Вариации Века
Вариации Века
танцевально-спортивный клуб
Школа спортивных танцев Вариации Века
мкр. Железнодорожный г. Балашиха
г. Москва
Танцевальная этнология — это уникальная наука, которая связывает танцы с личностью и эстетикой этнической группы, к которой она принадлежит, а также определяет социальные, географические и исторические факторы, которые влияют на форму и характер танца. Она стремится понять не только то, как, но почему танец одной культуры отличается от другого, но и то, что представители этой культуры пытаются донести до других своим танцем.
Теория такова, что танец выживает, если он удовлетворяет современным социальным потребностям и эстетике. Если же это не так, то танец не сохранится и канет в историю или, в лучшем случае, сохранится только искусственно (к примеру, в определенных этнических центрах). Но его движения и отношения могут рассказать многое, стоит только научиться наблюдать.
Веками танец служил социальным средством взаимосвязи для высшего общества и художественным способом почувствовать свободу для крестьянства. У историков танца и этнологов есть почти безграничный запас примеров из истории танца, над которыми можно задуматься, хотя стоит отметить, что значительная часть танцев, которая была задокументирована, были придворными танцами и плясками высшего класса общества. Танцы крестьян, как и их жизнь, не считались достойными того, чтобы их документировать, и, к сожалению, они сохранились разве что в традициях и памяти.
Собственные трехсотлетние традиции народных и социальных танцев Америки полностью заслуживают тщательного этнологического изучения, как идеальный пример продукта быстро меняющегося общества и наглядная картина эволюции современных социальных ценностей и взглядов. Это дает неплохую возможность наглядно увидеть реакцию простого народа на исторические события и меняющиеся экономические условия.
Традиции социальных танцев в США восходят к XVIII веку, а если быть точнее – к «завезенным» национальным танцам из Англии, Ирландии, Шотландии и Франции, Германии и Скандинавии. В этой стране можно было встретить танцы откуда угодно – к примеру, в ранней Калифорнии был популярен испанский фанданго.
Джордж Вашингтон очень любил танцевать. Его любимый танец под названием «сэр Роджер де Полли» теперь известен как «Вирджиния рил». По сути это версия менуэта эпохи барокко. В этом танце исполнители стояли на расстоянии вытянутой руки от партнеров и исполняли сложные фигуры.
Официально полька и вальс, завезенные из Европы, стали популярными бальными танцами в США только в XIX веке. Подобная задержка по сравнению с Европой была вызвана сначала нежеланием людей в XVIII веке принять «скандальную» новую позицию танца – вплотную, касаясь партнера. Новые танцы пленили элиту европейского общества, хотя крестьяне уже танцевали их в течение нескольких поколений. В Америке вальс и полька прочно ассоциировались со Старым светом и были по сути напоминанием о наследии, оставленном на родине после эмиграции в Америку. Америка по-прежнему черпала культурное вдохновение в Европе и внимательно следила за событиями, происходящими на континенте. Есть даже записи о том, что польку танцевали на калифорнийских золотых лагерях через семнадцать лет после того, как она впервые появилась в танцевальных залах Богемии в 1834 году.
В то время в США была любопытная традиция. Ожидалось, что курсанты Вест Пойнта будут танцевать как офицеры и джентльмены. Поэтому множество элегантных вальсов в лучших венских традициях можно было увидеть в офицерских клубах во время гражданской войны и последующих индийских войн. Так продолжалось до тех пор, пока подобные тнцы не вышли из моды, но до тех пор можно было увидеть офицеров в униформе, вальсирующих на викторианском балу.
Не все американские бальные танцы в XIX веке были вальсом и полькой. В регионе Новая Англия люди танцевали едва почти не измененные английские танцы кантри, которые исполнялись линейных формациях, называемых «контрас» или в квадратных фрмациях, называемых «квадрилями». Происхождение подобные танцы явно вели от менуэта прошлого века, причем каждый танец имел последовательность из заранее известных фигур. Такие танцы любили и с нетерпением ждали очередного повода потанцевать в небольших деревнях Новой Англии. Репутация человека в обществе часто увеличивалась или уменьшались при посещении танцевальных вечеринок, а умение танцевать и стиль танцев не были универсальными во всей Новой Англии. Плавные скользящие движения в одной области считались бы неправильными в другой, и наоборот.
От Теннесси до Джорджии ирландские и английские поселенцы привносили свои танцы в довольно изолированные поселения в горах Аппалачах, что привело к интересному слиянию стилей. Ирландская «джига» приобрела совершенно иной вид, на что повлияло не только на ношение тяжелых рабочих сапог местным населением, но и свободно выраженные танцевальные движения африканских рабов. Этот танец преобразился в то, что сегодня знают как «клог», и это действительно американский народный танец, который прекрасно демонстрирует происхождение и эстетику аппалачской культуры. Это был «приземленный» танец, мощный и интенсивный, как и характер выносливых людей, живших в изоляции и «выгрызавших зубами» средства к существованию из малоплодородной почвы.
К этому сочетанию эстетики Аппалачей нужно добавить национальные танцы англичан. Эволюция аппалачского танца Большого круга — это адаптация одного или нескольких английских танцев с добавлением ряда элементов фигур клога, который в течение нескольких поколений танцевали в изолированных деревнях в лесистых холмах и долинах.
После гражданской войны фермеры Новой Англии начали отказываться от своих ферм в скалах, а южане оставили разрушенные плантации, чтобы искать новые земли на западе. Началось расширение Америки в земли индейцев Великих равнин, и естественно, танец «отправился вслед» новым переселенцам, но принял при этом новые формы и новые роли в новом формирующемся обществе.
Стоит просто представить себе сцену: далеко разбросанные друг от друга небольшие города и ранчо, населенные множеством людей не только из Севера и Юга, но и вновь прибывшими иммигрантами из Европы: чехами, поляками, ирландцами, немцами, французами и многими другими. На этой огромной земле с минимальным количеством удобств танцы стали одним из немногих развлечений. Их с нетерпением ждали, а когда начиналась новая танцевальная вечеринка, то ее посещали люди из совершенно разных слоев общества, которые едва знали друг друга. Контрас и кадрили Новой Англии здесь не прижились — никто не знал последовательности фигур. Сапоги с высоким голенищем и отсутствие деревянного пола сделали клог непрактичным. Поэтому и родился уже исконно американский сквэр-дэнс, его сложные фигуры, требующие внимательной командной работы и сотрудничества от всех, исполнителей, что прекрасно отражало социальный климат и эстетику американской культуры.
Когда пришел XX век, все должно было измениться — и все действительно изменилось. Изменились границы, наступил индустриальный век, появился новый средний класс, и на горизонте появились большие социальные и технологические инновации. XIX век — и Европа — были в прошлом, старомодными и неспособными идти в ногу с новыми временами. Вальс, полька, и даже сквэр-танцы должны были отступить в сторону перед чем-то новым, точно так же, как это случилось с менуэтом на столетие раньше.
Промышленная база Соединенных Штатов росла прямо на глазах. Все были очарованы новыми механическими гаджетами: от стиральных машин до приспособлений для чистки яблок. Автомобиль стал своеобразной популярной формой транспорта благодаря Генри Форду, и появилась самая устойчивая новая индустрия Америки. Потребительство стало новой частью общественной жизни и экономики, поскольку все больше и больше новых продуктов приходилось на рынок.
Профсоюзы стали существенной частью американского общества, и рабочий класс вдруг начал осознавать свою экономическую мощь. Естественно, при этом не обошлось и без проблем и трудовых беспорядков, но заработная плата начала расти, а рабочие часы начали уменьшаться. У людей появилось больше времени на досуг, который они зачастую посвящали танцам.
Это было также время сильных социальных изменений, ведь женщины получили избирательное право. Также женщины все больше приближались к юридическому и социальному равенству с мужчинами.
Вся эта изменчивая смесь изменений во власти, рост конкуренции, растущая покупательная способность людей и стремительно развивающиеся социальные и экономические ценности привели к единственному важнейшему социальному развитию в современной американской истории — появлению американского среднего класса. Это произошло менее чем через одно поколение. Это новое социальное явление внезапно подтолкнуло Америку к незнакомой, но захватывающей роли одной из самых могущественных стран мира, независимых от рушащихся и неустойчивых империй Старого Света.
Новый средний класс, который обрел внезапный достаток, отчаянно искал возможности дистанцироваться от низших классов, частью которых он был совершенно недавно. В поисках своей новой идентичности, элегантности и новизны начали высоко цениться символы успеха: новая мода, новая музыка, новые машины и новые танцы – ценилось все новое и сугубо американское.
Появилась музыка нового поколения, свежая и новая; ее синкопированные звуки быстро стали популярными. Сочетание африканских ритмов и синкопаций произвело звуки и танцы, очень отличные от бальных танцев XIX века.
Один из многих афро-американских известных пианистов Скотт Джоплин фактически стал родноначальником новой музыки и танца – регтайма. Его «открыл» музыкальны» продюсер Джон Старк, который, будучи увлеченным новой музыкой, заключил контракт с Джоплином. С тех пор, с 1898 года, в течение двух десятилетий регтайм был почти единственной новой музыкой, сочиняемой в Америке. Нувориши сначала презирали «вульгарную» новую музыку и танцы, считая их более подходящими для низших классов, но ее живой, заразительный новый звук, а также зажигательные ритмы танцев в конечном итоге победили, и регтайм стал популярен везде и среди всех слоев.
Но с танцами было все гораздо сложнее, чем с музыкой. Для «высокого общества» танцы черной общины были вульгарными и неискушенными, По сути, эти танцы, которые назывались «Медведь гризли» и «Кроличьи объятья» и «Бег индейки» высший класс общества даже не считал танцами. Скорее, это были расхаживания и непонятные «тряски» нижшего класса. Если человека стремился отождествлять себя с «вежливым» обществом, то он считал для себя позорным, чтобы его «застукали» за подобными плясками. Учитывая стремление людей в то время к изяществу и изощренности во всех вещах, а также исключению вульгарного или грубого поведения, средний класс ждал … и ждал … чего-то нового и элегантного, более подходящего для их нового статуса в жизни.
И это новое появилось благодаря Вернону и Ирен Кастл — молодой пары, которая, пытаясь найти свое место в центре внимания в Париже, создала и исполнила новую форму бальных танцев — элегантных, плавных и изысканных. Эта парочка стала очень популярной в Европе, они были именно тем, чего хотели люди в США: модными, красивыми, молодыми, свежими, упрямыми, здоровыми — и женатыми. Их новый стиль танца был идеален для музыки регтайм и идеально сочетался с ожиданиями новой Америки. Кастлы по сути породили повальное увлечение танцами, которого не было в этой стране ни до них, ни после.
«Ванстеп», «каслвок», «танго», «матчиш» и даже «полька» сегодня кажутся странными и архаичными, упрощенными в своем подходе к танцу, но они символизируют американскую личность начала 20-го века. Они были веселыми и элегантными танцами, и их мог исполнять каждый. Это была настоящая демократия в танце, и Америка влюбилась в них. Кастлы стали сказочно богатыми, выступая по всей стране и давая уроки танцев богатым по ценам, которых никто не переплюнул даже сегодня.
Увы, это не могло продолжаться вечно. Первая мировая война изменила мир, внезапно «вырвав» Америку из ее невинного прошлого и Европу из ее «феодального застоя». Смерть Вернона Кастла в 1918 году стала настоящим ударом для его миллионов поклонников, поддавшихся лихорадке регтайма, и Америке снова пришлось искать что-то, чтобы заполнить внезапно образовавшуюся пустоту. Наступили «Ревущие» 20-е годы.
История танцев - как эволюционировал танец в различных эпохах и странах
Джинджер Роджерс и Фред Астер - легенда голливудского кино
Чарльстон — американский танец с африканскими корнями
Майкл Джексон - легенда поп-сцены и король танца
Известные учителя танцев: Артур Мюррей
История танцев: от колониальной Америки до развития вальса и балета Новерра
Рубрики
В нашем клубе проводится обучение: