Школа спортивных танцев Вариации Века

 мкр. Железнодорожный г. Балашиха 

 г. Москва

Манипури - одна из основных форм индийского классического танца

Танец манипури, также называемый Манипури Раас Лила (Мейтей: Джагой Раас / Raas Jagoi), является джагой и является одной из основных форм индийского классического танца, происходящей из штата Манипур. Это одно из величайших культурных достижений народа мейтеи, придерживающегося традиционного вайшнавизма, придерживающегося Манипур. Благодаря цивилизации Мейтей, классическая форма танца, впервые официально разработанная королем индуизма Мейтей Чинг Тханг Хомбой (Мейтей для "Раджарши Бхагьячандры") из королевства Манипур, считается высшим духовным выражением поклонения индуистскому божеству Кришне. Благодаря его огромному влиянию на разнообразное культурное наследие по всему Индийскому субконтиненту, он признан Академией Сангит Натак из Министерства культуры Правительства Индии как одна из немногих основных форм классического танца Республики Индия, и ежегодно удостаивается премии Сангит Натак Академи за манипури. Он упоминается как "национальный танец" во время совместного выпуска армяно-индийских почтовых марок в рамках армяно-индийских международных отношений.

Он пронизан религиозными темами Мадхура Раас из Радха-Кришны и характеризуется нежными глазами и мягкими умиротворяющими движениями тела. Выражение лица мирное, в основном выражающее бхакти-расу или эмоцию преданности, независимо от того, индуист танцор или нет. Форма танца основана на индуистских священных Писаниях вайшнавизма и связана исключительно с поклонением Радхе и Кришне. Это изображение танца божественной любви Кришны с богиней Радхой и девушками-пастушками Вриндавана, широко известных как Раас Лила.

Корнями танца Манипури Раас Лила, как и всех классических индийских танцев, является древний индуистский санскритский текст Натья Шастра, в котором переплетаются различные местные формы народного танца. Судя по храмам Вишну в средневековую эпоху, эта форма танца передавалась устно из поколения в поколение как устная традиция. В то время, когда другие индийские классические танцы изо всех сил пытались избавиться от клейма декадентской грубости и дурной репутации, классический танец манипури был самым любимым среди девушек из "респектабельных" семей.

Эта танцевальная драма манипури по большей части полностью религиозна и считается чисто духовным опытом. Он сопровождается религиозной музыкой, созданной с использованием множества инструментов, с ритмом, задаваемым тарелками (картал или манджира) и двуглавым барабаном (пунг или Манипури мриданга) санкиртаны. Хореография танцевальной драмы делится пьесами и историями вайшнавских падавали, которые также вдохновили основные виды исполнительского искусства, связанные с гаудия-вайшнавами, в Ассаме и Западной Бенгалии.

Хотя термин " Танец манипури" ассоциируется с Раас Лилой, танец манипури состоит из джагой, чолом и хуэйен ланглон.

Манипури - одна из основных форм индийского классического танца

 История

 

Первые достоверно датированные письменные тексты, описывающие искусство танца манипури, относятся к началу 18 века.

 

 Средневековый период

 

Исторические тексты Манипура не сохранились до современной эпохи, а достоверные записи относятся к началу 18 века. Теории о древности танца Манипури Раас Лила основаны на устной традиции, археологических открытиях и упоминаниях о Манипуре в азиатских рукописях, дату которых можно лучше установить.

В тексте на языке мейтей "Бамон Кхунток", что буквально означает "миграция брахманов", говорится, что практики вайшнавизма были приняты королем Манипура в 15 веке н.э., прибывшим из Шан Королевства Понг. "Танец манипури" - Manipuri Dance - Abcdef. Wiki). Новые волны буддистов и индуистов прибыли из Ассама и Бенгалии после середины 16 века во время индуистско-мусульманских войн за Бенгальский султанат, и их приветствовали в Манипуре. В 1704 году король мейтеи Питамбар Чарайронгба (Мейтей: Чарайронгба) принял вайшнавизм и объявил его государственной религией. В 1717 году король мейтеи Гареб Ниваз (Мейтей: Памхейба) обратился в преданный вайшнавизм в стиле Чайтаньи, в котором особое внимание уделялось пению, танцам и религиозному исполнительскому искусству, сосредоточенному вокруг индуистского бога Кришны. В 1734 году религиозная танцевальная драма, посвященная индуистскому богу Раме, расширила танцевальную традицию манипури.

Король Мейтеи Раджарши Бхагьячандра (Мейтей: Чинг-Тханг Хомба) (р. 1759-1798 н.э.) из штата Манипур принял гаудия-вайшнавизм (ориентированный на Кришну), задокументировал и кодифицировал стиль танца манипури, положив начало золотой эре его развития и совершенствования. Он сочинил три из пяти видов Raas Leelas, Maha Raas, Basanta Raas и Kunja Raas, исполнявшихся в храме Шри Шри Говиндаджи в Импхале во время его правления, а также танец Ачуба Бханги Паренг. Он разработал сложный костюм, известный как Кумил (костюм с длинной цилиндрической юбкой, украшенной мини-зеркалом, из-за которого танцор кажется парящим). Ему также приписывается Говинда Сангит Лила Виласа, важный текст, подробно описывающий основы танца. Раджарши Бхагьячандре также приписывают начало публичных выступлений Раас Лилы и танцев манипури в индуистских храмах.

Король Мейтей Гамбхир Сингх (Мейтей: Чинглен Нонгдренкхомба) (р. 1825-1834 н.э.) сочинил две пары типа тандава, Гоштха Бханги Паренг и Гоштха Вриндаван Паренг. Король Чандракирти Сингх (р. 1849-1886 гг. н.э.), одаренный барабанщик, сочинил не менее 64 Пунг чоломов (танцев с барабанами) и двух паренгов типа Ласья, Вриндаван Бханги Паренг и Хрумба Бханги Паренг. Композиция Нитья Раас также приписывается этим царям.

Манипури - одна из основных форм индийского классического танца

 Период правления Великобритании

 

В 1891 году британское колониальное правительство присоединило Манипур к своей империи, положив конец золотой эре творческой систематизации и расширения танца манипури. После этого танец Манипури Раас Лила был высмеян как аморальный, невежественный и старомодный, как и все другие классические индуистские исполнительские искусства. Танец и исполнители сохранились только в храмах, таких как в храме Шри Говиндаджи в Импхале. Культурной дискриминации было оказано сопротивление, и танец был возрожден активистами и учеными движения за независимость Индии.

 

 Современная эпоха

 

Классический танец Манипури Раас Лила получил вторую жизнь благодаря усилиям Нобелевского лауреата Рабиндраната Тагора. В 1919 году он был впечатлен, увидев танцевальную композицию Гоштха Лила в Силхете (в современном Бангладеш). Он пригласил гуру Будхимантру Сингха, который обучался танцу Манипури Раас Лила, в качестве преподавателя центра индийской культуры и исследований под названием Шантиникетан. В 1926 году Гуру Наба Кумар присоединился к преподавательскому составу, чтобы преподавать Raas Leela. Другие знаменитые гуру, Сенарик Сингх Раджкумар, Нилешвар Мукерджи и Атомба Сингх, также были приглашены преподавать там и помогали Тагору с хореографией нескольких его танцевальных драм.

Манипури - одна из основных форм индийского классического танца

 Статус и значение

 

Танцоры Манипури Раас Лила в традиционных костюмах.

 

 В индуистском мире

 

Форма классического танца манипури, которая является шедевром короля индуизма Мейтея Чинг Тханг Хомбы (Мейтей для "Раджарши Бхагьячандры") из исторического королевства Манипур, считается высшим духовным выражением поклонения индуистскому божеству Кришне.

 

 В Индии

 

Родом из цивилизации Мейтей из Манипура, Индия, оказывая значительное культурное влияние на различные цивилизации по всему Индийскому субконтиненту, классический танец манипури признан Академией Сангит Натак из Министерства культуры Правительства Индии как одна из немногих основных форм классического танца Республики Индия. В то же время он ежегодно удостаивается премии Сангит Натак Академии манипури.

 

 В Бангладеш

 

Согласно Банглапедии, национальной энциклопедии Бангладеш, важность классического танца манипури в цивилизации Мейтей описывается следующим образом:

 

“Танец и музыка играют жизненно важную роль в продолжительности жизни народа манипури. Самая процветающая ветвь культуры манипури - это танец. В манипури синонимом танца является джагой, и в этом танце движения тела создают либо круг, либо эллипс. Танец Раса - лучший продукт культуры манипури. Махарадж Бхагьячандра ввел в него новшества, и впервые он был исполнен в Манипуре в 1779 году в полнолуние Картика.”

— Банглапедия

Манипури - одна из основных форм индийского классического танца

 Репертуар

 

Чали или Чари - основное танцевальное движение в танцах манипури Раас. Репертуар и основная пьеса зависят от сезона. Танцы отмечаются в ночи полнолуния, трижды осенью (с августа по ноябрь) и еще раз весной (в марте или апреле). Басанта Раас приурочен к индуистскому фестивалю цветов под названием Холи, в то время как другие приурочены к фестивалям после сбора урожая Дивали и другим. Пьесы и песни, декламируемые во время танцевального представления, сосредоточены вокруг любви и шуток между Радхой и Кришной в присутствии Гопи по имени Лалита, Вишакха, Читра, Чампаклата, Тунгавидья, Индурекха, Рангадеви и Судеви. Для каждой Гопи есть композиция и последовательность танцев, а слова имеют два уровня значений: одно буквальное, а другое духовное. Самая длинная часть пьесы посвящена Радхе и Кришне. Танцор, играющий Кришну, выражает эмоции, в то время как язык тела и жесты рук гопи отображают их чувства, такие как тоска, уныние или радость.

Ритмическая форма изображения абхинаи [актерской игры] состоит в том, чтобы показать аштанайику [восемь оттенков героини] в каждой найике, которые окрашены сценами сезона, в котором "абхисарика" выражает свою любовь к Кришне; так что куааша абхисарика, танцующая туманной зимой, сильно отличается от варши абхисарики, которая стоит лицом к лицу с проливным дождем.

В других спектаклях танцоры манипури более энергичны, акробатичны, а их костюмы приспосабливаются к потребностям танца. Десятки мальчиков синхронно танцуют Гопа Рас, где они выполняют повседневные обязанности, такие как кормление коров. В Уддхата Аканбе, утверждает Рагини Деви, танец полон энергии (прыжки, приседания, вращения), энергии и элегантности.

 Костюмы

 

Танцовщицы в костюмах потлои — Радха одета в потлои зеленого цвета, в то время как другие гопи одеты в красное.

Классический танец манипури отличается уникальными костюмами. Женские персонажи одеты в похожие на куклы Потлои костюмы. Блестящий дизайн Потлоя был задуман во сне вайшнавским королем Мейтеи Раджарши Бхагьячандрой, в котором он увидел свою дочь, танцующую в Потлои. Женские костюмы Потлой скроены таким образом, что это позволяет избежать возбуждения любых нездоровых стимулов у зрителей.

 

 Женская одежда

 

Кумин - это искусно украшенная длинная юбка бочкообразной формы, застывшая внизу и близко к верху. Украшения на бочонке включают золотую и серебряную вышивку, маленькие кусочки зеркал и изображения лотоса, орхидеи Кваклей и других природных предметов.

Танцоры не носят колокольчиков на лодыжках, но носят браслеты и украшения для ног. Исполнители танца манипури носят на шее ожерелья из колу и украшают лицо, спину, талию, руки и ноги круглыми ювелирными украшениями или цветочными гирляндами, которые гармонируют с симметрией платья. Лицо украшено священным тилаком гаудия-вайшнавов на лбу и точками гопи из сандалового дерева над бровями. Симметричное полупрозрачное платье, утверждает Реджинальд Мэсси, заставляет "танцоров, кажется, парить на сцене, словно из другого мира".

Кокнам (марлевая повязка с серебряным тиснением зари), Коктомби (шапочка, закрывающая голову) и Мейхумби (прозрачная тонкая вуаль), наброшенная на голову, чтобы символически отметить неуловимость.

 

Манипури - одна из основных форм индийского классического танца

 

 Мужская одежда

 

Мужчины носят Лейттренг (Каженглей) (золотой головной убор вокруг головы) и Чура (сделанный из павлиньих перьев, закрепленный на макушке).

Персонажи мужского пола одеваются в дхоти (также называемые дхотра или дхора) – яркую складчатую ткань, обернутую и завязанную на талии и обеспечивающую полную свободу движений ног. Танцоры носят яркие желто-оранжевые дхоти, когда играют Кришну, и зелено-синие дхоти, когда играют Балараму. Голову танцора, изображающего Кришну, украшает корона из павлиньих перьев.

Танцоры Пунг Чолом носят белые дхоти, которые закрывают нижнюю часть тела от талии, и белоснежный тюрбан на голове. Аккуратно сложенная шаль украшает их левое плечо, в то время как ремень барабана ниспадает на правое.

Костюмная традиция танца манипури прославляет его более древние художественные местные традиции, слившиеся с духовными темами премы бхавы Радхи-Кришны, найденными в десятой книге Бхагавата-пураны.

Однако танцоры Хуэйен Лэнглон обычно носят костюмы воинов манипури. Костюм варьируется в зависимости от их пола.

 

Манипури - одна из основных форм индийского классического танца

 Музыка и инструменты

 

Музыкальное сопровождение танца манипури исходит от ударного инструмента под названием Панг (бочкообразный барабан), певца, маленьких карталов (тарелок), сембонга, фисгармонии и духовых инструментов, таких как флейта.

Барабанщики - артисты мужского пола, и, научившись играть на панге, студенты тренируются танцевать с ним во время игры на барабанах. Этот танец отмечается, утверждает Мэсси, танцовщицами в белых тюрбанах, белых дхоти (для индуистских даммеров) или куртах (для мусульманских даммеров), в сложенной шали через левое плечо и ремне для барабана, перекинутом через правое плечо. 

Он известен как Пунг чолом, танцор играет на барабане и выполняет танцевальные прыжки и другие движения.

Другой танец, называемый Картал чолом, похож на Пунг чолом, но танцоры исполняют и танцуют в ритме, создаваемом тарелками. Это групповой танец, в котором танцоры образуют круг, движутся в одном направлении, исполняя музыку и танцуя в ритме. Женщины тоже танцуют группами, например, в танце манипури под названием Мандилла чолом, и они обычно сопровождаются религиозными песнями и игрой на разноцветных тарелках, привязанных к кисточкам, где одна сторона представляет Кришну, а другая Радху. Танцы шайвы (тандавы) поставлены в хореографии Дафф чолом и Дхол чолом.

Песни на Huyen langlon могут исполняться на любых инструментах мэйтэй, таких как пена, и обычно звучат агрессивно, но в них нет текстов песен.

Манипури - одна из основных форм индийского классического танца

 Стили и категории

 

Традиционная манипури Раас Лила исполняется в трех стилях – Тал Расак, Данда Расак и Мандал Расак. Тал Расак сопровождается хлопками в ладоши, в то время как Данда Расак исполняется синхронными ударами двух палочек, но танцоры располагают их по-разному, создавая геометрические узоры. Гопи танцуют по кругу вокруг персонажа Кришны в центре.

Танец манипури бывает двух категорий - тандав (энергичный танец для танцора, играющего Кришну) и ласья (нежный танец для танцоров, играющих Радху и Гопи).

Стиль танца Манипури Раас Лила воплощает мечтательные волнообразные движения, где одно движение растворяется в другом, как волны океана. В танце представлены округлые мягкие движения женщин и время от времени быстрые движения персонажей мужского пола. В отличие от других классических танцевальных форм Индии, исполнители танца манипури не носят колокольчиков на ножных браслетах, а работа ног в стиле манипури приглушенная и нежная. Сценические движения являются частью сложного движения всего тела.

 

Существует пять принятых типов Рас Лилы, это Махары, Басантары, Кунджары, Нитьяры и Дибары.

Махарас Лила - самый известный. Этот танец исполняется в месяце Картик (примерно в ноябре) в ночь полнолуния. Это история скорби гопи после исчезновения Кришны. Увидев, что Гопи впали в уныние, Кришна затем появляется снова и преумножает себя так, что танцует с каждой Гопи.

Басантарас празднуется в Чайтру (примерно в апреле) в ночь полнолуния, приветствуя весенний сезон. В это время также празднуется Холи, когда участники бросают друг в друга окрашенную воду или порошок. История Басантараса основана на "Гите Говинде" Джайдева и "Брахма Ваваирта Пуране".

Кунджарас празднуется осенью в Ашвин (октябрь) в ночь полнолуния.

Нитьярас празднуется в любую ночь года, за исключением трех предыдущих ра (Махарас, Басантас и Кунджарас). История о божественном союзе Радхи и Кришны после того, как Радха предается Кришне.

Дибарас празднуется в любое время года в течение дня, за исключением периодов Махара, Басантараса и Кунджараса. Представление взято из глав Шри Кришнары- Сангит Самграха, Говинда Лиламритья, Шримад Бхагавата и Сангитамахава.

Манипури - одна из основных форм индийского классического танца

 Международное признание

 

 В армяно-индийских отношениях

 

Классический танец манипури изображен на почтовой марке, выпущенной Арменией в 2018 году, где он упоминается как "Национальные танцы" (Индии и Армении соответственно), наряду с армянским Хов Ареком, в армяно-индийском совместном выпуске почтовых марок.

 

 На международных культурных мероприятиях

 

Классический танец манипури признан и почитается на многочисленных международных площадках, включая, но не ограничиваясь этим, Международный фестиваль классического танца манипури, Международный день танца, Международный фестиваль танца в Силиконовой долине, Самарпан, международный фестиваль классического танца манипури, Международный фестиваль индийского классического танца (ИНДИКЛАД), Международный фестиваль фольклора, Церемония открытия Азиатских игр, Сеул, 1986, а также 5-го Международного театрального фестиваля, Лондон, 1989.


Вариации Века логотип

В нашем клубе проводится обучение:

 

  • бальным танцам 
  • хип-хоп танцам
  • занятия хореографией
  • для самых маленьких проходят занятия ритмопластики.