Школа спортивных танцев Вариации Века

 мкр. Железнодорожный г. Балашиха 

 г. Москва

Катхакали - традиционная форма классического индийского танца

Не следует путать с Катхаком!

 

Катхакали (IAST: Катхакаи малаялам: കഥകളി произношениеⓘ) - традиционная форма классического индийского танца и одна из самых сложных форм индийского театра. Это художественный жанр "сюжетной игры", но отличающийся тщательно продуманным красочным гримом и костюмами традиционных актеров-танцоров мужского пола. Он является родным для говорящего на малаялам юго-западного региона Кералы и почти полностью практикуется народом малаяли.

 

 Обзор

 

Корни Катхакали неясны. Полностью развитый стиль катхакали возник примерно в 16 веке, но его корни уходят в храмовое и народное искусство (такое как Кришнанаттам и религиозная драма королевства Заморин Каликутский) юго-западного полуострова Индии, которые восходят, по крайней мере, к 1 тысячелетию нашей эры. Представление катхакали, как и все классические танцевальные искусства Индии, синтезирует музыку, вокальных исполнителей, хореографию и жесты рук и лица для выражения идей. Однако катхакали отличается тем, что также включает движения из древних индийских боевых искусств и спортивных традиций Южной Индии. Катхакали также отличается тем, что структура и детали его художественной формы развивались при дворах и в театрах индуистских княжеств, в отличие от других классических индийских танцев, которые в основном развивались в индуистских храмах и монашеских школах.

Традиционными темами Катхакали являются народные истории, религиозные легенды и духовные идеи из индуистских эпосов и Пуран. Вокальное исполнение традиционно исполнялось на санскритизированном малаяламе. В современных композициях индийские труппы Катхакали включали артисток и адаптировали западные истории и пьесы, такие как Шекспир. В 2011 году в Керале впервые был поставлен спектакль, выражающий христианскую доктрину.

 

Катхакали - традиционная форма классического индийского танца

 Этимология и номенклатура

 

Термин катхакали происходит от катха (малаялам: കഥ, с санскрита), что означает "рассказ, беседа или традиционная сказка", и каи (малаялам: കളി), что означает "представление" или "игра". Танец символизирует вечную борьбу между добром и злом.

 

 История

 

Элементы и аспекты Катхакали взяты из древних санскритских текстов, таких как Натья Шастра. Натья Шастра приписывается мудрецу Бхарате, и ее первый полный сборник датируется между 200 годом до н.э. и 200 годом нашей эры, но оценки варьируются от 500 года до н.э. до 500 года нашей эры.

Наиболее изученная версия текста Натья Шастры состоит примерно из 6000 стихов, структурированных в 36 глав. Текст, утверждает Наталья Лидова, описывает теорию танца мандава (Шива), теорию расы, бхавы, экспрессии, жестов, актерских техник, основных шагов, поз стоя – все это является частью индийских классических танцев, включая катхакали. Танец и исполнительское искусство, говорится в этом древнем индуистском тексте, являются формой выражения духовных идей, добродетелей и сути священных Писаний.

Корни Катхакали неясны. Джонс и Райан утверждают, что ему более 500 лет. Катхакали возник как отдельный жанр исполнительского искусства в 16-17 веках в Керале. Корни Катхакали, утверждает Махиндер Сингх, более древние, им около 1500 лет.

Катхакали - традиционная форма классического индийского танца

 Более старые виды исполнительского искусства: Кутияттам и Кришнанаттам

 

Согласно Фарли Ричмонду и другим ученым, Катхакали разделяет многие элементы, такие как костюмы, с древнеиндийским исполнительским искусством, таким как Кутияттам (классическая санскритская драма) и Кришнанаттам средневековой эпохи, хотя детальное изучение показывает различия. Кутияттам, добавляет Ричмонд, является "одной из старейших постоянно исполняемых театральных форм в Индии, и вполне может быть старейшей сохранившейся формой искусства древнего мира". Кутияттам традиционно исполнялся в театрах, специально спроектированных и пристроенных к индуистским храмам, особенно посвященных Шиве, а позже Кришне. Дизайн этих театров обычно соответствовал размерам и архитектуре, рекомендованным как "идеальные" в древней Натья Шастре, и некоторые из них могли вместить 500 зрителей.

Кришнанаттам, вероятно, является непосредственным предшественником Катхакали, утверждает Заррилли. Кришнанаттам - танцевально-драматическая форма искусства о жизни и деятельности индуистского бога Кришны, разработанная при спонсорской поддержке Шри Манаведана Раджи, правителя Каликута (1585-1658 гг. н.э.). Традиционная легенда гласит, что Коттараккара Тампуран (также известный как Вира Керала Варма) обратился за услугами к Кришнанаттам выступал с труппой, но его просьба была отклонена. Итак, Коттараккара Тампуран создал еще один вид искусства, основанный на Кришнанаттаме, назвал его Раманаттам, потому что ранние пьесы были основаны на индуистском эпосе Рамаяна, который со временем расширился за пределы Рамаяны и стал популярным как "Катхакали".

Другое связанное с этим исполнительское искусство - Аштападияттом, танцевальная драма по мотивам "Гиты Говинды" поэта двенадцатого века Джаядевы, рассказывающая историю Кришны, воплощенного в образе скромного пастушка, его супруги Радхи и трех девушек-коров. Катхакали также включает в себя несколько элементов из других традиционных и ритуалистических форм искусства, таких как Мудиетту, Тейям и Падаяни, помимо народного искусства, такого как Поратту Надакам, которое разделяет идеи тамильской традиции Терукутху. Южноиндийское боевое искусство Калариппаятту также повлияло на Катхакали.

Несмотря на ссылки, Катхакали отличается от храмовых искусств, таких как "Кришнанаттам", Кутияттам и других, потому что в отличие от старых искусств, где танцор-актер также должен был быть исполнителем вокала, Катхакали разделил эти роли, позволив танцору-актеру преуспеть в хореографии и сосредоточиться на ней, в то время как исполнители вокала сосредоточились на исполнении своих партий. Катхакали также расширили репертуар выступлений, стиль и стандартизировали костюм, чтобы зрителям было легче понимать различные представления и новые пьесы.

Катхакали - традиционная форма классического индийского танца

 Репертуар

 

Катхакали построена вокруг пьес под названием Attakatha (буквально "разыгранная история"), написанных на санскритизированном малаяламе. Эти пьесы написаны в определенном формате, который помогает идентифицировать "действие" и "диалог" в спектакле. Часть шлоки – это метрический стих, написанный от третьего лица - часто полностью на санскрите - и описывающий действие хореографии. Часть Пада содержит часть диалога.[30] Эти тексты Аттакаты дают актерам значительную гибкость в импровизации. Исторически все эти пьесы были взяты из индуистских текстов, таких как Рамаяна, Махабхарата и Бхагавата-пурана.

Репертуар катхакали - это оперное представление, в котором в игровой форме инсценирована древняя история. Традиционно представление Катхакали долгое, начинается в сумерках и продолжается до рассвета, с перерывами для исполнителей и зрителей. Некоторые спектакли продолжались в течение нескольких ночей, начиная каждый день с наступлением сумерек. Современные спектакли короче. Сцена с сидячими местами, как правило, на открытой площадке за пределами храма, но в некоторых местах использовались специальные театры, называемые Куттампалам, построенные внутри храмовых комплексов.

Сцена в основном голая или с несколькими предметами, связанными с драмой. Один предмет, называемый Каливилакку (кали означает танец; вилакку означает лампа), восходит к Кутияттаму. В обеих традициях представление происходит перед огромной Каливилакку, толстый фитиль которой, погруженный в кокосовое масло, горит желтым светом. Традиционно, до появления электричества, эта специальная большая лампа обеспечивала свет ночью. По ходу пьесы актеры-танцоры собирались вокруг этой лампы, чтобы зрители могли видеть, что они выражают.

