Вариации Века
Вариации Века
танцевально-спортивный клуб
Школа спортивных танцев Вариации Века
мкр. Железнодорожный г. Балашиха
г. Москва
Танцовщица и хореограф Дай Айлянь родилась в 1916 году в Тринидаде. Она училась в течение 1930-х годов в Великобритании и работала в Китае с 1940 года, где сыграла очень важную роль во внедрении принципов и изучении западного балета. В 1959 году она стала одним из основателей «Центрального балета Китая», а также была художественным консультантом компании. С 1995 года эта труппа стала известна как «Национальный балет Китая», когда она начала гастролировать за пределами материковой части страны.
Дай Айлянь - пионер и основатель современного китайского танцевального искусства, известный танцор, учитель танцев, и почетный президент Китайской ассоциации танцоров. В Китае у Дай просто огромная репутация в мире танцев. К примеру, танцевальная организация из Тайваня установила в ее честь золотую мемориальную доску с надписью «Мать китайского танца». Эти слова точно описывают роль Дай в развитии танца в Китае. «Балет это моя работа, в то время как народный танец является моим самым большим удовольствием», сказала она однажды. Без малейшего преувеличения, Дай Айлянь - одна из главных икон танца Китая и чрезвычайно повлияла на искусство и культуру в этой стране, принеся в нее западный танец.
Дай Айлянь родилась в Тринидад и Тобаго, независимой республике в Вест-Индии в 1916 году. Предки Дай жили на острове в течение многих лет, но почти со времен своего прибытия на остров вели жалкую жизнь кули. Но после нескольких поколений тяжелой работы все стало намного лучше. К тому времени, как родилась Дай Айлянь, условия жизни китайцев на Тринидаде улучшились. Поэтому отец Дай, который владел плантациями сахарного тростника и кофе, а также занимался поставками продовольствия, хлопчатобумажной ткани и канцелярских принадлежностей, сумел дать дочке хорошее образование.
Когда Дай было пять лет, один из ее двоюродных братьев, который учился танцам в Великобритании, посетил Тринидад. Он первым заметил, что маленькая девочка очень хорошо чувствовала ритм музыки, и научил ее основным балетным шагам. В возрасте шести или семи лет, она начала выступать в детском танцевальном ансамбле на школьной сцене. В 10 лет она написала первую хореографию по пасхальным обычаям и сама исполнила этот танец под названием «Цветные яйца».
У Дай, которая выросла на Тринидаде, было четыре мечты. Сначала она хотела стать певицей. Затем она захотела стать моряком, поскольку с детства видела множество кораблей, прибывающих на остров и ей было очень любопытно, а как же живут в других местах мира. Еще одной мечтой девочки было стать музыкантом (она начала играть на фортепиано с 7 лет). И последней мечтой девочки было стать художником.
Несмотря на то, что Дай начала брать уроки балета еще с 5 лет и каждый день танцевала вечером для своей семьи, она всерьез не думала о танцах до 14 лет, когда мать отправила ее в Лондон. Там она получила балетную подготовку у таких корифеев балета и современного танца, как Антон Долин, Дама Мари Рамбер, Рудольф Лабан и Вигман.
В 1930 году Дай Айлянь отправилась в Лондон, чтобы изучать танцы. Хотя балет и современный танец были очень слабо взаимосвязаны на то время, Дай изучила их оба, что значительно помогло ей в дальнейшем развитии. Через шесть лет пребывания в Великобритании у Дай наступил черный период. Ее отец проиграл все деньги и больше не мог содержать проживание Дай и ее сестер в Лондоне. Ее старшая сестра вышла замуж в Лондоне, а ее другая сестра вернулась в Тринидад. Но Дай Айлянь слишком любила танцы, чтобы бросить все на полпути. Поэтому она решила остаться и сделала все возможное для того, чтобы прожить вдалеке от родины самой. Девушке удалось получить две стипендии для обучения в школе танца Jooss-Leeder при Dartington Hall.
В танцевальной школе Jooss-Leeder Дай встретила свою любовь, австрийско-британского скульптора, за которого она так в итоге никогда и не вышла замуж, но которого любила в течение всей своей жизни.
Учитывая, что девушка во время детства в Тринидаде так и не научилась говорить по-китайски, а также очень мало знала о китайской культуре, она подружилась с китайскими студентами в Лондоне, чтобы изучать язык своей далекой родины. Также чтобы больше узнать о стране своих родителей, она постоянно читала английские версии китайских книг в библиотеке Великобритании.
Очарованная историей Ян Гуйфэй, любимой наложницы императора Сюаньцзуна династии Тан (618-907), она поставила хореографию моноспектакля под названием "Ян Гуйфэй" в 1936 году. Причем хореография была поставлена, как по историческим рассказам, так и по собственным домыслам китаянки.
После того, как Япония начала свою агрессию против Китая в 1937 году, Дай приняла участие в публичных выступлений, организованных "Комитетом китайской кампании" в Лондоне, чтобы собрать средства для базирующейся в Гонконге Лиги обороны Китая.
Затем наступил поворотный момент в жизни танцовщицы. Случайно Дай прочла книгу Эдгара Сноу "Красная звезда над Китаем", которая побудила ее принять решение вернуться в Китай. Девушка прибыла в Гонконг в 1940 году и вскоре влюбилась в известного художника Е Цяньюя.
После того, как Дай перебралась в город Гуйлинь, она к своему удивлению обнаружила, что в столь большой стране практически отсутствуют художественные танцевальные представления. Многие люди, когда слышали, что Дай танцовщица, считали, что она была или официанткой или даже проституткой. В итоге девушка поняла, что причина отсутствия танцев в Китае связана с отсутствием людей, которые действительно захотели бы популяризировать их (это помимо очевидных причин, связанных с развитием общества и историей страны). Невзирая на все трудности, Дай решила попробовать популяризировать танцы в Китае.
Дай, которая обучалась классическому западному балету, проявила большой интерес к китайским народным танцам, особенно к этническим танцам. Вскоре после того, как она вернулась в Китай, девушка исколесила весь юго — запад страны, чтобы увидеть традиционные танцы этнических народностей, проживающих в провинциях Юньнань, Гуйчжоу, Гуанси и Сычуань.
Дай Айлянь стала основателем современного китайского танцевального искусства. Именно благодаря ей в 20 веке возродились многие старые виды китайского танца, а также в них были привнесены западные традиции. После возвращения в Китай (Дай училась в Великобритании, а родилась на Тринидаде) девушка начала изучать местные танцы. Несмотря на то, что на тот момент в Китае можно было бы легко привить западный балет и современный танец, которые Дай учила в Европе, Дай Айлянь выбрала другой путь, посвятив себя развитию национального танца, который пришлось возрождать на протяжении многих лет.
Когда Дай училась танцевать в Лондоне, она часто видела танцевальные выступления иностранных студентов из других стран, в том числе Японии, Индии и Индонезии, но она никогда не видела ни одного танцора из Китая. Она начала размышлять, на что был бы похожим современный китайский танец. На основании материалов о китайской истории, литературе и живописи, которые она прочла в библиотеке, а также на ее собственном понимании танца, девушка разработала "идеальные китайские национальные танцы". Когда она прибыла в Китай, то постепенно начала превращать свою мечту в реальность.
Во - первых, девушка начала изучать местные китайские оперы, чтобы узнать из них о традиционных китайских танцах. Ведь в Китае до сих пор можно было встретить старинные постановки кунку, в которых можно использовались танцы, практиковавшиеся века назад.
Во-вторых, она начала изучать танцы у обычных людей и тщательно документировать исходные материалы о народных танцах. Например, после просмотра того, как люди этнической группы Яо собираются и танцуют под аккомпанемент барабанов, она создала "танец барабана Яо".
Учитывая, что в стране на то время (Дай приехала в Китай в 1940 году) были весьма непростые времена, Дай Айлянь пришлось перенести множество трудностей во время изучения танцев этнических групп в Западном Китае. Ей также удалось подружиться с местными жителями и изучить религиозные танцы некоторых этнических групп. Таким образом, она создала и сама начала исполнять на сцене целую группу новых национальных танцев на основе танцев этнических групп мяо, яо, йи, тибетцев, уйгуров и хань.
Некоторые из спектаклей были вдохновлены реальной жизнью во время войны против японских агрессоров (1937-1945), и соответственно переполнены патриотизмом. Например, танцевальная постановка "Река Дунцзян" повествовала об истории, в которой женщина рисковала своей жизнью , чтобы доставить лекарства к линии фронта под бомбежкой вражеских самолетов.
Танцы Дай Айлянь вызвали сильный повсеместный резонанс. В 1946 году на фестивалях пограничной музыки и танцев в городах Чунцин, Тяньцзинь и Шанхай Дай Айлянь исполнила ряд национальных танцев, которые она сама и создала. Общественность назвал ее "сеятелем семян" и "первым человеком, который стал возрождать наследие, оставленное предками". Сегодня историческая оценка ее грандиозной работы очень ярко отражена в китайской энциклопедии: "Мало того, что она помогла народным танцам различных этнических групп в Китае попасть на сцену, она также начала кампанию по распространению народных танцев по всей стране".
Рубрики
В нашем клубе проводится обучение: