Школа спортивных танцев Вариации Века

 мкр. Железнодорожный г. Балашиха 

 г. Москва

Великие танцоры: Суламифь Мессерер

Имя Майи Плисецкой по праву считается одним из самых громких в истории русского балета. Гораздо реже сегодня вспоминают Суламифь Мессерер, родную тетю танцовщицы. Вместе с тем именно она воспитывала Майю, прививала ей любовь к балету… Кроме того, Суламифь и сама блистала на сцене Большого театра, завоевала мировую славу, много лет жила за рубежом, основав балетную школу в Японии и сделав неоценимый вклад в развитие балета в Англии.

Род Мессерер объединяет три линии – литовскую, немецкую и французскую. Среди представителей этой фамилии – много талантливых личностей, однако судьбы всех сложились трагически. В годы войны многие из династии Мессерер были насмерть замучены в концлагерях, другие, те, кому удалось спастись бегством от нацистских преследований, обречены были жить вдали от родины – в Израиле, Англии и даже в странах Южной Африки. 

Великие танцоры: Суламифи Мессерер


В Большом она почти всегда танцевала со своим братом – Асафом Мессерером. Он попал в балет раньше нее, но в возрасте, когда, по сути, многие уже заканчивают обучение. Ему было тогда уже 16 лет. Из-за этого от него отмахивались педагоги, советуя даже не пытаться начинать, но редкий талант, невероятное усердие и стремление к совершенству преодолели эту предвзятость уже в первый месяц обучения в балетной школе. А сразу после ее окончания он был принят в основную труппу Большого театра, где исполнял ведущие сольные партии. С середины 1920-х Асаф начал пробовать себя и как балетмейстер. Вместе с ним в 1933-м Суламифь первой из советских балерин оформила контракт на заграничное турне – в Париж, которое имело огромный успех. Талант, вообще, был семейной чертой этой балетной династии. А жизнь самой Суламифи Мессерер стала переплетением семейных судеб.

Великие танцоры: Суламифи Мессерер

Отец ее, Мендель Беркович Мессерер, экстерном сдав экзамены в Харьковском университете, получил диплом и практиковал зубным врачом. Получив право вырваться из черты оседлости, он перевёз семью из еврейского Вильно в Москву. Там же, в Москве, 27 августа 1908 года его жена Шима Мовшевна и родила Суламифь.

«Несомненно, наши актерские способности – от отца, – вспоминала Рахиль Мессерер. – Когда он рассказывал нам легенды древнего мира, то на глазах перевоплощался в легендарных героев. Особенно любил библейские, неслучайно всех своих детей он наградил старинными танахическими именами: Азарий, Маттаний, Суламифь, Асаф, Рахиль, Эммануил, Аминодав, Элишева, Эрелла. С такими именами в России жить было отнюдь не просто, но постепенно они стали органичной частью духовного мира каждого из нас. И в какой-то степени определили неповторимость личности каждого». Можно добавить, что со временем, благодаря их носителям, эти имена стали и частью русской и мировой культуры.

Одной из таких личностей и была Рахиль Мессерер, которая привела в балетную школу сначала брата Асафа, а затем и сестру Суламифь. Сама Рахиль была уже известной актрисой немого кино, но после свадьбы с Михаилом Плисецким она посвятила себя семье и мужу, в браке с которым родилось трое детей: Майя, Александр и Азарий.


Путь к статусу примы Большого театра у Суламифи был непростым. Окончив балетную школу, она старательно тренировалась, выучив практически весь репертуар. И вот однажды, когда нужно было срочно заменить заболевшую балерину в «Лебедином озере», Суламифь смело заявила, что справится с этой задачей и экспромтом без тренировок исполнит нужную партию. Затем последовала еще несколько «замен», и вот уже Суламифи стали предлагать лучшие роли, высоко оценив ее талант и мастерство.

Великие танцоры: Суламифи Мессерер

Суламифь часто выступала с Асафом, Рахиль к тому времени уже вышла замуж за Михаила Плисецкого, родила троих детей (старшей была Майя), отошла от кино и посвятила себя семейным заботам. Счастье Плисецких разрушилось в 1938 году в один миг с арестом Михаила. Он был приговорен к расстрелу, а Рахиль, наотрез отказавшаяся свидетельствовать против мужа, - к ссылке в лагерь. Туда она отправилась с грудным ребенком на руках, старших – Майю и Алика – забрала на воспитание Суламифь.

Суламифь направила все свои силы на то, чтобы вызволить сестру из ссылки. Ее не пугали возможные репрессии, она добилась того, чтобы перевести сестру вначале на поселение, а после – выхлопотать ей помилование в 1941 году. За то время, пока Рахиль была в ссылке, Суламифь успела привить любовь к балету и Майе. Символично, что именно «Умирающий лебедь» стал пропуском на большую сцену для Суламифи, этот же спектакль впоследствии стал визитной карточкой Майи.


Суламифь продолжала выступления, несмотря на войну. И боролась изо всех сил, как это и принято в балетном мире. Например, примчалась из эвакуации в Москву, когда узнала, что ее партию в «Дон Кихоте» передали балерине Головкиной. И Суламифь задействовала все свои ресурсы и связи и быстро решила вопрос, не дав сопернице и шанса. Прямо во время репетиции Головкиной она выскочила в прыжке на сцену, крикнув ей: «Пошла вон!» Место соперницам она уступит лишь в 1950-м: ей исполнится 42 года, и она уйдёт со сцены. Но не потому, что не могла больше танцевать – просто любая травма теперь могла стать фатальной, ведь сколько их уже было…
Как и брат, Суламифь стала балетмейстером, преподавала в балетной школе. У нее был несомненный дар педагога – она могла научить танцевать самых закомплексованных учениц. Более 20 лет она это и делала, пока свободу педагогов в училищах не стали ограничивать. В Большом театре пытались ввести «новую» педагогику, требуя и от неё изменить династическим и театральным канонам. Но такого Суламифь Мессерер стерпеть не могла: ограничение духовной свободы для нее было равносильно ограничению физической, тюрьме. Поэтому, когда ей предложили работу в Японии, в Токийской балетной школе, балерина согласилась.

Великие танцоры: Суламифи Мессерер

Суламифь обрела свободу за рубежом. Получив приглашение из Японии, она без раздумий согласилась на эмиграцию, с ней вместе уехал и сын – артист балета Михаил Мессерер. Суламифь сделала неоценимый вклад в развитие японской балетной школы, после она работала в Америке, а, спустя несколько лет, переехала в Лондон. Там она вела занятия в балетной школе при Ковент-Гардене. Труд Суламифи был высоко оценен в Великобритании, из рук королевы Елизаветы она получила Орден Британской империи.

До конца жизни Суламифь была активна, занималась спортом, общалась с воспитанниками, передавая им секреты своего мастерства. 

Традиции творческой династии Мессерер продолжила Майя Плисецкая. Балерина черпала вдохновение из творческого и любовного союза с Родионом Щедриным. Их история любви - редкий случай, когда два безгранично талантливых человека смогли прожить много лет вместе. 


Использованы материалы kulturologia.ru



Вариации Века логотип

В нашем клубе проводится обучение:

 

  • бальным танцам 
  • хип-хоп танцам
  • занятия хореографией
  • для самых маленьких проходят занятия ритмопластики.