В представлении участвуют актеры-танцоры впереди, их поддерживают музыканты на заднем плане сцены справа (слева от аудитории) и вокалисты в передней части сцены (исторически сложилось так, что зрители могли слышать их до появления микрофонов и динамиков).Как правило, все роли исполняют актеры-танцоры мужского пола, хотя в современных представлениях женщин приветствуют в традиции Катхакали.

Катхакали - традиционная форма классического индийского танца

 Костюмы

 

Из всех классических индийских танцев у Катхакали самый сложный костюм, состоящий из головных уборов, масок и ярко раскрашенных лиц. Обычно требуется несколько вечерних часов, чтобы подготовить труппу Катхакали к выступлению. Благодаря костюмам популярность Катхакали распространилась не только на взрослых, дети были очарованы цветами, гримом, светом и звуками выступлений.

Макияж соответствует общепринятому коду, который помогает аудитории легко идентифицировать архетипических персонажей, таких как боги, богини, демоны, демонессы, святые, животные и персонажи истории.[38] В Катхакали используются семь основных типов макияжа, а именно Пачча (зеленый), Пажуппу (зрелый), Кати, Кари, Таади, Минукку и Теппу (красный). Они различаются в зависимости от стиля и преобладающих цветов, приготовленных из рисовой пасты и растительных красителей, которые наносятся на лицо. Пачча (зеленая) с ярко-кораллово-красными губами изображает благородных персонажей и мудрецов, таких как Кришна, Вишну, Рама, Юдхиштхира, Арджуна, Нала и короли-философы.

Таади (красный) - это код для кого-то со злой жилкой, такого как Душасана и Хираньякашипу. У некоторых персонажей зеленое лицо (олицетворяющее героизм или превосходство воина) с красными точками или линиями на щеках или рыжими усами или бородой с рыжими прожилками (олицетворяющими злую внутреннюю природу), в то время как у других полное лицо и борода, в то время как у других полное лицо и борода окрашены в красный цвет, последнее подразумевает чрезмерно злых персонажей.

Кари (черный) - это код для лесных жителей, охотников и персонажа средней руки. Демоницы и коварные персонажи также окрашены в черный цвет, но с прожилками или пятнами красного.

Желтый - это код для обозначения монахов, нищенствующих и женщин. Минукка (сияющая) теплым желтым, оранжевым или шафрановым цветом символизирует благородных, добродетельных женских персонажей, таких как Сита, Панчали и Мохини. Мужчины, играющие роли женщин, также добавляют ложный верхний узел слева от себя и украшают его в стиле, характерном для данного региона. Велла Тади (белая борода) представляет божественное существо, человека с добродетельным внутренним состоянием и сознанием, такого как Хануман. Теппу обозначает особых персонажей, встречающихся в индуистских мифологиях, таких как Гаруда, Джатайу и Хамса, которые действуют как посланники или перевозчики, но не подходят под другие категории. Добавлены маски для лица и головные уборы, чтобы подчеркнуть внутреннюю природу персонажей. Цвета одежды соответствуют принятому сообществом кодексу молчаливого общения.

Персонаж типов государств Zarrilli, отражать Гуна теории личности в Древней санкхья школы индуистской философии. есть три Гуны, согласно этой философии, которые всегда были и продолжают присутствовать во всех вещах и существах в мире. Эти три гуны - саттва (доброта, созидательность, гармония, добродетель), раджас (страсть, бесцельное действие, динамичность, эгоистичность) и тамас (тьма, разрушительность, хаотичность, порочность). Все эти три гуны (добро, зло, активность) присутствуют во всех и вся, в зависимости от индуистского мировоззрения различается пропорция. Взаимодействие этих гун определяет характер кого-то или чего-то, а костюмы и окраска лиц в Катхакали часто сочетают различные цветовые коды, чтобы придать сложность и глубину актерам-танцорам.

Катхакали - традиционная форма классического индийского танца

 Актерское мастерство

 

Как и многие классические индийские искусства, катхакали - это не только актерское мастерство, но и хореография. Говорят, что это один из самых сложных стилей для исполнения на сцене, когда молодые артисты готовятся к своим ролям в течение нескольких лет, прежде чем у них появляется шанс исполнить это на сцене. Актеры говорят на "языке жестов", где словесная часть диалога персонажа выражается с помощью "жестов руками (мудр)", в то время как эмоции и настроение выражаются с помощью движений "лица и глаз". Параллельно вокалисты на заднем плане ритмично поют пьесу, подстраиваясь под ритмы играющего оркестра, таким образом объединяя ансамбль в резонансное единство.

В нескольких древних санскритских текстах, таких как Натья Шастра и Хастха Лакшанадипика, обсуждаются жесты руками или мудры. Катхакали наиболее точно следует за Хастха Лакшанадипикой, в отличие от других классических танцев Индии.

В Катхакали есть 24 основных мудры и множество более второстепенных. Существует девять выражений лица, называемых Наварасами, которыми каждый актер овладевает посредством контроля лицевых мышц во время обучения, чтобы выразить эмоциональное состояние персонажа в пьесе. Теория, лежащая в основе наварас, изложена в классических санскритских текстах, таких как Натья Шастра, но иногда с другими названиями, и они встречаются и в других классических индийских танцах. В Катхакали наварасы выражают девять бхав (эмоций) следующим образом:

 

  • Шрингара выражает Рати (любовь, удовольствие, восторг)
  • Хася выражает Хаса (комизм, смех, насмешка)
  • Каруна выражает Шоку (жалкий, печальный)
  • Раудра выражает Кродху (гнев, ярость)
  • Вира выражает Утсаха (энергию, энтузиазм, героизм)
  • Бхаянака выражает Бхайю (страх, озабоченность, волнение)
  • Бибхатса выражает Джугупсу (отвращение, отталкивающий)
  • Адбхута выражает Висмайю (чудесный, изумительный, любопытный)
  • Шанта выражает Саму (мир, безмятежность).
Катхакали - традиционная форма классического индийского танца

 Последовательность

 

Выступление катхакали обычно начинается с того, что артисты настраивают свои инструменты и разогреваются ритмами, сигнализируя прибывающей аудитории, что артисты готовятся. Репертуар включает серию выступлений. Сначала идут представления Тодаям и Пураппаду, которые представляют собой предварительные "чистые" (абстрактные) танцы, подчеркивающие мастерство и чистое движение. Тодаям исполняется за занавесом и без всех костюмов, в то время как Пураппаду исполняется без занавеса и в полных костюмах.

Выразительная часть представления, составляющая танцевальную драму, делится на четыре типа: Калашам (основной и наиболее распространенный), Иратти (специальный, используемый с ритмом Чемпата, связанным с битвами), Тонкарам (похож на Иратти, но другая музыка) и Наламиратти (используется для выходов или связи между главами пьесы).

Выход персонажей на сцену Катхакали может быть различным. Многие из этих способов отсутствуют в других основных традициях индийского классического танца. В катхакали используется несколько методов.:

 

  • прямой эфир без спецэффектов и занавеса

 

  • через аудиторию, метод, который вовлекает аудиторию во главе с факелоносцами, поскольку Катхакали обычно является ночным представлением

 

  • дразнить и сохранять неизвестность под названием nokku или thirasheela или tiranokku, где персонаж медленно раскрывается с помощью занавеса. Метод "дразнить" обычно используется для персонажей со скрытыми, опасными намерениями.
Катхакали - традиционная форма классического индийского танца

 Песни и музыкальные инструменты

 

Пьеса написана в форме размеренных лирических стихов, исполняемых вокалистами, чей голос был натренирован на различные мелодии (раги), музыку и синхронизирован с танцами на сцене. Вокалисты не только произносят реплики, но и помогают установить контекст и выразить внутреннее состояние персонажа, модулируя его голос. Например, гнев выражается резким высоким голосом, а мольба - печальным тоном.

Музыка занимает центральное место в исполнении катхакали. Она задает настроение и вызывает эмоции, соответствующие характеру сцены. Он также задает ритм, в котором актеры-танцоры исполняют хореографию и сцены. Некоторые основные музыкальные паттерны, по словам Клиффорда и Бетти, которые соответствуют настроению и содержанию сцены: Чемпада (наиболее распространенный и используемый по умолчанию для различных настроений, в битвах между добром и злом, также для завершения сцены); Музыка Чемпа (изображает напряженность, спор, разногласие между влюбленными или конкурирующими идеями); Панчари (для одиозных подготовительных действий, таких как заточка меча); Трипута (заставляющие задуматься сцены с участием мудрецов и учителей); Аданта (сцены с участием королей или божественных существ); Музыкальный стиль Мури Аданта (для комических, беззаботных или динамичных сцен, связанных с героической деятельностью или гневом).

В Катхакали используется множество музыкальных инструментов. Найдены три основных барабана: Маддалам(бочкообразный), Ченда (цилиндрический барабан, на котором играют изогнутыми палочками) и Идакка (Идакка, барабан в форме песочных часов с приглушенными и мелодичными нотами, играемыми при исполнении женских персонажей)

Катхакали - традиционная форма классического индийского танца
Катхакали - традиционная форма классического индийского танца

 Традиционные пьесы

 

Существует более пятисот пьес на катхакали (Аттаката), большинство из которых были написаны до 20 века. Из них наиболее активно исполняется около четырех десятков. Эти пьесы представляют собой сложные литературные произведения, утверждает Заррилли, и только пять авторов написали более двух пьес. В конце 17 века Уннайи Варияр за свою короткую жизнь поставил четыре пьесы, которые традиционно считаются самыми выразительными из драматургов Катхакали. Обычно его четыре пьесы ставятся в течение четырех вечеров, и они связаны с мифической индуистской историей любви Налы и Дамаянти. История Нала-Дамаянти уходит корнями в тексты 1-го тысячелетия до нашей эры и встречается в "Махабхарате", но игровая версия Катхакали развивает персонажей, их внутренние состояния, эмоции и обстоятельства гораздо больше, чем более старые тексты.

Традиционная пьеса катхакали обычно состоит из двух взаимосвязанных частей: шлок от третьего лица и Падамов от первого лица. Шлоки написаны на санскрите и описывают действие в сцене, в то время как падамы представляют собой диалоги на малаялам (санскритизированные) для интерпретации и воспроизведения актерами. Падам состоит из трех частей: Паллави (припев), Анупаллави (подзаголовок) и Чаранам (стопа), все из которых настроены на одну из древних Раг (музыкальный лад), в зависимости от настроения и контекста, изложенных в древних санскритских текстах, таких как Натья Шастра. В исторической практике театрального представления каждый Падам разыгрывался актером дважды, в то время как вокалисты неоднократно пели строки, пока актер-танцор исполнял свою роль.

Традиционные пьесы были длинными, многие написаны для исполнения всю ночь, некоторые, например, основанные на Рамаяне и Махабхарате, написаны для исполнения в течение многих последовательных вечеров. Однако другие, такие как Прахлада Чаритхам, были составлены таким образом, что их можно исполнять в течение четырех часов. Современные постановки извлекли фрагменты из этих легендарных пьес, которые обычно исполняются в течение 3-4 часов.

 

 Ответвления и современные адаптации

 

Катхакали по-прежнему практикуется традиционными способами, и есть экспериментальные пьесы, основанные на европейской классике и пьесах Шекспира. В недавних постановках были адаптированы истории из других культур и мифологий, такие как истории Мигеля де Сервантеса,[61] Иоганна Вольфганга фон Гете и Уильяма Шекспира.


Вариации Века логотип

В нашем клубе проводится обучение:

 

  • бальным танцам 
  • хип-хоп танцам
  • занятия хореографией
  • для самых маленьких проходят занятия ритмопластики.