Школа танцев в г. Москва и г. Балашиха мкр. Железнодорожный

танцующая пара
Танцы спорт в мкр. Железнодорожный (Балашиха)
Спортивные бальные танцы

Танцевальная этнология: американские танцы

Танцевальная этнология — это уникальная наука, которая связывает танцы с личностью и эстетикой этнической группы, к которой она принадлежит, а также определяет социальные, географические и исторические факторы, которые влияют на форму и характер танца. Она стремится понять не только то, как, но почему танец одной культуры отличается от другого, но и то, что представители этой культуры пытаются донести до других своим танцем.

Теория такова, что танец выживает, если он удовлетворяет современным социальным потребностям и эстетике. Если же это не так, то танец не сохранится и канет в историю или, в лучшем случае, сохранится только искусственно (к примеру, в определенных этнических центрах). Но его движения и отношения могут рассказать многое, стоит только научиться наблюдать.
Веками танец служил социальным средством взаимосвязи для высшего общества и художественным способом почувствовать свободу для крестьянства. У историков танца и этнологов есть почти безграничный запас примеров из истории танца, над которыми можно задуматься, хотя стоит отметить, что значительная часть танцев, которая была задокументирована, были придворными танцами и плясками высшего класса общества. Танцы крестьян, как и их жизнь, не считались достойными того, чтобы их документировать, и, к сожалению, они сохранились разве что в традициях и памяти.


Собственные трехсотлетние традиции народных и социальных танцев Америки полностью заслуживают тщательного этнологического изучения, как идеальный пример продукта быстро меняющегося общества и наглядная картина эволюции современных социальных ценностей и взглядов. Это дает неплохую возможность наглядно увидеть реакцию простого народа на исторические события и меняющиеся экономические условия.

Традиции социальных танцев в США восходят к XVIII веку, а если быть точнее – к «завезенным» национальным танцам из Англии, Ирландии, Шотландии и Франции, Германии и Скандинавии. В этой стране можно было встретить танцы откуда угодно – к примеру, в ранней Калифорнии был популярен испанский фанданго.

Танцевальная этнология: американские танцы

Джордж Вашингтон очень любил танцевать. Его любимый танец под названием «сэр Роджер де Полли» теперь известен как «Вирджиния рил». По сути это версия менуэта эпохи барокко. В этом танце исполнители стояли на расстоянии вытянутой руки от партнеров и исполняли сложные фигуры.


Официально полька и вальс, завезенные из Европы, стали популярными бальными танцами в США только в XIX веке. Подобная задержка по сравнению с Европой была вызвана сначала нежеланием людей в XVIII веке принять «скандальную» новую позицию танца – вплотную, касаясь партнера. Новые танцы пленили элиту европейского общества, хотя крестьяне уже танцевали их в течение нескольких поколений. В Америке вальс и полька прочно ассоциировались со Старым светом и были по сути напоминанием о наследии, оставленном на родине после эмиграции в Америку. Америка по-прежнему черпала культурное вдохновение в Европе и внимательно следила за событиями, происходящими на континенте. Есть даже записи о том, что польку танцевали на калифорнийских золотых лагерях через семнадцать лет после того, как она впервые появилась в танцевальных залах Богемии в 1834 году.

Танцевальная этнология: американские танцы

В то время в США была любопытная традиция. Ожидалось, что курсанты Вест Пойнта будут танцевать как офицеры и джентльмены. Поэтому множество элегантных вальсов в лучших венских традициях можно было увидеть в офицерских клубах во время гражданской войны и последующих индийских войн. Так продолжалось до тех пор, пока подобные тнцы не вышли из моды, но до тех пор можно было увидеть офицеров в униформе, вальсирующих на викторианском балу.


Американские танцы в 19 веке


Не все американские бальные танцы в XIX веке были вальсом и полькой. В регионе Новая Англия люди танцевали едва почти не измененные английские танцы кантри, которые исполнялись линейных формациях, называемых «контрас» или в квадратных фрмациях, называемых «квадрилями». Происхождение подобные танцы явно вели от менуэта прошлого века, причем каждый танец имел последовательность из заранее известных фигур. Такие танцы любили и с нетерпением ждали очередного повода потанцевать в небольших деревнях Новой Англии. Репутация человека в обществе часто увеличивалась или уменьшались при посещении танцевальных вечеринок, а умение танцевать и стиль танцев не были универсальными во всей Новой Англии. Плавные скользящие движения в одной области считались бы неправильными в другой, и наоборот.

От Теннесси до Джорджии ирландские и английские поселенцы привносили свои танцы в довольно изолированные поселения в горах Аппалачах, что привело к интересному слиянию стилей. Ирландская «джига» приобрела совершенно иной вид, на что повлияло не только на ношение тяжелых рабочих сапог местным населением, но и свободно выраженные танцевальные движения африканских рабов. Этот танец преобразился в то, что сегодня знают как «клог», и это действительно американский народный танец, который прекрасно демонстрирует происхождение и эстетику аппалачской культуры. Это был «приземленный» танец, мощный и интенсивный, как и характер выносливых людей, живших в изоляции и «выгрызавших зубами» средства к существованию из малоплодородной почвы.

Американские танцы в 19 веке

К этому сочетанию эстетики Аппалачей нужно добавить национальные танцы англичан. Эволюция аппалачского танца Большого круга — это адаптация одного или нескольких английских танцев с добавлением ряда элементов фигур клога, который в течение нескольких поколений танцевали в изолированных деревнях в лесистых холмах и долинах.

Американские танцы в 19 веке

После гражданской войны фермеры Новой Англии начали отказываться от своих ферм в скалах, а южане оставили разрушенные плантации, чтобы искать новые земли на западе. Началось расширение Америки в земли индейцев Великих равнин, и естественно, танец «отправился вслед» новым переселенцам, но принял при этом новые формы и новые роли в новом формирующемся обществе.
Стоит просто представить себе сцену: далеко разбросанные друг от друга небольшие города и ранчо, населенные множеством людей не только из Севера и Юга, но и вновь прибывшими иммигрантами из Европы: чехами, поляками, ирландцами, немцами, французами и многими другими. На этой огромной земле с минимальным количеством удобств танцы стали одним из немногих развлечений. Их с нетерпением ждали, а когда начиналась новая танцевальная вечеринка, то ее посещали люди из совершенно разных слоев общества, которые едва знали друг друга. Контрас и кадрили Новой Англии здесь не прижились — никто не знал последовательности фигур. Сапоги с высоким голенищем и отсутствие деревянного пола сделали клог непрактичным. Поэтому и родился уже исконно американский сквэр-дэнс, его сложные фигуры, требующие внимательной командной работы и сотрудничества от всех, исполнителей, что прекрасно отражало социальный климат и эстетику американской культуры.


Американские танцы начала 20 века


Когда пришел XX век, все должно было измениться — и все действительно изменилось. Изменились границы, наступил индустриальный век, появился новый средний класс, и на горизонте появились большие социальные и технологические инновации. XIX век — и Европа — были в прошлом, старомодными и неспособными идти в ногу с новыми временами. Вальс, полька, и даже сквэр-танцы должны были отступить в сторону перед чем-то новым, точно так же, как это случилось с менуэтом на столетие раньше.

Танцевальная этнология: американские танцы

Промышленная база Соединенных Штатов росла прямо на глазах. Все были очарованы новыми механическими гаджетами: от стиральных машин до приспособлений для чистки яблок. Автомобиль стал своеобразной популярной формой транспорта благодаря Генри Форду, и появилась самая устойчивая новая индустрия Америки. Потребительство стало новой частью общественной жизни и экономики, поскольку все больше и больше новых продуктов приходилось на рынок.

Профсоюзы стали существенной частью американского общества, и рабочий класс вдруг начал осознавать свою экономическую мощь. Естественно, при этом не обошлось и без проблем и трудовых беспорядков, но заработная плата начала расти, а рабочие часы начали уменьшаться. У людей появилось больше времени на досуг, который они зачастую посвящали танцам.
Это было также время сильных социальных изменений, ведь женщины получили избирательное право. Также женщины все больше приближались к юридическому и социальному равенству с мужчинами.

Танцевальная этнология: американские танцы

Вся эта изменчивая смесь изменений во власти, рост конкуренции, растущая покупательная способность людей и стремительно развивающиеся социальные и экономические ценности привели к единственному важнейшему социальному развитию в современной американской истории — появлению американского среднего класса. Это произошло менее чем через одно поколение. Это новое социальное явление внезапно подтолкнуло Америку к незнакомой, но захватывающей роли одной из самых могущественных стран мира, независимых от рушащихся и неустойчивых империй Старого Света.


Новый средний класс, который обрел внезапный достаток, отчаянно искал возможности дистанцироваться от низших классов, частью которых он был совершенно недавно. В поисках своей новой идентичности, элегантности и новизны начали высоко цениться символы успеха: новая мода, новая музыка, новые машины и новые танцы – ценилось все новое и сугубо американское.

Появилась музыка нового поколения, свежая и новая; ее синкопированные звуки быстро стали популярными. Сочетание африканских ритмов и синкопаций произвело звуки и танцы, очень отличные от бальных танцев XIX века.


Американские танцы


Один из многих афро-американских известных пианистов Скотт Джоплин фактически стал родноначальником новой музыки и танца – регтайма. Его «открыл» музыкальны» продюсер Джон Старк, который, будучи увлеченным новой музыкой, заключил контракт с Джоплином. С тех пор, с 1898 года, в течение двух десятилетий регтайм был почти единственной новой музыкой, сочиняемой в Америке. Нувориши сначала презирали «вульгарную» новую музыку и танцы, считая их более подходящими для низших классов, но ее живой, заразительный новый звук, а также зажигательные ритмы танцев в конечном итоге победили, и регтайм стал популярен везде и среди всех слоев.


Но с танцами было все гораздо сложнее, чем с музыкой. Для «высокого общества» танцы черной общины были вульгарными и неискушенными, По сути, эти танцы, которые назывались «Медведь гризли» и «Кроличьи объятья» и «Бег индейки» высший класс общества даже не считал танцами. Скорее, это были расхаживания и непонятные «тряски» нижшего класса. Если человека стремился отождествлять себя с «вежливым» обществом, то он считал для себя позорным, чтобы его «застукали» за подобными плясками. Учитывая стремление людей в то время к изяществу и изощренности во всех вещах, а также исключению вульгарного или грубого поведения, средний класс ждал … и ждал … чего-то нового и элегантного, более подходящего для их нового статуса в жизни.

Танцевальная этнология: американские танцы

И это новое появилось благодаря Вернону и Ирен Кастл — молодой пары, которая, пытаясь найти свое место в центре внимания в Париже, создала и исполнила новую форму бальных танцев — элегантных, плавных и изысканных. Эта парочка стала очень популярной в Европе, они были именно тем, чего хотели люди в США: модными, красивыми, молодыми, свежими, упрямыми, здоровыми — и женатыми. Их новый стиль танца был идеален для музыки регтайм и идеально сочетался с ожиданиями новой Америки. Кастлы по сути породили повальное увлечение танцами, которого не было в этой стране ни до них, ни после.

«Ванстеп», «каслвок», «танго», «матчиш» и даже «полька» сегодня кажутся странными и архаичными, упрощенными в своем подходе к танцу, но они символизируют американскую личность начала 20-го века. Они были веселыми и элегантными танцами, и их мог исполнять каждый. Это была настоящая демократия в танце, и Америка влюбилась в них. Кастлы стали сказочно богатыми, выступая по всей стране и давая уроки танцев богатым по ценам, которых никто не переплюнул даже сегодня.

Танцевальная этнология: американские танцы

Увы, это не могло продолжаться вечно. Первая мировая война изменила мир, внезапно «вырвав» Америку из ее невинного прошлого и Европу из ее «феодального застоя». Смерть Вернона Кастла в 1918 году стала настоящим ударом для его миллионов поклонников, поддавшихся лихорадке регтайма, и Америке снова пришлось искать что-то, чтобы заполнить внезапно образовавшуюся пустоту. Наступили «Ревущие» 20-е годы.



Вариации Века логотип