Школа спортивных танцев Вариации Века

г. Балашиха мкр. Железнодорожный

г. Москва

Великие танцоры: Айседора Дункан

Дункан Айседора (27.05.1878, Сан-Франциско — 14.09.1927, Ницца), американская танцовщица. Одна из первых современных танцовщиц, противопоставившая классической школе балета свободный пластический танец.

 

В 1903 г. впервые выступила с концертной программой в Будапеште. Отрицая школу классического танца, Дункан выдвигала принципы общедоступности танцевального искусства, отстаивала идею всеобщего художественного воспитания детей. В своих творческих поисках опиралась на образцы древнегреческого пластического искусства, стремилась органически связать танец и музыку. Дункан отказалась от условных жестов и поз, пользовалась естественными выразительными движениями. Балетный костюм (пачку, трико) заменила свободной туникой, танцевала без обуви («танец босоножек»). Дункан считала, что движения в танце обусловливаются «внутренним импульсом».

В концертных выступлениях использовала классическую симфоническую и фортепьянную музыку, иллюстрируя танцем произведения Л.Бетховена, П.Чайковского и др. Танец Дункан близок пантомиме, он состоял из элементов ходьбы, бега на «полупальцах», выразительных жестов. Танцовщица достигала большого эмоционального воздействия на зрителя. «Свободные движения», не подкрепленные техникой танца, значительно обедняли ее искусство. Дункан не оставила системы, которая могла бы удовлетворить требованиям профессионального хореографического искусства.

Айседора Дункан

Основанные Дункан школы в Германии (1904), Франции (1912), США (1915) существовали недолго. Дункан гастролировала по Европе, неоднократно приезжала в Россию (1905, 1907—1913 гг.) В 1921—1924 гг. жила в СССР. В 1921 г. организовала в Москве студию (существовала до 1949), которой после отъезда Дункан руководила ее приемная дочь Ирма Дункан.
Большая Советская Энциклопедия, т.8.
Так сжато и холодно пишет энциклопедия о ней. Всего несколько строчек...и вся жизнь в них. Не буду много про нее писать, просто несколько строк о ней, Родене, Есенине и фотографии. Застывшие изображения... вот и все, что осталось от босоножки. Как жалко, но от большинства не останется и этого, увы...

В 1900 году она решила покорить Париж, а покорила Родена. В Париже все были без ума от Всемирной выставки, на ней она впервые увидела работы Огюста Родена. И влюбилась в его гений. Желание увидеть скульптора становилось нестерпимым. Она набралась решимости и без приглашения явилась в мастерскую на улице Юниверсите.

Айседора Дункан и Сергей Есенин

Они подолгу разговаривали: старый, уставший мастер учил молодую, полную сил танцовщицу искусству жить в искусстве – не падать духом от неудач и несправедливой критики, внимательно прислушиваться к различным мнениям, но верить только себе, своему разуму и интуиции, и не рассчитывать сразу на большое число сторонников.
Он чувствовал, что влюбляется в эту юную танцовщицу, и ничего не мог с собой поделать. Ему было немного за 60, ей чуть-чуть перевалило за 20, любовь была немыслима, ни к чему не вела и ничего не обещала. У неё просто не было и не могло быть будущего. И прекрасно понимая это, он мучался и страдал, но не показывал виду, боясь обидеть её.

А спустя почти двадцать лет она встретила Сергея Есенина, свою любовь. Про их отношения написано много. Да, ее главной биографической тайной оставался любовный роман с русским поэтом Сергеем Есениным.

 

Айседора Дункан

Исследователи оперируют набором цитат, которые якобы помогают нам приоткрыть завесы над главной тайной в личной жизни великой танцовщицы. Возможно, магнетизм Сергея Есенина, много писавшего про любовь, можно развенчать через обойму из едких цитат Айседоры Дункан. Мелодраматизма добавят гостиничные байки о том, как на зеркалах в спальне и по всему дому она выводила губной помадой "Есенин есть Ангелъ". Взбалмошного Есенина нарекли "первым законным мужем". Он почему-то дал согласие на законный брак.

В октябре 1921 года Айседора явилась на чаепитие в студию известного художника Георгия Богдановича Якулова на Большой Садовой. Она была в своей стихии в этой богемной компании и только рада была принять приглашение. Она появилась в студии Якулова после полуночи. Друг Есенина поэт и беллетрист Анатолий Мариенгоф, который был там, описывает ее появление и то, что за этим последовало: 
"Красный, мягкими складками льющийся хитон; красные, с отблесками меди, волосы; большое тело, ступающее мягко и легко. Она обвела комнату глазами, похожими на блюдца из синего фаянса, и остановила их на Есенине. Она окунула руку в его кудри и сказала: "Золотая голова!" Было неожиданно, что она, знающая не больше десятка русских слов, знала именно эти два."

Айседора Дункан

Они стали супругами незадолго перед отъездом за границу. Катастрофа произошла в тот день, когда она получила телеграмму: "Ялта гостиница Россия Айседоре Дункан Я люблю другую женат счастлив Есенин". Но и после мучительного разрыва Есенин оставался для Айседоры ангелом, спасшим женщину от самоубийства... 
Увы, автомобильный рок давно висел над американкой, восстановившей танцевальный шаманизм. Машины словно мстили тому оператору катарсиса, что покорил человеческое тело и человеческие души. Известно, что ее дети Дирдре и Патрик находились в машине, упавшей в Сену. Они захлебнулись в потоках темной холодной воды. На берег автомобиль достали с бездыханными телами. Чудовищный случай. Маленьким беззащитным ребенком она ощутила себя в тот день, когда узнала об измене русского мужа. Отныне одинокая Айседора Дункан была обречена на поражение и смерть.

Айседора Дункан

1925 год окончился известием из России о смерти Есенина. Он покончил с собой в том самом номере ленинградского отеля, в котором он впервые останавливался с Айседорой. Кровью из вскрытой вены на левом запястье было написано стихотворение "До свиданья, друг мой, до свиданья". И, написав его неназванному другу, поэт повесился и был обнаружен мертвым на следующее утро служащими отеля...

В парижские газеты Айседора обратилась со следующим письмом: 
"Известие о трагической смерти Есенина причинило мне глубочайшую боль. У него была молодость, красота, гений. Неудовлетворенный всеми этими дарами, его дерзкий дух стремился к недостижимому, и он желал, чтобы филистимляне пали пред ним ниц. Он уничтожил свое юное и прекрасное тело, но дух его вечно будет жить в душе русского народа и в душе всех, кто любит поэтов. Я категорически протестую против легкомысленных и недостоверных высказываний, опубликованных американской прессой в Париже. Между Есениным и мной никогда не было никаких ссор, и мы никогда не были разведены. Я оплакиваю его смерть с болью и отчаянием. Айседора Дункан".


И тем не менее...
Из воспоминаний Александра Тарасова-Родионова, (литератора, приятеля Есенина), недавно извлеченных из архива. Он записал последний разговор с поэтом в декабре 1925 года, буквально накануне рокового отъезда Есенина в Ленинград. Встреча произошла в Госиздате, куда Есенин пришел за гонораром. Тарасов-Родионов стал по-приятельски укорять Есенина за его легкомысленное отношение к женщинам. Сергей Александрович оправдывался: 

"- А Софью Андреевну... Нет, я ее не любил... я ошибся и теперь разошелся с ней окончательно. Но себя я не продавал... А Дункан я любил, горячо любил, горячо любил. Только двух женщин любил я в жизни. Это Зинаиду Райх и Дункан. А остальные...

Не гляди на ее запястья 
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел...

Сергей Есенин

"Она пережила Есенина, злой рок преследовал ее и как ее дети, так и она погибла от автомобиля. Ее длинный шарф запутался в колесах и удушил босножку. А после нее остались фото и... любовь.
Все же рядом с Великими всегда находятся Великие, а посредственности так и живут среди посредственностей. Закон? Аксиома? Наверно, да! А ведь большинство людей хочет сиять и блистать, оставить свой след на земле...но как и чем? Нет, это удел избранных... талантливых и... счастливых!"


Рубрики


Вариации Века логотип