Вариации Века
Вариации Века
танцевально-спортивный клуб
Школа спортивных танцев Вариации Века
мкр. Железнодорожный г. Балашиха
г. Москва
Очень часто возникает вопрос - что входит в понятие обучения танцам? Ошибочно считать, что в это входит лишь разучивание танцевальной связки и умение станцевать ее под музыку. Танец включает в себя очень много компонентов, которые мы попробуем перечислить и харатеризовать.
Танцоры не только исполнители, их тела также инструменты, с помощью которых создается искусство. Поэтому, качество этого искусства обязательно зависит от физических качеств и навыков, которыми обладают танцоры. Чем более сильное и гибкое тело танцора, тем он более способен на широкий диапазон движения. Почти все профессиональные танцоры начинают обучение в молодом возрасте с целью правильного формирования и развития их тела. Развиваются определенные нужные мышцы и связки, а также суставов, подвижность которых если не развить в детстве, то потом это будет сделать невозможно, поскольку они окостенеют.
Помимо силы и подвижности, хороший танцор должен также обладать развитой координацией (способностью работать различными частями тела вместе), высоко развитой кинестетической осведомленностью (для того, чтобы знать и контролировать положение и состояние тела в пространстве), контролем веса и баланса в движении, развитым осознанием пространства, сильным чувством ритма, а также пониманием музыки. В частности, в драматическом танце, танцор должен быть в состоянии четко спроектировать свои движения и сделать его выразительные качества понятными аудитории. Изящество и гармония тела также часто желательны для танцора, как и физическая красота, но это субъективные качества, которые отличаются от одной культуры к другой и меняются в зависимости от моды. К примеру, сегодня физический идеал балерины – стройная девушка с длинными ногами — довольно сильно отличается от предпочтений конца 19-го века – округлый формы.
Хотя современные авангардные хореографы иногда работают с неподготовленными танцорами, чтобы воспользоваться их природными качествами и талантом, так сказать, неискушенными движениями, большинство танцоров на Западе обучаются либо по строгой методике, основанной на классическом балете, либо по методам, введенным в 20 веке хореографами современного танца Мартой Грэхем и Мерсом Каннингемом. Другие виды танца, такие как джаз или степ, как правило, преподаются в сочетании с этими методами.
Обучение обычно начинается рано: в 8 — 12 лет для девочек и в 14 для мальчиков, хотя некоторые артисты балета и многие более современные танцоры начинают учиться позже. Во время балетной подготовки внимательно следят за правилами, опубликованными в 1828 году итальянским мастером танцев Карло Блазисом в его «Кодексе Терпсихоры». Блазис утверждал, что необходимы, по меньшей мере, три часа танцевальных классов в день, с включением упражнений, которые постепенно разрабатывают различные части тела.
Ежедневные занятия необходимы не только для того, чтобы сформировать тело и развить необходимые физические навыки, но также для поддержания тела в надлежащей форме и для предотвращения травм. Многие танцевальные па требуют энергичных и неестественных движений требования суставов, мышц и сухожилий, которые могут легко растянуть или повредить их, если тело не будет тренировано надлежащим образом.
Как утверждают все физиотерапевты и тренеры, тела некоторых людей больше подходят для обучения, чем у других. Поэтому сегодня многие начинающие танцоры, которые в будущем хотят построить профессиональную карьеру, проходят тщательное медицинское обследование. Это гарантирует, что они не имеют каких-либо недостатков или инвалидности, таких как слабый или искривленный позвоночника, что в будущем сделает их непригодными для танцев или доставит проблемы со здоровьем.
Упражнения , которые будут назначены при подготовке танцору, зависят от стиля танца. К примеру, балерины должны упорно трудиться , чтобы достичь полного вращения ног в ямке бедра так, чтобы пятки могли касаться спины, а ноги могли выгибаться под углом 180 °. Это позволяет им поднимать ноги высоко в воздух во время прыжков.
В то время как артисты балета редко используют туловище во время танца, африканские танцоры и некоторые современные танцоры должны быть чрезвычайно гибкими в туловище и тазе, чтобы выполнить те специфические и резкие движения, которых требуют их особые танцы. Индийские классические танцоры развивают большую силу и гибкость своих ног. При этом многолетними тренировками они также добиваются идеального контроля над мышцами лица и шеи, а также гибкости и контроля суставов и мышц рук. Это необходимо для того, чтобы с точностью и изяществом исполнять сложные мудры — символические жесты, которыми индийцы в танцах передают множество разных смыслов.
Строгое и «одинаковое» обучение танцоров зачастую попросту неприемлемо, хотя бы просто потому, что у каждого танцора всегда есть свой личный стиль танца. Определенные навыки даются более легко одним танцорам, нежели другим, в то же время другие будут более сильны в чем-то другом. К примеру, один танцор может совершать отличные прыжки, в то время как другой может идеально контролировать баланс своего тела в медленных, тщательно выверенных танцевальных пассажей. Одна и та же хореография может выглядеть совершенно по-другому, когда она исполняется двумя различными танцорами.
Также танцоры очень сильно отличаются в способах, которыми они выражают смысл музыки и постановки. Некоторые танцоры двигаются напряженно, энергично и даже агрессивно, в то время как движения других мягкие, плавные и «текучие». Казалось бы, они отображают одну и ту же идею танца, но на самом деле они достигают этого разными способами. Также некоторые танцоры двигаются точно в ритм музыке, а движения других происходят как бы слегка независимо от нее. Один танцор может двигаться резко и экспрессивно, в то время как другой может быть «хладнокровным и отстраненным», концентрируясь на техническом совершенстве.
В современном танце танцор может высоко цениться за индивидуальный стиль и технику, но, как правило, от него ожидают, что он раскроет свою личность в хореографии.
Отображение индивидуального стиля однозначно необходимо сегодня во всех стилях танцев, таких как балет, бальный танец, современный танец, где подготовленные специалисты исполняют сложные постановки для удовольствия публики. Многие стили танцев позволяют отдельным танцорам проявить свои таланты. А во многих народных танцах, особенно тех, которые изначально произошли из древних ритуалов, во главе всего стоит чувство единства в группе, а не индивидуальное мастерство какого-либо одного танцора. Суть таких танцев состоит не в проявлении талантов танцора или хореографа, а в совершенстве ритуала.
Требовательные стандарты и строгое обучение с раннего детства являются необходимыми в обязательном порядке, когда танец будет выступать в роли искусства, которое будет воспроизводиться перед аудиторией. Такие ученые, как немецкий музыковед Курт Сакс, отмечали, что в самых ранних культурах, где танец был чем-то, в чем участвовали все члены племени, танцоры не рассматривались в качестве «специалистов», которых «отбирали» и обучали из-за их особых навыков или красоты.
Но однажды религиозное поклонение (первоначальная причина для танца) переросло в ритуал, при котором для танцоров стало важно быть настолько квалифицированными и исполнять танец так хорошо, как это только возможно. Ведь люди верили, что если ритуал не исполнить хорошо и точно, то молитвы или магия не удадутся. Танцоров отбирали самым тщательным образом для их последующей специальной подготовки, которая обеспечивалась либо семьей, либо квалифицированными людьми, которые жили и преподавали за пределами общины. Выступление танцоров теперь стали предметом самых строгих суждений. К примеру, Сакс упоминает племя на острове Санта-Мария в Новых Гебридах (ныне Вануату), где старики стояли с луками и стреляли в каждого танцора, который делал ошибку.
Часто в религиозных танцах танцор подвергается не только интенсивной физической подготовке, но и подготовке в плане духовной дисциплины. Такие танцоры часто формировали специальную касту, отделенную от остальной части сообщества. В религиозных гавайских танцах хула танцоры соблюдали важные табу и принимали участие в священных обрядах, чтобы быть в хорошей форме для танцев. Традиционные религиозные танцовщицы Индии должны были оставаться девственницами, поскольку их рассматривали в качестве невест богов. Преподавали им танцевальное искусство мастера высшей касты. Но со временем такая практика стала коррумпированной, а храмовым танцовщицам начали платить, чтобы они танцевали в домах богачей.
В Европе профессиональный танец на протяжении многих веков ассоциировался только с шутами и бродячими группами жонглеров, танцоров, поэтов и музыкантов, которые, как правило, рассматривались в качестве социальных «низов общества».
Ранние балеты при королевских дворах исполнялись почти исключительно танцорами-любителями (хотя делалось это по строгим указаниям профессиональных мастеров танца). Для этих танцоров балет являлся средством демонстрации собственной благодати, достоинства и хороших манер. В то же время комические или бурлескные постановки исполнялись намного большими профессионалами своего дела, которые не были так обеспокоены выражением своего достоинства.
Французский король Людовик XIV, который сам был заядлым танцором-любителем, был первым, кто понял, что искусство танца не может развиваться, если танцоров не готовить должным образом и не растить настоящих специалистов. Для того, чтобы обеспечить стандарты для этой подготовки, он создал Королевскую академию танца в 1661 году, объединив ее Королевской академией музыки в 1672 году (эта Академия сохранилась до наших дней под названием «Парижская Опера»).
Благодаря работе таких мастеров, как Пьер Бошам, первый директор Королевской академии танца, были унифицированы основные принципы танцевальной техники, после чего танцоры быстро достигли гораздо больших высот виртуозности, нежели ранее. До инноваций Людовика раскол между придворными танцами, с их тщательно культивируемым стилем и моделями движения, а также менее утонченными крестьянскими танцами, не был столько очевиден. Но с этого момента профессиональные и любительские танцы в Европе действительно стали очень отличаться.
Современный танец использует многие из шагов и позиций тех классических придворных танцев, хотя часто в совершенно ином стиле.
Многие из шагов , используемых в народном танце, по сути являются базовыми версиями шагов в балетных танцах. Кроме того, часто используются простые повороты, где танцор поворачивается на одной ноге, и подъемы, где мужчина берет свою партнершу за талию и поднимает ее в воздух. Руки и движения тела в народных танцах, как правило, простые и спокойные: руки удерживаются на талии или свободно висят по бокам, а тело покачивается в такт движению.
В некоторых танцах исполнители танцуют раздельно, в других странах они держатся за руки. Шаги обычно повторяются длинными сериями, но они часто следуют довольно сложным и строго упорядоченным формациям. Неважно, это одиночные или парные танцы, исполнители обычно группируются по кругу (часто двумя концентрическими окружностями, движущимися в противоположном направлении) или в линию. Внутри этих групп есть много специфических образований; например, четыре или более танцоров держатся за руки и двигаются по кругу, или танцоры берутся за руки, чтобы сформировать арку, под которым проходят другие.
Социальные танцы редко исполняются в любой строгой формации, хотя танцоры иногда могут спонтанно образовывать линии или круги. К некоторым из самых известных социальных танцев относятся вальс, фокстрот, танго, румба, самба и ча-ча-ча. Фокстрот танцуют в умеренном темпе (музыкальный размер — 4/4 медленного темпа). Вальс представляет собой танец в размере 3/4, в котором самой распространенной фигурой является полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом. Ча-ча-ча – танец в размере 4/4, темп которого составляет 30 тактов в минуту.
Основные модели шагов в любом танце дополняются различными поворотами: танцоры поворачиваются на одной ноге, как в вальсе, или меняют направление движения, как в фокстроте. Во многих бальных и социальных танцах мужчина и женщина остаются одной и той же позиции по отношению друг к другу (либо лицом друг к другу, либо слегка повернувшись в сторону). Однако, есть и такие танцы, как ча-ча-ча, в которых мужчина и женщина могут танцевать вообще отдельно друг от друга.
Хореография — искусство создания танца, это сбор и организация движений в упорядоченную систему. Многие западные театральные постановки и танцы создавались одиночными хореографами, которые считались как авторами, так и владельцами своих произведений. Таким образом, их можно сравнить с писателями, композиторами и художниками. Большинство социальных и рекреационных танцев, с другой стороны, являются продуктом длительной эволюции. Они связаны с инновациями, которые группы людей или анонимных лиц в итоге привнесли в традиционные формы. Этот эволюционный процесс также характерен для большинства незападной хореографии, где формы и виды танцев передавались от одного поколения к другому и изменялись с ходом времени очень мало. Даже в тех культурах, где танцоры и хореографы создают свои собственные вариации на тему существующих танцев, есть и национальные меньшинства, среди которых существуют традиционные танцы, передающиеся от одного поколения другому.
Когда хореографы создают новые работы, или, возможно, перерабатывают традиционные танцы, всегда нуждаются в импульсе или мотивации для своей работы. Этим стимулом может какая-то конкретная функция, для которой предназначен танец (например, празднование какого-либо события, молитва о дожде и т. д.). Также танец может не иметь какой-либо конкретной функции, а хореограф может создать его, просто отреагировав на какой-то внешний стимул (природное или общественное событие, музыкальная пьеса, картина или сюжет из литературы.. да и попросту что угодно). Также в роли стимула может выступать желание хореографа выразить особую концепцию или эмоции.
Методы, с помощью которых различные хореографы создают свои танцы, также различаются. Некоторые из них работают в тесном контакте с танцорами с самого начала, пробуя идеи и принимая предложения от танцоров относительно выражения первоначальной идеи посредством танца. Другие же сразу начинают с четкими представлениями о будущей форме произведения и его содержании.
Хореографический процесс можно обобщенно разделить на три этапа: подборку движений для постановки, развитие этих движений в танцевальные формы, создание окончательной структуры постановки.
Способ, с помощью которого хореограф производит подборку движений для своей постановки, зависит от традиций, с которыми он работает. В некоторых разновидностях танцев это может быть просто процесс создания вариаций в рамках традиционных, устоявшихся веками движений. Например, танцы придворных итальянских мастеров 14-го и 15-го веков просто были вариациями существующих танцев. Их публиковали в танцевальных руководствах под своими собственными названиями.
Даже сегодня многие балетные хореографы используют в качестве источника для своих постановок традиционные шаги танцев прошлых веков. То же самое верно и для многих современных исполнителей индийских или восточных танцев: они могут строго не следовать традиционной структуре и последовательности движений, который передавались из поколения в поколение, но они остаются неизменными, что касается характерного стиля и традиционного качества движений. Также их шаги или движения не сильно отличаются от оригинала.
В современных западных формах хореографии в итоге были разработаны новые индивидуальные традиции, которым пришли на смену устоявшимся. Новые веяния предназначались для того, чтобы удовлетворить личные видения идей в танцах. Но даже в работах пионеров-хореографов можно проследить основные влияния. К примеру, в ранних работах Марты Грэм в 1920-е годы явно прослеживались сильные влияния культуры американских индейцев и танцевальных форм Юго-Восточной Азии, которые ранее использовала ее наставница Рут Сен-Дени. Техника Мерса Каннингема очень во многом была перенята из классического балета. Даже балет Вацлава Нижинского «Весна священная», который зрители во время его премьеры в 1913 году восприняли как полное противоречие всем известным танцевальным формам, возможно, находился под влиянием ритмическо-двигательных упражнений Жака Далькроза, а также архаических форм танца, интерес к которым уже возник благодаря Айседоре Дункан и Михаилу Фокину.
Хотя каждый хореограф черпает материал из различных источников и часто использует контрастные стили, большинство танцевальных произведений каждого хореографа имеет какой-то определенный характерный стиль движения. Однако танцы редко бывают просто «подборкой отдельных движений». Одной из наиболее важных особенностей стиля любого хореографа является способ, с помощью которого он «собирает» отдельные движения в танцевальные па.
Фрагменты представляют собой ряд движений, связанных друг с другом посредством единого физического импульса, а также имеет четкие начало и конец. В качестве аналогии можно привести пример, как певица на одном дыхании пропевает ряд слов. На то, чтобы зритель воспринимал этот ряд движений как единый фрагмент, влияет ряд факторов.
Первым из них является наличие какой-то логической связи между движениями, т. е. чего-то единого целого, благодаря чему движения не кажутся произвольными и обособленными. Одно движение должно легко и естественно перетекать в другое в пределах одного фрагмента, а также при этом не должно быть никаких переходов, не гармонирующих с четко видимым рисунком движений (в качестве хорошего примера можно привести основной трехступенчатый шаг в вальсе). Еще одним существенным фактором является ритм, который должен быть единым для всех движений в фрагмент. Кроме того, в фрагментах, которые имеют единый ритм, сильные и слабые акценты в движениях повторяются в одинаковой последовательности и в одном временном темпе.
Танцевальные фрагменты различаются как по длине, так и по форме. Фрагмент может начинаться с резкого силового движения, которое имеет максимальную энергию, которая постепенно сходит на нет к концу фрагмента. Естественно, это не обязательно должно быть в начале фрагмента — подобный максимальный всплеск энергии может быть как в середине, так и в конце фрагмента. В других же танцевальных фрагментах, наоборот, наблюдается равномерное распределение энергии. Эти факторы определяют то, каким образом будет воспринимаются фрагменты и то, какой эффект они произведут на зрителя.
Длинные повторяющиеся фрагменты в равномерном темпе производят гипнотический эффект, в то время как серия коротких фрагментов с энергичной кульминаций кажется нервной и драматичной. Одной из отличительных особенностей раннего стиля Марты Грэм было то, что она устранила переходы между фрагментами, которые в итоге получились короткими, «рублеными» и резкими.
После того, как танцевальный фрагмент был составлен, он может использоваться в танец по разному. Возможно, наиболее простым способом является повторение данного фрагмента. Отдельные танцевальные фрагменты также могут повторяться в танце в определенной очередности. Также эти фрагменты могут повторяться различными способами: например, разным количеством людей, с разной скоростью, с разными стилями движения (резкими или плавными) или же с различными драматическими эффектами (счастливыми или грустными).
Использованы материалы Википедии
Рубрики
В нашем клубе проводится обучение: