Вариации Века
Вариации Века
танцевально-спортивный клуб
Школа спортивных танцев Вариации Века
мкр. Железнодорожный г. Балашиха
г. Москва
Остров Гаити, две трети (восточную часть) которого в настоящее время занимает Доминиканская Республика, а одну треть — Республика Гаити, имеет довольно бурную историю, которая нашла свое отражение в культуре 21-го века. Христофор Колумб высадился на Эспаньоле (испанское название острова на то время) в 1492 году. Аравакские племена таино, которые обитали на острове, попытались оказать сопротивление испанскому вторжению, но вскоре были полностью покорены.
Первым постоянным европейским поселением в Новом Свете был испанский Санто-Доминго (1496), который стал столицей Доминиканской Республики. На острове были построены множество шахт и плантаций, где использовался рабский труд. В 1697 году французам была отданы западная треть острова, на которой было множество сахарных плантаций. Элита на острове по-прежнему старалась придерживаться своего испанского происхождения, но большая часть населения была африканского или смешанного происхождения. Поэтому в Доминиканской республике одним из наиболее популярных был доминиканский танец Бейл де Пало («танец длинных барабанов») африканского происхождения, который основан на ритуалах смерти, в которых дух умершего провожали в последний путь с помощью танца.
В Гаити же сохраняется обилие религий, которые изначально появились в Африке. После революции на Гаити (1791-1804) эти религии были объединены под общим название вуду. Трансцендентность в танце, в том числе трансовые состояния, в которые впадали танцоры, был способом найти какую-то отдушину и и снять напряжение в жизни людей, которые существовали в нищенских условиях. С времен рабства и до современных дней из-а постоянной нищеты и политической нестабильности в стране, гаитянцы находили смысл жизни в танцах, которые помогали им забыть о повседневности.
Поэтому в Гаити более всего популярны такие вудуистские танцы, как рада, конго, петво и т.п., а также народные танцы подобные аффранчи («освобождение рабов») и церемониальные танцы рара. Наследие европейской танца сохраняется в таких танцах, как менуэт Конго и контрданс.
Обе страны объединяет один национальный танец: меренг в Гаити и меренге в Доминиканской Республике. Этот танец возник во время гаитянской оккупации Доминиканской Республики (1822-44). После того, как страна освободилась из-под гнета Гаити, доминиканские музыканты дистанцировались от гаитянских корней, увеличив темп меренге. На то время, как и другие парные танцы с непосредственным плотным контактом танцоров, меренге клеймили как непристойный танец и людей наказывали, если их ловили на том, что те танцуют меренге. Меренге пережил всплеск популярности с 1916 по 1924 годы во время американской оккупации, когда-доминиканцы воспринимали меренге как символ гордости и национальной самобытности.
Глубоко связанный с традиционной гаитянской музыкой, танец в Гаити буквально переполнен духом сообщности, эмоциями и историей островной страны. Несмотря на культурные стереотипы (большинство людей в мире полагает, что танец в Гаити используется только для религиозных или духовных ритуалов), пляски в этой стране фигурируют в жизни буквально каждого человека.
Биение барабана резонирует с душой народа Гаити, и это находит свое выражение через движение. Корни гаитянского танца лежат в Африке. С помощью гаитянского танца рассказываются истории о важных событиях, вызываются духи, а также танец способствует общению среди людей.
Этот стиль танца родился именно на Гаити, и он носит название стиля музыки, под которую исполняется. Танец исполняется в быстром темпе под аккомпанемент гитар, саксофонов и синтезаторов. Он немного похож на танец меренге, но исполняется в более медленном темпе. Компас можно танцевать как в паре, так и соло, а некоторые люди описывают его как гаитянскую версию сальсы.
Танцы на фестивалях
Фестиваль Рара — ежегодный праздник, который отмечается первым днем Великого поста и Пасхой. Рара уникален тем, что он сочетает в себе традиционную музыку с культурными гаитянскими танцами, а иногда эти танцы переплетаются с выражениями политического протеста. Фестиваль, как правило, закрывается выступлением ведущего танцора, который исполняет традиционный танец, а также салютом.
Когда африканцев привозили на карибский остров Гаити в качестве рабов, они приносили с собой свои ритуалы и культурные традиции. Песни и танцы из разных частей Африки, из разных африканских культур и этнических групп пересеклись на Гаити и слились воедино, создав при этом новое, гаитянское искусство. Некоторые из старых традиций, песен и танцев происходят в основном из Конго и Дагомеи, но они со временем развивались и смешивались с элементами гаитянских коренных индейских (аравакских) традиций, а также обычаев французов, которые оккупировали Гаити.
Как и на соседнем острове Куба, африканцы, которые начали новую жизнь на на новой земле и с новыми правилами, пытались сохранить свои верования, обычаи, а также священные и социальные формы искусства в условиях полного угнетения. Важные религиозные традиции, связанные с танцем и музыкой, передавались из поколения в поколение, и так продолжается по сей день. Богам и богиням, которых в вудуистской религии называют Лоа, танцоры зачастую посвящают свои выступления, особенно во время религиозных церемоний.
Афро-гаитянский танец сильно повлиял на современный мир танца, в значительной степени благодаря исследованиям Кэтрин Данхэм. Данхэм была просто очарована Гаити в 1930 году, когда она приехала туда в качестве танцовщицы и антрополога для изучения культуры, истории и танцев страны. Данхэм, в свою очередь, покорила сердца гаитян тем, что начала исполнять коренные танцы этой страны.
«Фольклоризация» гаитянского танца позволила как религиозным, так и социальным танцам Гаити стать известными по всему миру.
Французские придворные танцы, такие как кадриль, стали на Гаити социальными танцами, здесь они были дополнены движениями туловища, таза и ног, а также ритмичными африканскими мелодиями.
В начале 21 века стал популярным танец «пляска Конго», в котором прекрасно видно сочетание французского и африканского влияния на карибском острове. Танец был назван в честь народа в Западной Африке, и в нем обычно одевают наряды красно-белого цвета, которые считаются национальными цветами Конго. Фактическое значение этого танца было утеряно, но считается, что в Конго это был изначально ритуальный танец, который был затем преобразован в социальный.
Полную страсти историю народа острова Гаити нельзя рассказывать, не упомянув о гаитянском танце вуду. Часто люди задают вопрос: на что же похож на самом деле гаитянский танец. Чтобы получить ответ на этот вопрос, для начала нужно ознакомиться с западноафриканскими формами танца в сопровождении барабанов «джембе». Без понимания этой формы искусства, история танцев Гаити была бы неполной.
Гаитянский танец является уникальным по причине слияния в нем разнородных африканских стилей и культурных традиций. Множество различных африканских этнических групп пересеклись на острове Эспаньол (который теперь известен как Гаити и Доминиканская Республика), когда их привезли в качестве рабов французы несколько веков назад.
Древние традиции, песни и танцы (которые вели свое происхождение в основном из Конго и Дагомеи) развивилась и смешивались с культурой «аравака» (коренного индейского населения Гаити) и французской культурой. В итоге сформировался совершенно новый танец, который стал воплощением культуры Гаити. Создание религии вуду также является одним из важнейших факторов, которые повлияли на гаитянскую культуру танца. Танцевальные ритуалы возникли в качестве попытки сохранить священную и социальную формы искусства, обычаи и верования, в условиях угнетения и эксплуатирования.
Восхваление и приношения богам и богиням (Л’ва), которые являются частью гаитянского верования вуду, стали танцевальными движениями. Гаитянский танец, который в какой-то степени похож на театральные постановки, очень многогранен. Но главная его черта — это эмоции. Специалисты утверждают, что гаитянский танец полон противоположностей: он может быть агрессивным и динамичным, а может — изящным и медленным. Даже у французских аристократов, которым когда-то принадлежал Гаити, возникли танцы, в которых явственно заметны типичные гаитянские энергичные движения туловища, таза и ног, а также африканские ритмы.
Во всем этом разнообразии танца обязательно присутствует барабан в качестве аккомпанемента. Его гипнотический ритм буквально погружает танцующих в транс и ведет за собой. Каждое движение танца обязательно следует ритму барабанов. Как утверждают коренные жители Гаити, научиться настоящему танцу можно только тогда, когда человек позволит своему телу расслабиться и следовать ритму барабана. Каждый танец на Гаити состоит из определенных движений, которые уходят корнями в многовековые ритуальные и культурные традиции. Туристы, которые решили попробовать что такое танцы Гаити, утверждают, что невероятное разнообразие танцевальных движений облегчает высвобождение эмоций танцоров, а также, подобно танцам Гоа, очищает разум.
Танец янвалу, который обычно связывают с гаитянским вуду, на самом деле возник в Бенине, Западная Африка. В Гаити янвалу выполняется в группе подобно молитве. Этим танцем призывают богов, а танцоры часто во время янвалу часто теряют сознание и входят в состояние транса. Движения танца зачастую включают в себя дикие раскачивания из стороны в сторону.
Источник Википедия и 4dancing.ru
Рубрики
В нашем клубе проводится обучение: