Школа спортивных танцев Вариации Века

 мкр. Железнодорожный г. Балашиха 

 г. Москва

Пои - новозеландский танец света

В последнее десятилетие руки современного человека дошли до экзотической забавы – пои. Фанаты древнего искусства активно продвигают племенной танец, наделяя его современными красками. Сегодня термин «пои» ассоциируется для нас по большей части с новой молодёжной субкультурой, основанной на жонглировании шарами, которые удерживаются на лентах или верёвках. Смельчаки идут дальше: вымачивают шары в керосине и поджигают, в результате чего зрители могут насладиться невероятно красивым огненным шоу.

Пои - Танец света

Происхождение пои


Подобная «игра с огнём» получила широкое распространение в качестве модного развлечения: и зрелищно, и опасно, и оригинально. Но не всем известно, что история пои началась много столетий тому назад в Новой Зеландии, где обитает племя маори, обладающее поистине уникальным культурным наследием.

Для маори пои (в переводе – «мяч») – это танец, с помощью которого местные воины готовились к бою: кручение прикреплённых к льняным верёвкам шаров позволяло улучшить координацию движений, развивало внимательность, а также укрепляло мышцы рук, плеч, спины. Но, по сути, боевым танцем пои никогда не был, и его исполняли как в качестве тренировки, так и для развлечения мужчины и женщины всех возрастов.

Хотя цели преследовались разные: хранительницы очага таким образом повышали пластичность рук, что в делах домашних всегда кстати, а их мужья и братья так готовились к битвам. Пои исполняли и маленькие мальчики, которым ещё не доверяли настоящее оружие. По мере того, как мальчик взрослел, удлинялись удерживающие шары верёвки.

Происхождение танца связывают с давно вымершей птицей моа, истреблённой маори более 500 лет назад. Эта птица откладывала гигантские яйца, которые в прежние времена употреблялись племенем в пищу, а для более удобной транспортировки их помещали в льняные мешки. «Жестокое» ли обращение с невылупившимися птенцами повлияло, или просто эволюция сказала своё слово, но моа исчезли с лица земли. В память о птице маори создали игру в мяч, в роли которого выступал мешок, набитый тряпками или собачьей шерстью. Позднее такие мешки прикрепили к верёвкам и стали раскручивать. Правда, в качестве набивки теперь всё чаще использовались камни. В этом действии виделось и нечто священное: так исполнители рассказывали о рождении мира из хаоса.

Свой вариант пои существует и на Гавайских островах, но здесь шары изготавливались из растения, называемого таро: его корень обматывался листьями и прикреплялся к верёвке. Чтобы мышцы развивались равномерно с обеих сторон, танцоры использовали два шара. Что касается женщин, их танец был предназначен в основном для демонстрации грациозности и красоты, а потому шары отличались малым весом и размером.

Пои исполняют под музыку и пение. Есть у него и другое название – танец с булавами. Маори продолжают хранить свои традиции, и пои сопровождает разного рода государственные церемонии, находит место на праздниках, однако за пределами Новой Зеландии танец дополняется всё новыми деталями и уже успел достаточно далеко уйти от своего первоначального варианта.

Пои - новозеландский танец света

Пойстеры современности


Современная культура видоизменила древний танец, в результате чего появилась новая субкультура. Исполнителей нового вида искусства называют пойстерами. Их можно увидеть в цирковых представлениях и уличных театрах. Новички осваивают жанр «пои», тренируюсь с мягкими шариками, привязанными к веревкам. Как и в любом искусстве, обучение начинается с азов. Сначала выполняются простые элементы «пои». Освоив базовые движения, в танец добавляются более сложные трюки. Профессиональный пойстер способен выполнять сложные комплексы движений, при этом грациозно передвигаясь в пространстве. Все пойстеры крутят «пои» под музыку. Это создает впечатление завораживающего танца света и позволяет жонглеру держать ритм.

Пойстеры (исполнители пои) устраивают представления в цирках и на улицах, раскручивая шары, которые завёрнуты в блестящие светоотражающие ткани, благодаря чему создаётся эффект плетущегося прямо в воздухе узора. Новички начинают с малого: мягкие мячи, простые движения. По мере роста мастерства танец усложняется, возникают новые трюки. Впрочем, иногда и опытные исполнители жонглируют мягкими тканевыми шарами, в результате чего движения словно замедляются и рождается завораживающий танец света.

Наивысшим мастерством пойстера считается приручение огня. Разумеется, далеко не каждый идёт на сознательный риск, ведь любое неловкое движение – это обязательный ожог, но создание волшебного светового шоу, по мнению исполнителей, того стоит.


Атрибуты танца пои


Пойстеры в своем танце используют «пои», предварительно окрашенные светящейся краской, либо сделанные из светоотражающих тканей. Благодаря такой окраске и составу ткани во время исполнения перед зрителем возникают чарующие узоры плетущиеся танцором. «Пои» выполненные из ткани крутятся гораздо спокойнее, что создает ощущение замедления и обособленности танцора и ткани.


Танец огня


Человек покорил огонь много тысяч лет назад. Сначала он догадался о его прикладной ценности: приготовить пищу, согреться зимой, напугать и уничтожить врага. Но со временем человек увидел в огне красоту и научился творить настоящие чудеса. Огненные представления проводились в городах Древнего Китая и в Римской империи, встречались они и в арабских культурах. 

Пои - Танец света


Фигуры поинга носят названия в соответствии с рисунком, который формируется в воздухе при быстром вращении снаряда. Чаще всего эти узоры напоминают цветы с различными формами и количеством лепестков. Поэтому говорят: «трехлепестковый цветок», «четырехлепестковый цветок», «пятилепестковый цветок». В некоторых трюках одна рука описывает одну фигуру, вторая – другую, тогда получается, к примеру, «четырехлепестковый цветок в круге».

Неотъемлемый элемент фаершоу — это, конечно, пойстеры, люди, которые «крутят» пои — шары либо объекты другой формы на веревках или цепочках. При быстром и умелом вращении горящие пои образуют в воздухе узоры и рисунки — это невероятно красиво. Пои пришли в Европу из Новой Зеландии — искусство их вращения было традиционным видом танца у племени маори. В середине XX века в Европе и США начала зарождаться целая культура поинга, а в 1960-х появились первые школы и театры огня, использующие пои как элемент представления. В России и фаершоу, и поинг как его элемент появились лишь в 2000-х, но европейскую культуру наши пойстеры нагоняют бешеными темпами.

Пои - новозеландский танец света

Каждый пойстер выбирает реквизит по себе. Хороший пойстер чаще всего умеет обращаться с любым реквизитом, но работает с одним-двумя видами.

 

Огненные пои

 

Пои — не единственный вид реквизита для фаершоу. Бывают еще веера, шесты, девилстики, диаболо, булавы, огненные чаши, левистики, да и самих пои — тысяча и один вид. Кроме того, оборудование может быть не огненным, а светодиодным — для представлений взакрытых помещениях.

Огненные пои делаются из кевлара — высокопрочного параарамидного волокна. Кевлар хорошо держит температуру — пои из этого материала могут прослужить до полутора лет. Из кевларовых лент или шнуров сплетается узел-фитиль, к которому крепится металлическая цепь; на другом конце цепи — кожаные петли для крепления на руке. Пойстер замачивает узел в керосине (это самый распространенный горючий материал, бензин используется редко), поджигает — и шоу начинается.

 

От формы узла и его размера зависит длительность горения пои, форма и размер пламени. В первые годы после появления поинга в России реквизит делали самостоятельно, причем за неимением кевлара — из асбестовой ткани, базальтового волокна, поскольку их было проще достать. Самым распространенным типом пои тогда были (да исейчас остаются) так называемые кафедралы: кевларовая или асбестовая лента складывается слоями, пока не получается параллелепипед. Пои-кафедрал горит не слишком долго, три-четыре минуты, зато имеет больший ресурс, чем пои сложного плетения.

 

Другой распространенный вид — пои-манкифист. Этот фитиль представляет собой сплетенный из кевларового шнура классический узел «обезьяний кулак»; он оплетает шарик-сердцевину, к которой крепится зажим с цепочкой. Манкифист может гореть долго, до восьми минут. Причем все зависит от того, как узел затянут. Если сильно, то огонь будет невелик, зато длительность горения — максимальна, и наоборот.

Пои могут быть как легкими, так и довольно тяжелыми. Например, самые большие пои, «кометы», достигают по весу 300 г, а при тщательной пропитке керосином или бензином их вес может почти что удваиваться. Кажется, полкило — мелочь. На самом деле вращать полкило на 75-сантиметровой цепочке в течение длительного времени, да еще выполнять различные сложные фигуры — это очень утомительно и серьезно укрепляет мышцы рук и спины.

 

Пои - новозеландский танец света

Для организации шоу в закрытом помещении фаерщики используют светодиодные пои и другие светящиеся гаджеты, неспособные вызвать возгорание. В тёмном помещении светодиодные пои различных цветов выглядят едва ли не эффектнее, чем огонь, особенно в руках профессионала.

 

Прочий реквизит при обращении требует не меньших навыков, нежели при работе с пои. Помимо пои, фаeрщики пользуются веерами. Огненный веер имеет обычно пять лучей с насадками-фитилями, а ручка у него кольцеобразная, чтобы можно было вращать веер на руке. Также используются шесты с фитилями на концах и девилстики- короткие шестки для жонглирования с помощью палочек. Руководитель московской команды фаерщиков Pulse Show Максим Крючков (кстати, именно его команда помогала нам с подготовкой статьи) рассказал, что пару раз встречал даже огненные нунчаки. Но подобный реквизит редок и требует действительно умелых рук.

Кстати, пои тоже жонглируют. Но для этого вместо кожаных крепежей для пальцев на противоположном от фитиля конце укрепляют специальный шарик, за который удобно ловить подожженные пои после подбрасывания. Для танцев с огнем используют так называемые палм-торчи, которые жестко фиксируются на ладони.

Пои - Танец света

Работа с «косичками» (или «верёвками»). Такие пои оставляют за собой очень широкий и яркий шлейф, похожий на мазок кисти.

Многие огненные трюки не требуют вообще никакого реквизита, помимо собственного тела и бутылки керосина. На наших глазах Максим водил по телу горящим фитилем, и после каждой такой «проводки» кожа некоторое время полыхала синим пламенем. «Да нет, это совсем не больно, — говорит Максим. — Во-первых, горючее очень быстро испаряется; во‑вторых, горит не само топливо, контактирующее с кожей, а его пары; в-третьих, тонкий слой топлива даже немного охлаждает кожу, создавая барьер между ней и пламенем. Только волосы сгорают», — смеется фаерщик.

 

Электрические танцы

 

Естественно, под крышей играть с открытым огнем нельзя. Для организации шоу в закрытом помещении фаерщики используют светодиодные пои и другие светящиеся гаджеты, не способные вызвать возгорание. Электропои бывают различных форм и цветов. Пойстер выбирает реквизит взависимости от веса, яркости, цвета и бюджета. Кстати, электрические пои гораздо легче огненных, и их утяжеляют грузами, чтобы обеспечить должную балансировку. Помимо пои в безогненном шоу используются практически все существующие светящиеся объекты. Это мячики, светодиодные тарелки-фрисби, шесты, девилстики и даже костюмы. Также используются особые пои, которые не светятся вообще, зато украшены различными лентами и флажками.

Пои - Танец света

Если сделать всё без ошибок, можно окружить себя практически любым количеством лепестков, не ограничиваясь фиксированными элементами.

 

Работа с огнем и поинг в частности развивают практически все физические навыки человека: реакцию, силу мышц, ловкость, внимательность, моторику и т. д. А необходимость постоянно придумывать новые элементы и оборудование тренирует воображение и изобретательность. 

 

Видео танца пои


Вариации Века логотип

В нашем клубе проводится обучение:

 

  • бальным танцам 
  • хип-хоп танцам
  • занятия хореографией
  • для самых маленьких проходят занятия ритмопластики.