Школа спортивных танцев Вариации Века

 мкр. Железнодорожный г. Балашиха 

 г. Москва

Танец льва - форма традиционного танца в китайской культуре

Танец льва - форма традиционного танца в китайской культуре и других азиатских странах, в котором исполнители имитируют движения льва в костюме льва, чтобы принести удачу. Танец льва обычно исполняется во время китайского Нового года и других традиционных, культурных и религиозных праздников. Он также может исполняться в важных случаях, таких как открытие бизнеса, особые торжества или свадебные церемонии, или может использоваться для чествования особых гостей китайскими общинами.

Китайский танец льва обычно исполняют два танцора, один из которых манипулирует головой, в то время как другой манипулирует хвостом льва. Он отличается от танца дракона, который исполняют многие люди, держащие длинное извилистое тело дракона на шестах. Танец дракона исполняет все больше людей, основные движения танца льва можно найти в китайских боевых искусствах, и обычно его исполняют под энергичный барабанный бой с гонгами и тарелками.

Существует две основные формы танца льва: Северный лев и Южный Лев. Обе формы широко распространены по всему миру, особенно в Юго-Восточной Азии, преобладает южный лев, поскольку он был распространен общинами китайской диаспоры, которые исторически в основном имеют южнокитайское происхождение. Версии танца льва, связанные с китайским львом, также встречаются в Японии, Южной Корее, Тайване и Вьетнаме. Помимо танца льва на основе китайского, другие формы танца льва также существуют в Индии, Индонезии и Восточной Африке.

Танец льва - форма традиционного танца в китайской культуре

 История

 

В Китае с древности существовала старая традиция танцоров в масках, напоминающих животных или мифических зверей, и представления, описанные в древних текстах, таких как Шуцзин, где танцевали дикие звери и феникс, возможно, были танцами в масках. В источниках династии Цинь танцоры, совершающие ритуалы экзорцизма, были описаны как носящие маски из медвежьей шкуры, и в текстах династии Хань также упоминалось, что "люди-пантомимы" выступали в образе рыб, драконов и фениксов. Однако лев не является родным для Китая (вид, обитающий на Северо-востоке Китая, Panthera youngi давно вымер), и поэтому Танец льва был предложен для возникли за пределами Китая из таких стран, как Индия или Персия, и завезены через Центральную Азию. По мнению этномузыковеда Лоуренса Пикена, само китайское слово, обозначающее льва, ши, в ранние периоды писалось как 師), возможно, произошло от персидского слова шер. Самое раннее использование слова шизи, означающего льва, впервые появилось в текстах династии Хань и имело сильную связь с Центральной Азией (еще более ранним, но устаревшим термином для обозначения льва был суанни (狻麑 или 狻猊), и львы были представлены Ханьский двор, созданный эмиссарами из Центральной Азии и Парфянской империи. Подробные описания танца льва появились во времена династии Тан, и тогда писатели и поэты уже признавали его иностранным танцем, однако танец льва, возможно, был записан в Китае еще в третьем веке нашей эры, где ученый из Трех королевств Мэн Кан упомянул "львиные действия" в комментарии к Ханшу. 

В ранние периоды он ассоциировался с буддизмом: в тексте Северной Вэй было записано, Описание буддийских храмов в Лояне, что парад статуи Будды в храме возглавлял лев, чтобы отогнать злых духов. Поэтому альтернативным предположением является то, что танец, возможно, развился из местной китайской традиции, которая переняла буддийскую символику льва.

Танец льва - форма традиционного танца в китайской культуре

Во времена династии Тан существовали разные версии этого танца. При дворе династии Тан танец льва назывался "Великая музыка мира" или "Танец льва пяти направлений" , где пять больших львов разного цвета, выражающих разное настроение, вели два человека и управляли каждым на веревке в сопровождении 140 певцов. В другом сообщении было описано, что 5 львов были выше 3 метров каждый, и у каждого было по 12 "львятников", которые могли дразнить львов красными усами. Другая версия танца льва была описана танским поэтом Бай Цзюйи в его стихотворении "Искусство западного Ляна", где танец исполняли два танцора ху, что означает здесь неханьцев из Центральной Азии, которые были одеты в костюм льва, состоящий из деревянной головы, шелкового хвоста и пушистого тела, с глазами, позолоченными золотом, и зубами, покрытыми серебром, а также с шевелящимися ушами, форма которых напоминает современный танец льва. К восьмому веку этот танец льва достиг Японии. Во времена династии Сун танец льва обычно исполнялся на фестивалях, и во времена Южной песни он был известен как Северный лев.

Южный лев - более позднее явление на юге Китая, возникшее в провинции Гуандун. Существует ряд мифов, связанных с происхождением Южного Льва: в одной истории говорится, что танец возник как праздник в деревне, где было успешно изгнано мифическое чудовище по имени Нянь; в другой говорится, что император Цяньлун увидел во сне благоприятное животное во время тура по Южному Китаю и приказал воссоздать образ животного и использовать его во время фестивалей. Однако вполне вероятно, что Южный лев из Гуанчжоу - это адаптация Северного Льва к местным мифам и особенностям, возможно, времен династии Мин.

 Региональные типы

 

Два основных вида танца льва в Китае - это северные и Южные Львы. Однако в разных регионах Китая существует также ряд местных форм танца льва, и некоторые из этих львов могут иметь существенные различия по внешнему виду, например, Зеленый или хоккиенский лев и тайваньский или юйтянский лев ,  популярный у хоккиенцев и тайваньцев. У других групп этнических меньшинств в Китае также есть свои танцы со львами, например, танец льва мусульманского меньшинства в округе Шэньцю в провинции Хэнань, который называется "Лев Вэнь", танец льва Юндэн в округе Юндэн, Ланьчжоу, Ганьсу, танец льва в округе Юннин и Учжуне, Нинся, и Лев хакка — популярен среди народа хакка, который очень похож как на хоккиенских, так и на тайваньских львов и даже на льва Вэнь, но у льва хакка может быть рог на голове, а может и не быть.[требуется цитирование] В китайских танцах льва обычно участвуют два танцора, но может исполняться и один. Более крупных львов, которыми манипулируют два человека, можно назвать большими львами , а тех, которыми манипулирует один человек, маленькими львами. Выступления также можно в общих чертах разделить на гражданский и боевой стили. Гражданский стиль подчеркивает характер, мимику и поведение льва, в то время как боевой стиль сосредоточен на акробатике и энергичных движениях.

Существуют родственные формы танцев с фигурами в масках, которые представляют мифических существ, таких как Цилинь и Пиксиу. Танец цилинь и танец пиксиу также чаще всего исполняются народом хакка, который был родом из Центрального Китая, но в наше время в основном поселился на юге Китая и в Юго-Восточной Азии.

Различные формы танца льва также широко распространены в странах Восточной Азии, таких как Япония, Корея, Вьетнам, а также среди сообществ в Гималайском регионе.

 Китайский Северный Лев

 

Танец китайского Северного льва часто исполняется парой львов мужского и женского пола на севере Китая. У северных львов может быть деревянная голова, выкрашенная золотой краской, и лохматые красно-желтые волосы с красным бантом на голове, обозначающим самца льва, или зеленым бантом (иногда зелеными волосами), обозначающим самку. Однако существуют региональные вариации танца льва.

Говорят, что северный лев, возможно, произошел из Северной Вэй, когда танцоры Ху исполнили танец для императора, и династия Сун назвала его Северным львом.

Северные львы напоминают пекинесов или собак Фу / Fu Dogs, и их движения во время представления реалистичны. Акробатика очень распространена, с такими трюками, как подъемы, балансирование на многоуровневой платформе или на гигантском шаре. Северные львы иногда появляются всей семьей, с двумя большими "взрослыми" львами и парой маленьких "молодых" львов. Обычно в одном взрослом льве два исполнителя, а в молодом - один. Также может быть персонаж- "воин", который держит сферический предмет и ведет за собой львов.

Танец Северного Льва, как правило, более игривый, чем Южного. Регионы с известными труппами танца льва включают Нинхай в Нинбо, Сюйшуй в провинции Хэбэй, Далянь в провинции Ляонин и Пекин. Существует несколько вариаций исполнения танца льва, например, Танец льва в Небесной башне из уезда Сянфэнь в Шаньси - это представление, в котором несколько львов взбираются на высокую башню, построенную из деревянных табуретов.

Танец льва - форма традиционного танца в китайской культуре

 Китайский Южный Лев

 

Китайский южный лев или кантонский танец льва возник из провинции Гуандун и является самым известным львом за пределами Китая. У Южного льва единственный рог, и он связан с легендой о мифическом чудовище по имени Ниан. Голова льва традиционно изготавливается с использованием папье-маше поверх бамбуковой рамы, покрытой марлей, затем раскрашенной и украшенной мехом. Его тело изготовлено из прочной многослойной ткани, также отделанной мехом. Однако более новые львы могут быть изготовлены из современных материалов, таких как алюминий, вместо бамбука, и они легче. В более новых версиях поверх традиционного лака также могут наноситься более блестящие современные материалы, такие как блестки или лазерная наклейка, но они держатся не так долго, как лакированные. У современных львов могут использоваться разные виды меха.

Существует два основных стиля южного льва: фут Сан или Фо Шань, и Хок Сан или Хэ Шань, оба названы в честь места их происхождения. Другие второстепенные стили включают Фут-Хок (гибрид Фут-Сана и Хок-Сана, созданный в Сингапуре Конг Чоу Вуй Куном в 1960-х годах) и Джоу Га (в исполнении практикующих кунг-фу в стиле семьи Джоу). Различные типы львов можно определить по дизайну головы льва.

 

Фо Шань - это стиль, принятый многими школами кунг-фу. Он использует приемы и позы кунг-фу, чтобы помочь в своих движениях и стойках, и к нему допускаются только самые продвинутые ученики. Традиционно у льва Фо Шаня щетина вместо меха, и он тяжелее современных, которые сейчас широко используются. У всех традиционных львов Фо-Шаня есть выступающие зубы, язык и глаза, которые поворачиваются влево и вправо. На спине ободки из золотой фольги и позолоченный воротник, на котором может быть вышито название труппы. У него очень длинный хвост с белой нижней стороной, и к нему часто прикреплены колокольчики. Дизайн хвоста также более квадратный и содержит ромбовидный узор, спускающийся по спине. У него высокий лоб, изогнутые губы и острый рог на голове. Традиционные фошаньские львы имеют богато украшенный внешний вид, однако по всему миру развился ряд региональных стилей. В более новых стилях львов Фошань вся щетина заменена мехом, а хвосты стали короче. Глаза зафиксированы на месте, а язык и зубы не высовываются. Хвост более изогнутый по дизайну, не имеет ромбовидного рисунка и не имеет колокольчиков.

Танец льва - форма традиционного танца в китайской культуре

Лев в стиле Хэ Шань известен своим богатством экспрессии, уникальной работой ног, впечатляющим внешним видом и энергичным стилем игры на барабанах. Основателем этого стиля является "кантонский король Лев" Фэн Генчжан в начале 20 века. Фэн родился в деревне в округе Хэ Шань провинции Гуандун, где его отец обучал его боевым искусствам и танцу льва. Позже он также изучал боевые искусства и танец льва в Фошане, прежде чем вернуться в свой родной город и открыть собственный тренировочный зал. Он разработал свою версию танца льва, внедряя новые техники, изучая и имитируя движения кошек, такие как "ловить мышь, играть, ловить птиц, убегать высоко, залегать низко и перекатываться". Он и его ученики также внесли изменения в голову льва; его лоб стал ниже, рог закруглен, рот похож на утиный клюв с плоскими губами, тело также имеет более привлекательные цвета. Вместе с новыми танцевальными па и работой ног, уникальным ритмом, изобретенным Фенгом под названием "Барабан семи звезд", Фенг создал новый стиль танца льва, который отличается высокой развлекательной ценностью и визуальной привлекательностью. В начале 1920-х годов, когда Сунь Ятсен вступил в должность в Гуанчжоу, был исполнен танец льва Хэ Шань, что вызвало ажиотаж. Исполнители He Shan lion были приглашены выступить во многих местах Китая и Юго-Восточной Азии во время праздничных фестивалей. Этот стиль стал очень популярным в Сингапуре; лев Хэ Шань получил титул "Король королей", а на его лбу появился символ "король". Сингапурская ассоциация Хок Сан внесла дальнейшие изменения, изменив дизайн головы льва, укоротив его тело и создав новый барабанный бой для танца.

Танец льва - форма традиционного танца в китайской культуре

Разные цвета используются для обозначения возраста и характера львов. Лев с белым мехом считается самым старшим из львов, в то время как лев с золотисто-желтым мехом - средний ребенок. Черный лев считается самым молодым львом, и движения этого льва должны быть быстрыми, как у маленького ребенка или своевольного подростка. Цвета также могут отражать характер льва: золотой лев олицетворяет живость, красный лев - мужество, а зеленый - дружбу льва. Есть также три типа львов, которые представляют трех исторических персонажей в классическом Романе о трех королевствах, которые были братьями по клятве крови, поклявшимися восстановить династию Хань:

 

  • Лю Бэй (на кантонском диалекте: Лау Пей) лев - старший из трех братьев, и у него желтое (на самом деле императорское желтое, поскольку он стал первым императором Королевства Шухань) лицо с белой бородой и мехом (для обозначения его мудрости). У него разноцветный хвост, обозначающий цвета пяти стихий. На ошейнике три монеты. Этот лев используется школами с признанным мастером боевых искусств (Сифу) или организацией и известен как Руи Ши.

 

  • У льва Гуань Гун (на кантонском диалекте: Кван Кунг) красное лицо, черная щетина и длинная черная борода (поскольку он также был известен как "Герцог с красивой бородой"). Хвост красный с черной отделкой. Он известен как второй брат, и на ошейнике у него две монеты. Этот лев известен как Син Ши .

 

  • У Чжан Фея (на кантонском диалекте: Чунг Фей) льва черное лицо с короткой черной бородой, маленькими ушами и черной щетиной. Хвост черно-белый. Традиционно к телу этого льва также были прикреплены колокольчики. Поскольку он младший из трех братьев, на ошейнике только одна монета. Этот лев известен как Доу Ши, потому что Чжан Фэй обладал вспыльчивым характером и любил драться. Этого льва используют клубы, которые только начинали свою деятельность, или те, кто хочет бросить вызов.
Танец льва - форма традиционного танца в китайской культуре

Позже к группе были добавлены еще три льва. Зеленолицый лев представлял Чжао Юнь или Чжао (кантонский диалект: Чиу) Цзы Лун. У зеленого льва зеленый хвост, черная борода и мех, а также железный рог. Этого льва, которого часто называют четвертым братом, также называют Героическим Львом, потому что, как говорили, Чжао проскакал сквозь миллионную армию Цао Цао, чтобы спасти младенца Лю Бэя и с боем пробиться обратно. У желтого льва желто-оранжевое лицо и тело с белой или серебристой бородой и мехом, представляющее Хуан Чжуна (кантонский диалект: Вонг Цунг), которому дали этот цвет, когда Лю Бэй стал императором. Этого льва называют Праведным Львом. Белый лев известен как Ма Чао (на кантонском диалекте: Ма Чиу), ему присвоили этот цвет, потому что в битве против правителя Вэй Цао Цао он всегда носил белую повязку, чтобы показать, что он был в трауре по своему отцу и брату, убитым Цао Цао. Поэтому этот лев также известен как похоронный лев и никогда не используется, за исключением похорон Мастера или важного руководителя группы. В таких случаях льва обычно сжигают сразу после использования, поскольку считается, что держать его поблизости нехорошо. Этого льва иногда путают с серебристым львом, который иногда имеет беловатую окраску. Эти трое вместе с Гуань Юем и Чжан Фэем были известны как "Пять генералов-тигров Шуня", каждый из которых представлял один из цветов пяти стихий.

 Зеленый Лев

 

Зеленый лев - форма танца льва, связанная с народом, говорящим по-хоккиенски, из Фуцзяни и Тайваня, говорящим по-китайски. Он похож на китайский танец южного льва, за исключением того, что лев в основном зеленого цвета и имеет отчетливую круглую плоскую маску. Считается, что он возник в анти-маньчжурских движениях после падения династии Мин в 1644 году. Слово "зеленый лев" на языке хоккиен звучит похоже на "цинская армия" (清师). Во время тренировок бойцов Зеленый лев был снабжен клинками, символизирующими маньчжурскую армию, и должен был стать движущейся мишенью для обучаемых. Говорят, что после падения династии Цин в 1912 году эксперт по боевым искусствам Ган Де Юань  организовал представление в Цюаньчжоу, где Зеленый Лев был расчленен, чтобы символизировать свержение династии Цин. С этого момента Зеленый Лев используется без лезвий и исполняется в культурных и ритуальных целях.

Танец льва - форма традиционного танца в китайской культуре

 Танец Цилинь

 

Родственной формой танца является цилин или танец кирин, который традиционно исполняется народом хакка. Цилинь - мифическое существо, которое, как считается, символизирует удачу, процветание и гармонию, а исполнители носят богато украшенные костюмы Цилинь с яркими цветами и замысловатыми деталями, чтобы напоминать мифическое существо. Костюм Цилинь имеет единственный рог посередине с ребристыми гребнями, выстланными мехом. Танец включает в себя грациозные и синхронизированные движения, имитирующие кошек и тигров. В программе представления обычно рассказывается о том, как Цилинь выходит из своего логова, игриво передвигается и ищет овощи для еды. Поев овоща, он выплевывает его, а также выплевывает нефритовую книгу, прежде чем передвигаться и возвращаться обратно в свое логово. Танец сопровождается музыкой, исполняемой на традиционных китайских инструментах, включая барабаны, флейты и тарелки. Сегодня, подобно китайским танцам льва и дракона, танец Цилинь обычно исполняется во время важных китайских торжеств и фестивалей, таких как китайский Новый год и свадьбы, его также исполняют для сохранения культурных традиций и укрепления сплоченности сообщества.

Танец льва - форма традиционного танца в китайской культуре

 Вьетнамский лев

 

Танец льва может быть известен во Вьетнаме как танец цилинь (вьетнамский: муа лан или муа сư Тử), основанный на мифическом существе Кỳ лан, которое похоже на китайский Цилинь. Большинство львов во Вьетнаме напоминают Южного Льва, в частности стиль Фут Сан - они являются частью китайской традиции Южного Льва, но приобрели местные особенности с различиями во внешнем виде. В прошлом использовались костюмы, более похожие на Цилинь, но сегодня многие труппы покупают костюмы львов из Китая, не подозревая о тонких различиях, которые отличают Танец льва от Танца Цилинь.[необходима цитата] Тем не менее, существуют различные местные формы, которые существенно отличаются по внешнему виду и исполнению, например, танцы львов у меньшинств тай и нунг. Придворная версия танца исполняется в театре Duyet Thi Duong на территории королевского дворца в Хуе.

Танец льва - форма традиционного танца в китайской культуре

Танец исполняется в основном на традиционных фестивалях, таких как Тат Нгуен Джан и Тат Трунг Тху, а также во время других мероприятий, таких как открытие нового бизнеса, дни рождения и свадьбы. Танец обычно сопровождается мастерами боевых искусств и акробатикой. Особенностью вьетнамского танца льва является его партнер по танцу Онг Дья или бог земли, изображенный в виде широкоплечего, широко ухмыляющегося мужчины, держащего веер из пальмовых листьев, похожий на китайского "Большеголового Будду" . Добросердечный бог, согласно распространенным верованиям, обладает способностью призывать благоприятного к'лана и, таким образом, во время танца берет на себя инициативу по расчистке пути для к'лана.

 

 Японский лев

 

В Японии существует давняя традиция танца льва, и этот танец известен как сиси-май (獅子舞) на японском языке. Считается, что он был завезен из Китая во времена династии Тан и стал ассоциироваться с празднованием Дня рождения Будды. Первый танец льва, записанный в Японии, был на церемонии инаугурации Тодай-дзи в Наре в 752 году. Самая старая сохранившаяся маска льва, сделанная из дерева павловнии, с сочлененной нижней челюстью, также сохранилась в Тодай-дзи. Танец обычно исполняется в течение Нового года, чтобы принести удачу и отогнать злых духов, и танцоров-львов могут сопровождать музыканты, играющие на флейте и барабанах. Его также исполняют на других фестивалях и торжествах. В некоторых из этих представлений львы могут кусать людей за голову, чтобы принести удачу.

Танец льва был полностью поглощен японской традицией. В Японии существует много различных танцев льва, и стиль танца и дизайн льва могут отличаться в зависимости от региона – считается, что в стране существует до 9000 вариаций этого танца. Танец льва также используется на религиозных синтоистских фестивалях как часть формы исполнительского искусства, называемой кагура. Шиши кагура может быть найдена в разных формах - например, дайкагура, которая в основном акробатическая, ямабуси кагура, разновидность театрального представления, проводимого ямабуси аскетами, а также в бангаку и других. Различные формы танцев сиси также встречаются в но, кабуки (где танцы льва образуют группу пьес, называемых шаккемоно, примеры включают Рендзиси), и театрах бунраку.

 

Японский лев обычно состоит из деревянной, покрытой лаком головы, называемой сиси-гашира (букв. Голова льва), часто с характерным телом из ткани зеленого цвета с белыми узорами. Им может управлять один человек или два или более человека, один из которых манипулирует головой. Разновидность танца одного человека чаще всего можно увидеть в восточной Японии. Как и в случае с китайскими львами, форма головы и рисунки на теле будут отличаться от региона к региону и даже от школы к школе. Однако у маски иногда могут быть рога, похожие на оленьи (шика), а шиши, написанные разными иероглифами кандзи, могут означать зверя, оленя или дикого кабана, например, как в шиши-одори (鹿踊, букв. Танец оленя). Исторически слово шиши могло относиться к любому дикому четвероногому животному, и поэтому некоторые из этих танцев с разными животными также могут называться шиши-май.[53] В танце также иногда могут присутствовать тигры (тора) или цилинь (кирин).

На Окинаве существует похожий танец, хотя лев там считается легендарным шиса. Головы, тела и поведение шисов в танце сильно отличаются от сиси на материковой части Японии. Вместо того, чтобы танцевать под звуки флейт и барабанов, окинавский танец шиса часто исполняется под народные песни, исполняемые саншинами.

 Корейский лев

 

Танец льва был записан в корейском историческом труде Самгук Саги как "Санье" (狻猊, старое слово, обозначающее льва), одно из пяти стихотворений о танцах королевства Силла, написанных Чо Чи-вонем. Возможно, он был записан еще во времена правления короля Джинхына в 6 веке, во время которого была сочинена мелодия под названием "Талант льва", которая может быть отсылкой к танцу льва. В Корее сохранились две основные традиции танца льва: саджа-нореум, который исполняется как драма об изгнании нечистой силы; и саджач'ум, который исполняется в сочетании с драмами в масках. Во многих традиционных танцевальных драмах в масках танец льва появляется как одна из частей ряда актов. Когда-то также существовала придворная версия танца льва.

Танец льва как ритуал изгнания нечистой силы начали исполнять в Новый год в Корее во времена династии Коре. Самый известный из корейских саджа-нореумных танцев со львами - это Букчхонг саджанореум или спектакль в маске льва из Букчхонга. В этом танце льва лев в большой, но комичной маске льва и коричневом костюме может исполняться вместе с исполнителями в других масках. Танцоров могут сопровождать музыканты, играющие на двуглавом барабане, барабане в форме песочных часов, большом гонге и бамбуковой флейте с шестью отверстиями. Первоначально танец исполнялся каждую ночь первых пятнадцати ночей Лунного Нового года, когда танцевальная труппа в львиных масках и костюмах посещала каждый дом в деревнях региона Букчхон, а танец льва призван изгнать злых духов и привлечь удачу в наступающем году. Глаза маски льва могут быть выкрашены в золотой цвет, чтобы изгнать негативных духов. Львиные маски Понгсана и Каннена могут иметь закатывающиеся глаза и колокольчики, предназначенные для отпугивания демонов, когда они издают звук при движении льва. Также считается, что дети, которые сидели на спине льва во время таких представлений, обладали бы крепким здоровьем и долгой жизнью.

Танец льва - форма традиционного танца в китайской культуре

 Тибетский лев

 

В Гималаях и Тибете также существует танец льва, называемый танцем снежного льва. Этот танец можно встретить в Тибете, а также среди общин тибетской диаспоры, где он называется Сенгге Гарчам, Непале, Бутане и некоторых частях Северо–Восточной Индии - среди народа монпа в Аруначал-Прадеше, в Сиккиме, где он называется Сингхи Чхам, и в некоторых частях Уттар-Прадеша и Ладакха. Название сенг ге и связанные с ним формы происходят от санскрита, означающего "лев" сихха, а чам - буддийский ритуальный танец. У снежного льва белый мех, а в Тибете у него также может быть зеленая грива или зеленая бахрома, в то время как в Сиккиме грива может быть голубой.

Снежный лев считается эмблемой Тибета, а танец снежного льва - популярный танец в тибетских общинах, и его исполняют во время фестивалей, таких как фестиваль ритуальных танцев (чам) и Новый год. Снежный лев олицетворяет заснеженные горные хребты и ледники Тибета и считается очень благоприятным, а также может символизировать ряд характеристик, таких как мощь, и бесстрашие и радость. На некоторые местные версии танца снежного льва, возможно, также оказал влияние китайский танец льва в китайско-тибетском пограничье – например, было записано, что местный вождь в Сонгпане, Сычуань, подарил костюм льва Джамьянгу Жепе II из региона Амдо в 18 веке. Танец снежного льва может исполняться как светский танец или как ритуальный танец, исполняемый монахами бон по.

Танец льва - форма традиционного танца в китайской культуре

 Индия

 

За исключением танцев снежных львов, встречающихся в гималайских регионах, костюмы львов могут использоваться в различных формах танцев в других частях Индии. В районе Пурулия в Западной Бенгалии версия танца Чхау является единственной, в которой используются костюмы львов. В этом танце львы ассоциируются с индуистской богиней Дургой в качестве ее ездового животного. Львиные маски Чхау сделаны из папье-маше с сушеной травой в качестве меха.

В танце Сонгиукхавате или Сонгиукхота, народном танце в масках из Махараштры, исполняемом во время Чайтра Пурнимы, Наваратри и других особых случаев,  также могут использоваться костюмы львов. Костюмы льва представляют Нарасимху.

В Хоннавар Талуке в Уттара Каннаде танец льва под названием симха нрутья может исполняться в пьесах Якшаганы. Танцоры носят хлопчатобумажную маску, напоминающую льва с двумя серебряными клыками, и они танцуют, имитируя движения и поведение льва.

Танец льва - форма традиционного танца в китайской культуре

 Индонезия

 

Китайский танец льва называется баронгай в Индонезии, часто исполняется китайскими индонезийцами во время Имлека. Однако индонезийцы разработали свой собственный стиль танцев льва. Танец льва (индонезийский: баронг) в Индонезии имеет различные формы, отличные от местных культур Индонезии, и неизвестно, имеют ли они какое-либо отношение к китайскому льву. Самые известные танцы львов исполняются на Бали и Яве.

В индо-балийской культуре Баронг - король добрых духов и враг королевы демонов Рангды. Как и для китайского льва, для него требуется больше танцоров, чем в яванском Reog, обычно с участием двух танцоров.

В Реоге, танце Понорого на Яве, участвует фигура льва, известная как синга баронг. Он проводится по особым случаям, таким как Лебаран (Ид аль-Фитр), годовщина города или регентства или карнавал в честь дня независимости. Один танцор, или варок, несет зубами тяжелую маску льва весом около 30-40 кг. Ему приписывают исключительную силу. Варок также может нести на голове мальчика или девочку-подростка. Удерживая мальчика или девочку-подростка на голове, танцор Реог удерживает вес до 100 килограммов. Большая маска длиной более 2,5 метров с натуральной шкурой тигра или леопарда и настоящими павлиньими перьями. Она получила международное признание как самая большая маска в мире.

Представление танца льва в Сисингане во время церемонии открытия Азиатских игр 2018 года.

Другая форма индонезийского танца льва называется Сисингаан с Западной Явы.Сисингаан отмечен формой изображения в форме льва паланкин, который несет группа танцоров, исполняющих различные аттракционы в сопровождении традиционной музыки. Таким образом, дети катаются на львином паланкине, и обычно его исполняют, чтобы отпраздновать церемонию обрезания, когда ребенка несут на льве вокруг кампунга (деревни).

Танец льва - форма традиционного танца в китайской культуре
Танец льва - форма традиционного танца в китайской культуре

 Восточная Африка

 

Во всем мире существуют танцы львов, которые являются локальными для своего региона и не связаны с китайскими танцами. Например, различные племена Восточной Африки, такие как кенийский народ масаи и самбуру, обычно исполняли танец льва, чтобы отпраздновать успешную охоту на льва, которая считается этими племенами престижным актом и признаком храбрости. Танцоры также могут воспроизвести охоту на льва. Некоторые из них делают головной убор из гривы убитого льва (или из других животных) и носят головной убор во время танца. Молодые люди также могут носить головной убор с львиной гривой и танцевать на церемонии совершеннолетия. Однако, поскольку охота на львов запрещена, в настоящее время танец редко исполняется в реальных условиях, но они могут продолжать исполнять танец для туристов.

Танец льва - форма традиционного танца в китайской культуре

 Музыка и инструменты

 

Китайский танец льва исполняется под музыку, состоящую из ударов в тангу (барабан) (в Сингапуре, датангу), тарелок и гонгов. Инструменты синхронизируются с движениями и действиями танца льва. Фут Сан, Хок Сан, Фут Хок, Чоу Гар и т.д. все играют свой ритм по-разному. Каждый стиль воспроизводит уникальный ритм. Развитие электронных устройств позволило воспроизводить музыку через телефон / планшет / компьютер / mp3-плеер. Это способствовало эволюции того, как люди могут играть музыку танца льва, что избавляет от необходимости носить с собой инструменты (которые могут быть довольно большими).

Наиболее распространенный стиль - это ритмы танца льва. Здесь более 22 различных тестов, которые вы можете использовать, чтобы показать движения льва, в то время как у fut san их всего около 7.

Танец льва - форма традиционного танца в китайской культуре

 Костюмы

 

Костюмы для танца льва, используемые в этих представлениях, могут быть изготовлены на заказ только в специализированных ремесленных мастерских в сельских районах Азии и должны быть импортированы за значительные средства для большинства зарубежных стран за пределами Азии. Для групп в западных странах это стало возможным благодаря средствам, собранным за счет подписок и взносов членов местных культурных и деловых сообществ. Для таких стран, как Малайзия, со значительным китайским населением, может быть доступен местный опыт в изготовлении костюмов льва и музыкальных инструментов без необходимости импортировать их из Китая. Большинство современных танцевальных костюмов Южного льва поставляются с комплектом подходящих штанов, однако некоторые практикующие используют черные штаны для кунг-фу, чтобы выглядеть более традиционно. Современные костюмы для танца льва сделаны очень прочными, а некоторые - водонепроницаемыми.

 Ассоциация с ушу / кунг-фу

 

Китайский танец льва имеет тесное отношение к кунг-фу или Ушу, и танцоры обычно являются членами местного клуба боевых искусств кунг-фу или школы. Они практикуются в своем клубе, а некоторые усердно тренируются, чтобы овладеть этим навыком как одной из дисциплин боевого искусства. В целом, видно, что если в школе есть способная труппа с большим количеством "львов", это демонстрирует успех школы. В некоторых районах он также обычно практикуется вместе с танцем дракона.

 Во время китайского Нового года и фестивалей

 

Во время китайского Нового года труппы львиных танцев посетят дома и магазины азиатского сообщества, чтобы исполнить традиционный обычай "цай цин" (採青), буквально означающий "срывание зелени", при котором лев срывает благоприятный зеленый салат, либо подвешенный на шест, либо поставленный на стол перед помещением. "Зелень" (цин) связана вместе с "красным конвертом", содержащим деньги, а также может включать благоприятные фрукты, такие как апельсины. На китайском cǎi (採, срывать) также звучит как cài (菜, что означает овощ) и cái (财, что означает удачу). Лев будет танцевать и приближаться к "зеленому" и "красному конвертам", как любопытный кот, чтобы "съесть зелень" и "выплюнуть" ее, но сохранить "красный конверт", который является наградой для львиной труппы. Считается, что танец льва приносит удачу в бизнес. Во времена династии Цин в представлениях могли быть дополнительные скрытые значения, например, съеденные львом зеленые овощи (цин) могут символизировать цинских маньчжуров. Танцевальные труппы львов иногда сопровождаются различными персонажами, такими как Большеголовый Будда.

Различные виды овощей, фруктов, продуктов питания или посуды с благоприятными символическими значениями; например, ананасы, помело, бананы, апельсины, побеги сахарного тростника, кокосы, пиво, глиняные горшки или даже крабы могут использоваться в качестве "зелени" (青), которую нужно "сорвать", чтобы создать различные трудности для исполнителей танца льва. Но трудности испытания должны быть тем больше, чем больше награда в виде "красного конверта".

В старые времена листья салата подвешивали на высоте 5-6 м (16-20 футов) над землей, и только хорошо обученный мастер боевых искусств мог дотянуться до денег, танцуя с тяжелой головой льва. Эти мероприятия стали общественным вызовом. Была вознаграждена крупная сумма денег, и зрители ожидали хорошего шоу. Иногда, если львы из нескольких школ боевых искусств подходили к салату одновременно, предполагалось, что львы сразятся, чтобы определить победителя. Львам пришлось сражаться стилистическими львиными движениями, а не хаотичными стилями уличных боев. Зрители будут судить о качестве школ боевых искусств по тому, как сражались львы. Поскольку на карту была поставлена репутация школ, бои обычно были жестокими, но цивилизованными. Затем лев-победитель использовал творческие методы и навыки боевых искусств, чтобы получить высокую награду. Некоторые львы могут танцевать на бамбуковых ходулях, а некоторые могут наступать на человеческие пирамиды, сформированные сокурсниками школы. Исполнители и школы получат похвалу и уважение в дополнение к крупному денежному вознаграждению, если они преуспеют.

Танец льва - форма традиционного танца в китайской культуре

В 1950-60-е годы в некоторых районах с высокой численностью китайцев и азиатов, особенно в Чайнатауне, во многих зарубежных странах за пределами Китая по всему миру люди, присоединившиеся к танцевальным труппам lion dance, были "похожи на гангстеров", и между танцевальными труппами lion dance и школами кунг-фу было много драк. Родители боялись разрешать своим детям присоединяться к танцевальным труппам льва из-за "гангстерских" связей с участниками. Во время фестивалей и представлений, когда танцевальные труппы льва встречаются, между группами могут возникать драки. Некоторые подъемы и акробатические трюки предназначены для того, чтобы лев "сражался" и опрокидывал других львов-соперников. Исполнители даже прятали кинжалы в своей обуви и одежде, которыми можно было поранить ноги другим танцорам-львам, или даже прикрепляли металлический рог на лоб своему льву, которым можно было разрубать головы другим львам. Насилие стало настолько экстремальным, что в какой-то момент правительство Гонконга полностью запретило танец льва. Теперь, как и во многих других странах, труппы lion dance должны получить разрешение правительства, чтобы исполнять танец льва. Хотя определенная степень соперничества все еще сохраняется, труппы стали намного менее жестокими. В наши дни, когда команды встречаются друг с другом, они обмениваются рукопожатием через пасть льва, чтобы продемонстрировать спортивное мастерство.

В традиционном представлении, когда танцующий лев входит в деревню или поселок, предполагается, что он сначала отдает дань уважения местному храму (храмам), затем предкам в зале предков и, наконец, проходит по улицам, чтобы принести счастье всем людям.

 

Танец льва - форма традиционного танца в китайской культуре

 Эволюция и конкуренция

 

Танец льва распространился по всему миру благодаря присутствию во всем мире китайских общин диаспоры и поселенцев-иммигрантов во многих странах Америки, Европы, Азии, Африки, Австралии, Тихоокеанской Полинезии и, в частности, в Юго-Восточной Азии, где наблюдается большое присутствие зарубежных китайцев.

Танец значительно эволюционировал с первых дней, когда он исполнялся как часть китайских боевых искусств, и превратился в более художественное искусство, а также в спорт, который учитывает выражение лица льва и естественные движения, а также развитие более сложных акробатических стилей и навыков во время выступлений. Эта эволюция и развитие привели к появлению современной формы танцев льва, и проводятся конкурсы, чтобы выявить лучших исполнителей танца льва.

Международные чемпионаты по танцам льва проводятся во многих странах, например, в Малайзия, Сингапур, Гонконг и Тайвань. В соревнованиях в основном участвуют танцевальные команды Южного Льва, и они могут проводиться на серии небольших круглых платформ, поднятых на шестах, называемых джонгами, и в традиционном наборе всего 21 или даже 22 шеста.[93] Высота этих шестов варьировалась от 4 до 10 футов (1-3 м), но шесты чемпионата могут достигать 20-26 футов (6-8 м). К шестам также можно добавить подпорки или препятствия, такие как небольшой деревянный мост, который можно легко сломать пополам, или пару проволочных тросов, по которым можно перейти. Первый джонги built были представлены в 1983 году для соревнований в Малайзии, изготовлен из дерева с небольшой круглой резиновой платформой сверху и железным фитингом снизу, всего в оригинальном наборе 5 шестов, называемых "Шестами Мэй Хуа" или "Шестами цвета сливы", которые были 33 дюйма в высоту и 8 дюймов в ширину. Позже в набор было добавлено 16 или даже 17 шестов, но все 21 или даже 22 шеста были на 85,11 дюйма выше и на 6 дюймов шире и вместо этого сделаны из железа.требуется цитирование.[] Конкурс оценивается на основе мастерства и живости льва, креативности трюков и хореографических движений, а также сложности акробатических трюков и ритмичного и пульсирующего живого инструментального сопровождения, которое может очаровать зрителей и судей конкурса. Основная рубрика судейства была разработана Международной федерацией танцев драконов и львов и набрала в общей сложности 10 баллов. Их рубрика используется на многих профессиональных соревнованиях, включая Гентинг, Малайзия, который недавно проводится на Арене звезд с момента ее открытия в 1998 году. Чемпионаты мира по гентингу и Национальные чемпионаты по танцам льва проводятся в Малайзии каждые два года, начиная с 1980-х годов. Чемпионом по состоянию на 2018 год является последовательный победитель Кун Сенг Кенг из Муара, Джохора, Малайзия, победители 11 из 13 соревнований по жентингу,[94] а также другие участники из Малайзии, такие как Гор Чор из Сегамата, Джохора, Малайзия, Хонг Тейк из Алор Сетар, Кедах, Малайзия, Хуан Локе из Сунгай Вэй, Петалинг Джая, Селангор, Малайзия, и Гуан И Квонг Нгаи из Сери Кембангана, Селангор, на окраине столицы Куала-Лумпура, Малайзия. К 2001 и 2002 годам танцевальные команды dragon также участвовали в соревнованиях в Гентинге. Другим известным соревновательным мероприятием, проводившимся в Малайзии, был имперский чемпионат мира по танцам драконов и львов Танг Лонг на крытом стадионе Путра, Куала-Лумпур, Малайзия, в 2002 году. В нем также участвуют как северные, так и южные танцевальные команды Львов, но также и танцевальные команды драконов. Еще одно соревнование под названием Ngee Ann City National Lion Dance Championships проводится каждый год в городе Нги-Энн, Орчард-роуд, Сингапур, начиная с 1990-х годов.

Танец льва - форма традиционного танца в китайской культуре

 В политике

 

Танец льва рассматривается как репрезентативная часть китайской культуры во многих зарубежных китайских общинах, и в некоторых странах Юго-Восточной Азии предпринимались попытки запретить или препятствовать танцу, чтобы подавить китайскую культурную самобытность в этих странах. Например, в Малайзии малайский политик в 1970-х годах раскритиковал танец льва как не малазийский по стилю и предложил заменить его на танец тигра, и до 1990 года он был запрещен, за исключением китайского Нового года. Танец льва стал предметом политических и общественных дебатов о национальной культуре страны. В эпоху Сухарто в Индонезии публичное выражение китайской культуры также было запрещено, а шествие баронгай (танец льва) считалось "провокационным" и "оскорблением индонезийского национализма". Однако этот запрет был отменен после краха режима Сухарто в 1998 году, тем не менее, случайные местные запреты танца льва все еще имели место.

 В популярной культуре

 

В 1960-х и 1970-х годах, в эпоху, когда в Гонконге были очень популярны китайские классические фильмы и фильмы о боевых искусствах, кунг-фу фильмы, в том числе Джет Ли с Вонг Фей Хунг, фактически косвенно показывают и указывают на то, как танец льва практиковался в тесных отношениях с кунг-фу и кунг-фу в то время, например, Dreadnaught и Martial Club. В те дни танец льва в основном практиковался и исполнялся как искусство ушу или кунг-фу, при этом испытание для "льва" строилось из стульев и столов, сложенных вместе, чтобы "лев" мог выполнять свои трюки и выполнять свою задачу.

В мюзикле 1976 года "Тихоокеанские увертюры" Стивена Сондхейма первый акт заканчивается музыкальным номером под названием "Танец льва".Персонаж коммодора Перри исполнил смесь кабуки версии танца льва и легкой прогулки, одетый в костюм дяди Сэма, длинный белый парик и грим льва кабуки, который здесь использовался, чтобы выразить свои чувства успеха от встречи с японскими официальными лицами и открытия Японии для торговли впервые за 250 лет. Танец льва кабуки также появился в фильме 1957 года "Сайонара" с Рикардо Монтальбаном.

В нескольких фильмах 1990-х годов, включая переделанную версию " Вонг Фей Хунг", и продолжениях "Однажды в Китае", сюжеты сосредоточены на танцах со львами, особенно "Однажды в Китае III" и "IV". Главный актер сериала, Джет Ли, выступал в роли танцора-льва в нескольких своих фильмах, включая "Танец льва в северном стиле в храме Шаолинь", "Храм Шаолинь 2: Дети из Шаолиня", "Храм Шаолинь 3: Северный и Южный Шаолинь" и "Танец льва в южном стиле" в "Однажды в Китае III" и "Однажды в Китае и Америке".

Другие фильмы включают "Молодой мастер", "Лев против Лев, Танцующий лев, Великий лев Кун Сен Кенг, Люди-львы, Люди-львы: Окончательное выяснение отношений, Танцы со львами и Танцы со львами 2 и я такой, какой я есть.[Необходима цитата] Танец северного льва появился в диснеевском фильме 1998 года "Мулан", когда злодеи-гунны используют его, чтобы проникнуть в имперский город под видом большого имперского льва.

Танец льва также появлялся в популярных музыкальных клипах, таких как клип китайской хип-хоп группы Higher Brothers на их сингл "Open It Up", клип Адама Ламберта "If I Had You" и клип Зейна Малика с участием Сиа "От заката до рассвета". Тот же традиционный танец также появился в музыкальном клипе "True To Your Heart" группы 98 Degrees с участием Стиви Уандера, который использовался для рекламы анимационного фильма Диснея 1998 года "Мулан".[требуется цитирование]

В версии 4.4 видеоигры Genshin Impact появился игровой персонаж Gaming, исполнитель танца Ушоу, который является версией танца льва от Лиюэ. В другой видеоигре, Wuthering Waves, присутствует персонаж Линьян, "Танцующий со львом" из города Цзиньчжоу.


Вариации Века логотип

В нашем клубе проводится обучение:

 

  • бальным танцам 
  • хип-хоп танцам
  • занятия хореографией
  • для самых маленьких проходят занятия ритмопластики.