Школа спортивных танцев в г. Москва и г. Балашиха мкр. Железнодорожный

Энциклопедия танца: Свободный танец

Свободный танец - это название наверное слышал каждый. Но вот что это такое и какими отличительными чертами он обладает? А ведь с момента его рождения как направления в искусстве танца прошло уже более века и мы уже знаем, кто стоял у истоков самого направления, какие трудности встречали пионеров и насколько революционным свободный танец был в момент своего появления на свет. Обращаясь к истории, мы конечно вспоминаем имя Айседоры Дункан.


История возникновения


Именно Айседору Дункан многие называли первой женщиной-гением. Но почему именно ее? Ведь и до ее появления было много способных и талантливых. Все верно, однако эта женщина не была одной из многих, она из той категории, которых единицы. Она не считала себя просто танцовщицей или артисткой. Нет, ее стремления были куда амбициозней. Айседора, как и другие создатели свободного танца, хотела воспитать нового человека, для которого танец будет так же органичен, как и дыхание. Эта великая женщина мечтала о женщине, обладающей «самым возвышенным разумом в самом свободном теле». Никогда не следовала условностям, которые ей навязывала мода, ломала традиционные устои классического балета, не завязывала отношений без любви (что в те времена было более чем смело).

Смело высказывала свои мысли, подтверждением чего является одна из ее цитат: «Если мое искусство символично, то символ этот – только один: свобода женщины и эмансипация ее от закосневших условностей, которые лежат в основе пуританства».

Энциклопедия танца: Свободный танец

Создатели свободного танца никогда не стремились создать новый феномен элитарной культуры. Наоборот, они стремились к созданию культуры массовой, народной, культуры будущего. Все они не страшились трудностей и несли свои идеалы в массы не страшась последствий. Уже упомянутая Дункан не побоялась приехать в Россию через несколько лет после переворота для обучения свободному танцу. Школа Эмиля Жака Далькроза в Хеллерау насчитывала 500 учеников, представителей разных национальностей, которые могли общаться посредством танца, выражать себя и прекрасно понимали друг друга.

Антропософия Рудольфа Штайнера также дала много нового миру. 

Ученый даже изобрел свою систему движений – эвритмию. Эвритмия – полные символического смысла движения, которые сопровождают пение, музыку или поэтическое слово. Это было нечто прогрессивное и нужное во времена, когда основной нотой был национализм. Люди, которые продолжали мечтать о единении человеческой братии, любви и понимании были словно бальзам на старую рану. Они несли надежду.

Не секрет, что катастрофы и ужасы ХХ века затормозили развитие свободного танца и показали сколь смешным был столь утопичный взгляд на мир. Однако гуманистический пафос идейной основы свободного танца выжил и через десятки лет возродился в новых лицах, которые продолжают идеи творцов. Мало того, они совершенствуются, а совершенствуясь продвигаю вперед и свободный танец, открывают в нем новые грани и возможности. Красивых примеров много: Мерс Каннингем искал новые законы движения тела; Мэри Вигман стала танцевать без музыки, подчиняясь только ритмам своего тела, а Марта Грэхем перевернула взгляд на танцовщицу как на слащавую статуэтку.

Энциклопедия танца: Свободный танец


Свободный танец сегодня


Стал ли перевод свободного танца в самостоятельную отрасль искусства положительным моментом? До сих пор идет дискуссия. С одной стороны, сейчас направление известно всем и процветает. С другой, не утратил ли свободный танец тот демократизм, который ранее так ярко заявлял о себе миру. Ведь свободный танец предназначен не для знатоков от мира искусства. Он предназначен всем, кто хочет и умеет раскрыть себя миру в танце, он может стать тем криком души, который так необходим современному миру. 

Принципы свободного танца были успешно воплощены в таких направлениях, как джаз-модерн, контемпорари, буто, танец модерн и контактная импровизация. Почти все актуальные в 20 веке танцевальные направления почувствовали на себе влияние свободного танца. Так, японский послевоенный танец буто помог простым японцам избавиться от оков жестких стереотипов традиционного театра. Свободный танец помогает людям пробудить свои способности к творчеству, развивать личность и успешно участвовать в танцевально-двигательной терапии. 
Новая волна приверженцев свободного танца привнесла нечто новое в это направление. Больший акцент стал уделяться не особой технике и хореографии, а физическим характеристикам человека в танце. Современных танцоров интересует взаимодействие тела со средой, энергия, движение и т.д. 


Рубрики


Вариации Века логотип