Вариации Века
Вариации Века
танцевально-спортивный клуб
Школа спортивных танцев Вариации Века
мкр. Железнодорожный г. Балашиха
г. Москва
Сардана ([səɾˈðanə] Каталонское произношение:; множественное число sardanes в каталанском) - каталонский музыкальный жанр, типичный для каталонской культуры и танцуемый по кругу, следующий ряду шагов. Танец был родом из региона Эмпорда, но начал набирать популярность по всей Каталонии с конца 19 века до начала 20 века после модернизации, проведенной Хосепом Марией Вентурой я Касас.
Мужчины и женщины объединяются в круг, взявшись за руки и повернувшись лицом внутрь, чтобы станцевать либо историческую сардана курта (примерной продолжительностью 5 минут), либо современную сардана льярга (продолжительностью примерно 12-13 минут). Другими более необычными сарданами являются сардана де льюмент и сардана ревесса.
Шаги тщательно подсчитываются как двух- или трехшаговые движения, выполняемые боком внутри круга. Направление шагов чередуется. Руки остаются на уровне бедер или плеч, в зависимости от структуры шага. В хореографии интервалы прыжков меняются в зависимости от музыки. Обычно существует более одного круга с разным темпом и уровнями владения танцами.
Участников называют сарданистами. Профессиональные танцоры объединяются в colles sardanistes, colla что означает группа или клуб. Все коллы объединены под Сарданистской конфедерацией Каталонии.
Сардану в основном танцуют во время праздников и по выходным. Сарданы, которые танцуют во время фестиваля, называются аплеками. Короткие публичные танцы известны как баллады. Сопровождающий оркестр из 11 человек, кобла, включает 10 духовых инструментов и бас. Один человек играет на флабиоле (флейте) и тамбори (маленьком ручном барабане). С 1980-х годов женщинам-музыкантам также разрешено выступать в коблах.[3]
Этот танец выделяется среди других, потому что позволяет людям присоединиться к общественному танцевальному кругу в любое время, поскольку любой человек любого возраста и происхождения, знакомый с сарданой, может бросить свое пальто и сумку в центре круга и присоединиться. Это подчеркивается сарданистами как фирменное блюдо сарданы.
Происхождение Сарданы неизвестно. Самое старое найденное упоминание слова Сардана датируется 1552 годом. Его происхождение считается анонимным. С 16 по 19 век народный танец, известный как сардана, распространялся по территории нынешней провинции Жирона. Сардана была популярным танцем в Эмпорде, Россело и Гарроче в середине 19 века. Сардана льярга соответствует модели прототипических изобретенных традиций, распространенных во времена промышленной революции. Считается, что изобретенные традиции - это способ стабилизировать культурные устои во времена быстрых социально-экономических или политических изменений. Современная сардана была создана в контексте Ренессанса, периода, в который некоторые люди хотели связать Сардану с танцами греческого происхождения с целью связать классическую древность со старыми традициями, воспользовавшись при этом огромной популярностью современной сарданы в Эмпорде. С этой придуманной истории начался миф. Изобретение служило цели символизировать особый каталонский этос, продвигаемый тогда новорожденным каталонским национализмом. Фактически, сегодня каталонцы известны своей музыкальностью во всем Испания и большая часть Западной Европы, поэтому неудивительно, что сардана стала основным источником личной и социальной идентичности.
Игнорируя миф, можно сказать, что созданием сарданы льярги или ее эволюцией руководили три человека: Андреу Торон, Микель Пардас и Хосеп Мария Вентура (Пеп Вентура). Андреу Торон был ответственен за внедрение типа гобоя-тенора, известного в Каталонии как тенора. Это произошло в 1849 году в Перпиньяне. Параллельно на музыкальную композицию сарданы льярги повлияли популярные итальянские и немецкие оперы того времени, а также Контрапас, каталонский танец, который на религиозных праздниках предшествовал сардане курте. Эти влияния превратились в сарданы (множественное число от сардана) разной длины. Как следствие, люди начали считать шаги, чтобы закончить одновременно. Более короткие хореографии можно было вписать в более длинные мелодии. Новые мелодии, которые постепенно становились популярными, требовали новых инструментов, увеличивая размер коблы. Подобно тому, что произошло с каталонским языком, когда в 1891 году Помпеу Фабра опубликовал свою грамматику, различные сарданы были стандартизированы в то, что сегодня известно как сардана льярга. Хореография была обновлена с небольшими отличиями от оригинала Северо-каталонский танец. Пепу Вентуре приписывают стабилизацию различных вариантов около четких 6
8 ритмов и создание инструментального ансамбля фиксированного размера. Он включал сегодняшние стандартные длинные шаги (els llargs) и группу из одиннадцати человек cobla. Хотя некоторые иберийские и средиземноморские хороводы исполняются по схожим образцам, инструментальная музыка для сарданы приобрела особую сложность.
В 1850 году Микель Пардас публикует "Методику для начинающих танцевать сарданас льяргас" (Метод научиться танцевать сардану льяргу).
К 1860 году танец был популярен в Барселоне, а оттуда распространился по каталонским городам и деревням. Между 1840 и 1860 годами сардана была основана как "танец каталонцев". Его влияние распространялось на протяжении всего 20 века благодаря танцевальной группе "Obra de Ballet Popular", которая организовывала аплексы и другие мероприятия сарданы в сообществах, где она ранее была неизвестна.
В 1924 году, во время диктатуры Мигеля Примо де Риверы, шериф Барселоны подвергнул цензуре сардану "Санта-Эспина". Этот факт усилил отождествление сарданы с каталанизмом. Создание ассоциаций и коблес резко выросло благодаря постоянным нападкам со стороны истеблишмента и леруксизма.
Сардана была временно запрещена в 1940-х годах во франкистской Испании, поскольку считалось, что она разжигает ложные чувства гордости и превосходства среди каталонцев. Запрет был введен в определенных районах Барселоны и ее окрестностей. Тем не менее, сардана считалась относительно безобидной в Испании, и это позволило использовать сардану в качестве мирного протеста против более эффективной и репрессивной кампании по искоренению публичного использования каталанского языка. Более того, профранкистски настроенные каталонцы продолжали танцевать сардану на протяжении всего периода правления Франко.
С 1960 года "Популярная балетная труппа" путешествует из одного города в другой с Flama de la Sardana (Вечный свет Сарданы). Каждый город назван "Наследником Сарданы" в честь года, в течение которого он сохраняет Вечный Свет.
В 2010 году правительство Каталонии добавило сардану в Каталог национальных праздников Каталонии (Catàleg del Patrimoni Festiu de Catalunya) и объявило его праздником, представляющим национальный интерес.
В 2015 году парламент Испании единогласно одобрил инициативу Народной партии Испании призвать правительство Испании внести сардану в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Такое же голосование проводилось в 2002 году в сенате Испании и было отклонено из-за отрицательного голосования Народной партии Испании.
Музыку для сарданы исполняет кобла, группа, состоящая из 10 духовых инструментов, контрабаса и тамбори (маленького барабана), на котором играют 11 музыкантов. У коблы есть пять деревянных духовых инструментов: флабиола, представляющая собой маленькую флейту с фиппелем, и тенора и тибла (по два у каждого), которые принадлежат к семейству гобоев. Они и тамбори являются типичными каталонскими инструментами. Духовые инструменты: две трубы, два рожка и тромбон (обычно клапанный тромбон). Контрабас традиционно был трехструнным, но теперь партия обычно пишется для современного четырехструнного инструмента и исполняется на нем.
В Каталонии действует около ста тридцати кобл, большинство из которых - любительские группы. За пределами Каталонии есть по крайней мере еще одна кобла: Cobla La Principal d'Amsterdam.
Музыка, написанная для танца, называется сардана (пер. сарданес) и обычно состоит из двух частей (тирад), называемых реверансами и продолжениями, каждая из которых может повторяться различными способами, формируя рисунок для всего танца. Обычно круг ведет опытный танцор. Танцоры держатся за руки на протяжении всего танца: руки опущены во время реверансов и подняты до уровня плеч во время приседаний.
введение
1 -я тирада: реверансы
2 -я тирада: реверансы
3 -я тирада: лларгс
4 -я тирада: лларгс
5 -я тирада: реверансы
6 -я тирада: llargs
контрапункт
7 -я тирада: льярги
финал КС
Количество тактов в реверансах и затяжках, называемых тирадже или "бегом", важно для игроков и может быть указано перед началом танца (например, "бег", показанный как 25x79, указывает на 25 тактов реверансов и 79 тактов затяжек), чтобы правильно завершить тираду правильной ногой, хотя обычно используется метод подсчета тактов в первой тираде и не танцевать до начала второй.
Танцовщицу называют сарданист (мн. сарданистес).
Как относительно медленный танец без постановки, сардана не требует специальной физической подготовки. Танцевальный круг может быть открыт для самого разного количества танцоров. Когда танцуют на улицах и городских площадях, можно увидеть, как формируются и растут небольшие кружки танцоров: это открытые круги, которые называются rotllanes obertes, и прохожие могут присоединиться, оставив свои сумки в центре круга. Когда танцевальный круг слишком велик, он может разделиться на круги поменьше. Танцоры – это чередующиеся мужчины и женщины - партнер мужчины справа от него – и те, кто присоединяется, должны следить за тем, чтобы не разделить партнеров. Другой вид круга может быть сформирован членами организованных клубов сарданы, называемых colles, и каждый colla может носить свой собственный костюм.
Чтобы танцевать сарданы было удобно, обувь должна быть достаточно гибкой, чтобы танцор мог слегка подпрыгивать, когда появляются затяжки. Традиционно сарданисты носят специальные танцевальные туфли, которые называются espardenyes, сделанные из травяной ткани эспарто и с двумя длинными полосками ткани, чтобы завязывать их вокруг лодыжки. В настоящее время большинство людей заменили их обычными тренажерами.
У многих сардан есть версии для пения, но в основном инструментальные версии используются для танцев. Записи сарданеса или сарданес, исполняемые на концерте, обычно содержат вступление, два реверанса и два затяжки. Сарданы могут быть записаны для танцев, при этом все антрады приведены в порядок. Часто сарданы пишутся для особых случаев или в память о людях.
Рубрики
В нашем клубе проводится обучение: