Вариации Века
Вариации Века
танцевально-спортивный клуб
Школа спортивных танцев Вариации Века
мкр. Железнодорожный г. Балашиха
г. Москва
Кучипуди (/kuːtʃ/) (телугу: కూచిపూడి నృత్యం) - один из восьми основных индийских классических танцев. Он происходит из деревни под названием Кучипуди в индийском штате Андхра-Прадеш. Кучипуди - танцевально-драматическое представление, уходящее корнями в древнеиндийский санскритский текст Натья Шастры. Оно развивалось как религиозное искусство, связанное с путешествующими бардами, храмами и духовными верованиями, как и все основные классические танцы Индии.
Свидетельства существования Кучипуди в более старой версии встречаются в медных надписях 10 века, а к 15 веку – в таких текстах, как Мачупалли Кайфат.Традиция Кучипуди гласит, что Тиртха Нараяна Яти - саньясинов Адвайта Веданты, и его ученик, сирота по имени Сиддхендра Йоги, основали и систематизировали современную версию Кучипуди в 17 век. Кучипуди в значительной степени развивался как традиция вайшнавизма, ориентированного на Кришну, и известен под названием Бхагавата Мела в Танджавуре.
Традиционный кучипуди исполнялся всей мужской труппой. Танцор в мужской роли был бы в Агнивастре, также известной как Багалбанди, носить дхоти (единственный плиссированный кусок ткани, свисающий с талии). Танцовщица в женской роли надела бы сари с легким макияжем. Представление кучипуди обычно начинается с призыва. Затем представляется каждый актер в костюме, указывается его роль, и затем они исполняют короткий предварительный танец под музыку (дхараву). Далее в представлении представлен чистый танец (нритта). За этим следует выразительная часть представления (нритья), где ритмичные жесты рук помогают передать историю. Вокальная и инструментальная музыка карнатика на языке телугу сопровождает представление. Типичными музыкальными инструментами Кучипуди являются мридангам, тарелки, вина, флейта и тамбурина. Популярность кучипуди в Индии возросла, и его исполняют по всему миру.
Кучипуди назван в честь деревни в районе Кришна штата Андхра–Прадеш под названием Кучипуди – сокращенная форма полного названия Кучелапурам или Кучилапури - где он развился. Название деревни, утверждает Рагини Деви, само по себе происходит от санскритского Кусилава-пурам, что означает "деревня актеров". Кусилава - термин, встречающийся в древних санскритских текстах и обозначающий "странствующего барда, танцора, газетчика"
Кучипуди, как и другие формы классического танца в Индии, уходит своими корнями в санскритскую Натья Шастру, основополагающий трактат об исполнительском искусстве. Его первая полная компиляция датируется между 200 годом до н.э. и 200 годом н.э., но оценки варьируются от 500 года до н.э. до 500 года н.э. Наиболее изученная версия текста Натья Шастры состоит примерно из 6000 стихов, структурированных в 36 глав. Текст, утверждает Наталья Лидова, описывает теорию танца мандава (Шива), теорию расы, бхавы, экспрессии, жестов, актерских техник, основных шагов, поз стоя – все это является частью индийских классических танцев. Танец и исполнительское искусство, говорится в этом древнем тексте, являются формой выражения духовных идей, добродетелей и сути священных Писаний.
Танцевально-драматическая традиция в Андхра-Прадеше имеет древнее происхождение, и этот регион упоминается в Натья-шастре. Бхарата Муни приписывает грациозное движение региону Андхра и называет его Кайшики вритти. В тексте до 2 века н.э. одна рага называется Андхри, то есть из Андхры. Андхри связан с Гандхари и Аршабхи и обсуждается во многих других санскритских текстах 1-го тысячелетия. Некоторые, заявляют Бруно Неттл и другие, относят происхождение Кучипуди к 3 веку до нашей эры.
Танцевально-драматическое искусство, связанное с шиваизмом, в телугуязычных частях Южной Индии, засвидетельствовано в медных надписях 10 века, и они назывались Брахмана Мелас или Брахма Мелас. Артистами танцевально-драматических представлений средневековой эпохи были брахманы. Это искусство, вероятно, было перенято музыкальными и танцевальными традициями бхакти вайшнавизма, которые развивались во 2-м тысячелетии, преданных которых называли Бхагаватулу в регионе Андхра и Бхагаватарами в тамильском регионе южной Индии. В Андхре это исполнительское искусство превратилось в Кучипуди, в то время как в Тамилнаде оно стало известно как Бхагавата Мела Натака. По словам Саскии Керсенбум, и кучипуди на телугу, и тамильский Бхагавата Мела тесно связаны с классической индуистской танцевальной традицией Якшагана, найденной в Карнатаке, все три включают музыку карнатика, но эти танцевально-драматические традиции имеют различия, такие как костюмы, структура, интерпретация и творческие инновации.
Кучипуди ведет свое происхождение от своего основателя Нарахари Тиртха, ученика Шри Анандатиртхи, он же Мадхвачарья, когда он был первосвященником в своей матхе в Шрикурмаме и Симхачаламе. Чтобы привить бхакти мирянину, ему приписывают организацию вечеров Бхагавата Мела и адаптацию многих танцевальных форм из "Шримад Бхагавата Пуран". Вайшнавизм получил большой импульс в регионах Калинга, Андхра и Орисса, благодаря усилиям Нарахари Тиртха, Шри Джаганнатха Тиртха и его ученики, послание Бхакти просачивалось в массы через Кучпуди и Бхагавата Мелас Шри Нарахари Тиртхи и его учеников.
Согласно Манохару Варадпанде, танец кучипуди возник в конце 13 века, когда правители Ганги из Калинги были покровителями исполнительских искусств, основанных на санскритологе 12 века Джаядеве, в частности, на Гите Говинде. Это королевское спонсорство, утверждает Варадпанде, побудило многих поэтов и танцевально-драматические труппы включить темы Радхи-Кришны в преобладавшие тогда версии классического Кучипуди.
В регионе их называли вайшнавами Бхагаватулу.
Современная версия Кучипуди приписывается Тиртхе Нараянаяти, телугуисту 17 века, саньясину Адвайта Веданты убеждения, и особенно его ученику, на телугу, сироте по имени Сидхьендра Йоги. Тиртха Нараянаяти написал Шри Кришну Лилу Тарангини и ввел последовательности ритмичных танцевальных слогов в конце песен, он написал это произведение как либретто для танцевальной драмы. Нараянаяти некоторое время жил в районе Танджор и представил танцевальную драму в храме Танджор.
Ученик Нараянаяти, Сидхьендра Йоги, поставил другую пьесу "Париджатапахарана", более известную как "Бхама Калапам". Когда Сидхьендра Йоги закончил пьесу, у него возникли проблемы с поиском подходящих исполнителей. Поэтому он отправился в Кучелапурам, деревню семьи своей жены и современного Кучипуди, где он нанял группу молодых браминов для постановки пьесы. Согласно традиции, Сидхьендра попросил, и жители деревни согласились ставить пьесу раз в год, и она стала известна как Кучипуди.
Кучипуди пользовался поддержкой правителей средневековья. Медные надписи свидетельствуют о том, что танцевальную драму видели члены королевской семьи и она пользовалась влиянием к 1502 году и до конца 16 века. Судебные протоколы империи Виджаянагара, известной своим покровительством искусствам, указывают на то, что драматические и танцевальные труппы Бхагаваты из деревни Кучипуди выступали при королевском дворе. Однако различные исторические надписи часто указывают на то, что эту форму танца можно проследить до первого века до нашей эры.
В 16 веке в регионе произошли войны и политические потрясения, связанные с исламскими вторжениями и образованием Деканских султанатов.
С падением империи Виджаянагара и разрушением мусульманской армией храмов и городов Декана около 1565 года музыканты и артисты танцевальной драмы мигрировали на юг, а записи королевства Танджор предполагают, что около 500 таких семей художников кучипуди прибыли из Андхры, были приняты и пожалованы землей индуистским королем Ачьютаппой Наяком, поселением, которое выросло и превратилось в современный Мелаттур недалеко от Танджора (также называемого Танджавур). Не все покинули старую деревню Кучипуди в Андхре, и те, кто остался, стали единственными хранителями ее традиций в Андхре.
Кучипуди пришел в упадок и был умирающим искусством в Андхре 17 века, но в 1678 году последний мусульманин-шиит султан Голконды, Абул Хасан Тана Шах, увидел представление Кучипуди и был так доволен, что предоставил танцорам земли вокруг деревни Кучипуди с условием, что они продолжат танцевальную драму. Шиитский султанат был свергнут в 1687 году суннитским императором Великих Моголов Аурангзебом. В целях регулирования общественной и частной морали, а также прекращения неисламских практик, Аурангзеб запретил публичные выступления всех видов музыкального и танцевального искусства, а также приказал конфисковать и уничтожить музыкальные инструменты на Индийском субконтиненте, находящемся под контролем его Империи Великих Моголов.
После смерти Аурангзеба в 1707 году империя Великих Моголов рухнула, индуистское восстание вспыхнуло во многих частях Индии, включая регион Декан. Во второй половине 18 века, в этот период политических потрясений, прибыли колониальные европейцы, президентство Мадраса было сформировано официальными лицами Ост-Индской компании и стало частью Британской империи. Андхра был частью президентства Мадраса. В колониальную эпоху индуистские искусства и традиции, такие как танцевальная драма, высмеивались. Христианские миссионеры и британские официальные лица создавали стереотипы и порочили танцовщиц, называя индийские классические танцы свидетельством традиции "блудниц, униженной эротической культуры, рабства идолам и священникам". Христианские миссионеры запустили "движение против танцев" в 1892 году, чтобы запретить все подобные формы танца. Лагерь противников танцев обвинил различные формы классического индийского танца в прикрытии проституции, в то время как сторонники возрождения подвергли сомнению сконструированные истории колониальных авторов.
В 1910 году президентство Мадраса Британской империи полностью запретило храмовые танцы. Кучипуди, который традиционно ставился ночью на сцене, пристроенной к индуистскому храму, пострадал и, как и все классические индийские танцы, пришел в упадок в период колониального правления.
После запрета многие индийцы протестовали против карикатур и культурной дискриминации, предпринимая усилия по сохранению и возрождению своей культуры. Благодаря этим усилиям, начиная с 1920-х годов, классические индийские танцы пережили период возрождения.[64] Ведантам Лакшминараяна Шастри (1886-1956) был влиятельной фигурой, возглавившей усилия по спасению, реконструкции и возрождению исполнительского искусства Кучипуди. Шастри тесно сотрудничал с другими сторонниками возрождения в период с 1920 по 1950 год, особенно с Баласарасвати и другими, полными решимости спасти и возродить Бхаратанатьям.
Тремя влиятельными фигурами в Кучипуди в первой половине двадцатого века были Ведантам Лакшминараяна Шастри, Вемпати Венкатанараяна Шастри и Чинта Венкатарамайя. Шастри сосредоточился на возрождении и перезапуске кучипуди после того, как классические индуистские танцы подверглись постоянным насмешкам и политической деградации при британском правлении, в то время как Венкатарамайя оказал влияние на постановки публичных выступлений и разработку специализированных форм якшаганы – еще одного классического индийского танца и кучипуди.[69] Шастри также известен тем, что поощрял и обучал индийских женщин танцевать кучипуди в качестве сольных исполнителей и в командах, а также работой с исполнителями других классических танцев, таких как Бхаратанатьям, что позволило обмениваться идеями. Вемпати Венкатанараяна Шастри был гуру Шастри, научил его кучипуди и был ключевой фигурой в содействии сохранению Кучипуди. Исторический Всеиндийский танцевальный семинар, организованный национальной организацией искусств Sangeet Natak Akademi в 1958 году, вывел Кучипуди на национальную сцену.
Некоторые западные танцоры присоединились к индийцам в сохранении танца. Например, американская танцовщица Эстер Шерман переехала в Индию в 1930 году, выучила индийские классические танцы, сменила имя на Рагини Деви и присоединилась к движению за спасение и возрождение классических индийских танцев. Ее дочь Индрани Баджпай (Индрани Рахман) выучилась и стала знаменитой танцовщицей кучипуди. Публичные выступления Кучипуди Индрани Рахмана и Ямини Кришнамурти за пределами региона Андхра вызвали более широкий энтузиазм и больший интерес благодаря новым студентам и распространению Кучипуди как творческого перформанса как в Индии, так и за рубежом. Во второй половине двадцатого века доминировала школа Кучипуди Вемпати Чинна Сатьям, чьи усилия по дальнейшей кодификации современного репертуара принесли ему множество наград, в том числе Падма Бхушан.
Некоторые индийские киноактрисы, такие как Хема Малини, начинали свою карьеру как танцовщицы Кучипуди и Бхаратанатьям. Представления кучипуди теперь распространились по всему миру.
Самое большое групповое выступление в Виджаяваде с участием 6117 танцоров попало в Книгу рекордов Гиннесса
Кучипуди - это командное выступление, уходящее корнями в индуистские религиозные фестивали. Драматический танец включает в себя обширные сценические движения и отточенную работу ног, при этом основная драма имитируется выразительными жестами рук (мудрами), движениями глаз и лица. Выразительный стиль осуществляется с помощью языка жестов, который следует классическим общеиндийским санскритским текстам, таким как Натья Шастра, Абхиная Дарпана и Нритьярарнавали. Танец сопровождается музыкой карнатика, а сольный концерт ведется на языке телугу.
Так же, как музыкальный стиль Карнатик, Кучипуди разделяет многие позы и выразительные жесты с Бхаратанатьям, такие как Ардхамандали (полусидячее положение или частичный присед, ноги согнуты или разведены в коленях). Однако есть важные различия, такие как Бхаратанатьям как традиция индуистского храма, тяготеющая к геометрическому совершенству и духовности, в то время как Кучипуди как традиция индуистского фестиваля тяготеет к более чувственной гибкости и народности.
Традиционно бродячая танцевальная труппа состояла полностью из мужчин (часто брахманов), которые переезжали из деревни в деревню и выступали на сцене, установленной рядом с индуистским храмом. Артисты-мужчины наряжались и разыгрывали женскую роль в драме, разыгрываемой этими бродячими труппами. В наше время кучипуди разнообразился, женщины присоединились к танцу кучипуди, их больше, чем артистов мужского пола, и они являются одними из самых знаменитых его исполнителей. Сейчас в некоторых случаях именно девочки-артистки Кучипуди наряжаются и разыгрывают роли мальчиков.
Репертуар кучипуди, как и всех основных форм классического индийского танца, соответствует трем категориям исполнения в древнеиндийском тексте Натья Шастра. Это Нритта, Нритья и Натья.
Полная последовательность шоу Кучипуди всегда состоит из нритты и нритьи в сольном или групповом исполнении, но когда в основе лежит текст пьесы, он может включать натью. Нритта, или чисто абстрактные танцевальные партии Кучипуди, утверждает Реджинальд Мэсси, могут включать в себя такие партии, как дарус, джати, джатисварамс, тирманас и тилланы. Нритья, или выразительное исполнение в Кучипуди, включает в себя падамы, варнамы, шабдамы и шлоки.
Представление Кучипуди традиционно является ночным представлением, когда сельские семьи возвращаются со своих ферм и свободны от повседневной работы. Это было исполнено в индуистском храме или рядом с ним, а сцена освещалась желтыми огнями факелов, горящих на касторовом масле.Танцевальная драма начинается с призыва (мелавимпу, пуваранга). Это может быть молитва на сцене к Ганеше, индуистскому богу добрых начинаний, или обращение, выражающее почтение различным индуистским богам, богиням, земле или своему гуру (учителю).
Входит дирижер представления и устанавливает посох "Знамени Индры", затем представляет всех актеров и персонажей, которых они играют, которые видны за занавесом, и когда прибывает каждый актер, в пламя одного или нескольких факелов бросают цветную смолу для драматических цветовых эффектов и привлечения внимания аудитории. Каждый актер исполняет короткий танец под названием Правеса Дару в сопровождении короткого музыкального произведения, поскольку вокалист описывает свою роль. Дирижер обычно присутствует на протяжении всего представления, на сцене, объясняет пьесу, разговаривает и ублажает публику.
После представления актеров начинается нритта часть представления Кучипуди. Актеры представляют чистый танец (джати или джатисварамы), ритмично исполняемый под музыкальную рагу, и называются они Соллакат или Патакшара. Основная танцевальная единица в кучипуди называется адугу (или адугулу), и они соответствуют каране в Натья Шастре. Каждый базовый элемент сочетает движения рук и ног в гармоничную стхану (позу) и чари (походку), которые визуально привлекают аудиторию, где бы она ни сидела. Каждая танцевальная единица, согласно древнему тексту, лучше всего исполняется под определенное произнесение мнемонических слогов и музыкального ритма. Серия карана образует джати, первоначально оформленная как устная традиция с помощью санскритской мнемоники, позже записанной, и они составляют основу того, что выполняется в нритта последовательности Кучипуди.
Затем следует нритья, выразительная часть, называемая абхиная, и это сердце пьесы. Актер-танцор использует мудры рук и мимику, вдохновленные языком жестов в древних санскритских текстах, с отточенной работой ног, чтобы донести до аудитории основную историю. Сольная пьеса или сольная часть спектакля называется Шабдам, и это может быть стихотворение, строфа или проза. Варнам сочетает танец с пантомимой, чтобы выявить и выразить расу (эмоциональный вкус), и это может быть соло или группа. Стихотворные части, представляющие собой любовную лирику или выражающие более глубокие чувства, называются падам, и эта часть представляет собой выражение эмоциональных, аллегорических и духовных аспектов пьесы.
Кавутвы - это особенность исполнения, характерная для кучипуди. Они выполняются либо как нритта, либо как нритья, в разных талах, в которых танцор добавляет акробатики к сложности представления. Например, танцор может ритмично выполнять работу ног под музыку, балансируя рядом горшков на голове, а затем добавлять горящую Дию (лампу) в обеих руках по ходу шоу. Некоторые артисты обмакивают ногу во влажную чернильную подушечку, затем ритмично танцуют на чистом белом листе бумаги, раскрашивая его таким образом; в качестве альтернативы, труппа рассыпает цветную рисовую пудру на пол и поверх белого листа бумаги, затем танцует на нем музыкальную композицию, их вес и шаги вызывают прилипание пигмента. В конце представления артист показывает зрителям природный пейзаж, птицу, цветок, Ганешу или что-то в этом роде. В танце Маюра Кавутвам получается изображение павлина, в танце Винаяка Кавутвам Ганеши, в танце Симхананди Кавутвам получается изображение льва, например, каждое в определенной классической композиции и ритме.
Традиционный кучипуди исполнялся всей мужской труппой. Танцор в мужской роли в Ангавастре, также известной как Багалбанди, носил дхоти (единственный плиссированный кусок ткани, свисающий с талии). Танцовщица в женской роли надела бы сари с легким макияжем.
Современные постановки сохраняют мужскую одежду, но для женских ролей они более продуманы и напоминают Бхаратанатьям. Женщины-художницы носят ярко раскрашенное сари (или облегающее платье) с плиссированным веером, пришитым спереди, чтобы подчеркнуть требовательную работу ног. Конец завернутого сари крепко удерживается под легким металлическим (золотым или латунным) поясом на талии. Художница из Кучипуди заплетает волосы несколько иначе, чем художница из Бхаратанатьяма, чтобы отразить региональные традиции, но при этом носит цветы. У обеих есть символические элементы, встроенные в их волосы и украшения для лица, такие как ведическая символика солнца и луны, души и природы, и иногда она делает прическу в стиле трибхувана, который представляет три мира. Ее украшения могут включать украшения для волос, ушей, носа, нарукавников, ожерелий и часто кожаный браслет на ножке с маленькими колокольчиками (гаджелу или гунгру). На лбу круглый красный бинди или симметричная тиллака, в то время как глаза обычно окружены черным коллирием, чтобы зрителям было легче видеть выражения лиц.
Некоторые особые представления кучипуди могут включать необычные костюмы и театральные номера, такие как горшок с водой с круглым дном, балансирующий на голове, танцы с гимнастикой или легкая атлетика на ходулях. Другие пьесы могут включать реквизит из крыльев, прозрачную накидку на голову или корону из павлиньих перьев, чтобы идентифицировать актера, играющего Кришну.
Музыкальные инструменты, используемые в Кучипуди, - это тарелки, мридангам, скрипка, тамбура, флейта. Выступлением Кучипуди руководит дирижер (главный музыкант) по имени Сутрадхара или Наттуванар, который обычно поддерживает ритм с помощью тарелок, а также произносит музыкальные слоги; дирижер также может озвучивать разыгрываемую историю или духовное послание, или это может быть роль отдельного вокалиста или иногда самих танцоров-актеров.В ансамбль оркестра Кучипуди входят барабанщик (мридангам), кларнетист и скрипач. В зависимости от исполняемой легенды могут присутствовать другие музыканты, такие как флейтист.
В кучипуди есть несколько региональных бани (стилей), которые развились благодаря уникальности и креативности гуру (учителей). Эта открытость и гибкость были исторической традицией индийской танцевальной культуры и прослеживаются с ранних времен в Кучипуди как стили Марги и Дези в тексте Нриттаратнавали Джаи Сенапати. Согласно Сенапати, стили Дези относились к стилю, который включал инновации в консервативные стили Марги. Сенапати приводит примеры каждого из них. Для стилей Марги он описывает Ведаяту, Веддангам, Боммалату, Перани, Чинду, Бахурупам, Пагативешалу и другие; в то время как для стилей Дези Сенапати описывает Расаку, Чар Чари, Бхандику, Коллату и других. Некоторые из этих стилей заметны в скульптурах варангала 13 века.
Танцевальные стили основаны на стандартных трактатах "Абхиная Дарпана" и "Бхаратарнава из Нандикешвары", которые подразделяются на Наттува Мала и Натья Мала. Наттува Мала бывает двух типов — танец Пуджа, исполняемый на Балипитхе в храме, и танец Калика, исполняемый в Кальяна Мандапаме. Натья Мала бывает трех видов — ритуальный танец для богов, танец Калика для интеллектуалов и Бхагаватам для обычных людей.
Самая популярная танцевальная драма - это Бхама Калапам Сидхьендры Йога. Нараяна Тиртха сочинил Кришна Лилу Тарангини, историю жизни Кришны, начиная с его рождения и заканчивая женитьбой на Рукмини. Рамайя Шастри, вдохновленный Бхама Калапам, написал "Голла Калапам", в котором изображена тема этично-сатирического разговора между Гопи и брахманом. Другими часто исполняемыми пьесами являются танцевальные песни (крити) Тьягараджи и 700 сохранившихся падам из 4500, сочиненных Кшетрайей из Моввы.
Традиционные композиции, которые исполнялись артистами кучипуди на международном уровне, особенно среди телугуистских диаспор, включают Шриниваса Кальянам, Рукмини Кальянам (брак Кришны и Рукмини), Сакунталам Бхамакалпам, Хара Виласам, Прахлада Чаритрам (история, связанная с фестивалем Холи), Уша Паринаям, Сасирекха Паринаям, Рама Натакам (вероятно, история, связанная с фестивалем). старейшая пьеса), Мохини Рукмангада, Чамундешвари Сабда, Ардханарисварам Сабда и Перини Тхандавам.
Обучение кучипуди, как и всем основным классическим индийским искусствам, традиционно начинается в молодом возрасте. Обучение включает физические упражнения, теорию, демонстрационные уроки и много практики. Физические упражнения варьируются от йоги до специальных упражнений для развития гибкости тела и мышц ног, нижней части тела, кора, рук, плеч и шеи. Некоторыми примерами специальных упражнений, государственных Котари и Пасрича, являются Дандему, Чакрадандему, Экапада, Гунджилу, Кайлсаму, Каппилу и Моггалу. Они получают образование на санскрите и телугу. Они также должны изучать музыку, литературу и становиться вокалистами. Благодаря его популяризации обучение распространилось от традиционных семей до любого человека по всему миру.
Рубрики
В нашем клубе проводится обучение: