Вариации Века
Вариации Века
танцевально-спортивный клуб
Школа спортивных танцев Вариации Века
мкр. Железнодорожный г. Балашиха
г. Москва
Западное влияние начало ощущаться в японской культурной жизни в период Мэйдзи (1868-1911), когда Японская Империя прошла ряд преобразований в ходе так называемой «реставрации Мэйдзи», в промышленно развитую страну. Многие аспекты японского общества, его инфраструктура, армия и законы были реконструированы в соответствии с западными моделями.
Многолетнее правление сёгуната было упразднено, а Император Мэйдзи (правивший в 1867-1912 годах ) стал фактическим правителем Японии. Старая религия синто была переосмыслена так, чтобы подчеркнуть божественное происхождение императорского дома. Следовательно, император стал главой культа синто.
В процессе быстрой ассимиляции Японии с западным миром все западное стало очень модным. Это также привело к значительным изменениям в области театра и танца.
Но и кёгэн начали считаться странными и старомодными (хотя Но был неприкасаем из-за его поддержки императорским двором). Также по-прежнему сохранялись, но считались безнадежно устаревшими, древние формы танцев, такие как танцы святилищ Кагура и придворные танцы бугаку. Кукольный театр бунраку, главным образом, процветал в Осаке.
Кабуки, с другой стороны, не потерял свою популярность. Тем не менее, даже он поддался влиянию западного сценического реализма. Именно этим временем датируется появление «нового кабуки» или шин-кабуки, в котором ставка в пьесах делалась на реализм, а множество старых особенностей и сценических приемов кабуки были выброшены из постановок.
Японские интеллектуалы быстро ознакомились с западной драматической литературой, которая также частично повлияла на внедрение новых тенденций в кабуки. В театре была основана реформаторская группа, которая начала полностью переделывать кабуки «на западный лад». В кабуки начали появляться актрисы, что было неслыханным для этого театрального жанра с 17-го века. Но подобная реформа была обречена на провал. В кабуки вновь начали набирать популярность патриотические темы, что привело к созданию нового жанра – кацуреки-кабуки или «пьесы современной истории».
Во всех этих новых формах кабуки четко прослеживался западный реализм. Одним из реформаторов данного периода был плодовитый драматург Каватакэ Мокуами (1816-1893), который написал около пятидесяти пьес кабуки . Большинство из них относятся к различным традиционным категориям кабуки, но он также писал так называемые пьесы сангиримоно или севамоно в период Мэйдзи. Каватакэ Мокуами помимо своих произведений стал известен тем, что перевел ряд западных драм на японский язык.
Ни одна другая традиционная форма театра в Азии не превратилась в такой грандиозный сценический спектакль, как театр кабуки, который не теряет свою популярность уже в течение четырех веков. Кабуки сочетает в себе различные жанры музыки и танца, а его отличительной чертой является преувеличенная мимика актеров.
Изначально выступления кабуки проводились на улице, и он стал сенсационным жанром для своего времени. Позже кабуки переместился в так называемые чайные театры в пресловутых кварталах красных фонарей в растущих городах. В период Эдо можно прекрасно проследить в пьесах Кабуки явных эротический репертуар. Также кабуки зачастую перенимал тематику пьес с родственной формы театра — бунраку и с более старой формы театра Но.
Во время золотого века кабуки (18-19 века) чайные театры выросли в размерах, а также стала применяться более сложная техника: вращающиеся сцены, подъемники и многослойные шторы. Таким образом, кабуки стал предлагать красочные панорамы, сценические трюки, изменение формы декораций, чего не было в большинстве форм азиатского театра, в основном сосредоточенных на искусстве актера.
Если Кабуки сам по себе можно описать, как «красочный» жанр, это же в равной степени относится к его истории. Длительный процесс эволюции кабуки начался на берегу реки в Киото в 1603 году. Родоначальницей жанра стала Окуни (которая была служительницей храма Идзумо Тайся). Ее ритуальные танцы в высохшем русле реки близ Киото привлекли сотни зрителей. Вскоре Окуни начала использовать в своих выступлениях романтические и светские танцы. Прошло совсем немного времени, как женщина прославилась по всей столице и начала выступать вместе с труппой на сценах Киото.
Ее танцы, возможно, были основаны на более ранних буддийских храмовых танцах, в то время как музыка первоначального варианта кабуки была взята из более древнего театра Но. Однако, в кабуки, в отличие от других форм театра, начал использоваться новый инструмент, трехструнный сямисэн, который вскоре стал очень модным.
Короткие танцевальные номера и сценки, исполняемые труппой Окуни, создавали ощущение эротизма, поскольку актрисы одевали экзотические костюмы, которые частично подражали костюмам португальских миссионеров. Этот первый вариант кабуки, как полагают некоторые исследователи, был связан с проституцией. Поэтому вовсе не удивительно, что он так стал популярен в чайных театрах кварталов. Ведь с помощью нового популярного жанра можно было предоставить клиентам новый вид развлечений, и в то же время рекламировать жриц любви на сцене.
Из-за большой популярности «женского кабуки» и шумихи, который этот жанр создал среди мужской аудитории, чиновники запретили «онна кабуки» в 1629 году. Это привело к созданию другого варианта театра — «вакашу кабуки» или «кабуки молодых мужчин». Чайные бордели начали предлагать услуги молодых парней, что обрело популярность среди бисексуальной атмосферы «кварталов для удовольствия» и их особого стиля жизни под названием ukioyo или «изменчивого мира». Парни, исполняющие женские роли, приобрели популярность среди мужской аудитории. Но подобное продлилось недолго. В 1652 году чиновники запретили и этот вид кабуки. Тем не менее, взрослым мужчинам никто не запретил выступать на сцене, что привело к созданию нового вида театра — «яро кабуки», в котором все роли, даже женские, играли взрослые актеры мужского пола.
Во время бурного развития в начале 20-го века новые формы театра были использованы в качестве платформы для патриотизма и политических реформ. Одним из важнейших людей в театральной жизни в то время был Каваками Отодзиро (1864-911), который, со своей женой, известной актрисой, основал свою собственную театральную труппу Kawakami Company.
Стиль Отодзиро был основан на кабуки, но имел множество отличительных особенностей западной сцены. Какое-то время Отодзиро учился в Париже, а после возвращения в Японию начал писать пьесы с политическим и патриотическим подтекстом. Kawakami Company с большим успехом гастролировала в Америке и Европе, где переняла многие тенденции европейского театра. В это время наблюдался и обратный процесс — большой интерес со стороны европейской культуры к японской культуре. Это явление часто называлось японизм (Japonisme).
Влияние Японии также распространилось на соседние страны. Западный тип разговорного театра распространился в Корее и Китае через Японию. Со своей стороны, китайская традиция разговорного театра (huaju) была перенята японцами. Китайская студенческая труппа по названию The Spring Willow Society поставила первый акт «Дамы с камелиями» в Токио в 1907 году. Эта новая форма театра вскоре распространилась в Китае, в частности, в более интернациональном Шанхае.
Одной из форм слияния японского и западного театра стали пьесы эпохи Мэйдзи по названию симпа, которые многие критики рассматривают как стилизованный в стиле барокко кабуки. Реалистичные пьесы симпа были сосредоточены на различных проблемах современной Японии. Также они примечательны тем, что в них на сцене появлялись актрисы.
Растущий интерес к западной драме привел к созданию в Японии литературного общества. В 1906 году ведущей фигурой в нем был ученый, переводчик и актер Цубоути Сёё. Некоторые артисты самодеятельности, которые были связны с литературным обществом, впервые в Японии начали ставить отрывки из западных пьес. Эта новинка была названа сингеки или «новые пьесы». Также сингеки стали началом шекспировской традиции в Японии, которая до сих пор продолжается и поныне.
В 1909 году была основана труппа The Free Theatre, которая состояла из опытных актеров кабуки, заинтересованных в западной драме. Они перевели и поставили в Японии множество работ западных драматургов, таких как пьесы Ибсена, Уайльда и т.д. Однако, ужесточение цензуры до и во время Второй мировой войны серьезно ограничивало свободу самовыражения.
Как в других странах мира, в Японии после Второй мировой войны на мир развлечений оказали очень сильное воздействие новые средства массовой информации, киноиндустрия и телевидение. Тем не менее, также стали возрождаться традиционные исполнительские искусства, такие как Но, кёгэн, бунраку и Кабуки. В этих многовековых видах искусства начали внедряться новые тенденции, особенно это выделялось в театре кабуки, где появился так называемый «Супер Кабуки» с его новыми трюками и технологиями.
Несколько японских драматургов начали работать в области разговорного театра. На Западе самым известным среди них является Юкио Мисима (1925-1970), который написал, помимо других драм, коллекцию современных пьес Но, в которых он отразил дух театра Но совершенно новым способом. Среди других важных драматургов выделяются Кобо Абэ (1924-1993) и «отец» японской драмы абсурда, Минору Бэцуяку (1937-).
На современной театральной сцене в Японии сегодня перемешаны различные жанры, такие как традиционные формы, разговорного театра, экспериментальные формы, мюзиклы, западная опера и балет и т.д. При этом существуют некоторые формы исполнительского искусства 20 века, которые выросли из японских традиционных форм театра и танца. К ним относятся женский театр Takarazuka Revue, а также современный танец буто, который также оказал влияние на современную танцевальную сцену на Западе.
Один из особенностей японского театра 20 века стало знаменитое Такарадзука Ревю. В рамках этого учреждения существует Большой театр Такарадзука и Музыкальная школа Такарадзука, в которой прошли строжайшее обучение все нынешние 400 актрис театра.
Один из особенностей японского театра 20 века стало знаменитое Такарадзука Ревю. В рамках этого учреждения существует Большой театр Такарадзука и Музыкальная школа Такарадзука, в которой прошли строжайшее обучение все нынешние 400 актрис театра.
Особенностью Такарадзука Ревю является то, что все актрисы молодые, практически подростки. При этом они исполняют мужские роли, что стало сенсационной новинкой, когда театр был основан в 1913 году Кобаяши Ичизо. Во всех классических формах японского театра полностью доминируют мужчины. Такарадзука стала сенсацией, когда в мужских ролях внезапно появились молодые, привлекательные девушки с низкими голосами. В этом смысле опыт Такарадзука можно сравнить с китайской оперой юэ, которая одновременно развивалась в области Шанхая. С 1920-х годов обе формы театра привлекли огромную аудиторию, в основном женскую.
Первоначально довольно скромная труппа Такарадзука выросла в течение столетия в огромное учреждение с более чем 400 актрисами и около 1000 сотрудниками. Такарадзука Ревю в настоящее время разделена на пять трупп, которые дают спектакли на двух сценах в городе Такарадзука и в Takarazuka Theatre в Токио. Также театр часто гастролируюет в США и Европе.
В основном пьесы театра представляют очень романтические любовные истории, поэтому стиль Такарадзука одновременно приторно-мягкий и очень мелодраматический. Техника танца основывается на западных танцевальных шоу.
Источник 4dancing.ru
Рубрики
В нашем клубе проводится обучение: