Школа спортивных танцев Вариации Века

г. Балашиха мкр. Железнодорожный

г. Москва

История танцев: Иудеи, Средневековье, Ренессанс

Еврейские танцы


Еще в Ветхом Завете упоминались танцы, которые отличались особой радостностью. В основном они состояли из прыжков и кружения, что довольно неплохо описывает энергию и жизнерадостность древних еврейских танцев. Как и в других ранних обществах, их танцы чаще всего были связаны с ритуальной деятельностью.

К примеру, у древних иудеев существовали круговые пляски, которые исполнялись для поклонения золотому тельцу. Поскольку в один момент было создание идолов, этот культ был вынужден создать нематериальную форму поклонения тельцу в виде танца. В итоге подобный запрет культа привел к тому, что сегодня практически не сохранились доказательства еврейских танцев в изобразительном искусстве.

Еврейские танцы исполнялись как мужчинами, так и женщинами, хотя обычно пляски были разделены по половому признаку (т. е. женщины танцевали отдельно от мужчин). Танцы, посвященные победе, обычно исполнялись группами женщин. Мужчины же кружились, подобно дервишам в экстатических танцах, которые были предназначены для пророческих видений. Танцы во время фестивалей исполнялись как мужчинами, так и женщинами. Одним из самых важных фестиваль, посвященный источникам, который исполнялся в первую ночь Суккот. Во время его в течение всей ночи шли танцы, сопровождаемые факельным шествием.

История танцев: Иудеи, Средневековье, Ренессанс

Свадьбы были еще одним важным поводом для ритуальных танцев. Танцы с невестой считалась актом набожности, поэтому раввины всегда исполняли их. Среди еврейской диаспоры во время раннего христианства многие из ритуальных танцев исчезли, но традиционный свадебный танец неизменно продолжал исполняться. В средние века проводились свадебные танцы, в которых мужчины танцевали с женихом, а женщины с невестой из-за сегрегации полов. Позже мужчинам было позволено танцевать с невестой, но при этом им нужно было обернуть руки тканью, либо держать ткань между собой и невестой, чтобы не касаться ее.


Танцы в средние века


Традиционные танцы существовали и среди племен варваров на севере, о чем свидетельствуют сохранившиеся труды христианских миссионеров. Куда бы они ни пошли, миссионеры видели одно и то же — ритуальные танцы, посвященные плодородию; танцы, которые должны были обеспечивать процветание и отгонять злых духов; военные танцы, чтобы поддержать боевой моральный дух, а также неконтролируемые выражения радости, которые миссионеры приписывали дьяволу.

Танцы в средние века

Эротические танцы не является исключительной прерогативой языческих сообществ. В Византии христианский император Юстиниан I (483-565) женился на пресловутой Феодоре — танцовщице, которая появлялась в обнаженном виде в театральных постановках. Около 500 г.н.э. святой Цезарий Арльский сообщил о жертвенном пире, который заканчивался демоническими обрядами и танцами, которые исполнялись под аккомпанемент непристойных песен. У англосаксов же существовали танцы на Пасху, которые исполнялись маленькими девочками, перед которыми во время танца проносили образ фаллоса.


Церковные отношения и практики


Отношение христианской церкви к танцу не было однозначным. С одной стороны наблюдался аскетический отказ от всех проявлений похоти и экстаза, а танец считался как одним из самых сильных проявлений сексуальной вседозволенности. С другой стороны, некоторые ранние отцы церкви пытались найти, как можно использовать языческие танцы в христианских богослужениях. Святой Василий Кесарийский в 350 г.н.э. назвал танцы самой благородной деятельностью ангелов, что впоследствии одобрил итальянский поэт Данте. Святой Августин (354-430) яростно выступал против танцев, но, несмотря на его большое влияние в средневековой церкви, танцы в церквях продолжались в течение многих столетий.

История танцев: Иудеи, Средневековье, Ренессанс

Карл Великий, император Священной Римской империи в начале 9-го века, официально запретил все виды танца, но на деле этот запрет не соблюдался. Тевтонские народы испокон веков были приучены к танцу как к части их религиозных обрядов. На христианских праздниках, которые совпали с их древними обрядами провожания зимы и празднования прибытия весны, они восстановили свои старые ритуальные танцы, хотя их «замаскировали» под новыми названиями. После этого начали развиваться социальные танцы, а также танцы стали ассимилироваться в театральные зрелища благодаря странствующим комикам, которые фактически объединили искусства танцоров, жонглеров, акробатов, певцов, актеров, мимов и музыкантов.


Экстатические танцы и танцы разных социальных классов


В Средневековье существовало два специфических вида танца: пляска смерти (danse macabre) и танцевальная мания, известная как танец святого Витта. А изначально были экстатические массовые танцы, датирующиеся 11 и 12 веками. Люди собирались на кладбищах, чтобы петь и танцевать, хотя представители церкви безуспешно пытались предотвратить подобное. В 14-м веке в Германии появилась другая форма пляски смерти, Totentanz — танцевальная драма, в которой главную роль исполняла Смерть, которая забирала людей без оглядки на их класса или привилегии. Немецкий живописец Ханс Гольбейн Младший (1497–1543) сделал ряд известных гравюр, посвященных этому танцу.

История танцев: Иудеи, Средневековье, Ренессанс

Пляска святого Витта стала настоящей общественной угрозой. Она поражала сотни людей, распространяясь от города до города, главным образом в Нидерландах, Германии и в Италии в течение 14 и 15 веков. Это была своего рода массовая истерия, дикий танец, изобилующий прыжками, в котором люди до полного изнеможения, а то и смерти кричали, яростно дергались и пускали пену, впадая в полную одержимость. Причина этих конвульсивных, безумных и судорожных танцев до сих пор остается загадкой. Италию поразил тарантизм — эпидемия, которая, согласно легендам, была вызвана укусами ядовитых пауков. Чтобы не умереть, нужно было «распределить яд по целому телу, чтобы он вышел с потом». Это достигалось при помощи специального энергичного танца, тарантеллы.

История танцев: Иудеи, Средневековье, Ренессанс

В Западной Европе к 12 веку общество развилось в три класса: дворянство, крестьянство и духовенство. Это разделение способствовало развитию социального танца. Рыцари создали свои собственные мирские и духовные идеалы, иллюстрируемые турнирами и изысканными развлечениями, которые восхваляли в песнях и поэзии трубадуры и миннезингеры. Парные танцы рыцарей отражали аристократические понятия об изысканной любви.

Хороводы крестьян исполняли людьми, становившимися в круг или линию. Чаще всего они при танце держались за руки и параллельно напевали. Обычно круговой групповой танец характеризовался сильным уклоном в пантомиму и неприкрытыми выражениями радости и страсти. В то время, как групповые крестьянские танцы в кругу почти всегда исполнялись под пение их участников, танцам рыцарей обычно аккомпанировала инструментальная игра, особенно на скрипке. А если при этом и было пение, то исполнялось оно зрителями, а не самыми рыцарями.


Танцы эпохи Ренессанса


Франция установила моду в придворных танцах во время последнего Средневековья. Однако, с наступлением Ренессанса центром новых разработок в танце стала Италия. Ренессанс принес существенное смешивание социальных классов, новые способы заработка (в результате чего зародились новые классы), а также привело к большей толерантности к мирским удовольствиям и оценке человеческого тела. Данный период считается одним из самых благотворных для танцев в истории.


Придворные танцы и мастера танца


Начали повсеместно распространяться новые массовые торжества и празднества. Странствующие жонглеры Средневековья стали весьма уважаемыми и зачастую рассматривались как мастера танца. Их начали использовать в качестве инструкторов для дворян, которые давали уроки не только танцев, но и этикета, манер и поведения. Они стали ответственными за планирование и реализацию захватывающих празднеств, которые проводили итальянцы. Социальный престиж этой профессии, которая начала развиваться буквально недавно, постоянно рос.


Некоторые из этих мастеров танца были весьма учеными людьми, а их трактаты не оставляют сомнений относительно их академических стремлений. Многие из них были евреями, ведущими свою родословную от Klesmorim, группы средневековых еврейских артистов. Первым мастером танца, имя которого сохранилось в истории, был Доменико да Пьяченца, который в 1416 издал первое европейское танцевальное руководство танца De arte saltandi et choreas ducendi («Искусство танцев и управлениями хорами»). Его ученик, дворянин Антонио Корнасано стал очень уважаемым личным учителем принцев, придворным поэтом и мастером танца миланской семьи Сфорца, под патронатом которой он приблизительно в 1460 он издал Libro dell’arte del danzare («Книга искусства танца»). В подобных книгах на самом деле можно было найти довольно записей малого о фактических танцевальных шагах и мелодиях, под которые они исполнялись. Скорее они описывали работы, которые были изобретены самими хореографами, использующими шаги от различных социальных танцев.


Во Франции многочисленные формы танца были развиты от «бранля» — танца-хоровода крестьянского происхождения, который стал модным при дворе. Одним из наиболее часто упоминаемых танцев 15-го века был «мориска» — романтизированная версия танцев мавританской Испании. Он были впервые упомянут в 1446 богемным путешественником, который посетил испанский Бургос. Позже, в Португалии, он столкнулся с подобными формами танца. Иногда также обыгрывались религиозные мотивы легендарной борьбы между Карлом Великим и тюркскими захватчиком Тимуром.


Европа эпохи Ренессанса


От таких групповых танцев как бранль, мориска и т. д. впоследствии развился балет. Придворные развлечения повсюду по Савойе и северной Италии стали включать в себя роскошные спектакли с мифологическим, символическим или аллегорическим содержанием. Он становились все более и более популярными. Однако, на этой ранней сцене практически не было различий между пантомимой и танцами. Известным примером этих спектаклей является представление истории Ясона и золотого руна в постановке Филипа Гуда в Бургундии в 1430 году. Этот же балет во время ужина был поставлен на свадьбе герцога Миланского в 1489 году.

История танцев: Иудеи, Средневековье, Ренессанс

В тюдоровской Англии начала 16-го века существовали подобные театрализованные представления, в которых участники одевались «на итальянский манер». Как и итальянский, английский театр масок предлагал почти неограниченный выбор новых зрелищ: от простого танца в масках до самого тщательно продуманного зрелища с песнями, декламациями и пантомимами. Что касается фактических танцев, то книга Роберта Копленда Maner of Dauncynge of Bace Daunces after the Use of Fraunce, изданная в 1521 году как приложение к французской грамматике, не оставляет сомнений, что английское высшее сословие того периода было полностью знакомо с континентальными танцами. Но в то время как дворянство предпочитало медленные и степенные танцы, которые исполнялись элегантно и были смоделированы по французским придворным стандартам, крестьяне продолжали свои неистовые танцы в Англии так, как они это делали в течение многих веков.


В Англии в конце 16-го века королева Елизавета I способствовала дальнейшему развитию танцев. Она сама была квалифицированным практиком гальярда и вольта и любила следить за английским контрдансом — линейными или круговыми танцами древнего происхождения, которые непрерывно совершенствовались. Эти танцы, по-видимому, обеспечили непрерывное вливание новой струи в придворные танцы. Дворяне соперничали друг с другом в исполнении джига — бодрого и быстрого «народного» танца, сопровождаемого песнями. Танцевальные школы повсеместно процветали в Лондоне, оказав значительное содействие возникновению репутации «танцующих англичан».

История танцев: Иудеи, Средневековье, Ренессанс

Другой чрезвычайно существенный вклад в танец был обеспечен Испанией, которая в конце 16 и начале 17 века переживала культурный Ренессанс. Это был «Золотой Век» Сервантеса в литературе, Лопе де Веги и Педро Кальдерона де ла Барки в театре, Эль Греко и Диего Веласкеса в живописи. С ростом Испанской империи в Америке в Европе начали появляться танцы афроамериканского происхождения. К примеру, сарабанда и чакона были привезены из Центральной Америки в 1600-х годах. Оба танца считали откровенно непристойными, поскольку в них были неприкрытые намеки на половой контакт. Они стали чрезвычайно популярными в гаванях Андалусии, где в итоге они были «смягчены» под более закрепощенную в то время Европу. Оттуда они пересекли Пиренеи и были интегрированы в канонические французские придворные танцы.


Другими танцами, привезенными из-за границы, которые сыграли главные роли в формировании национальных танцев Испании, стали канари африканского происхождения, который породил аагонскую хоту, а также сегидилья, которая произошла от сарабанды. Пришедшая от темнокожих кубинцев чика нашла свое отражение в фанданго, а танец фламенко андалузских цыган сохранил свое мавританское наследие даже в 20 веке. Можно предположить, что этот обмен танцами не был односторонним движением, а европейские завоеватели и колонисты так же влияли на танцевальные привычки людей в других странах.


Источник


Рубрики


Вариации Века логотип