Вариации Века
Вариации Века
танцевально-спортивный клуб
Школа спортивных танцев Вариации Века
мкр. Железнодорожный г. Балашиха
г. Москва
Еврейские танцы
Еще в Ветхом Завете упоминались танцы, которые отличались особой радостностью. В основном они состояли из прыжков и кружения, что довольно неплохо описывает энергию и жизнерадостность древних еврейских танцев. Как и в других ранних обществах, их танцы чаще всего были связаны с ритуальной деятельностью.
К примеру, у древних иудеев существовали круговые пляски, которые исполнялись для поклонения золотому тельцу. Поскольку в один момент было создание идолов, этот культ был вынужден создать нематериальную форму поклонения тельцу в виде танца. В итоге подобный запрет культа привел к тому, что сегодня практически не сохранились доказательства еврейских танцев в изобразительном искусстве.
Еврейские танцы исполнялись как мужчинами, так и женщинами, хотя обычно пляски были разделены по половому признаку (т. е. женщины танцевали отдельно от мужчин). Танцы, посвященные победе, обычно исполнялись группами женщин. Мужчины же кружились, подобно дервишам в экстатических танцах, которые были предназначены для пророческих видений. Танцы во время фестивалей исполнялись как мужчинами, так и женщинами. Одним из самых важных фестиваль, посвященный источникам, который исполнялся в первую ночь Суккот. Во время его в течение всей ночи шли танцы, сопровождаемые факельным шествием.
Свадьбы были еще одним важным поводом для ритуальных танцев. Танцы с невестой считалась актом набожности, поэтому раввины всегда исполняли их. Среди еврейской диаспоры во время раннего христианства многие из ритуальных танцев исчезли, но традиционный свадебный танец неизменно продолжал исполняться. В средние века проводились свадебные танцы, в которых мужчины танцевали с женихом, а женщины с невестой из-за сегрегации полов. Позже мужчинам было позволено танцевать с невестой, но при этом им нужно было обернуть руки тканью, либо держать ткань между собой и невестой, чтобы не касаться ее.
Традиционные танцы существовали и среди племен варваров на севере, о чем свидетельствуют сохранившиеся труды христианских миссионеров. Куда бы они ни пошли, миссионеры видели одно и то же — ритуальные танцы, посвященные плодородию; танцы, которые должны были обеспечивать процветание и отгонять злых духов; военные танцы, чтобы поддержать боевой моральный дух, а также неконтролируемые выражения радости, которые миссионеры приписывали дьяволу.
Эротические танцы не является исключительной прерогативой языческих сообществ. В Византии христианский император Юстиниан I (483-565) женился на пресловутой Феодоре — танцовщице, которая появлялась в обнаженном виде в театральных постановках. Около 500 г.н.э. святой Цезарий Арльский сообщил о жертвенном пире, который заканчивался демоническими обрядами и танцами, которые исполнялись под аккомпанемент непристойных песен. У англосаксов же существовали танцы на Пасху, которые исполнялись маленькими девочками, перед которыми во время танца проносили образ фаллоса.
Церковные отношения и практики
Отношение христианской церкви к танцу не было однозначным. С одной стороны наблюдался аскетический отказ от всех проявлений похоти и экстаза, а танец считался как одним из самых сильных проявлений сексуальной вседозволенности. С другой стороны, некоторые ранние отцы церкви пытались найти, как можно использовать языческие танцы в христианских богослужениях. Святой Василий Кесарийский в 350 г.н.э. назвал танцы самой благородной деятельностью ангелов, что впоследствии одобрил итальянский поэт Данте. Святой Августин (354-430) яростно выступал против танцев, но, несмотря на его большое влияние в средневековой церкви, танцы в церквях продолжались в течение многих столетий.
Карл Великий, император Священной Римской империи в начале 9-го века, официально запретил все виды танца, но на деле этот запрет не соблюдался. Тевтонские народы испокон веков были приучены к танцу как к части их религиозных обрядов. На христианских праздниках, которые совпали с их древними обрядами провожания зимы и празднования прибытия весны, они восстановили свои старые ритуальные танцы, хотя их «замаскировали» под новыми названиями. После этого начали развиваться социальные танцы, а также танцы стали ассимилироваться в театральные зрелища благодаря странствующим комикам, которые фактически объединили искусства танцоров, жонглеров, акробатов, певцов, актеров, мимов и музыкантов.
В Средневековье существовало два специфических вида танца: пляска смерти (danse macabre) и танцевальная мания, известная как танец святого Витта. А изначально были экстатические массовые танцы, датирующиеся 11 и 12 веками. Люди собирались на кладбищах, чтобы петь и танцевать, хотя представители церкви безуспешно пытались предотвратить подобное. В 14-м веке в Германии появилась другая форма пляски смерти, Totentanz — танцевальная драма, в которой главную роль исполняла Смерть, которая забирала людей без оглядки на их класса или привилегии. Немецкий живописец Ханс Гольбейн Младший (1497–1543) сделал ряд известных гравюр, посвященных этому танцу.
Пляска святого Витта стала настоящей общественной угрозой. Она поражала сотни людей, распространяясь от города до города, главным образом в Нидерландах, Германии и в Италии в течение 14 и 15 веков. Это была своего рода массовая истерия, дикий танец, изобилующий прыжками, в котором люди до полного изнеможения, а то и смерти кричали, яростно дергались и пускали пену, впадая в полную одержимость. Причина этих конвульсивных, безумных и судорожных танцев до сих пор остается загадкой. Италию поразил тарантизм — эпидемия, которая, согласно легендам, была вызвана укусами ядовитых пауков. Чтобы не умереть, нужно было «распределить яд по целому телу, чтобы он вышел с потом». Это достигалось при помощи специального энергичного танца, тарантеллы.
В Западной Европе к 12 веку общество развилось в три класса: дворянство, крестьянство и духовенство. Это разделение способствовало развитию социального танца. Рыцари создали свои собственные мирские и духовные идеалы, иллюстрируемые турнирами и изысканными развлечениями, которые восхваляли в песнях и поэзии трубадуры и миннезингеры. Парные танцы рыцарей отражали аристократические понятия об изысканной любви.
Хороводы крестьян исполняли людьми, становившимися в круг или линию. Чаще всего они при танце держались за руки и параллельно напевали. Обычно круговой групповой танец характеризовался сильным уклоном в пантомиму и неприкрытыми выражениями радости и страсти. В то время, как групповые крестьянские танцы в кругу почти всегда исполнялись под пение их участников, танцам рыцарей обычно аккомпанировала инструментальная игра, особенно на скрипке. А если при этом и было пение, то исполнялось оно зрителями, а не самыми рыцарями.
Франция установила моду в придворных танцах во время последнего Средневековья. Однако, с наступлением Ренессанса центром новых разработок в танце стала Италия. Ренессанс принес существенное смешивание социальных классов, новые способы заработка (в результате чего зародились новые классы), а также привело к большей толерантности к мирским удовольствиям и оценке человеческого тела. Данный период считается одним из самых благотворных для танцев в истории.
Начали повсеместно распространяться новые массовые торжества и празднества. Странствующие жонглеры Средневековья стали весьма уважаемыми и зачастую рассматривались как мастера танца. Их начали использовать в качестве инструкторов для дворян, которые давали уроки не только танцев, но и этикета, манер и поведения. Они стали ответственными за планирование и реализацию захватывающих празднеств, которые проводили итальянцы. Социальный престиж этой профессии, которая начала развиваться буквально недавно, постоянно рос.
Некоторые из этих мастеров танца были весьма учеными людьми, а их трактаты не оставляют сомнений относительно их академических стремлений. Многие из них были евреями, ведущими свою родословную от Klesmorim, группы средневековых еврейских артистов. Первым мастером танца, имя которого сохранилось в истории, был Доменико да Пьяченца, который в 1416 издал первое европейское танцевальное руководство танца De arte saltandi et choreas ducendi («Искусство танцев и управлениями хорами»). Его ученик, дворянин Антонио Корнасано стал очень уважаемым личным учителем принцев, придворным поэтом и мастером танца миланской семьи Сфорца, под патронатом которой он приблизительно в 1460 он издал Libro dell’arte del danzare («Книга искусства танца»). В подобных книгах на самом деле можно было найти довольно записей малого о фактических танцевальных шагах и мелодиях, под которые они исполнялись. Скорее они описывали работы, которые были изобретены самими хореографами, использующими шаги от различных социальных танцев.
Во Франции многочисленные формы танца были развиты от «бранля» — танца-хоровода крестьянского происхождения, который стал модным при дворе. Одним из наиболее часто упоминаемых танцев 15-го века был «мориска» — романтизированная версия танцев мавританской Испании. Он были впервые упомянут в 1446 богемным путешественником, который посетил испанский Бургос. Позже, в Португалии, он столкнулся с подобными формами танца. Иногда также обыгрывались религиозные мотивы легендарной борьбы между Карлом Великим и тюркскими захватчиком Тимуром.
От таких групповых танцев как бранль, мориска и т. д. впоследствии развился балет. Придворные развлечения повсюду по Савойе и северной Италии стали включать в себя роскошные спектакли с мифологическим, символическим или аллегорическим содержанием. Он становились все более и более популярными. Однако, на этой ранней сцене практически не было различий между пантомимой и танцами. Известным примером этих спектаклей является представление истории Ясона и золотого руна в постановке Филипа Гуда в Бургундии в 1430 году. Этот же балет во время ужина был поставлен на свадьбе герцога Миланского в 1489 году.
В тюдоровской Англии начала 16-го века существовали подобные театрализованные представления, в которых участники одевались «на итальянский манер». Как и итальянский, английский театр масок предлагал почти неограниченный выбор новых зрелищ: от простого танца в масках до самого тщательно продуманного зрелища с песнями, декламациями и пантомимами. Что касается фактических танцев, то книга Роберта Копленда Maner of Dauncynge of Bace Daunces after the Use of Fraunce, изданная в 1521 году как приложение к французской грамматике, не оставляет сомнений, что английское высшее сословие того периода было полностью знакомо с континентальными танцами. Но в то время как дворянство предпочитало медленные и степенные танцы, которые исполнялись элегантно и были смоделированы по французским придворным стандартам, крестьяне продолжали свои неистовые танцы в Англии так, как они это делали в течение многих веков.
В Англии в конце 16-го века королева Елизавета I способствовала дальнейшему развитию танцев. Она сама была квалифицированным практиком гальярда и вольта и любила следить за английским контрдансом — линейными или круговыми танцами древнего происхождения, которые непрерывно совершенствовались. Эти танцы, по-видимому, обеспечили непрерывное вливание новой струи в придворные танцы. Дворяне соперничали друг с другом в исполнении джига — бодрого и быстрого «народного» танца, сопровождаемого песнями. Танцевальные школы повсеместно процветали в Лондоне, оказав значительное содействие возникновению репутации «танцующих англичан».
Другой чрезвычайно существенный вклад в танец был обеспечен Испанией, которая в конце 16 и начале 17 века переживала культурный Ренессанс. Это был «Золотой Век» Сервантеса в литературе, Лопе де Веги и Педро Кальдерона де ла Барки в театре, Эль Греко и Диего Веласкеса в живописи. С ростом Испанской империи в Америке в Европе начали появляться танцы афроамериканского происхождения. К примеру, сарабанда и чакона были привезены из Центральной Америки в 1600-х годах. Оба танца считали откровенно непристойными, поскольку в них были неприкрытые намеки на половой контакт. Они стали чрезвычайно популярными в гаванях Андалусии, где в итоге они были «смягчены» под более закрепощенную в то время Европу. Оттуда они пересекли Пиренеи и были интегрированы в канонические французские придворные танцы.
Другими танцами, привезенными из-за границы, которые сыграли главные роли в формировании национальных танцев Испании, стали канари африканского происхождения, который породил аагонскую хоту, а также сегидилья, которая произошла от сарабанды. Пришедшая от темнокожих кубинцев чика нашла свое отражение в фанданго, а танец фламенко андалузских цыган сохранил свое мавританское наследие даже в 20 веке. Можно предположить, что этот обмен танцами не был односторонним движением, а европейские завоеватели и колонисты так же влияли на танцевальные привычки людей в других странах.
Рубрики
В нашем клубе проводится обучение: