Школа спортивных танцев Вариации Века

г. Балашиха мкр. Железнодорожный

г. Москва

История танцев: появление современного танца, латина и джаз, народный танец

Несмотря на то, что в балете отказались от его было «стерильности и отстраненности 19 века», другие танцоры начали ставить под сомнение достаточность подобных перемен этого вида искусства. Они хотели коренным образом изменить концепцию культуры выразительного сценического танца. В период женской эмансипации женщины начали пропагандировать необходимость разработки нового танца и отказа от условностей академического танца. Они выступали за танец, который возникает из сокровенных побуждений танцора, желающего выразить самого себя посредством движения.


Появление современного танца в 20 веке


Пионерами нового танца, который отвергал былые условности, были Айседора Дункан (1877-1927), покорившая европейские сцены своими «летящими» движениями и вдохновившая множество учеников и подражателей, а также Рут Сен-Дени (1877-1968), которая удивила американских и европейских зрителей своими танцами в восточном стиле.


Айседора Дункан

Айседора Дункан

Со своим партнером Тедом Шоном (1891-1972) она основала в 1915 Denishawn – школу и труппу, которая в итоге стала колыбелью первых знаменитых исполнителей современного танца в Америке. Особенно среди них выделялись Марта Грэм, Дорис Хамфри и Чарльз Вайдман (1901-75).


Рут Сен-Дени

Рут Сен-Дени

В немецком Ausdruckstanz центральной фигурой был Рудольф Лабан (1879-1958), который был больше теоретиком и преподавателем, чем хореографом. Его исследования физиологических импульсов в движениях и ритме в итоге были сведены в систему физического выражения. Его система танцевальной нотации, известная более всего как «Лабанотация», стала широко использоваться для записи европейской хореографии.


Рудольф Лабан

Рудольф Лабан

Наиболее «плодовитыми» его учениками были Курт Йосс (1901-79) и Мэри Вигман (1886-1973). Йосс стал известен своими танцами, содержащими существенные элементы социальных комментариев. Вигман также училась с Эмилем Жаком-Далькрозом (1865-1950), который разработал «Eurythmics» — система движения, изначально предназначенную для тренировки профессиональными музыкантами чувства ритма. Вигман в итоге объединила черты техники обоих мужчин в свой собственный новый стиль танца. Когда она совершила поездку в Соединенные Штаты в 1930 году, американцы осознали, что они не одиноки в своих поисках новых форм выразительного танца. После выступлений Вигман в Америке осталась одна из ее ближайших соратниц, Хания Хольм, которая стала еще одной важной фигурой на американской сцене.
По всей территории Соединенных Штатов начали открываться школы танца, а на свет появлялись небольшие группы танцоров, которые выступали в университетских городках и на маленьких сценах в городах. Каждый хореограф и труппа демонстрировали различные материалы, художественные точки зрения, а также стили танца. Пожалуй, единственным элементом, который был общим для всех многочисленных аспектов современного танца, был поиск новых форм художественного выражения.


Латиноамериканские танцы и джаз


Молодое поколение в Европе охотно принялось лихо отплясывать более оживленные, динамичные и страстные социальные танцы Нового Света. Танцы XIX века, во время которых пары кружились по бальным залам, уступили место таким танцам, как тустеп, ванстеп, фокстрот и квикстеп, которые исполнялись в рваном ритме. Эти ритмы имели африканское происхождение, будь то латиноамериканские румба и танго или же афро-американский джаз.

История танцев: появление современного танца, латина и джаз, народный танец

Сегодня уже трудно сказать, насколько интенсивность этих танцев и музыки была уменьшена по сравнению со своими исходными формами, но ее влияние было огромным в формировании популярного рэгтайма до 1918 года, чьи синкопированные ритмы в итоге переродились в полуакробатический джиттербаг 1930-х и 1940-х годов, а впоследствии и в рок-н-ролл в ближайшие десятилетия.


Танцевальные конкурсы


После 1912 года, когда бальное танго завоевал танцевальный мир, даже элитные отели начали приглашать своих клиентов на «чайные танго». В модных ресторанах профессиональные танцевальные пары демонстрировали новые стили. В 1892 году в Нью-Йорке пошло одно из первых в мире соревнований по кейкуоку, а в 1907 году в Нице активно рекламировался первый конкурс по танго. После первого всемирного чемпионата по танцам, проведенного в 1909 году в Париже, подобный конкурс стал ежегодным событием, которое, к примеру, в 1913 году продолжалось в течение двух недель.

История танцев: появление современного танца, латина и джаз, народный танец

Но в социальных танцах, тон продолжала задавать Англия, которая выступала в качестве «эталона вкуса» для новых движений в социальном танце. Именно в Англии в 1903 году открылись первые танцевальные клубы для любых желающих научиться модным танцам. В 1904 году было создано «Императорское общество преподавателей танца». После первой мировой войны английская версия фокстрота была признана как сущность всемирно известного «английского стиля». «Современные бальные танцы» Виктора Сильвестра (1928) стали настоящей настольной книгой танцевального мира (1928), пока не появились «Бальные танцы» Алекса Мура в 1936 году. Понятие «английского стиля» относилось к пяти стандартным танцам — квикстепу, вальсу, фокстроту, танго и блюзу. После 1945 года к ним были добавлены латиноамериканские румба, самба, калипсо и ча-ча-ча . Точто осталось от социальных барьеров, существующих к 1900 году между эксклюзивными и популярными массовыми танцевальными заведениями, по сути исчезло.

Влияние на народные танцы и эксперименты


Поскольку социальный танец начал массово распространяться с появлением радио и фонографа, регионов, где практиковались подлинные народные танцы, стало существенно меньше во всем мире. Тем не менее, народный танец по-прежнему оставался наименее подвергающейся изменениям формой танца в этих странах, прочие же танцы активно перенимали новые тенденции.


Бела Барток

Бела Барток

В Испании на середину 20 века сохранились сильные традиции фламенко, а в Венгрии благодаря таким композиторам, как Бела Барток (1881-1945) и Кодай (1882-1967) были собраны остатки былого богатства народных песен и танцевального фольклора. Национальные меньшинства, такие как баски в Испании, делали то же самое, чтобы сохранить свою идентичность и сопротивляться культурному влиянию своих соседей.


Народные танцы продолжали оставаться в 20 веке существенной частью жизни обычных людей в Советском Союзе, особенно в тех европейских и азиатских провинциях, в которых жили в основном этнические группы населения, и которые были далеки от Москвы, Ленинграда, Киева и других основных центров страны, в которых танцы претерпели западное культурное влияние. В промышленно развитых странах Европы и Америки были созданы специальные общенациональные советы по сохранению традиционных народных танцев, которые находились под угрозой исчезновения.


Эксперименты


Шло время и сам технический прогресс начал становиться предметом танцев. В Советском Союзе в течение 1920-х годов проводились эксперименты с танцами, созданными для отображения городского движения, точности работы машин и величия небоскребов. В Германии художник Шлеммер (1888-1943) выразил свое видение танца в чистых геометрических формах в постановке «Балет триад», премьера которой прошла в Штутгарте в 1922 году. В 1926 году наиболее ярким отражением технологической эпохи стала постановка «Механический балет» композитора Джорджа Антейла (1900-1959), которая исполнялась под звуки механических роялей, автомобильных рожков, электрических звонков и пропеллеров самолетов. На самом деле, она была написана не для «живых» танцоров, а для анимационного фильма.


Источник: Википедия


Рубрики


Вариации Века логотип