Школа спортивных танцев Вариации Века

 мкр. Железнодорожный г. Балашиха 

 г. Москва

Психология бального танца и «тренировка эмоций»

Оказывается можно заниматься не только  техникой танца, но и вырабатывать в процессе специальных тренировок умения выражать те или иные эмоции. Конечно, сначала наши эмоции весьма корявы. Однако, как и открытая в танце рука постепенно превращается в мягкую и круглую, затем в резкую и дерзкую и, наконец, в волшебную, то есть наилучшим образом соответствующую характеру танца в целом и конкретного движения в частности, так и специальная тренировка эмоций позволяет существенно улучшить их проявление.

Итак, к методике. Оба партнера должны исполнять движения в соответствии с характером танца и выражать эмоции, соответствующие именно этому танцу. То есть, они должны выражать одинаковые (любовь, дружба, веселье и т.д.) или сопряженные (соблазнение – противодействие, страсть – ненависть) чувства.

Части тела, которые могут выразить эмоции, зависят от расстояния между партнерами. В контактных танцах это взгляд (в основном мимо партнера – кроме танго), движение головы, немного отстающей от корпуса (кроме отдельных элементов), изгиб корпуса, мимика лица. В бесконтактных — добавляются руки, большая свобода в движениях корпуса и ног (бедер, коленей, ступней).

В латиноамериканских танцах очень важен контакт глаз. Партнеры не просто смотрят друг на друга, но ведут глазами некую игру, которая и зажигает эмоции. Стоит только отвести глаза или взглянуть равнодушно как этот пожар эмоций гаснет, и танец превращается в гимнастику, которая не интересна ни танцующим, ни зрителю. Даже когда контакт глаз пропадает (при поворотах, поддержках, в теневой позиции) следует ощущать партнера, например, за счет опущенной головы, которая немного повернута в его сторону. В европейской программе такой возможности нет. Однако и здесь голова и глаза как бы отслеживают партнера. Интересен контакт глаз в групповых танцах с заранее определенной музыкой и композицией (formation). В этих танцах, возможно, такое эмоциональное воздействие взглядом, которое заставляет танцующего рядом ошибиться. И такие сильные эмоции придают людям, танцующим, в общем-то, банальную композицию, чувство общности, радости и общего веселья. В европейской программе мы, в общем-то, не смотрим друг на друга, но мы чувствуем (в том числе и глазами) друг друга. И конечно если есть возможность даже короткого взгляда – ей надо воспользоваться в полной мере.

Психология бального танца и «тренировка эмоций»

Как же тренировать эмоции


Для каждого положения (позы) и движения в танце надо найти его значение (идею, смысл, аналогию) в контексте  общих отношений между мужчиной и женщиной. Определить, как и через движение каких частей тела это может быть передано. Назовем это конструированием эмоций.  Тренироваться надо для каждой позы и движения в очень медленном темпе, имея возможность остановиться в любой момент и проверить правильность отображения эмоций. Тренироваться не обязательно в паре – лучше сначала отдельно и дома, чтобы никто не мешал. Сначала надо достаточно долго прослушивать музыку, под которую вы обычно танцуете. Это нужно для очистки мозга от посторонних мыслей  и создания соответствующего эмоционального настроя. Тренироваться надо также под музыку.

В целом женская партия значительно более эмоциональна. И здесь самый простой, и естественный путь для женщины — расслабиться и быть полностью раскованной в эмоциях, не бояться выразить что-то даже откровенно нескромное. Это поправит руководитель. Проблема состоит как раз не в излишке, а в отсутствии эмоций. Вне зависимости от эмоциональности партнера надо не бояться показать настолько сильные эмоции, насколько он сможет выдержать. И рано или поздно он Вас остановит. Партнерша не должна как то сдерживать эмоции из-за опасения показаться нескромной и подвергнуться осуждению со стороны коллег по  танцевальной группе, партнера или зрителей. На вечеринке  50-100 гр. сухого вина позволяют партнерше расслабиться. Партнеру принимать алкоголь нежелательно, кроме случаев психологического напряжения, например, когда он чего-либо бояться (забыть композицию, наступить на ногу партнерше и т.д.)

Психология бального танца и «тренировка эмоций»

Отношения в паре, как правило, более значимы для партнерши, хотя она никогда это не афиширует и может не признаваться в этом даже себе. Причина этого проста – партнерш, в том числе потенциальных, значительно больше, чем партнеров: практически все женщины хотят танцевать, но лишь немногие мужчины склонны тратить на это время,  силы и деньги; кроме того, научить танцевать с нуля можно практически любую девушку, хотя не всякая при этом будет танцевать хорошо, и занимать высокие места на конкурсах – для этого нужны и физические и психологические данные — а вот партнер должен научиться танцевать сам.   К сожалению, симпатия между мужчиной и женщиной может быть только одна. Поэтому из всех эмоций легче всего выразить любовь. При этом партнеров окружающие часто считают любовниками, хотя это далеко не всегда так. И более того, как правило, интимные отношения мешают творческому росту пары. Поэтому вне зависимости от того хотите ли вы что-то кроме танца, занятия и выступления надо воспринимать как некую игру. Так же как на занятиях мы не всегда танцуем в полную ногу, так и с эмоциями – мы не выплескиваем их в каждом танце. Однако когда мы выучили композицию и техника ее исполнения нас устраивает, надо время от времени проходить ее в «полную ногу» с полным набором эмоций. И об этом лучше заранее договориться.

И это надо абсолютно четко понимать, что танец и эмоции  в нем  это всего лишь игра – и лучше играть хорошо, чем плохо, и даже лучше переиграть, чем иметь «бледный вид». Избыток эмоций встречается очень редко, а вот недостаток сплошь и рядом.  Здесь можно провести параллель с театром. Мы ходим туда за эмоциями, мы сопереживаем чувства актеров. Система Станиславского «заставляет» артистов вживаться в образ, верить в то, что оно играют. Это делает произведение эмоционально правдивым. Мы верим. Поэтому и в отношениях партнеров всегда есть личностный и даже интимный момент. Если его нет, то зритель не верит. И в танце партнеры должны тоже верить в это. Любая фальшь или наигранность будет немедленно замечена зрителями. Лицо и тело (особенно партнерши) должны излучать НАСЛАЖДЕНИЕ – и это очень важно понимать для достижения успеха. Эту эмоцию весьма трудно заменить чем-то другим: сложными элементами, поддержками и т.п.   У опытных танцоров эмоции весьма правдоподобны (даже более чем у артистов театра).  Вместе с тем, они умеют выразить  и другие эмоции, соответствующие характеру танца, и это умение весьма ценно.

Психология бального танца и «тренировка эмоций»

Партнерша должна научиться отдавать свое тело (как некий музыкальный инструмент) на время танца партнеру в его ПОЛНОЕ распоряжение. Строго говоря,  с хорошо подготовленным партнером может танцевать практически  любая девушка, не имеющая никакой хореографической подготовки (просто танец будет несколько проще). И, в общем-то, процесс ее обучения имеет не столько физический (движения и фигуры) сколько психологический аспект: она учится доверять партнеру – быть уверенной в том, что все получится, она не будет казаться смешной, ей не наступят на ногу, не будет больно и т.д. То есть налицо процесс под названием избавление от страхов. Он происходит скачкообразно – в партнерше как будто что-то ломается и она в определенный момент как бы даже не решает, а чувствует, что полностью отдается в его руки. Это происходит через 2 – 12 месяцев после начала занятий, но может и не произойти никогда. Внешним признаком этого факта является то, что она перестает спорить с партнером.

Этот навык, когда партнер, не задумываясь о фигурах (они приходят в голову сами собой исходя из особенностей музыки и предыдущих фигур) ведет партнершу в танце под музыку, а партнерша безоговорочно и правильно следует за ним назовем «абсолютным ведением». Как узнать достигли вы его или нет. Поставьте незнакомую музыку танца, который вы никогда не танцевали и лучше, чтобы он не входил в программу бальных танцев. И лучше чтобы ритм музыки был достаточно сложным. Если вы сможете танцевать что то, а не какой-либо известный вам танец, и при этом танцевать   легко и непринужденно – честь вам и хвала. Если нет – партнер должен тренировать мозги (умение придумывать движение за себя и партнершу сразу и вести ее), партнерша – психику (умение сохранять ментальное молчание) и мышечное чувство (умение адекватно реагировать на управляющие движения партнера). Вначале управляющие движения сильны, однако в процессе тренировок они слабеют, что делает танец более легким для исполнения и приятным. Это происходит примерно через год. Однако партнерши нередко предпочитают не затрачивать сами значительных усилий и «катаются на партнерах». При этом сильно страдает их техника и эмоциональность,  партнерша выглядит вяло. Надо помнить, что партнер только управляет партнершей, а не таскает ее. Кроме того, ему физически трудно танцевать и он может или совсем прекратить танцевать или поменять партнершу на более «легкую».


Ведение в паре


Обычно ведение появляется через год-два после начала занятий, а абсолютное – через 3-5 лет, но и, то и другое может не появиться и никогда. Очень многое зависит от руководителя и того какие танцы он преподает – спортивные или социальные. Спортивными имеет смысл заниматься до 25 лет, если вам больше то надо понять, что мест не конкурсах Вам не видать и соответственно заниматься по программе спортивных танцев конечно можно, но это не научит Вас танцевать и вряд ли сделает счастливее.

Можно и сознательно приблизить момент абсолютного ведения? Как это сделать? На занятиях партнерше нужно выбросить из головы все мысли, за счет сосредоточения на партнере –  нужно «слушать», как он ведет: его тело, руки, а в некоторых танцах бедра и колени и следовать в соответствии с его движениями.  Затем  нужно слушать музыку – в основном ритм. При этом в первую очередь нужно следовать за партнером, а уже потом за музыкой. Этого правила необходимо придерживаться по двум причинам. Во-первых, партнер может быть не музыкален и при этом лучше сохранить танец, чем сбиться и остановиться. В любом случае партнерша не может шагать раньше партнера, даже если знает куда идти, а она этого в принципе знать не может, так как ведет партнер. Опытные партнеры часто находят нетрадиционные продолжения стандартных фигур с целью «воспитания» партнерши и это только украшает танец. Вместе с тем, иногда партнерша может немного отставать и это, как и в музыке, придает танцу особый шик. К слову, слабая музыкальность достаточно легко лечится длительным прослушиванием им той музыки, под которую танцуется танец. Во-вторых, партнер может немного иначе интерпретировать музыку. И если партнерша наперекор ему или, не имея возможности что-то уловить, точно следует музыкальному ритму то это губит и красоту танца, не позволяя выполнить задуманное партнером, а,  в конечном счете, эмоциональную окраску танца. Такое часто можно наблюдать в танце латинос и европейки.  В таких случаях партнерша обычно говорит: “Он хорошо танцует. Но я его не чувствую” Она просто не может уловить нюансы. Проще говоря, партнерша танцует настолько хорошо, насколько хорошо чувствует.

Психология бального танца и «тренировка эмоций»

Абсолютное ведение позволяет не только не ошибаться и двигаться синхронно – оно источник дополнительных эмоций:  выполнение сложной поддержки, нового или незнакомого для партнерши элемента вызывает у нее дополнительные эмоции:  удивление, восхищение – даже страх, все идет на пользу танцу и главное эти эмоции совершенно правдивы, поскольку естественны. Кстати об ошибках, тут абсолютное ведение тоже помогает и уж если такое случилось – первое правило – не останавливаться. Правило второе – сделайте (партнер, конечно, ведет) вращение, поворот под рукой, простую поддержку, зависание, выпад, на худой конец просто несколько шагов в такт музыке и спокойно продолжайте танцевать С НАЧАЛА ТАНЦА. Будьте уверены, зрители, кроме тех, кто занимается танцем – ничего не заметят. Кстати, первые и последние 10 секунд каждого танца должны быть выучены обоим – сбившись в начале трудно рассчитывать на успех – уже не тот запал, завершив танец неэффектно, вы смазываете все ваши труды. Можно перед первым шагом говорить слово “поехали” или любое другое, так называемое ключевое слово, а завершая танец – говорить, например, «концовка». Эти ключевые слова успокаивают партнершу, поскольку она точно знает, что будет танцевать и не боится ближайшего будущего. Кстати, перед сложными элементами и поддержками, можно также произносить их названия. Слова во время танца ни в коем случае не отменяют ведения – они служат другой цели, вселить в партнершу уверенность и для большинства партнерш моральная поддержка  очень важна. Кстати, на репетиции, если вы почувствовали, что партнерша после ваших слов пытается идти сама, можно ее и обмануть, сказать одно, а сделать совершенно другое движение. Это только способствует ее профессиональному росту, она должна следовать за вами и даже не пытаться сделать то, что вы сказали. Но лучше не злоупотреблять – и после извиниться, сказав, что вы ошиблись.

В сложных случаях: при наличии у одного или обоих партнеров полного букета психологических зажимов, можно порекомендовать наладить хорошие дружеские, а лучше немного романтические  отношения. Надо понимать, что эмоции это проявление чувственности и сексуальности. И  если их нет, то вероятно одно из двух: или мы боимся их показать партнеру или окружающим или у нас нет ни чувственности ни сексуальности. И тут танец тоже поможет: расслабьтесь на вечеринке, выпейте немного, потанцуйте «грязные танцы». Если на следующий день вы будете себя осуждать и стесняться друзей по вечеринке – повторите. Может быть, ваше отношение к чувственности изменится. Не поможет – обратитесь к психологу. В конце концов, если ничего не помогает и вы готовы на все —  заведите хорошего любовника, который раскроет вас, сделает более уверенной в себе. Только не планируйте связать с ним жизнь и не выбирайте для этой цели кого-то из своего коллектива. У небольшого числа людей в силу природной веселости, беззаботности и оптимизма радость в танце выплескивается через край. Это очень ценное качество и вы легко достигните успеха в чаче, джайве, квике и самбе, однако над более чувственными танцами придется поработать. Еще меньшее число людей в силу своих психологических особенностей склонны к танго и пасодоблю. Существуют и другие психологические типы, склонные к тем или иным танцам, но чтобы танцевать все – нужно быть артистом, то есть владеть искусством перевоплощения.

Бальные танцы

Что помогает нам проявлять эмоции


Во-первых, это собственно само движение и то удовольствие, которое мы от него получаем. Вырабатываемые при этом эндоморфины (гормоны счастья) поддерживают необходимый эмоциональный накал. Этот вид поддержки характерен для танцующих соло-латину. Другой вид поддержки могут оказать зрители – их аплодисменты, крики – вообще любой одобрительный шум заводит пару и как результат они могут показать то, чего на тренировке невозможно добиться. И, наконец, «топливом» для эмоций служат сами же эмоции партнеров, направленные друг на друга. Даже скромная улыбка, как маленькая искорка, начинает большой эмоциональный пожар. И здесь уже не важны ни движения, ни зрители, ни то где пара танцует – на конкурсе, дома или на дискотеке.  Более того, этот пожар захватывает и окружающих. И сдерживать его не нужно. Особенно это касается женщин. Пытаясь подавить простую улыбку, вы опускаете уголки губ вниз, напрягаете лицо и оно становится некрасивым: получается улыбка старой девы. Кроме того вы можете не выдержав расхохотаться и, потеряв правильное положение в паре, сорвете танец. Поверьте, что эмоция, направленная на партнера во время танца ни о чем не говорит и ни к чему вас не обязывает, в том числе это уж точно не объяснение в любви, не проявление желание и не обещание жениться. Впрочем, в бытовом танце на вечеринке, если эмоции затухают, то лучше закончить танец до окончания музыки, а не ставить себя и партнершу в неудобное положение. Так вы сохраните добрые отношения, поскольку затянутый танец приведет к их охлаждению.


Почему люди прекращают танцевать


Для мужчин основным тезисом, позволяющим ответить на этот вопрос, является следующий: нам нравится то, что хорошо получается. То есть, если есть прогресс и перспектива, то мы продолжаем заниматься. А так как предела совершенства нет, то можно заниматься всю жизнь и быть счастливым. Вместе с тем, важен психологический комфорт в паре. Третий сорт тоже не брак и лучше сохранить хорошие отношения и удобно танцевать несложные элементы, чем ругаться и изводить друг друга, пытаясь выяснить, кто и что делает не так в сложных композициях. Оставьте этот элемент – вы его сделаете через несколько дней, или месяцев, когда эмоции улягутся. Для женщин более важен личностный момент. Внутренних причин две  – или партнер не хочет делать то, что она от него требует в самом широком смысле: от необходимости держать прямо спину до требования немедленно развестись с женой и жениться на ней. При этом, чем больше партнерша от партнера требует, тем быстрее он ее оставит.  Вторая причина – партнера просто нет и это угнетает женщину – каждое занятие для нее – публичный позор. В этом случае не надо отчаиваться – тренируйтесь – будете танцевать хорошо и партнер появится. Мужчина ищет женщину с которой хоть что-то получается. Иногда женщина, найдя более сильного партнера, бросает старого. Очень не советую. Не факт, что отношения сложатся. И, что более важно, уже никто не будет танцевать с Вами – мужчины не любят предателей.

Задача партнера – научиться играть на музыкальном инструменте, называемом телом партнерши. И эта задача значительно более сложная. Вот почему так легко научить танцевать женщину и так сложно мужчину. И, тем не менее, во-первых, нужно добиваться абсолютного ведения: надо заставить партнершу делать все технические элементы танца так, как партнер хочет в данный момент.

Опытная партнерша знает схему всех фигур танца, но партнер придает этой схеме конкретное физическое воплощение, несущее эмоциональную окраску через особенности его выполнения. И такое совместное, синхронное, насыщенное нюансами движение пары и рождает эмоции. Для партнерши они являются совершенно естественной психологической реакцией на движение и испытываемое от этого движения наслаждение и возбуждение. Партнерша может отдаться чувствам, поскольку в танце ее голова полностью свободна от каких-либо мыслей. В отличие от партнерши мозг партнера во время танца очень сильно загружен.

В реальном режиме времени решается сразу несколько задач:

— анализ  музыки;

— синтез фигур в соответствии с музыкой:  причем партнер в реальном режиме времени должен представлять и партию партнерши;

— обеспечение рисунка танца: разнообразие  элементов, ракурсы, продвижения, позы;

— обеспечение безопасности: границы танцевального поля, возможность столкновения с другими парами, защита партнерши от возможных падений, особенно при поддержках и других сложных элементах;

— в дополнение выполняется прогнозирование (предсказание будущего движения, позиции в паре или положения в зале) в рамках всех вышеперечисленных задач.

Его состояние можно сравнить разве, что с состоянием летчика-истребителя времен второй мировой во время группового боя. Так что если у Вас плохой партнер – не ругайте его, у него слишком много проблем и он пока с ними всеми одновременно не справляется. Вместе с тем Вы также можете ему помочь. Следует всячески повышать его самооценку. Замечания должны быть тактичными. Нельзя настаивать на своем, ставить свои желания на первый план.   Не следует упрекать партнера и портить ему нервы каким-либо другим способом. Единственное чем Вы ему можете помочь это чутко слушать его ведение, держать правильно корпус и голову, ни о чем не думать и тем более не разговаривать во время танца, ни в коем случае не останавливаться, например, при ошибках. Танец нужно сохранить, а ошибки можно будет разобрать и потом. Иногда партнер, растерявшись, начинает повторять ряд одних и тех же фигур. Надо понимать, что в этом случае он находится в состоянии стресса: он хочет сделать что-то другое, но не может. В этом случае партнерше следует произнести название какой-либо другой фигуры. Когда он соберется с мыслями, он выполнит этот или иной элемент. В случае провала на выступлениях или соревнованиях не нужно идти на поводу эмоций, обвиняя друг друга. Лучше сохранить хорошие отношения. А обсудить проблемы можно через несколько дней, когда эмоции утихнут. Помните, только хорошие доверительные отношения, без недоговоренностей, залог Вашего танцевального успеха. Очень важным элементом тренировки, к сожалению почти не используемым в России, является совместное обсуждение занятий за чашкой сладкого чая после их завершения. Откровенный разговор позволяет лучше понять друг друга, высказать наболевшее. Это улучшает и межличностные отношения и общую обстановку в коллективе.


Подводя итог обсуждения эмоциональности партнера можно сказать, что он танцует и ведет настолько хорошо, насколько быстро работает его мозг. Но тренировка мозга это отдельная тема. Причина же эмоциональности партнера является не столько возбуждение и наслаждение сколько удовлетворение его самолюбия от умения вести партнершу (управлять ее телом) и представить ее окружающим в выгодном свете, от умения выполнить то, что другим не дано и т.д. и если уж быть психологически откровенным от понимания, что умение танцевать привлекает и других «самок». Хотя хорошую партнершу, как правило, не меняют на более красивую и молодую. Меняют ту, которая портит нервы. Впрочем, эмоции партнера носят больше социальный, чем сексуальный характер. И хотя эмоции партнера менее выражены, их спектр может быть значительно шире – от ненависти до страсти и от страха до разочарования. Они в большей степени определяются личностными качествами  партнера и даже могут носить антисоциальный характер, например, желание показать свое превосходство через унижение партнерши.


Как узнать достигают ли ваши эмоции цели: сердец зрителей или партнера. Если в середине выступления при выполнении обычных внешне не эффектных элементов вы слышите одобрительные выкрики и аплодисменты, или партнер вдруг делает непроизвольное движение, а затем кружит вас, хватает в охапку, прижимает к себе, неожиданно делает поддержку и т.п. – значит ваши эмоции достигли цели и это высший пилотаж. Не нужно бояться показывать эмоции на репетициях и особенно на выступлениях: без эмоций нет танца – и надо определиться, вы танцуете для себя или для зрителей. Если для себя – не сдерживайте эмоций и будьте счастливы. Если для других – портите себе жизнь, дергаясь от зависти окружающих. Вас осудят в любом случае и лучше быть осужденным за фривольность, чем за фригидность.


Мы рассмотрели – это два подхода в тренировке эмоций


Один основан на осознанном конструировании эмоций, другой на бессознательном отражении движения. Кажется, что эти подходы противоречат друг другу, но это только на первый взгляд. Конструирование эмоций с последующим их повторением (отработкой) ведет к не только к их запоминанию. Появляется ассоциативная связь между движением и эмоцией и как всякая ассоциативная связь эта связь является двунаправленной. Поэтому при выполнении ранее отработанного движения автоматически (по ассоциации) воспроизводятся и соответствующие ему эмоции.

Конечно, читатель заметил, что основное внимание в статье уделено женским эмоциям. Это не случайно. Все зрители смотрят на партнершу. Мужчины, за редким исключением из числа занимающихся танцем, по понятным причинам. Женщины сопереживают ее эмоции. И такое всеобщее внимание делает девушку даже с самой заурядной внешностью, но умеющую танцевать и подать на публику свои эмоции, королевой бала. А мужчина горд сознанием того во что он может превратить «золушку». И не смотря на мимолетность этого ощущения, оно дорогого стоит. В психологии это называется пик переживанием. Его человек помнит всю жизнь.

Бальные танцы дают надежду стать более счастливым в жизни. Многие люди ими занимаются, однако лишь немногие из них умеют танцевать (партнер вести, а партнерша следовать) и только совсем малая часть реализует свое умение: регулярно танцует на вечерах, балах и вообще везде, где есть возможность. И разнообразие бальных танцев делает эти вечера уникальными. Конечно, легче выучить один танец и танцевать только его. Этим объясняется переходящая популярность то одного, то другого танца. Но танцевать только один танец это все равно, что питаться только одним, пусть даже очень вкусным блюдом – быстро надоест. Поэтому танцевать надо все танцы. Нет плохих танцев, просто вы в них еще не до конца разобрались.

Источник



Вариации Века логотип

В нашем клубе проводится обучение:

 

  • бальным танцам 
  • хип-хоп танцам
  • занятия хореографией
  • для самых маленьких проходят занятия ритмопластики.