Вариации Века
Вариации Века
танцевально-спортивный клуб
Школа спортивных танцев Вариации Века
мкр. Железнодорожный г. Балашиха
г. Москва
Сергей Дягилев и Русский балет
Артистические последствия «Русского балета Дягилева» было огромным для развития балета в Европе. Интерес Сергея Дягилева к танцу начался в то время, когда он был членом узкого круга интеллектуалов в Санкт-Петербурге. На то время питерская интеллигенция прикладывала все усилия, чтобы вывести русское искусство на глобальной европейской арене. Одними из его первых сподвижников были художники Александр Бенуа и Леон Бакст.
Балетная труппа, которую российский деятель театра и искусства Дягилев организовал в Париже в 1909 году, стала настоящим откровением для Европы. Он был талантливым организатором и сумел собрать некоторых из лучших танцоров и хореографов из императорских театров в Санкт-Петербурге и Москве, в том числе Вацлава Нижинского, Леонида Мясина, Михаила Фокина, Сержа Лифаря и Джорджа Баланчина. Неудивительно, что подобная труппа сумела поразить весь Париж, став безумно популярной. Ни один человек до тех пор не видел балетов подобного качества.
В течение следующих 20 лет «Русский балет Дягилева», который, несмотря на название, никогда не появился в России, стал главной балетной труппой на Западе. Дягилев, который сам никогда не был балетным хореографом, обладал особым даром собирать нужных людей вместе. Он стал центром балетного мира и стремился к интеграции танца, музыки, визуального дизайна и либретто в «единое произведение искусства», в котором ни один из элементов не доминировал бы над другими. Основным направлением хореографии балета Дягилева было желание расширить рамки классического балета того времени. Этому способствовали эксперименты с танцевальными формами Нижинского, которые существенно опережали время и потому далеко не сразу были приняты зрителями. Фокин придал этим танцевальным формам пластики, а его последователь Мясин придал хореографии необычные ломаные движения. Окончательно отошел от правил классического балета Баланчин, который сделал балет более стилизованным и экспрессионистским.
Между 1909 и 1929 годами, благодаря многим из лучших танцоров и хореографов, а также некоторым из самых авангардных, диктующим стиль художников и композиторов сделали труппу Дягилева центром творческой художественной деятельности. «Русский балет Дягилева» стал настоящим убежищем для русских танцоров, которые эмигрировали на Запад после революции 1917 года. Это была первая крупная, постоянно гастролирующая по миру труппа, которая работала на частной основе и обслуживала космополитическую западную клиентуру.
Михаил Фокин (1880-1942) был первым хореографом, который воплотил идеи Дягилева на практике. Он работал с современными композиторами, в частности с русским Игорем Стравинским (1882-1971) и французом Морисом Равелем (1875-1937). Стравинский написал музыку для двух из самых известных балетов Фокина, «Жар-птицы» (1910) и «Петрушки» (1911), которые оба основаны на старых русских сказках. Он обратил также на многих выдающихся композиторов прошлого, таких как русские Александр Бородин (1833-87) и Николай Римский-Корсаков (1844-1908), а также поляк Фредерик Шопен (1810-49).
Основными художниками-живописцами, с которыми сотрудничал Фокин, были Бенуа и Бакст, чей вклад в театральный дизайн вышел далеко за пределы сферы балета. Среди знаменитых танцоров, с которыми работал Фокин, особо выделяются русская балерина Анна Павлова (1881-1931), которая ушла после сезона 1909 года, чтобы танцевать со своей собственной труппой, а также Вацлав Нижинский (1890-1950), который сменил Фокина на должности хореографа труппы «Русский балет». Классический танцор Нижинский стал нестандартным хореографом, специализирующимся на специфических изгибах тела в танцах, а также на необычной технике. В 1912 году Нижинский поставил хореографию балета «Послеполуденный отдых фавна» на музыку, написанную французским композитором-импрессионистом Клодом Дебюсси (1862-1918), который является единственным балетом Нижинского, исполняемым до сих пор. В следующем году он создал нетрадиционный балет «Обряд Весны» на музыку Стравинского, который тогда считался скандальным и едва не вызвал народный бунт во время премьеры в Париже.
После того, как карьера Нижинского была прервана его невменяемостью, танцор Леонид Мясин (1896-1979) взял на себя роль хореографа. Он быстро стал известен своими остроумными и точными характеристиками жестов своих танцоров. В плане музыки Мясин работал со Стравинским, Мануэлем де Фалья (1876-1946), чьи работы были буквально пронизаны духом его родной Испании, Респиги (1879-1936), известном своими музыкальными описаниями итальянских пейзажей, а также Эриком Сати (1866-1925) — французом, известным своей оригинальностью и эксцентричностью. В плане дизайна Мясин сотрудничал с ведущими художниками Парижской школы, такими как Андре Дерен (1880-1954) и Пабло Пикассо (1881-1973).
После смерти Дягилева Мясин произвел фурор в 1930-е годы своими балетами, основанными на симфониях Чайковского и Брамса. В то время считалось нецелесообразным использовать симфоническую музыку для танцев, поэтому сочетании ее и движений современного танца в бессюжетном балете вызвало бурную полемику.
Еще одним хореографом Дягилева была сестра Нижинского, Бронислава Нижинская (1891-1972), которая прославилась своими массивными группировками танцоров, которые использовались для большого эффекта в «Свадебке» (1923), а также ее талантом изображать безумство современного общества. Последним хореографическим открытием Дягилева был Джордж Баланчин (1904-83). В 1928 году балет Баланчина «Аполлон Мусагет» был первым из многих, которые он написал в сотрудничестве со Стравинским, чем проложили путь к окончательной интронизации неоклассицизма как доминирующего хореографического стиля следующих десятилетий.
Когда Дягилев умер, уже не только его единственная балетная труппа путешествовала по всему миру. Труппа Анны Павловой посетила многие города в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии и на Востоке, где никогда ранее даже не слышали, не то, что не видели балета. Труппа, которую собрала Ида Рубинштейн (1885-1960) пригласила Брониславу Нижинскую в качестве хореографа, а также Стравинского и Равеля в качестве композиторов.
Труппа Ballets Suédois, которая существовала с 1920 по 1925 годы, была еще одной авангардной труппой, в которую входили французские и итальянские композиторы, художники и писатели. Из балетных школ в Париже, Лондоне и Берлине начали выпускаться новые прекрасные танцоры, которых обучили русские педагоги.
Важные события происходили в Лондоне, где Дама Мари Рамбер (1888-1982) и Дягилев, основали Балет Рамберт, а Нинетт де Валуа основала труппу, которая стала в 1956 году Королевским балетом. В Нью-Йорке Баланчин в 1934 году создал Школу американского балета. После того, как он заангажировал некоторых известных танцоров из других трупп, в 1948 году был создан Балет Нью-Йорка.
Хотя достижения Дягилева игнорировали в СССР, Советский Союз изобиловал в 1920-е годы смелыми хореографическими экспериментами Федора Лопухова (1886-1973) и других хореографов. Несмотря на официальное введение «социалистического реализма» в качестве критерия художественной приемлемости в 1932 году, балет завоевал огромную популярность у советского народа. Люди искренне любили своих танцоров, которых обучали великолепные преподаватели под руководством Агриппины Вагановой (1879-1951).
Источник Википедия и 4dancing.ru
Энциклопедия танца: Балет - от истоков до постмодернизма
История танцев: Древний мир, Греция, Рим
История танцев: Иудеи, Средневековье, Ренессанс
История танца: рождение балета, эпоха Рококо
История танцев: сюита, менуэт, социальный танец
История танцев: от колониальной Америки до развития вальса и балета Новерра
Рубрики
В нашем клубе проводится обучение: