренировочную композицию, в которой различные типы действий были бы представлены последовательно — сначала что-то одно, затем другое, третье и т. д. 

Следующим шагом в освоение этих принципов будет ещё одна тренировочная композиция, в которой эти действия уже будут представлены в сочетаниях. 

Завершающая стадия — возьмите небольшой кусочек хореографии и попробуйте разобраться в нём. Вы должны четко знать, в какой момент времени какое действие происходит в вашем теле. Какой тип действия соответствует исполняемому движению. 

Когда вы овладеете этими принципами, ваш танец станет законченным, ярким и индивидуальным. Исчезнут лишние движения. Картинка станет восприниматься более чисто, без «грязи». Чёткое понимание принципов действий поможет вам правильно распределить свои силы и поможет выглядеть на порядок более убедительными. Конечно, лучше обучаться в школе танцев с профессиональными тренерами, которые помогут Вам разобраться во всех нюансах танцевального мастерства.

Танцуйте в удовольствие!