Школа спортивных танцев в г. Москва и г. Балашиха мкр. Железнодорожный

Великие танцоры: Хорхе Донн

Хорхе Донн родился 25 февраля 1947 года в Буэнос Айресе. Свое увлечение начал рано - в 4 или 5 лет, затем учился в школе танца при театре "Колон" (Буэнос Айрес). Его преподавательницей была  знаменитая Мария Фукс.

В 1963 году специально приехал в Брюссель, чтобы поступить в компанию Мориса Бежара, и вскоре стал в ней ведущим танцором. В 1979 году впервые исполнил "Болеро" - балет, изначально поставленный для женщины. Всем запомнилось его исполнение этого танца в фильме "Одни и другие" (Les uns et les autres) режиссера Клода Лелуша.В некоторых странах фильм так и назывался - "Болеро".

Многие балеты Бежар создал специально для него: "Бхакти" (1968), "Нижинский, клоун божий" (1971), "Голестан, или Сад роз" (1973), "Что говорит мне любовь" (1974), "Наш Фауст" (1975), "Леда" (1978), "Адажиетто" (1981) и другие.
С 1976 года Хорхе Донн был также художественным директором "Балета XX века" Мориса Бежара, а в 1988-м создал свою компанию - "Европейский балет" (L'Europa Ballet), но она просуществовала недолго.
В 1989 году был номинантом фонда Konex как один из лучших танцовщиков.
Умер от СПИДа 30 ноября 1992 года в Лозанне.

Великие танцоры: Хорхе Донн

Великий танцовщик Хорхе Донн не раз становился вдохновителем хореографических шедевров – он стал своего рода символом «свободного», «современного» танца, «НЕ-классического» (в котором легенда, как известно, Нуриев).Многие хореографы посвятили ему свои работы: Морис Бежар ("Балет ради жизни", или "Дом священника нисколько не утратил своего очарования, а сад - своей роскоши"), Дени Ганьо ("Танго... роза для Хорхе Донна") (оба балета были показаны в России), Каролин Карлсон ("Посвящение Хорхе Донну"), Грация Галанте ("Предаваясь грезам").

Первый спектакль, о котором хотелось бы сказать - "Танго... Роза для Хорхе Донна", посвященный Донну, был показан в Москве Миланской труппой в постановке Дени Ганьо. По словам постановщика, свой балет он задумал как рассказ о "лунной душе Хорхе Донна и его солнечной энергии".
Спектакль целиком построен в стиле танго - аргентинского, с родины Хорхе, танго - и «Солнечной энергии» Донна постановщик посвящает первую часть представления. Вторая же часть, о "лунной душе", отсылает зрителя к компиляциям из бежаровских барочных балетов, из бежаровского периода жизни Донна.
В финале появлялось Болеро. Именно так, с большой буквы, как отдельный, самостоятельный персонаж. Над головой Дени Ганьо, исполнителя заглавной партии, проносят и накрывают его, как бы погребая, красной материей; остаются видны только радостно-печальные, по-детски широко раскрытые глаза артиста, которые устремлены вверх. Это глаза того самого «ребенка-клоуна», как однажды назвал Донна Бежар перед его самым первым выходом на балетную арену, которая со временем, на вершине славы, вознесет его на недосягаемую высоту красного помоста «Болеро». В финале – вместо фигуры Гане – в центре круга белела роза. Ей, этой розе, по очереди выходили кланяться все участники спектакля. Под нарастающее напряжение ритма «Болеро». Помпезная, пафосная и по-своему жестокая находка для финала, от которой захватило дух…

Но имя Донна связано прежде всего с именем хореографа с мировой славой - Мориса Бежара. Хорхе Донн, умерший от СПИДа, остается для нас не просто танцовщиком-легендой XX века, а первым и незаменимым исполнителем труппы Мориса Бежара. Балет Мориса Бежара, поставленный в память о Донне, называется «Дом священника». Он записан на видео, он триумфально прошествовал по многих городам мира – в том числе его видела и Москва в исполнении труппы Мориса Бежара Bejart Ballet Lausanne. Но имя Донна связано прежде всего с именем хореографа с мировой славой - Мориса Бежара. Хорхе Донн, умерший от СПИДа, остается для нас не просто танцовщиком-легендой XX века, а первым и незаменимым исполнителем труппы Мориса Бежара.Балет Мориса Бежара, поставленный в память о Донне, называется «Дом священника». Он записан на видео, он триумфально прошествовал по многих городам мира – в том числе его видела и Москва в исполнении труппы Мориса Бежара Bejart Ballet Lausanne.

Великие танцоры: Хорхе Донн

На создание балета хореографа вдохновили образы ушедших из жизни столь много значившего для него Хорхе Донна и Фредди Меркьюри. Спектакль посвящен всем умершим от СПИДа, но, как заметил Бежар, "если бы я сам не сказал, что это балет о смерти, зрители бы этого не заметили. Балет наполнен радостью, а не тоской и пессимизмом: несмотря на трагедию жизнь продолжается". В спектакле помимо Моцарта звучит музыка и голос Фредди Меркьюри, а костюмы сделаны по эскизам погибшего друга Мориса Бежара -Джанни Версаче: аскетизм цвета, богатство форм; кинофрагменты сжигающего себя Хорхе Донна в роли Нижинского, божьего клоуна…

Эпиграфом к балету служат слова самого Хорхе Донна: "Нас просили любить, а не воевать – так почему же мы любим и умираем?"
…Их союз - творческий, дружеский, любовный - длился почти двадцать восемь лет. Все началось в 1963 году, когда Хорхе Донн, заняв у своего дяди денег на палубный билет на пароход, прибыл во Францию. Бархатным голосом Донн спросил у Бежара, не найдется ли для него место в труппе:
- Лето кончилось, начинается сезон. Вот я и подумал...
Место нашлось, и вскоре этот юный красавец стал самой яркой звездой не только бежаровской труппы, но и мирового балета. А завершилось все 30 ноября 1992 года в одной из клиник Лозанны, где Хорхе Донн умер от СПИДа.Бежар потом скажет, что у него было только два человека, которых он любил больше всего в жизни, - это его отец и Хорхе Донн. "Что у меня было до того, как я встретил Донна? - вспоминает Бежар. - Я поставил три балета, которые мне важны и сегодня: "Симфонию для одного человека", "Весну священную" и "Болеро". Без Донна я бы никогда не сочинил... Этот список будет слишком длинным".

Донн умер, когда Бежар сжимал его руку в своей. "Поздно ночью, покопавшись в куче сваленных за телевизором видеокассет с записями моих старых балетов, я смотрел, как танцует Донн. Я видел, как он танцует, то есть живет. И снова он преображал мои балеты в свою собственную плоть, плоть пульсирующую, движущуюся, текучую, каждый вечер новую и бесконечно изобретаемую заново.
Мне нравится утверждать, что у каждого из нас несколько дат рождения. Я знаю также, хотя заявляю об этом реже, что дат смерти тоже несколько. Я умер в семь лет в Марселе (когда умерла мать), я умер подле своего отца в автомобильной аварии, я умер совсем недавно, в одной из палат лозаннской клиники".

Теперь уже нет и самого великого Мориса Бежара..но жизнь и танец продолжается,несмотря ни на что..


Рубрики


Вариации Века логотип