Вариации Века
Вариации Века
танцевально-спортивный клуб
Школа спортивных танцев Вариации Века
мкр. Железнодорожный г. Балашиха
г. Москва
Индийский классический танец, или Шастрия Нритья, является обобщающим термином для обозначения различных региональных традиций индийского классического танца, уходящих корнями преимущественно в индуистский музыкальный театр, теорию и практику которого можно проследить по санскритскому тексту Натья Шастра. Количество стилей индийского классического танца варьируется от шести до восьми-двенадцати или более, в зависимости от источник и ученый; главная организация по сохранению индийского искусства, Академия Сангит Натак признает восемь: Бхаратанатьям, Катхак, Кучипуди, Одисси, Катхакали, Саттрия, Манипури и Мохинияттам. Кроме того, Министерство культуры Индии включает Чхау в свой список, признавая всего девять стилей. Такие ученые, как Дрид Уильямс, добавляют к списку Чхау, Якшагану и Бхагавату Мелу. Каждая танцевальная традиция берет свое начало в другом штате и / или регионе Индии; например, Бхаратанатьям родом из Тамилнада на юге Индии, Одисси - из штата Одиша на восточном побережье, а Манипури - из северо-восточного штата Манипур. Музыка, связанная с этими различными танцевальными представлениями, состоит из множества композиций на хинди, малаялам, Мейтей (Манипури), санскрит, тамильский, одиа, телугу и многие другие языки индийского субконтинента; они представляют единство основных идей и разнообразие стилей, костюмов и самовыражения.
Индийские классические танцы зародились в Индии около 200 г. до н.э. как радостное и праздничное занятие, часто посвященное индуистским божествам. Многие представления поставлены с целью пересказа историй о богах и других исторических свидетельств. Все стили индийского классического танца яркие, выразительные и духовные. Танцевальные представления обычно проходят на фестивалях, в университетах, на различных культурных мероприятиях и многом другом. Танцоры, исполняющие эти стили, обычно профессионалы, посвятившие годы изучению и практике соответствующего стиля индийского классического танца. Во время выступлений танцоры двигаются в такт исполняемой песне или музыке; в некоторых стилях, таких как катхак, иногда на лодыжках надевают колокольчики для дополнительного ритмического эффекта при топании ногами. Танцор берет на себя роль персонажа, которого он изображает в спектакле, при этом композиция специфична, и становится эмоционально связанным с историей и аудиторией.
Когда танцоры исполняют классические индийские танцы, они носят традиционную одежду, включая сари, ленги и курты. Обычно женщины являются главными исполнительницами индийских классических танцев, хотя мужчины не отсутствуют в традиции. Женский костюм обычно состоит из длинного, красочного платья ручной работы (надевается без обуви) с замысловато вышитым рисунком (узорами) и бисероплетением. В качестве аксессуаров используются богато украшенные украшения, такие как ожерелья, кольца, серьги, кольца в носу, браслеты и щиколотки, иногда с прикрепленными колокольчиками, которые звенят каждый раз, когда танцор притопывает ногой в такт. Костюм также включает головной убор или какую-либо форму шарфа, в зависимости от стиля. Женщины обычно наносят значительное количество макияжа на лицо не только для того, чтобы быть заметными со стороны зрителей, но и для того, чтобы полностью воплотить свой характер.
Натья Шастра - основополагающий трактат по классическим танцам Индии, и этот текст приписывается древнему ученому Бхарате Муни. Его первый полный сборник датируется между 200 годом до н.э. и 200 годом н.э., но оценки варьируются от 500 года до н.э. до 500 года н.э. Наиболее изученная версия текста Натья Шастры состоит примерно из 6000 стихов, структурированных в 36 глав.
Текст, утверждает Наталья Лидова, описывает теорию танца мандава (Шива), теорию расы, бхавы, экспрессии, жестов, актерских техник, основных шагов, поз стоя – все это является частью индийских классических танцев. Танец и исполнительское искусство, говорится в этом древнем тексте, являются формой выражения духовных идей, добродетелей и сути Священных Писаний.
Хотя Натья Шастра является почитаемым древним текстом в индуистской традиции, существует множество других древних и средневековых текстов на санскрите, связанных с танцевальной драмой, которые далее обсуждают и расширяют классический репертуар исполнительского искусства, таких как Абхиная Дарпана, Абхинава Бхарати, Натья Дарпана, Бхава Пракаша и многие другие. Термин "классический" (санскрит: "Шастрия") обозначает древнеиндийское исполнительское искусство, основанное на шастрах.
Текст Натья Шастры описывает религиозные искусства как форму марги, или "духовного традиционного пути", который освобождает душу, в то время как народное развлечение называется дези, или "региональная популярная практика".
Индийские классические танцы традиционно исполняются как выразительная драматически-танцевальная форма религиозного исполнительского искусства, связанная с вайшнавизмом, шиваизмом, шактизмом, общеиндуистскими эпосами и ведической литературой, или народным развлечением, включающим рассказы на санскрите или пьесы на региональных языках. Как религиозное искусство, они исполняются либо внутри святилища индуистского храма, либо рядом с ним. Народные развлечения также могут проводиться на территории храма или любой ярмарочной площади, как правило, в сельской местности, бродячими труппами артистов; в качестве альтернативы, они исполнялись в залах королевских дворов или на общественных площадях во время фестивалей.
Однако это не относится к Катхаку, Манипури и Чхау, поскольку в нем есть своя уникальность. Катхак также может исполняться во дворах мечетей и иметь мусульманские элементы, в то время как у Манипури был жанр huyen langlon, который фокусируется на бою.
Как и в манипури, в Чхау также были элементы боя.
В Натья-Шастре упоминаются четыре Правритти (традиции, жанры) древней танцевальной драмы, которые были в моде на момент ее создания – Аванти (Удджайн, центральная часть), Дакшинатья (юг), Панчали (север, запад) и Одра-Магадхи (восток).
Источники различаются в своем списке форм индийского классического танца. Британская энциклопедия упоминает шесть танцев. Академия Сангит Натак признала восемь индийских танцев. Министерство культуры правительства Индии включает девять танцевальных форм. Такие ученые, как Дрид Уильямс и другие, включают Якшагану и Бхагавату Мелу в список девяти классических индийских танцев Академии Сангит Натак.
Формы классического танца, признанные Академией Сангит Натак и Министерством культуры, следующие:
Восемь классических танцев, признанных Академией Сангит Натак и Министерством культуры
Другие танцы также признаны Министерством культуры
Чхау, из Восточная Индия (Одиша, Джаркханд и Западная Бенгалия)
Все основные формы классического индийского танца включают в репертуар три категории исполнения в Натья Шастре. Это Нритта, Нритья и Натья:
Исполнение Нритты - это абстрактный, быстрый и ритмичный аспект танца. Зрителю представлено чистое движение, в котором акцент делается на красоту движения, формы, скорости, диапазона и рисунка. Эта часть репертуара не имеет интерпретирующего аспекта, не рассказывает историю. Это техническое представление, цель которого - задействовать чувства (Пракрити) аудитории.
Нритья - это более медленный и выразительный аспект танца, который пытается передать чувства, сюжетную линию, особенно с духовными темами в индуистских танцевальных традициях. В Нритье действие в танце расширяется и включает безмолвное выражение слов с помощью жестов и движений тела в соответствии с музыкальными нотами. Актер излагает легенду или духовное послание. Эта часть репертуара - нечто большее, чем чувственное наслаждение, она направлена на вовлечение эмоций и разума зрителя.
Натьям - это пьеса, обычно командное выступление, но может разыгрываться сольным исполнителем, где танцор использует определенные стандартизированные движения тела, чтобы указать на нового персонажа в основной истории. Натья включает в себя элементы Нритьи.[44][48][49]
Все классические танцы Индии использовали схожую символику и правила жестов в абхинае (актерском мастерстве). Корни абхиная находятся в тексте Натьяшастры, который определяет драму в стихе 6.10 как то, что эстетически вызывает радость у зрителя посредством актерского искусства общения, которое помогает соединить и перенести человека в сверхчувственное внутреннее состояние бытия. Перформансное искусство, утверждает Натьяшастра, соединяет артистов и публику через абхиная (буквально "донесение до зрителей"), то есть применение тела, речи, разума и сцены, в которой актеры общаются с аудиторией посредством песни и музыки. Драма в этом древнем санскритском тексте - это искусство задействовать все аспекты жизни, прославлять и дарить состояние радостного сознания.
Общение с помощью символов осуществляется в форме выразительных жестов (мудр или хаст) и пантомимы под музыку. Жесты и мимика передают рас (чувство, эмоциональный вкус) и бхава (настроение), лежащие в основе сюжета. В индуистских классических танцах артист успешно выражает духовные идеи, уделяя внимание четырем аспектам исполнения:
Рубрики
В нашем клубе проводится обучение: