Вариации Века
Вариации Века
танцевально-спортивный клуб
Школа спортивных танцев Вариации Века
мкр. Железнодорожный г. Балашиха
г. Москва
В течение 1830-х и 1840-х годов Романтичное движение привело к тому, что балетная сцена оказалась буквально переполнена духами природы, феями и сильфами. Культ балерины заменил культ танцора, последний и самый великий представитель которого был французским танцором итальянского происхождения Гаетэном Вестрисом (1729–1808). Методы женского танца были значительно улучшены. Длина юбки была сокращена еще более, а также были введены балетные туфли, которые позволили танцевать на пальцах ног. Балетмейстеры продолжали бороться за более выразительные движения и подчеркивание отдельных качеств своих танцоров.
Балет «Сильфида» (1836) как нельзя лучше продемонстрировал основной предмет романтического балета — борьбы между реальным миром и духовным миром. Эта тема была расширена в «Жизели» (1841) и «Ундине» (1843). На то время Париж и Лондон были законодателями вкуса, и именно в Лондоне в 1845 году прошла премьера «Pas de quatre» — бадетной постановки, для выступления в 4 актах которой французский балетмейстер Жюль Перро пригласил четырех самых великих балерин того времени: Мари Тальони (1804–84), Карлотту Гризи (1819–99), Фанни Черрито (1817–1909) и Люсиль Гран (1819–1907).
После этого Романтический балет быстро пошел на спад, по крайней мере в этих городах. Однако, в Копенгагене он продолжал процветать в начале 1860-х благодаря балетмейстеру Огюсту Бурнонвилю, репертуар которого был перенят Королевским датским Балетом во второй половине 20-го века. Россия в то время, благодаря хореографу французского происхождения Мариусу Петипа (1819–1910) и его российскому помощнику Льву Иванову (1834–1901) сумела создать всемирно известную собственную культуру балета. Изначально русские театральные традиции были тесно связаны с Парижем, но постепенно развивалась своя собственная балетная культура. Звездный час классического балета в царской России был достигнут в санкт-петербургских постановках, как «Спящая красавица» (1890), «Щелкунчик» (1892) и «Лебединое озеро» (1895), музыку к которым сочинил Петр Ильич Чайковский, а также «Раймонда» (1898) Александра Глазунова (1865–1936). В то время как балет процветал в Санкт-Петербурге и Москве, он пошел на спад в Париже. Балерины начали появляться даже в мужских ролях, к примеру в «Коппелии» (1870).
19-й век также ознаменовался беспрецедентным увеличением путешествий и межкультурных влияний. На западной сцене благодаря этому появились много «экзотических» стилей танца. На выставки в Париже приезжали труппы из Индии и Японии, что вызвало живой интерес к народным и этническим танцам. Балерины Романтического балета гастролировали по всем европейским городам: от Милана и Лондона до Москвы. Австрийская танцовщица Фанни Элсслер в начале 1840-х совершила двухгодичную поездку по Северной и Южной Америкам. Великие балетмейстеры также ездили по всем городам. Язык танца стал настоящим способом международной коммуникации, ведь он не зависел ни от страны, ни от языка, на котором говорили в ней.
В течение 19 века в Европе огромную популярность получили также другие танцевальные развлечения, которые были более «легкими», по сравнению с классическим балетом. В Париже на пик моды вышел женский канкан. Его безумная энергетика, задорность и флирт на грани фола стали настоящим откровением для публики. После 1844 года этот танец стал «фишкой» мюзик-холлов, ревю и оперетты. Этот жанр был развит композитором оперетты Жаком Оффенбахом (1819–80) и ярко изображен живописцем Анри де Тулуз-Лотреком (1864–1901).
В Лондоне в это время расцвели балетами Альгамбры и Имперский балет, которые главным образом ставили классические балеты на разнообразные тематики. Но самое широкое разнообразие танцев обеспечила Америка, в которой после войны на фоне патриотической волны после войны за независимость начали массово появляться разнообразные танцы на тематику свободы, а также возрождаться танцы эпохи колонизации Америки.
Отдельно нужно отметить ставшие популярными в Америке в 19-20 веках шоу менестрелей, феерии, бурлески и водевили. Они представляли слияние широкого ассортимента танца и театральных влияний, особенно почерпнутой от культуры чернокожих. Белые люди начали танцевать «черные танцы», при этом крася лица в черный цвет, а темнокожие мужчины отбеливали себе лица и танцевали танцы белых. В театральных постановках начали появляться всевозможные виды танца от завезенных из Европы балетов до совершенно аутентичных женских танцев местных индейцев, которые находились на грани стриптиза. Американские танцоры начали пользоваться хорошей репутацией как в Америке, так и в Европе. Балерина Огаста Мейвуд (1825–1876) была первой американский танцовщицей, которая начала выступать в Парижской Опере.
В течение 19-го века также наблюдалось огромное увеличение количества общественных танцевальных залов и других учреждений, связанных с танцами в быстро растущих городах Запада США. Здесь начали возрождаться исконно американские сельские танцы, очень быстрый тустеп, исполняемый под марши, и кекуок. Впервые Европа нашла в Новом Мире что-то новое, что можно было бы почерпнуть для своей танцевальной сцены. Также на то время существенно ускорился темп танцев, отразив, возможно, ускоряющийся темп жизни и большие социальные изменения века.
В первые годы 20 — го века, до начала Первой мировой войны наблюдались две очевидные тенденции развития танцев. Как будто каким-то образом им стало известно о надвигающейся катастрофе, богатые общества Европы и Америки предавались развлечениям, одним из основных которых были такие быстрые танцы, как вальсы и галопы. В то же время, проводились попытки возродить такие средневековые танцы, как менуэт, гавот и павана, хотя получалось это довольно плохо. Тем не менее, почти никогда не наблюдалось такого неистовый поиска новых форм, такой радикальной смены значений, которые ранее принимались как что-то само собой разумеющееся, такого увлечения среди молодежи всех стран в индивидуальном выражении и более динамичном образе жизни. Все искусства находились глубоко под влиянием быстрого накопления открытий в физических и социальных науках, а также растущего осознания социальных проблем.
В целом, это было невероятно оживленное время для развития танца: никогда ранее не генерировалось столько новых идей и не привлекалось так много людей к танцам. Балет был полностью обновлен под руководством российского импресарио Сергея Дягилева (1872-1929). Балет вдохновил некоторых из самых выдающихся композиторов и художников того времени, став основной базой для большинства работ в танцевальном искусстве. Сторонники другого движения «за реформы современного танца» на базе танцев американской балерины Айседоры Дункан начали пытаться отойти от условностей, которые стали обязательными во время Романтического балета.
Особенно энергично это новое течение развивалось в Германии, где его экспрессионистские формы получили название Ausdruckstanz («экспрессионистический танец»). Бальные танцы были довольно сильно изменены посредством добавления в них свежих веяний из южноамериканских, креольских и африканских культур. После сильного роста популярности афро-американского джаза, весь дух и стиль социальных танцев изменился коренным образом и в последующие десятилетия они стали гораздо более свободными, спокойными и «интимными».
Наблюдалось также возобновление интереса к народным танцам, которые были самовыражением простых людей в прошлые века. Этому частично способствовали специальные общества фольклорных танцев, а также различные молодежные движения, которые видели, что эти танцы могут помочь в формировании новых общественных чувств. Новых высот популярности достигли театрализованные танцы всех видов, которые были образованы из стилизованных многовековых танцев Востока.
Рубрики
В нашем клубе проводится обучение: