Вариации Века
Вариации Века
танцевально-спортивный клуб
Школа спортивных танцев Вариации Века
мкр. Железнодорожный г. Балашиха
г. Москва
Мохинияттам (малаялам: മോഹിനിയാട്ടം) – форма индийского классического танца, происходящая из штата Керала. Танец получил свое название от Мохини - женщины-чародейки, аватара индуистского божества Вишну, которая помогает дэвам одержать победу над асурами, используя свое женское очарование.
Корни Мохинияттама, как и всех классических индийских танцев, находятся в Натья Шастре – древнеиндийском санскритском тексте по исполнительскому искусству. Однако он следует стилю Ласья, описанному в Натья Шастре, то есть это нежный, наполненный эросом и женственный танец. Традиционно это сольный танец, исполняемый женщинами после длительной подготовки, хотя в современный период этот танец исполняют и мужчины. Репертуар Мохинияттама включает музыку в карнатическом стиле, пение и разыгрывание пьесы через танец, где декламация может осуществляться либо отдельным вокалистом, либо самим танцором. Песня, как правило, написана на малаяламско-санскритском гибриде под названием Маниправалам.
Самое раннее упоминание этого слова встречается в юридическом тексте 16 века Вьявахарамала, но, вероятно, корни танца древнее. Танец был систематизирован в 18 веке, высмеивался как система проституции девадаси во время колониального британского владычества, запрещен рядом законов с 1931 по 1938 год, запрет, который был опротестован и частично отменен в 1940 году. Социально-политический конфликт в конечном итоге привел к возобновлению интереса, возрождения и реконструкции Мохинияттама со стороны жителей Кералы, особенно поэта Валлатхола Нараяны Менона.
Мохинияттам, также называемый Мохини-аттам, происходит от "Мохини" – известного женского аватара индуистского бога Вишну в индийской мифологии.
Мохини относится к божественной чародейке или высшей соблазнительнице. Она появляется в индуистских мифологиях во время битвы между Дэвами (добром) и Асурами (злом), после того, как зло завоевало контроль над Амритой (нектаром бессмертия). Появляясь в своем юном расцвете, роскошно одетая, она использует свои чары, чтобы соблазнить асуров, которые, ища ее благосклонности, дают ей Амриту для распространения среди сил зла. Мохини после обретения Амриты вместо этого отдает ее добру, лишая зло возможности обрести бессмертие.
Детали истории Мохини варьируются в зависимости от Пураны и региона, но она неизменно является чародейкой-аватарой всевышнего в вайшнавизме. Аттам - слово из языка малаялам, означающее ритмичное движение или танец. Мохинияттам таким образом, означает "танец чародейки, прекрасной женщины".
Мохинияттам - классический индийский танец, который по определению восходит в своем репертуаре к основополагающему тексту Натья Шастра. В Натья Шастре текст приписывается древнему ученому Бхарате Муни. Его первый полный сборник датируется периодом между 200 годом до н.э. и 200 годом н.э., но оценки варьируются от 500 года до н.э. до 500 года н.э. В тексте описываются основные элементы и структура двух типов танца: энергичного, высокоэнергетичного танавского танца (Шива) и нежного, успокаивающе грациозного танца Ласья (Парвати, возлюбленная Шивы). Мохинияттам следует структуре и целям танца Ласья в Натья Шастре.
По словам Реджинальда Мэсси, история Мохинияттама неясна. Керала, регион, где этот танцевальный жанр развился и пользуется популярностью, имеет давнюю традицию танцев в стиле ласья, основы и структура которых могут лежать в основе. Самые ранние свидетельства Мохинияттама, или танцевальной традиции, подобной Мохинияттаму, найдены в храмовой скульптуре Кералы. В храме Вишну 11 века в Трикодитханаме и в храме Кидангур Субраманья есть несколько скульптур танцовщиц в позе Мохинияттам. Текстовые свидетельства, начиная с 12 века, свидетельствуют о том, что малаяламские поэты и драматурги включали темы Ласьи. В 16 веке "Вьявахарамала" Намбутири содержит первое известное упоминание термина "Мохинияттам" в контексте выплаты танцовщице Мохинияттам. В другом тексте, Гоша Ятра, 17 века тоже упоминается этот термин. 18 век "Баларама Бхаратам", крупное второстепенное произведение по Натья Шастре, написанное в Керале, упоминает многие танцевальные стили, включая Мохини Натану.
В 18-19 веках Мохинияттам рос по мере того, как танцевальное искусство получало покровительство конкурирующих княжеских государств. В частности, в начале 19 века индуистский король, поэт и музыкальный композитор Свати Тирунал Рама Варма спонсировал и создал совместную команду художников Mohiniyattam и Bharatanatyam
В конце 19-го и начале 20-го века Мохинияттам исполняли женщины в общине Найяр, общине в центральной части Кералы. По словам Жюстин Лемос, Мохинияттам "был праздником эротики, плодородия, богатства и гостеприимства".
С распространением колониального британского правления в Индии 19 века все формы классического танца Индии подвергались насмешкам и обескураживанию, что привело к их серьезному упадку. Отчасти это было результатом викторианской морали сексуального подавления наряду с англиканскими миссионерами, которые критиковали индуизм.
В 19 веке танец Мохинияттам был частью трех брачных ритуалов. Это были тали-кетту-кальянам (брачная нить-брак), тирандукальянам (менструальный брак) и самбхандам (брак, подобный ритуалу или неформальному союзу). В то время это служило поддержанию социального баланса каст в обществе. После стигматизации Мохинияттама три брачных ритуала были сведены к одному, называемому кальянам. Социальные реформаторы в конечном итоге изменили весь брачный ритуал на институт, на который повлияли британцы с помощью ряда законов.
Поза Мохиниаттама
Соблазнительные жесты и мимика во время храмовых танцев были карикатурно изображены в книге "Пороки индийской женственности", опубликованной в начале 20 века, как свидетельство традиции "блудниц, униженной эротической культуры, рабства идолам и священникам", и христианские миссионеры потребовали прекратить это, запустив "движение против танцев" или "движение против научей" в 1892 году. Это движение повлияло на все классические танцы в Индии и способствовало их упадку, включая стигматизацию Мохинияттама в княжествах Траванкор и Кочин в Британской империи.
По словам Жюстин Лемос, общепринятым стереотипом было называть храмовых танцовщиц проститутками и что Мохинияттам был запрещен Махараджей под давлением британских властей и его граждан, но изучение исторических свидетельств свидетельствует о том, что ни один закон или прокламация не запрещали Мохинияттам, и нет никаких доказательств того, что танцовщицы Мохинияттама были девадаси, храмовыми проститутками или даже черными слугами храма. Однако, добавляет Лемос, есть свидетельства присуждения наград, спонсирования стипендий и выплат танцорам Мохинияттама, а также законов, принятых в период с 1931 по 1938 год, которые – без упоминания имени Мохинияттама – запрещали девадаси, все формы "непристойных танцев или театра" и запрещали танцы в храмах, в то время как княжеские штаты Керала были частью Британской империи, аналогично запретам на индуистское исполнительское искусство в президентствах Мадраса, Бомбея и Калькутты. введено в действие ранее. В 1940 году запрет был частично отменен, разрешив "добровольные танцы в храмах". В 1941 году новый закон разъяснил, что добровольные танцы разрешены, но танцорам никогда не следует платить. Это привело к протестам, общественным беспорядкам и требованиям танцоров о том, что перформансное искусство является формой экономической деятельности и свободы вероисповедания, что артистам Мохинияттам должно платить государство или зрители, но государство им не платило.
Некоторые женщины продолжали танцевать Мохинияттам в индуистских храмах, независимо от исторической политики 1940-х годов.
Насмешки и запреты, введенные в британскую колониальную эпоху, способствовали росту националистических настроений и повлияли на все индуистское исполнительское искусство, включая Мохинияттам. Он тоже был возрожден и реконструирован, особенно в 1930-х годах националистическим поэтом-малаялам Валлатхолом Нараяной Меноном, который помог отменить запрет на храмовые танцы в Керале, а также основал школу танцев Керала Каламандалам и поощрял изучение Мохиниаттама, его обучение и практику.
Другими значимыми чемпионами Мохинияттама в 20 веке были Мукундраджа, Аппирадет Кришна Паникер, Харичанд и ребята из Вишнавама, Спасибо, а также гуру и танцовщица Каламандалам Каляникутти Амма.
Каламандалам - очень известное учебное заведение, занимающееся преподаванием художественной формы Мохинияттам, но печально известное дискриминацией, с которой сталкиваются художники и студенты по признаку их касты и цвета кожи. Добавляя остроты этому, Каламандалам Сатьябхама-младший недавно попал в поле зрения СМИ с расистским и гендерным заявлением против мужчин и цветных художников, зарабатывающих свое место на гала-концерте art form в Мохинияттаме.
Мохинияттам - это ласья поджанр танца, исполняемый в кайсики вритти (изящном стиле), как описано в древнеиндийских текстах по исполнительскому искусству, таких как Натья Шастра. Более конкретно, это танец, который выделяется формой Экахарья Абхиная, то есть сольным выразительным танцевальным представлением, сопровождаемым пением и музыкой. Танец включает в себя нритту (чистый танец, соло), нритью (выразительный танец, соло), а современные постановки иногда включают натью (пьесу, групповой танец):
Основная поза Мохинияттама - это раздвинутые ступни, согнутые в коленях наружу колени, прямая верхняя часть туловища, плавное 8-образное покачивание тела из стороны в сторону вместе с бедрами (Ати Бханга). Работа ног мягкая, скользящая и синхронная музыкальному ритму и актерской игре. Движение тела иногда описывается в терминах успокаивающих образов природы, таких как покачивание пальмовых листьев, и мягкое колыхание океанских волн.
Основные танцевальные единицы в Мохиниаттаме известны как атавус или атавукал, и они сгруппированы в четыре: Таганам, Джаганам, Дхаганам и Саммисрам. Жесты рук и лица в танце следуют классическому тексту Хастха Лакшанадипики, в котором подробно описаны мудры.
Последовательность репертуара "Мохинияттам" аналогична последовательности репертуара "Бхаратанатьям", поэтому содержит семь элементов, которые исполняются по структуре, описанной в текстах классического танца: Чолкетту (призыв, но начинается с почитания богини Бхагавати и заканчивается молитвой к Шиве), Джатисварам или, точнее, Свараджети, Варнам (пьеса, в которой она использует мимику для отвлечения внимания при передаче основной истории или послания), Падам (песня), Тиллана (интерпретация танцором мелодии, созданной музыкантом), Шлокам и Саптам.
Костюм включает в себя простое белое или не совсем белое, например, сари цвета слоновой кости или кремового, расшитое ярко-золотой парчой или золотым кружевом (похоже на церемониальное Касаву сари). Она носит приталенную чоли (блузку) в тон сари, под которой на талии золотой пояс, который заправляется в конец сари и подчеркивает талию. Перед сари, ниже пояса, находится плиссированная простыня с концентрическими полосами золотого или шафранового цветов, которые обеспечивают свободу движений и помогают визуально донести мудру до отдаленной аудитории.
Танцовщица носит относительно простые украшения и без масок, в отличие от другого крупного классического танца Кералы под названием Катхакали. Ее украшения обычно включают в себя украшения на пальцах, запястьях, шее и ушах (на которых могут быть колокольчики). Макияж лица естественный, но губы ярко-красные, на лбу у нее индуистская тикка (Гоби), а глаза подведены, чтобы подчеркнуть движения глаз во время танца. Ее лодыжки украшены кожаными ремешками с колокольчиками (чиланка), ступни и пальцы окрашены в красный цвет натуральными красителями. Ее прическа собрана и завязана в гладкий тугой круглый шиньон на одной стороне головы (обычно слева), а затем пучок украшен ароматными цветами (обычно жасмином мулла).
Танцоры-мужчины обычно носят дхоти (так называемое мути). Как и у женщин, его лодыжки также украшены чиланками, ступни и пальцы окрашены в красный цвет натуральными красителями. Как и у женщин, у него также есть индуистская тикка (Гоби) на лбу и морщинки под глазами.
Вокал (музыка) Мохинияттама включает в себя различные ритмы. Для репертуара Мохинияттам существует множество композиций, большая часть текстов которых написана на маниправалам, смеси санскрита, тамильского и малаяламского.
Музыкальные инструменты, обычно используемые в Мохинияттаме, - это Мридангам или Мадхалам (бочкообразный барабан), Идакка (песочные часы), флейта, Вина и Кужиталам (тарелки). Раги (мелодия) исполнены в стиле сопана (шаги), который представляет собой медленный мелодичный стиль, уходящий корнями в Натья Шастру.
Рубрики
В нашем клубе проводится обучение: