Вариации Века
Вариации Века
танцевально-спортивный клуб
Школа спортивных танцев Вариации Века
мкр. Железнодорожный г. Балашиха
г. Москва
Катхак (Деванагари) - одна из восьми основных форм индийского классического танца. Его происхождение приписывают странствующим бардам в древней северной Индии, известным как Катхакар ("рассказчик"), которые передавали истории из индуистских эпосов и мифологии посредством танцев, песен и музыки. Его название происходит от санскритского слова катха, что означает "история", и катхакар, что означает "тот, кто рассказывает историю" или "имеющий отношение к историям".
Танцоры катхака рассказывают различные истории, используя движения рук и интенсивную работу ног, движения своего тела и гибкость, а также выражение лица. Катхак часто имеет сильный ритм, и его можно танцевать во многих таалах. Хотя элементы протокатхака можно было увидеть задолго до этого, катхак развился во время движения Бхакти, в частности, благодаря включению детства и историй индуистского бога Кришны, а также независимо при дворах североиндийских королевств. В период правления Великих Моголов императоры были покровителями танца катхак и активно продвигали его при своих королевских дворах. В исполнении катхака используются газели на урду и широко используемые инструменты, привезенные в период Великих Моголов. В результате это единственная форма индийского классического танца с персидскими элементами.
Катхак встречается в четырех различных формах, называемых "гхарана", названных в честь городов, где развивалась танцевальная традиция катхак – Джайпур, Бенарес и Лакхнау. В то время как Джайпур гхарана больше фокусируется на движениях ног, Банарас и Лакхнау гхарана больше внимания уделяют выражению лица и грациозным движениям рук. Стилистически форма танца катхак подчеркивает ритмичные движения ног, украшенных маленькими колокольчиками (Ghungroo), и движения, гармонирующие с музыкой.
Ноги и туловище, как правило, прямые, а история рассказывается с помощью развитого словарного запаса, основанного на жестах рук и движениях верхней части тела, мимике, движениях шеи, движениях глаз и бровей, сценических движениях, изгибах и поворотах. Основным фокусом танца становятся глаза и движения ног. Глаза работают как средство передачи истории, которую танцор пытается донести. Бровями танцор придает различное выражение лица. Разница между суб-традициями заключается в относительном акценте между актерской игрой и работой ног, при этом стиль Лакхнау делает упор на актерскую игру, а стиль Джайпур славится своей эффектной работой ног.
Катхак - это исполнительское искусство, которое выжило и процветало как устная традиция, внедряло инновации и передавалось из поколения в поколение устно и на практике. Он изменил, адаптировал и интегрировал вкусы дворов Великих Моголов в 16-17 веках, особенно при Акбаре, но застопорился и пришел в упадок в британскую колониальную эпоху, затем возродился, когда Индия получила независимость и стремилась заново обрести свои древние корни и чувство национальной идентичности через искусство.
Термин катхак происходит от ведического термина Катха (санскрит: ), что означает "рассказ, беседа, традиционная сказка".
Катхак относится к одной из основных форм классического танца, встречающейся в основном в северной Индии, с историческим влиянием, сходным с Бхаратанатьям в южной Индии, Одисси в восточной Индии и другими основными классическими танцами, распространенными в Южной Азии.
Он отличается от многочисленных форм народного танца, встречающихся на севере и в других частях Индийского субконтинента.
Танцоры катхака в Древней Индии были странствующими бардами и были известны как Катхаки, или Катхакар.
Катхак вдохновил упрощенные региональные варианты, такие как Бхаваи – форма сельского театра, основанная на сказаниях об индуистских богинях (Шакти), и тот, который возник в эпоху средневековья, в настоящее время встречается в Гуджарате, Раджастане и Мадхья-Прадеше. Другой вариант, возникший из древнего Катхака, - это Тумри.
Thumri был разработан сообществом таваиф, которых британцы называли танцорами "nautch". Их история как танцоров катхака была стерта в современной Индии Паллаби Чакраворти. (2008)."Колокола перемен: танец катхак, женщины и современность в Индии", также смотрите "Таваиф и девушка-предмет: борьба за идентичность"
По словам Мэри Снодграсс, индийская традиция катхака восходит к 400 году до нашей эры. Самый ранний сохранившийся текст с катхакскими корнями - это Натья Шастра, приписываемый мудрецу Бхарате. Его первая полная компиляция датируется периодом между 200 годом до н.э. и 200 годом н.э., но оценки варьируются от 500 года до н.э. до 500 года н.э.
Наиболее изученная версия текста Натья Шастры состоит примерно из 6000 стихов, структурированных в 36 глав. Текст, утверждает Наталья Лидова, описывает теорию танца танавов (Шивы), теорию расы, бхавы, экспрессии, жестов, актерских техник, основных шагов, поз стоя – все это является частью индийских классических танцев, включая катхак. Танец и исполнительское искусство, говорится в этом древнем индуистском тексте,[30] являются формой выражения духовных идей, добродетелей и сути священных Писаний.
Панно 2 века до нашей эры, найденные в Бхархуте, изображают танцоров в вертикальной позе, положение их рук уже наводит на мысль о современных движениях катхак. У большинства танцоров одна рука находится возле уха в "патака хаста" (Мудра). В последующие годы хаста была снижена до уровня бюста.
Термин катхаки в смысле "рассказчики" встречается в древних индуистских текстах, таких как Махабхарата.
За ними следуют знатоки Вед и веданг, а также те, кто размышляет о своей душе,
люди, сведущие в музыке, приверженцы Бхагаваты, (...)
Катхаки (декламаторы священных знаний), обитатели лесов, (...)
те, кто сладко пересказывает небесные истории
— Ади Парва CCVI.2-3, Махабхарата, Книга 1
Барды, актеры, танцоры, певцы и музыкальные декламаторы легенд и преданий упоминаются сотни раз в индуистских эпосах.
Текстовые исследования показывают, что "Катхак" как форма классического танца, вероятно, зародился в Банаресе (Варанаси), а оттуда мигрировал на северо-запад в Лакхнау, Джайпур и другие части северной и северо-западной Индии. Лакхнауская традиция танца катхак приписывает этот стиль преданному движения бхакти по имени Ишвари из деревни Хандия в Аллахабаде, Уттар-Прадеш, который верил, что индуистский бог Кришна явился ему во сне и попросил его развивать "танец как форму поклонения". Ишвари обучал своих потомков, которые, в свою очередь, сохраняли обучение и наработки через устную традицию на протяжении шести поколений, что в конечном итоге привело к лакхнауской версии танца катхак – генеалогическому древу, которое признано как в индуистской, так и в мусульманской индийской литературе, связанной с музыкой.
Эволюция темы танца катхак во время движения бхакти была сосредоточена в первую очередь вокруг божественного Кришны, его возлюбленной Радхи и доярок (гопи) – вокруг легенд и текстов, таких как Бхагавата-пурана, найденных в традиции индуизма вайшнавизм. Любовь между Радхой и Кришной стала символом любви между Атманом (душой внутри) и высшим источником (Космической душой повсюду), темой, которую выражали танцевальные балеты и миметические пьесы художников-катхаков. Хотя было высказано предположение о центральноазиатском влиянии быстрых вращений катхака, Сангитаратнакара, санскритский текст 13 века об индийской классической музыке и танце, в главе 4 упоминает танцевальное движение с быстрым вращением наподобие колеса, удерживающее руки в позе Дола и сгибающее тело внутрь, называемое "Чакрамандала", которое используется при поклонении богам и в энергичных движениях.
Появление Раслилы, главным образом в регионе Брадж (Матхура на западе США), было важным событием. Оно сочетало в себе музыку, танец и повествование. Танец в Раслиле, однако, был в основном продолжением базовой пантомимы и жестов катхакаров или рассказчиков, которые легко сочетались с существующим традиционным танцем.
С приходом Великих Моголов эта форма танца получила новый импульс. Произошел переход из внутреннего двора храма во дворец дурбар, что потребовало изменений в представлении. Как при индуистских, так и при мусульманских дворах катхак стал сильно стилизованным и стал рассматриваться как утонченная форма развлечения. При мусульманах больше внимания уделялось нритье и бхавагу - изящным, выразительным и чувственным аспектам танца.
Дворы и знать эпохи Великих Моголов принимали катхак как форму аристократического развлечения, которое были готовы предоставить семьи с низким доходом.
По словам Дрида Уильямса:
Следует помнить, что первыми танцорами катхака были, в конце концов, индусы, танцевавшие для повелителей Моголов. Слишком сильное внешнее выражение религиозных убеждений, без сомнения, было нежелательным. Поэтому разумно предположить, что широкое использование "абстрактных" танцев, сложной работы с колокольчиками (таткар), ослепительных поворотов и мимолетных, преходящих проблесков Радхи и Кришны в катхаке возникло как для того, чтобы напомнить танцорам о причинах, по которым они танцуют, так и (мягко, ненавязчиво), чтобы обмануть их изысканную могольскую аудиторию. Возможно, таткар и тукрас составили основную часть выступлений этих первых танцоров. Постепенно появлялось все больше и больше изображений, затем появились истории о Кришне и Радхе.
— Дрид Уильямс, Антропология и танец
Со временем в репертуар катхака добавились персидские и центральноазиатские темы, такие как кружение в суфийском танце, платье заменило сари предметами, обнажающими живот, и включало прозрачную вуаль, типичную для танцовщиц средневековых гаремов.
Когда европейские колониальные чиновники начали прибывать в Индию, придворные развлечения в стиле катхак, свидетелями которых они стали, представляли собой синтез древней индийской традиции и центральноазиатско-персидской танцевальной формы, а исполнительниц танца катхак называли "nautch girls" (или натч, производное от более труднопроизносимого санскритского натья).
С расширением британского колониального правления в Индии 19 века катхак, как и все другие формы классического танца, не поощрялся, и он пришел в упадок. Отчасти это было результатом викторианской морали сексуального подавления наряду с англиканскими миссионерами, которые критиковали индуизм. Преподобный Джеймс Лонг, например, предложил танцорам катхака забыть древние индийские сказки и индуистские легенды и заменить их европейскими легендами и христианскими сказаниями. Миссионеры записали свое разочарование в Церковном миссионерском обзоре, когда увидели, как индуистская аудитория аплодирует и кричит "Рам, рам" во время исполнения катхака.
Соблазнительные жесты и мимика во время представлений катхака в храмах и семейных торжествах были карикатурно изображены в книге "Пороки индийской женственности", опубликованной в начале 20 века, как свидетельство традиции "блудниц, униженной эротической культуры, рабства идолам и священникам", и христианские миссионеры потребовали прекратить это, запустив "движение против танцев" или "движение против научей" в 1892 году. Официальные лица и газеты дегуманизировали танцовщиц катхака и лишили их человеческого достоинства. на источники покровительства было оказано давление, чтобы они прекратили поддерживать исполняющих катхак "nautch girls" (также называемых девадаси и таваиф в литературе середины 20 века). Многие обвиняли танцевальную форму в прикрытии проституции, в то время как сторонники возрождения подвергали сомнению сконструированные истории колониальных писателей.
Мало того, что миссионеры и колониальные чиновники высмеивали танцоров катхак, индийские мужчины, получившие образование в британских учебных заведениях и адаптировавшиеся к викторианской скромности, присоединились к критике, утверждает Маргарет Уокер, возможно, потому, что они потеряли свою культурную связь, больше не понимали духовных тем, стоящих за танцем, и предположили, что это одно из "социальных бедствий, аморальных и отсталых элементов" в их наследии, которые они должны искоренить. Однако индуистские семьи продолжали свое частное обучение и сохранили искусство катхака как устную традицию. Учителя катхака также перешли к обучению мальчиков, чтобы сохранить традицию, поскольку большая часть насмешек 20-го века была направлена на катхакских "науч-девочек".
Катхак был представлен вниманию аудитории за пределами Индии в начале 20 века Калкапрасадом Махараджем.
Движение за прекращение колониальной эпохи и за независимую Индию, утверждает Уокер, также стало свидетелем возрождения катхака и, в более широком смысле, культурного брожения и усилий по восстановлению культуры и переоткрытию истории.
Состояние "сэма" в исполнении Маниши Гуляни
Движения возрождения катхака совместно развивались в индуистских гаранах, особенно сообществом Катхак-Мишра. Из них Джайпурская и лакхнауская субтрадиционы катхака привлекли больше ученых.
Старейший факультет катхака в колледже (университете) на получение степени был образован в 1956 году в Университете Индиры Кала Сангит, государственном университете, расположенном в Хайрагархе, где Пуру Дадхич ввел первую программу обучения катхаку для получения степени.
Он был вдохновлен программой обучения Моханрао Каллианпуркара в колледже Бхаткханде.
Согласно статье BBC Arts, Катхак уникален тем, что практикуется мусульманской общиной Индии, и, таким образом, имеет "историческую связь с исламом". Фарах Ясмин Шейх, мусульманка и ученица пандита Читреша Даса в школе Лакхнау, считает Катхак "слиянием индуистской и мусульманской культур" и представила свое выступление в Пакистане. Напротив, утверждает BBC, Нахид Сиддики (легендарной танцовщице катхака из Пакистана, поселившейся и воспитанной в Великобритании) "трудно практиковать и представлять свое искусство [катхак] на родине, в Пакистане".
Хотя большинство ученых считают катхак древним искусством, некоторые, такие как Маргарет Уокер, предполагают, что современный катхак - это явление 20 века, скорее форма культурного возрождения, если полагаться на индийские документы, связанные с музыкой.
Современный катхак во всех трех основных субтрадиционях, называемых стилями Лакхнау, Бенарес и Джайпур (гхарана), утверждает Бруно Неттл, состоит из трех основных разделов - призыва, одного чистого (абстрактного) танцевального концерта и одного выразительного танца.
Призыв (вандана) состоит в том, что танцор выходит на сцену и выражает уважение своему гуру и музыкантам на сцене. Если команда придерживается индуистской традиции, танцоры сочетают мимику и жесты рук (мудра), чтобы призвать индуистских богов и богинь; в то время как в мусульманском исполнении выражения преданности заменяются салями (приветствием).
Чистый танец называется нритта, в то время как выразительный танец называется нритья. Исполнение катхака может быть сольным, дуэтным или командным. В техническом исполнении скорость и энергия, которыми танцоры обмениваются с аудиторией, увеличиваются многократно, то есть темп удваивается или учетверяется. Во время выступления один или несколько исполнителей катхака могут подойти к микрофону, пообщаться с аудиторией, что-то объяснить, рассказать анекдот на определенном языке или ритмично продекламировать песню.
Платья танцовщиц и косметика для лица в индуистской или мусульманской танцевальной труппе катхак различаются. Сцена обычно голая, без отвлекающего фона, утверждает Уильямс, музыканты сидят на ковриках справа от сцены (слева от зрителей), а если это индуистское представление, слева от сцены изображен танцующий Шива (Натараджа) или Ганеша с цветами и горящими благовониями.
Представление нритты начинается с последовательности thàth, которая представляет собой более медленные грациозные движения запястьями, шеей и бровями. После этого танцор постепенно увеличивает скорость и энергию, одновременно выполняя последовательность бол (мнемонические слоги в индийской традиции). Каждый бол состоит из коротких разделов, похожих на технические упражнения в западных танцевальных традициях, в которых танцор привлекает аудиторию с помощью торы, тукры, парханта, парана и других, подчеркивая работу ног, жесты и повороты. По завершении каждого раздела ставится знак препинания, обычно это резкий поворот головы. Каждая лодыжка украшена маленькими колокольчиками (ghungroo), в которых может быть всего один колокольчик или сотни. Быстрые движения танцора и работа ног в нритте идеально приурочены к музыкальным ритмам (тала) и темпам, а последовательности работы ног называются таткары.
Большая часть исполнения Нритты представляет собой абстрактный, быстрый и ритмичный аспект катхака. В катхаке нритта, как и во всех классических формах индийского танца, зрителю представлено чистое движение, в котором акцент делается на красоте движения, формы, скорости, диапазона и рисунка. Его цель - задействовать чувства (пракрити) аудитории.
Нритья - более медленный и выразительный аспект катхака, который пытается передать чувства, сюжетную линию, особенно духовные темы в индуистских танцевальных традициях. В нритье танец расширяется и включает слова, музыкальные ноты и жесты для выражения легенды или сообщения, это больше, чем чувственное наслаждение, он направлен на вовлечение эмоций и разума зрителя.
Выразительность катхака встречается и в других классических танцах Индии. Его корни уходят в Натьяшастру текст, который определяет драму в стихе 6.10 как то, что эстетически вызывает радость у зрителя посредством актерского искусства общения, которое помогает соединить и перенести человека в сверхчувственное внутреннее состояние бытия. Натья соединяется через абхиная (буквально "донесение до зрителей"), то есть применяет тело, речь, разум и сцену, в которой, как утверждает Натьяшастра, актеры общаются с аудиторией посредством песни и музыки. Драма в этом древнем санскритском тексте, таким образом, представляет собой искусство задействовать каждый аспект жизни, чтобы прославить и подарить состояние радостного сознания. Согласно Мэсси, другим важным древним текстом, оказавшим влияние на Катхак, является Абхиная Дарпанам Нандикешвары (~ 2 век н.э.).
В катхаке абхиная выражается в форме выразительных жестов и пантомимы под музыку, которые обычно излагают легенду или сюжет хорошо известной истории. Жесты и мимика передают рас (чувство, эмоциональный вкус) и бхава (настроение), лежащие в основе истории. В индуистских текстах о танце гуру и артисты успешно выражают духовные идеи, уделяя внимание четырем аспектам выступления: Ангик (жесты и язык тела), Вачик (песня, декламация, музыка и ритм), Ахарья (платье, макияж, украшения) и Сатвик (ментальный настрой артиста и эмоциональная связь с историей и аудиторией, в которой резонирует внутреннее и внешнее состояние артиста). Однако исполнение катхак нритья предоставляет артистам гибкость и приглашает к импровизации, и оно может не сопровождаться песней или рассказом о легенде. Истории в исполнении катхака, как правило, рассказывают об индуистском боге Кришне (или, в некоторых случаях, Шиве или Деви), и эти истории взяты из таких источников, как Бхагавата-пурана или индийский эпос. Эта форма выразительности также встречается в тумрийских и персидских газелях.
Платья различаются у исполнителей катхака и берут свое начало либо в индуистской, либо в мусульманской культуре.
Индуистское платье для танцовщиц имеет два варианта. Один основан на сари, но носится в стиле, отличном от обычного, который перекидывается через левое плечо. Художник-катхак обычно оборачивает сари вокруг талии, и оно свисает слева. Блузка под названием чоли прикрывает верхнюю часть тела. Художник может носить шарф (в некоторых местах называемый орхни). Украшения для волос, лица, ушей, шеи, рук, запястий и лодыжек, как правило, из золота, могут украшать художника. Часто встречается тика или бинди в середине лба. Вторая вариация индуистской танцовщицы катхака использует длинную, пышную (чуть выше щиколотки) легкую юбку, обычно с вышитой каймой, которая помогает подчеркнуть танцевальные движения. Юбка контрастирует с чоли другого цвета, и прозрачный шарф обычно накидывается на нее и голову танцовщицы. Во втором варианте обычно присутствуют украшения.
Мусульманское платье для танцовщиц также использует юбку, но включает в себя облегающую пижаму-чуридар, а иногда и длинное пальто, закрывающее руки и верхнюю часть тела. Голову прикрывает шарф, а украшения легкие.
Индуистская одежда для исполнителей мужского катхака, как правило, представляет собой шелковое дхоти, обернутое вокруг талии и покрытое сверху шелковым шарфом, повязанным поверх. Верхняя часть тела обычно остается обнаженной или украшена только индуистской нитью, но иногда покрывается свободной курткой без рукавов. Художники-мужчины-катхаки также носят украшения, но часто из камней и гораздо проще, чем художницы. Одежда Великих Моголов для исполнителей мужского катхака - курта-чуридар. Курта может быть простой или скроенной как ангарка. Существует также возможность адаптировать ангарку или курту для танцев, добавив более широкий клеш в нижней части. Особенно старые эстрадные платья также включают в себя маленькую шапочку с козырьком.
Ансамбль музыкальных инструментов варьируется в зависимости от исполнителя катхака: от двух до двенадцати классических индийских инструментов или более в версиях с синтетическими инновациями. Наиболее распространенными инструментами, которые идут в комплекте с катхаком, являются табла (пара ручных барабанов), которые синхронизируются с ритмами ног танцора, саранги или фисгармония с манджирой (ручными тарелками), которые измеряют тал (цикл), и другие инструменты для придания эффекта, глубины и структуры выразительной сцене исполнения катхака.
Древний музыкальный жанр Индии, Дхрупад, был впервые повторно представлен в Катхаке старшим индийским представителем катхака Махамахопадхьяем доктором Пандитом Пуру Дадихичем. Он первый в Индии танцор катхака, вернувший "Dhrupad" на официальную сцену Катхака и эту композицию в 28 matra. Шанкар Пралайанкар, его композиция Dhrupad, имеет уникальный статус, поскольку регулярно исполняется на концертах маэстро "Dhrupad" братьями Гундеча.
Катхак – это разветвленная традиция, из которых три гараны (школы) более известны и изучены - Джайпур, Бенарес и Лакхнау. Школы уделяют различное внимание таким аспектам исполнения катхака, как актерская игра и работа ног. Стиль Лакхнау, например, подчеркивает актерскую игру, в то время как Джайпурский стиль подчеркивает танец и работу ног. Традиционно джайпурская гарана имела сильный духовный колорит, охватывая широкий спектр идей вайшнавизма и шиваизма.
Джайпурская гарана ведет свое происхождение от Бхануджи, знаменитого танцора Шивы Тандавы, который после посещения Вриндавана был вдохновлен и научил Натвари Нритье. Дедушки Бхануджи Лалуджи и Канхуджи были точно так же вдохновлены Кришной. Они вернулись в Джайпур и вместе начали Джайпурскую гхарану Катхака. Стиль Джайпура развивался при поддержке правителей Раджпутов, и они отдавали предпочтение танцу катхак с индуистскими религиозными мотивами. В современную эпоху эта школа продолжает делать упор на танцы и работу ног с Джай Лалом, Джанки Прасадом, Кундан Лалом, Моханом Лалом и Навалом Кишором. Эта школа наиболее известна своими систематическими инновациями в ритмичных танцах и использованием танцевальных движений для выражения истории.
Лакхнауская гарана танца катхак приписывает свое происхождение сельскому преданному Кришны по имени Ишвари из деревни на юго-востоке штата Уттар-Прадеш, который стремился развивать танец катхак как форму любовной преданности Кришне. Эта школа процветала после распада империи Великих Моголов, когда артисты катхака переехали из Дели в Лакхнау при спонсорстве Авадха навабов, которые предпочитали придворную танцевальную культуру. В современную эпоху стиль Лакхнау гарана оказывает влияние на школу танцев в Нью-Дели с Шамбу Махараджем, Бирджу Махараджем и Лакчу Махараджем. В хореографии катхака там разрабатываются темы, выходящие за рамки Кришна-Радхи, например, основанные на драматических произведениях Шива-Парвати Калидасы и Малати-Мадхава Бхавабхути. Эта школа также использовала индуистско-мусульманский стиль слияния катхак, подчеркивая тему придворных танцовщиц.
Бенарес гарана - третий по значимости стиль, традиционно считающийся старейшим. Его история неясна. По словам Котари, школу начал Джанакипрасад из деревни недалеко от Биканера, который переселился в Варанаси, но тот, чьи предки были знаменитыми танцорами и музыкантами. Джанакипрасад был танцором и знатоком санскрита, и ему приписывают изобретение болов катхака, которые представляют собой мнемонические слоги в языке этого классического танца Индии.
По словам Николь Леманн, современные танцоры катхака демонстрируют, в той или иной степени, слияние стилей всех трех гхаран.
Североиндийский танец катхак отличается от южноиндийского Бхаратанатьям несколькими способами, хотя оба имеют корни в индуистском тексте Натья Шастра. Выражения катхака – особенно в индуистских стилях богослужения – более интровертны и замкнуты, в то время как Бхаратанатьям более экстравертен и экспансивен. Катхак обычно выполняется стоя, ноги и туловище обычно прямые, в то время как Бхаратанатьям широко использует форму согнутых колен (ара манди, полусидячее положение, которое чем-то похоже на Деми Плие балетное движение).
Катхак также отличается от катхакали, хотя оба являются индийскими классическими танцевальными традициями "сюжетной игры", в которых истории традиционно заимствованы из индуистских эпосов и Пуран. Катхакали возник в юго-западном регионе Индии (современная Керала) и отличается тщательно продуманным красочным макияжем, масками и одеждой. Катхакали традиционно представляли собой труппы, состоящие преимущественно из актеров-танцоров мужского пола, которые наряжаются героями, героинями, богами, богинями, демонами, демонессами, священниками, животными и персонажами повседневной жизни. Обе формы танца используют сложную работу ног, хореографию и жесты рук, но катхакали объединяет движения южноиндийских боевых искусств, такие как прыжки. Обе формы танца уходят своими корнями в классические санскритские тексты, но катхакали имеет относительно более позднее происхождение, более точно следует тексту Хастха Лакшанадипика и начал процветать в 16 веке. Хотя у каждого из них свой музыкальный и танцевальный язык, в обоих используется множество схожих традиционных индийских музыкальных инструментов.
По словам Мириам Филлипс, индийский танец катхак и испанский танец фламенко имеют много визуального, ритмического и кинестетического сходства.
Рубрики
В нашем клубе проводится обучение: